Налоговые правоотношения

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 15:22, реферат

Описание работы

Целью данного реферата является изучение понятия налогового правоотношения. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. установить, что такое правоотношение вообще применительно ко всем отраслям права;
2. дать определение объекту налогового правоотношения – налогу, перечислить основные его виды;

Содержание

Введение……………………………………………………………...…………3
Глава 1. Понятие и содержание налоговых правоотношений……………....4
Глава 2. Сущность и система налоговых правоотношений………………..6
Глава 3. Участники налоговых правоотношений………………………...…11
Заключение…………………………………………………………………….18
Библиография…………………………………………………………………19

Работа содержит 1 файл

налоговые правоотношения.docx

— 38.48 Кб (Скачать)

     С учетом вышеназванных теоретических  установок можно утверждать, что  теорию системного подхода можно  применять к построению налоговой  системы РФ.

     Во-первых, как уже было сказано, главным  интегрирующим фактором всех подразделений  организации является цель. Всех участников налоговых правоотношений объединяет единая цель - выполнение налогового законодательства.

     Во-вторых, в любой организации значительную роль играют связи, как в целой  системе, так и в подсистемах. Эти связи устанавливаются нормативными правовыми актами, при разработке которых учитывается единая концепция, то есть главная цель, ради которой  создается эта организация и  в соответствии с которой действуют  все подразделения, входящие в эту  организацию.

     В-третьих, следуя теории системного подхода, эффективность  функционирования организации обеспечивается соблюдением принципа иерархичности  структуры, централизованного управления всеми структурными подразделениями.

     На  данный момент в России фактически отсутствует налоговая система  в ее классическом понимании. Существующую организацию можно рассматривать  как систему налогов и сборов, которая представляет собой законодательно закрепленные виды налогов и сборов, их ставки, объекты налогообложения  и налогоплательщиков6. Что же касается других участников налоговых правоотношений, то их статус, организация и полномочия определены отдельными законодательными актами, порой не связанными между собой, а в отдельных случаях и противоречащими друг другу. Примером может служить регулирование статуса филиала (как плательщика или неплательщика налога на прибыль) акционерным законодательством и актами государственных налоговых органов.

     Характерен  пример коллизии норм таможенного и  налогового законодательства, когда  неясно, что же такое НДС по действующему законодательству - налог или таможенный платеж? На практике несовершенство понятийного  аппарата, двусмысленное толкование одних и тех же понятий приводит к двойному налогообложению, что  недопустимо.

     Таким образом, очевидно, что законодательная  деятельность - основной механизм, с  помощью которого возможно объединить всех участников налоговых правоотношений в налоговую систему, включающую в себя подсистемы:

  • налогоплательщиков (физических и юридических лиц);
  • налогов, сборов и пошлин (налоговое законодательство);
  • налоговых органов (органов Министерства РФ по налогам и сборам,
  • муниципальных налоговых органов и таможенных органов);
  • правоохранительных органов (органов Федеральной службы налоговой полиции, и других органов, осуществляющих борьбу с налоговыми правонарушениями, судов, адвокатуры);
  • кредитных организаций (банков, которые принимают и зачисляют налоговые платежи на счета соответствующих бюджетов)7.

     Только  осуществляя системный подход, можно  избежать противоречий в налоговом  законодательстве, дублирования функций  участников налоговых правоотношений и обеспечить координацию их деятельности. 
 

     Глава 3. Участники налоговых  правоотношений

     Налоговые органы и налогоплательщики являются участниками налоговых правоотношений.

     Налоговые органы - это единая система контроля за:

     1. соблюдением налогового законодательства РФ;

     2. правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и других обязательных платежей, установленных законодательством Российской Федерации;

     3. соблюдением валютного законодательства РФ, осуществляемого в пределах компетенции налоговых органов8.

     Действующее законодательство оперирует понятием "налоговые органы" в узком (собственном) и широком смысле слова. В первом случае под ними понимается единая централизованная система, состоящая  из Министерства РФ по налогам и  сборам и его территориальных  органов. Под налоговыми органами в  широком смысле слова в соответствии с НК РФ следует понимать Федеральную  Налоговую Службу России и ее территориальные  органы, а также государственные  органы, наделяемые полномочиями налоговых  органов.

     К последним Налоговый кодекс относит  таможенные органы и органы государственных  внебюджетных фондов.

     В случаях, когда законодательством  о налогах и сборах на органы государственных  внебюджетных фондов возложены обязанности  по налоговому контролю, эти органы пользуются правами и несут обязанности  налоговых органов, предусмотренные  Налоговым кодексом.

     ФНС РФ и его территориальные органы относятся к федеральным органам  исполнительной власти и представляют собой единую централизованную систему  налоговых органов с подотчетностью нижестоящих органов вышестоящим  органам.

     ФНС России занимает верхнюю ступень  в иерархической лестнице системы  налоговых органов и является звеном федерального уровня, осуществляя  возложенные на него функции и  полномочия непосредственно, а также  через свои территориальные органы.

     ФНС осуществляет функции по контролю и  надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью  исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, в случаях, предусмотренных  законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий  бюджет иных обязательных платежей, за производством и оборотом табачной продукции, а также функции агента валютного контроля в пределах компетенции  налоговых органов.

     Служба  является уполномоченным федеральным  органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических  лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, уполномоченным федеральным  органом исполнительной власти, обеспечивающим представление в делах о банкротстве  и в процедурах банкротства требований об уплате обязательных платежей и  требований Российской Федерации по денежным обязательствам. ФНС находится  в ведении Министерства финансов Российской Федерации.

     Участниками отношений, регулируемых законодательством  о налогах и сборах, являются: 1) организации и физические лица, признаваемые в соответствии с НК налогоплательщиками или плательщиками  сборов; 2) организации и физические лица, признаваемые в соответствии с НК налоговыми агентами; 3) налоговые  органы (федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и  надзору в области налогов  и сборов, и его территориальные  органы); 4) таможенные органы (федеральный  орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области таможенного дела, подчиненные ему таможенные органы РФ).

     Понятие организаций и физических лиц  установлено НК РФ: организации –  юридические лица, образованные в  соответствии с законодательством  РФ, а также иностранные юридические  лица, компании и другие корпоративные  образования, обладающие гражданской  правоспособностью, созданные в  соответствии с законодательством  иностранных государств, международные  организации, филиалы и представительства  указанных иностранных лиц и  международных организаций, созданные  на территории РФ; физические лица –  граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства; индивидуальные предприниматели – физические лица, зарегистрированные в установленном  порядке и осуществляющие предпринимательскую  деятельность без образования юридического лица, главы крестьянских (фермерских) хозяйств.

     Согласно  НК РФ налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с НК РФ возложены обязанности  по исчислению, удержанию у налогоплательщика  и перечислению налогов в бюджетную  систему РФ.

     Федеральная таможенная служба (ФТС России) является уполномоченным федеральным органом  исполнительной власти, осуществляющим в соответствии с законодательством  РФ функции по выработке государственной  политики и нормативному правовому  регулированию, контролю и надзору  в области таможенного дела, а  также функции агента валютного  контроля и специальные функции  по борьбе с контрабандой, иными  преступлениями и административными  правонарушениями.

     Также существуют межрегиональные инспекции  ФНС России, они занимают особое место в системе налоговых  органов, так как они работают также и с проблемными налогоплательщиками.

     Проблемные  налогоплательщики - это юридические  и физические лица из числа крупных  налогоплательщиков, в отношении  которых имеются подлежащие проверке совместно с правоохранительными  органами данные о возможном умышленном уклонении от уплаты налогов и  сборов путем полного или частичного сокрытия объектов налогообложения, получении  не контролируемых налоговыми органами (теневых) доходов, а также признаки иных противоправных действий, препятствующих полному и своевременному внесению в бюджет и внебюджетные фонды  соответствующих налоговых и  иных обязательных платежей. К числу  проблемных налогоплательщиков отнесены также предприятия и организации, занятые в сфере производства и реализации этилового спирта, спиртсодержащей, алкогольной и табачной продукции.

     Полномочия  межрегиональных инспекций ФНС  России утверждаются приказами ФНС  РФ. Деятельность органов основывается на Конституции РФ. Конституционные  положения занимают центральное  место в механизме правового  регулирования данного вопроса. "Конституция Российской Федерации  имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации". В частности, это означает, что все законы и  иные акты законодательства Российской Федерации не должны противоречить  Конституции РФ.

     Следующий уровень системы нормативных  правовых актов - это федеральные  законы: Налоговый кодекс РФ; Закон  РФ "О налоговых органах"; Федеральный  закон "Об основах государственной  службы Российской Федерации" от 31 июля 1995 г.; Федеральный закон "О государственной  защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов" и др.

     Налоговый контроль - это важнейшее направление  финансового контроля, представляющее собой деятельность обладающих соответствующей  компетенцией субъектов с использованием специальных форм и методов, нацеленная на создание совершенной системы налогообложения и достижения такого уровня исполнительности (налоговой дисциплины) среди налогоплательщиков и налоговых агентов, при котором исключаются нарушения налогового законодательства.

     В гл.14 "Налоговый контроль" Налогового кодекса РФ (ч.1) определены формы  проведения налогового контроля, состав и соответствующая компетенция  органов, его осуществляющих, виды проверок, процессуальный порядок осуществления  различных контрольных действий и производство по делам о нарушениях законодательства о налогах и  сборах. налоговый правоотношение экономический  безопасность.

     Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов посредством:

  • налоговых проверок (камеральные и выездные);
  • получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора;
  • проверки данных учета и отчетности;
  • осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли) и в других формах.

     Контролируемыми субъектами являются налогоплательщики, плательщики сборов и налоговые  агенты.

     Институт  налоговых агентов получил достаточно четкое нормативное регулирование  в части первой Налогового кодекса  Российской Федерации. Причем п.1 и 2 ст.24 "Налоговые агенты" НК РФ фактически не действовали до введения части  второй НК РФ (ст.5 Федерального закона от 31 июля 1998 г. N 147-ФЗ "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации").

     Налоговыми  агентами признаются лица, на которых  в соответствии с НК РФ возложены  обязанности по исчислению, удержанию  у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) налогов.. Из данного определения следует, что налоговыми агентами могут быть только физические и юридические лица, но не обособленные подразделения организаций. Этот вывод очень важен для проведения налогового контроля и привлечения к ответственности за налоговые правонарушения.

     Согласно  НК РФ налоговый агент признается самостоятельным субъектом налоговый  отношений. И хотя организация (индивидуальный предприниматель) может являться одновременно налогоплательщиком и налоговым  агентом, необходимо четко разделять  те правоотношения, в которых организация (индивидуальный предприниматель) выступает  как налогоплательщик, и в те, в которых она выступает как  налоговый агент. Налогоплательщиками (плательщиками сборов) признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с НК РФ возложена обязанность уплачивать налоги и (или) сборы.

     Главное и существенное отличие налогоплательщика  от налогового агента состоит в том, что на налогоплательщике лежит  обязанность уплачивать налоги и  сборы, а на налоговом агенте - исчислять  и удерживать у налогоплательщика  сумму налога, а также перечислять  удержанный налог в бюджет. Именно поэтому при толковании норм необходимо исходить из того, что положения  НК РФ о налогоплательщиках применяются  к налоговым агентам только при  наличии прямого указания об этом.

Информация о работе Налоговые правоотношения