Налоговые правоотношения

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 15:22, реферат

Описание работы

Целью данного реферата является изучение понятия налогового правоотношения. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. установить, что такое правоотношение вообще применительно ко всем отраслям права;
2. дать определение объекту налогового правоотношения – налогу, перечислить основные его виды;

Содержание

Введение……………………………………………………………...…………3
Глава 1. Понятие и содержание налоговых правоотношений……………....4
Глава 2. Сущность и система налоговых правоотношений………………..6
Глава 3. Участники налоговых правоотношений………………………...…11
Заключение…………………………………………………………………….18
Библиография…………………………………………………………………19

Работа содержит 1 файл

налоговые правоотношения.docx

— 38.48 Кб (Скачать)

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования 

РОССИЙСКАЯ  АКАДЕМИЯ ПРАВОСУДИЯ 
 
 
 

ФАКУЛЬТЕТ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ

ДЛЯ СУДЕБНОЙ СИСТЕМЫ

(ЮРИДИЧЕСКИЙ  ФАКУЛЬТЕТ) 
 
 
 
 
 
 
 
 

Р Е Ф Е Р А  Т 
 

по  дисциплине

«Налоговое право» 
 

НАЛОГОВЫЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ 
 
 
 
 

Выполнила:

Студентка 2 группы, 5 курса

очной формы  обучения

Семенова  И.А. 
 
 
 

Дата  представления работы:

«26»  октября, 2011г. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

МОСКВА

2011

     С О Д Е Р Ж А Н И Е 

Введение……………………………………………………………...…………3

Глава 1. Понятие и содержание налоговых  правоотношений……………....4

Глава 2. Сущность и система налоговых  правоотношений………………..6

Глава 3. Участники налоговых правоотношений………………………...…11

Заключение…………………………………………………………………….18

Библиография…………………………………………………………………19 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ВВЕДЕНИЕ

     Правоотношения  составляют основную сферу общественной цивилизованной жизни. Везде, где действует  право, его нормы, там постоянно  возникают, прекращаются или изменяются правоотношения.

     Целью данного реферата является изучение понятия налогового правоотношения. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

     1. установить, что такое правоотношение  вообще применительно ко всем  отраслям права;

     2. дать определение объекту налогового  правоотношения – налогу, перечислить  основные его виды;

     3. определить, что такое налоговая система и система налогообложения, и какое место они занимают в налоговом правоотношении;

     4. дать определение налоговому  правоотношению, установить его  особенности по сравнению с  правоотношением в других отраслях  права;

     5. определить состав и структуру  налогового правоотношения;

     6. установить участников налоговых  правоотношений в РФ.

     Объектом  исследования выступают налоговые  правоотношения.

     Предметом исследования являются нормы права, регулирующие общественные отношения, возникающие в процессе установления, введения, взимания налогов и сборов, осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых  органов и действий или бездействия  их должностных лиц и привлечения  к ответственности за нарушение  законодательства о налогах и  сборах, научные взгляды и теоретические  исследования налоговых правоотношений. 

       
 

     Глава 1. Понятие и содержание налоговых правоотношений

     Характеристика  налогового правоотношения дается в  НК РФ, в соответствии с которой  законодательство о налогах и  сборах регулирует властные отношения, складывающиеся в процессе установления, введения и взимания налогов и  сборов в Российской Федерации, а  также осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых  органов и действий (бездействия) их должностных лиц, привлечения  к ответственности за совершение налогового правонарушения.

     Налоговые правоотношения - это урегулированные  нормами налогового права общественные финансовые отношения, возникающие  по поводу взимания налогов с юридических  и физических лиц, других категорий  налогоплательщиков. Налоговое правоотношение является одной из центральных категорий  налогового права, отражающей его своеобразие  и место в правовой системе  Российской Федерации1.

     Основным  содержанием налогового правоотношения является обязанность налогоплательщика  внести в бюджетную систему или  внебюджетный государственный (местный) фонд денежную сумму в соответствии с установленными ставками и в  предусмотренные сроки, а обязанность компетентных органов - обеспечить уплату налогов.

     Наиболее  распространен в специальной  литературе взгляд на финансовые правоотношения как на общественные отношения, характеризующиеся  четырьмя специфическими признаками:

     1) возникают и развиваются в  сфере финансовой деятельности  государства и муниципальных  образований;

     2) одной из сторон всегда является  государство, уполномоченный государством  орган или муниципальное образование,  что придает этому правоотношению  властный характер;

     3) характеризуются публичным характером;

     4) являются имущественными, т.е. в  конечном счете, всегда возникают  по поводу денежных средств.

     Налоговые правоотношения обладают также индивидуальными  признаками, присущими только данным отношениям и позволяющие не только выявить их сущностные черты, но и  отграничить от смежных отношений.

     Налоговые правоотношения возникают, изменяются, прекращаются только на основе норм законодательства о налогах и сборах. Общественные отношения в сфере налогообложения могут возникать и существовать только в правовой форме, только на основе норм законодательства. Конституция РФ предусматривает обязанность уплачивать только законно установленные налоги и сборы. В этом заключается одно из существенных отличий налоговых правоотношений от частноправовых. Так, гражданско-правовые отношения могут возникать и при наличии оснований, прямо не предусмотренных гражданским законодательством, но не противоречащих ему. Кроме того, исторически гражданские правоотношения складывались фактически и лишь впоследствии признавались государством2.

     Также специфическим признаком налоговых правоотношений является их опора на существующую систему принципов налогового права, которые традиционно относятся к подотраслевым. Принципами налогового права в соответствии с НК РФ являются: всеобщность налогообложения, податное равенство, экономическая обоснованность налогов и сборов, конституционность налогообложения, законность установления налогов и сборов.

     Из  вышеперечисленного можно сделать  вывод о том, что налоговые  правоотношения являются одной из центральных  категорий налогового права, отражающие его своеобразие и место в  правовой системе Российской Федерации.

     Глава 2. Сущность и система  налоговых правоотношений

     Налоговое отношение представляет собой один из видов финансового правоотношения, поэтому ему присущи все признаки любого финансового отношения.

     Финансовые  правоотношения - это урегулированные  нормами финансового права общественные отношения, участники которых выступают  как носители юридических прав и  обязанностей, реализующие содержащиеся в этих нормах предписания по образованию, распределению и использованию  государственных и муниципальных  денежных фондов и доходов3.

     Закон РФ от 27 декабря 1991 г. "Об основах  налоговой системы в Российской Федерации" определил общие, наиболее существенные положения налогового права в едином нормативном акте, а именно: принципы построения налоговой  системы Российской Федерации и  ее содержание, т.е. перечень налогов, их классификацию, порядок установления налогов; обязанности и права  налогоплательщиков, их ответственность; полномочия налоговых органов и  их должностных лиц; обязанности  банков и их должностных лиц в  области налогообложения. Однако дальнейшее развитие налогового законодательства не обеспечило системного подхода к  проблеме налогов в Российской Федерации. Так, в первой части НК РФ вообще не упоминается понятие "налоговая  система", а все статьи Закона РФ "Об основах налоговой системы  в Российской Федерации", которые  давали определение налоговой системы, определяли ее структуру, т.е. закладывали  основы системного подхода к формированию сложной государственной структуры  как системы, в последующем были отменены.

     В процессе реализации налогового законодательства возникают правоотношения между  субъектами налогового права - организациями  и физическими лицами. В таких  правоотношениях участвуют налогоплательщики, налоговые органы, а также правоохранительные органы. Они являются носителями юридических прав и обязанностей в налоговых правоотношениях.

     Под налоговыми органами понимаются органы, участвующие в налоговых правоотношениях  и обеспечивающие взимание налогов  с налогоплательщиков. К налоговым  органам НК РФ относит только ФНС  РФ с ее территориальными подразделениями  в Российской Федерации и таможенные органы.

     Вместе  с тем, к системе государственных органов и сил, обеспечивающих экономическую безопасность Российской Федерации, отнесены Министерство РФ по налогам и сборам, Федеральная служба налоговой полиции, Государственный таможенный комитет, подразделения по борьбе с экономическими преступлениями Министерства внутренних дел и взаимодействующие с ними оперативные подразделения других правоохранительных органов РФ4.

     Кроме того, нельзя забывать о том, что  при определенных ситуациях участниками  налоговых правоотношений становятся судебные органы и адвокаты.

     Чтобы попытаться представить всех участников налоговых правоотношений как целостную  систему, необходимо вначале рассмотреть  некоторые общие теоретические  положения.

     Любая организация обычно рассматривается  как комплексная система с  рядом составляющих ее отдельных  подсистем. К таким подсистемам  обычно относят индивидуумы, формальную структуру, неформальную структуру, неформальную организацию, статусы и роли, а  также физическое окружение. Все  вместе они определяются как организационная  система.

     Сложность ее структуры выдвигает на первый план необходимость изучения взаимодействия подсистем. Соответственно этому центральным  методологическим понятием оказывается понятие "связи", или "связующие процессы". Выделяют три основных связующих процесса: "коммуникация", "равновесие", "принятие решения". Под коммуникацией обычно понимают метод, посредством которого в различных частях системы вызывается действие. Но коммуникация призвана не только побуждать к действию, но и быть средством контроля и координации. Система коммуникаций образует строение, конфигурацию организации. Равновесие как связующий процесс рассматривается в качестве механизма стабилизации организационного целого, его адаптации к изменяющимся условиям. Назначение этого механизма состоит также в "гармонизации" потребностей и установок индивидуумов с требованиями организации. Процесс принятия решений считается важнейшим средством регулирования и "стратегического руководства". В соответствии с этим и сама организация нередко трактуется как инструмент принятия решений.

     Главным интегрирующим фактором организации  обычно признается цель. При этом зачастую проводится различие между целями, поставленными перед данной организацией, и целями, присущими всем организациям как таковым. Последние цели считаются  обусловленными внутренними потребностями  роста и выживания.

     Таким образом, сущность "системного подхода" заключается в исследовании наиболее общих форм организации, которое  предполагает, прежде всего, изучение системы как целого, взаимодействия между частями, исследование процессов, связывающих части системы с  ее целями. Основными частями организационных  систем оказываются индивидуумы, формальные структуры, неформальные факторы, группы, групповые отношения, типы статусов и ролей в группах5. Связь между частями системы осуществляется посредством сложных комплексов взаимодействий, которые вызывают изменение поведения людей в организации. Основные части системы связаны определенными организационными формами, к которым в первую очередь относятся формальные и неформальные структуры, каналы коммуникации и процессы принятия решений. На этой основе достигается преодоление центробежных тенденций со стороны отдельных частей системы и направление всех ее составных частей к конечным целям организации.

Информация о работе Налоговые правоотношения