Обжалование актов и решений налоговых органов

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 13:54, курсовая работа

Описание работы

За последние полтора года сложилась практика административного и судебного обжалования решений налогового органа по новым правилам, установленным Налоговым кодексом РФ. Насколько эффективным является сочетание этих двух механизмов для защиты интересов налогоплательщика и пойдет речь в данной работе, посвященной исследованию следующих вопросов: основания отмены решения ИФНС, досудебный порядок обжалования решений ИФНС, судебный порядок обжалования, актуальные изменения порядка обжалования решений ИФНС.

Работа содержит 1 файл

Содержание работы.docx

— 56.50 Кб (Скачать)

 

Постановление Президиума ВАС  РФ от 29.09.2010 N 4903/10 по делу N А40-51817/09-33-302

Решение налогового органа должно быть подписано лицом (руководителем (заместителем руководителя) налогового органа), которое рассматривало материалы  налоговой проверки.

Подписание (вынесение) решения  лицом, не принимавшим участия в  рассмотрении материалов налоговой  проверки и возражений налогоплательщика  на акт налоговой проверки влечет безусловную отмену такого решения, так как в противном случае нарушаются права общества, как участника  процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки: давать пояснения  относительно выводов проверяющих  и материалов налоговой проверки непосредственно лицу, которое вынесло  решение.

 

Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 04.05.2010 N А58-2965/09

Поскольку оспариваемое решение принято должностным лицом, которое не рассматривало материалы выездной налоговой проверки с участием налогоплательщика, то такое нарушение процедуры рассмотрения материалов могло привести к принятию неправомерного решения, что в соответствии с п. 14 ст. 101 НК РФ является основанием для признания его недействительным.

 

1.4. Существенные нарушения,  допущенные при рассмотрении  материалов налоговой проверки, могут повлечь не только отмену  решения по такой проверке, но  и решения об отказе в возмещении налога.

 

Постановление Президиума ВАС  РФ от 20.04.2010 N 162/10 по делу N А53-16885/2008

Налоговым органом были рассмотрены  материалы камеральной налоговой  проверки с учетом сведений, полученных в результате проведения дополнительных мероприятий налогового контроля, в  отсутствие представителя общества, не извещенного надлежащим образом  о времени и месте их рассмотрения. Что является основанием к безусловной отмене такого решения.

При этом согласно пункту 3 статьи 176 НК решение о возмещении или  об отказе в возмещении налога на добавленную  стоимость из бюджета принимается  одновременно с решением о привлечении  или об отказе в привлечении налогоплательщика  к налоговой ответственности  по результатам рассмотрения материалов камеральной проверки. Процедура  принятия решения о возмещении (об отказе возмещения) не является самостоятельной, а ставится в зависимость с  решением принятым по камеральной проверке.

Таким образом, не обеспечение  участия лица в рассмотрении материалов проверки влечет не только отмену решения  инспекции по проверке, но и признание  недействительным решение налогового органа об отказе в возмещении налога.

 

2. Иные нарушения процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки (то есть за исключением тех, которые отнесены к существенным) - могут являться основанием для отмены решения налогового органа, если только такие нарушения привели или могли привести к принятию налоговым органом неправомерного решения (абз. 3 п. 14 ст. 101 НК РФ).

 

Указанные нарушения являются «оценочными», то есть не влекут безусловную  отмену решения налогового органа при их наличии.

Рассмотрим судебную практику:

Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 27.07.2010 N 09АП-15820/2010 по делу N А40-160404/09-142-1321:

Под видом продления рассмотрения материалов проверки налоговый орган, по существу, провел дополнительные мероприятия  налогового контроля и сделал новые  выводы в отношении дополнительно представленных документов.

Неправомерное проведение налоговым  органом дополнительных мероприятий  налогового контроля повлекло сопутствующие  процессуальные нарушения, затрагивающие  права и законные интересы налогоплательщика.

Как следствие, налогоплательщик лишен возможности представить  возражения (объяснения), а также  не был приглашен на рассмотрение новых материалов налоговой проверки, собранных в результате дополнительных мероприятий налогового контроля. Решение  налогового органа подлежит отмене.

 

Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 20.07.2010 N 09АП-14655/2010 по делу N А40-10072/10-118-142

Налоговым органом нарушена процедура проведения дополнительных мероприятий налогового контроля (назначены  безосновательно) и сроки проведения проверки, что явилось основанием к отмене решения налогового органа.

 

Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 22.06.2009 N 09АП-8313/2009-АК по делу N А40-64458/08-87-258

Судом установлено, что оспариваемое решение налогового органа вынесено, в том числе на основании документов, полученных в ходе проведенных встречных  проверок, на которые имеется ссылка в решении, указанные документы  заявителю не представлялись, что  лишило его возможности в полной мере дать пояснения с учетом имеющихся документов.

Суд пришел к выводу, что  непредставление Обществу, в том  числе по его запросу, документов, полученных инспекцией в ходе проведенных  встречных проверок, на которые имеется  ссылка в решении, не может являться безусловным основанием в данном случае к отмене решения налогового органа, так как допущенные инспекцией нарушения не привели к принятию налоговым органом неправомерного решения, поскольку все материалы, полученные Инспекцией в ходе проведения дополнительных мероприятий налогового контроля, представлены в материалы дела.

Вывод суда - непредставление  налоговым органом заявителю  указанных документов не повлияло на реализацию Обществом своих прав по защите интересов, при том, что  заявитель не опроверг содержащиеся в данных документах сведения.

 

3.Несоблюдение должностными лицами налоговой инспекции положений пункта 6 статьи 100 и пункта 1 статьи 101 НК РФ на основании абзаца 3 пункта 14 статьи 101 НК РФ является основанием для отмены оспариваемого решения.

Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 13.09.2010 N А19-270/10

Налоговым кодексом РФ не предусмотрено  отложение проведение рассмотрение материалов налоговой проверки, вследствие объективной невозможности лица участвовать в такой процедуре  в назначенное налоговым органом время.

Однако, при рассмотрении дела суд пришел к выводу, что такое отложение может иметь место в целях обеспечения права лица на участие в рассмотрении материалов налоговой проверки.

Налогоплательщик предупредил  налогового инспектора по телефону об отсутствии возможности присутствовать при рассмотрении материалов выездной налоговой проверки в связи с  болезнью. Несмотря на это, материалы  проверки были рассмотрены в день, указанный в уведомлении, в отсутствие представителя налогоплательщика.

Суд сделал вывод о нарушении  налоговым органом п. 14 ст. 101 НК РФ, отклонив довод налогового органа о  том, что налоговый инспектор  не являлся лицом, уполномоченным на получение телефонограмм и принятие решений об отложении рассмотрения материалов проверки. Суд указал, что  телефон инспектора был указан в  уведомлении о вызове налогоплательщика  на рассмотрение материалов проверки; инспектор присутствовал при рассмотрении материалов проверки и мог донести информацию до уполномоченного лица. Вывод суда основан на выписке звонков с мобильного телефона налогоплательщика.

 

Заключение:

Подводя итог первой части данного раздела, необходимо сделать вывод, что с точки зрения осуществления процессуальных норм оформления результатов налоговых проверок и вынесения решения налогового органа о привлечении к налоговой ответственности, такие аспекты, как установление факта нарушения законодательства о налогах и сборах, обнаружение состава налогового правонарушения, определение оснований для привлечения лица к ответственности, установление обстоятельств, исключающих вину лица, а также отягчающих либо смягчающих  ответственность за совершение правонарушения, имеют очень важное значение для отмены данного решения после подачи апелляционной жалобы в орган, вынесший данное решение, в вышестоящий налоговый орган и судебный порядок обжалования, путем обращения в арбитражный суд, т.к неправомерно вынесенное решение не может быть принято к исполнению.

 

    1. Досудебный (административный) порядок обжалования.

Досудебное урегулирование налоговых споров – комплекс предусмотренных  законодательством Российской Федерации  о налогах и сборах, законодательством  Российской Федерации о рассмотрении обращений граждан и внутриведомственными актами мероприятий, осуществляемых должностными лицами налоговых органов в административном порядке, в целях урегулирования налогового спора.

Административное обжалование  представляет собой обжалование  решения без вмешательства органов  судебной системы РФ, может быть реализовано подачей жалобы в  налоговый орган, вынесший данное решение, либо в вышестоящий налоговый орган, в случае пропуска срока подачи в орган, который принял обжалуемое решение.

В деятельности налоговых органов появилось такое направление как налоговый аудит.

Внутриведомственный налоговый  аудит – это независимое экспертное рассмотрение специально уполномоченным специалистом налогового органа заявленных в установленном действующим  законодательством порядке возражений (разногласий) по акту налогового контроля,  заявлений и жалоб физических и юридических лиц на действия или бездействие налоговых органов; заявлений и жалоб физических и юридических лиц акты ненормативного характера налоговых органов,  связанные с применением законодательства Российской Федерации о налогах  и сборах, либо иных актов законодательства Российской Федерации, контроль за исполнением которых возложен на налоговые органы;

Основными задачами подразделений налогового аудита являются:

  • создание условий для реализации прав налогоплательщиков на рассмотрение их споров с налоговыми органами, заявлений и жалоб физических и юридических лиц на действия или бездействие налоговых органов Российской Федерации (должностных лиц налоговых органов Российской Федерации), а также на акты ненормативного характера налоговых органов Российской Федерации, связанные с применением законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, либо иных актов законодательства Российской Федерации, контроль за исполнением которых возложен на налоговые органы;
  • создание условий для реализации прав налогоплательщиков (налоговых агентов, плательщиков сборов) на рассмотрение их возражений (разногласий) по актам осуществленных мероприятий налогового контроля;
  • информирование налогоплательщиков по результатам рассмотрения их споров с налоговыми органами, заявлений и жалоб физических и юридических лиц на действия или бездействие налоговых органов Российской Федерации (должностных лиц налоговых органов Российской Федерации), а также на акты ненормативного характера налоговых органов Российской Федерации, связанные с применением законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, либо иных актов законодательства Российской Федерации, контроль за исполнением которых, возложен на налоговые органы;
  • анализ причин возникновения налоговых споров и принятие мер по их дальнейшему исключению;
  • создание условий для укрепления законности в деятельности налоговых органов, путем совершенствования их правоприменительной деятельности.

Основными функциями подразделений  налогового аудита являются:

  • рассмотрение заявлений и жалоб на акты ненормативного характера, действия (бездействие) нижестоящих территориальных налоговых органов, а также их должностных лиц по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, либо иных актов законодательства Российской Федерации, контроль за исполнением которых возложен на налоговые органы.
  • рассмотрение возражений (разногласий) налогоплательщиков (налоговых агентов, плательщиков сборов) по актам выездных налоговых проверок;
  • обобщение, анализ практики рассмотрения налоговых споров в досудебном порядке в нижестоящих налоговых органах и внесение в ФНС России предложений по ее совершенствованию;
  • осуществление сбора, систематизации, обработки и анализа информации, образующейся по итогам проведенного внутриведомственного налогового аудита в управлении ФНС России по соответствующему субъекту Российской Федерации, нижестоящих налоговых органах.
  • выявление типичных причин возникновения налоговых споров, рассматриваемых в досудебном порядке на уровне управления ФНС России по соответствующему субъекту Российской Федерации, и участие в принятии мер по их устранению, в том числе путем:
  • участия в работе по устранению несоответствий различных ведомственных разъяснений.

В настоящее время НК РФ предоставляет налогоплательщику  право дважды обратиться в вышестоящий  налоговый орган в порядке  административного обжалования  решения. Так, в течение 10 дней с момента  получения решения налогоплательщик может написать апелляционную жалобу.

Апелляционная жалоба на соответствующее  решение налогового органа подается в вынесший это решение налоговый  орган, который обязан в течение  трех дней со дня поступления указанной  жалобы направить ее со всеми материалами  в вышестоящий налоговый орган. По итогам рассмотрения апелляционной  жалобы на решение вышестоящий налоговый  орган вправе:

1) оставить решение налогового  органа без изменения, а жалобу - без удовлетворения;

2) отменить или изменить  решение налогового органа полностью  или в части и принять по  делу новое решение;

3) отменить решение налогового  органа и прекратить производство  по делу.

Обжалуемое решение о  привлечении или об отказе в привлечении  налогоплательщика к ответственности  вступает в силу со дня его утверждения  вышестоящим налоговым органом  полностью или в части.

Информация о работе Обжалование актов и решений налоговых органов