Налоговые органы

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 19:15, реферат

Описание работы

В условиях рыночных отношений налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики. От того, насколько правильно построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства. Именно налоговая система на сегодняшний день оказалась, пожалуй, главным предметом дискуссий о путях и методах реформирования, равно как и острой критики.

Содержание

ПЛАН:
Введение……………………………………………………….…………………..3
Становление и развитие налоговых органов в России……………5
Органы налогового контроля как субъекты налогового права…...9
Система, структура и функции налоговых органов, как субъектов налоговых правоотношений………………………………..……..15
Заключение……………………………………………………………………….26
Список использованной литературы…………………………………...………28

Работа содержит 1 файл

налоговые органы рф.doc

— 128.50 Кб (Скачать)

         - решает вопросы  международного сотрудничества.19

         Региональное звено  МНС РФ выполняет функции, присущие нижнему звену, а также ряд функций, присущих высшему звену, по организации, координации и контролю деятельности нижестоящих налоговых инспекций, обобщению практики.

         Налоговый кодекс РФ устанавливает способ осуществления  функций налоговых органов, с  одной стороны, путем реализации полномочий, под которыми понимаются права произвести какие-либо действия (ст. 31 и 34 Кодекса), и с другой - методом исполнения обязанностей ( ст. 32, 33, 34 Кодекса, а также соответствующие статьи федеральных законов, определяющих порядок организации и деятельности налоговых органов).

         Система налоговых  органов построена в соответствии с административным и национально-территориальным делением, принятым в Российской Федерации. Основным элементом в этой системе являются инспек-ции МНС РФ по районам, городам без районного деления и районам в городах. Второе звено включает в себя управления МНС РФ по субъектам РФ, и межрегиональные инспекции МНС РФ.

         Возглавляет систему  налоговых органов - Министерство Российской Федерации по налогам и сборам. 20

         Районные (городские) налоговые инспекции выполняют основную нагрузку по непосредственному контролю за исполнением налогового законодательства всеми физическими и юридическими лицами на обслуживаемой территории. В соответствии с Положения о Министерстве Российской Федерации по налогам и сборам они обеспечивают своевременный и полный учет плательщиков налогов, сборов и других обязательных платежей, правильность начисления платежей гражданам Российской Федерации, иностранным гражданам и лицам без гражданства, а также поступление этих платежей в бюджет; контролируют своевременность представления плательщиками бухгалтерских отчетов и балансов, налоговых расчетов, отчетов, деклараций и других документов, связанных с исчислением и уплатой платежей в бюджет, а также проверяют достоверность этих документов в части правильности определения прибыли, дохода, иных объектов обложения и исчисления налогов, сборов и иных обязательных платежей; производят осмотр, фиксацию, содержание и изъятие у организаций документов, свидетельствующих о сокрытии (занижении) прибыли (дохода) или иных объектов от налогообложения; получают от предприятий, учреждений, организаций, финансовых органов и банков документы, на основании которых ведут оперативно-бухгалтерский учет по каждому плательщику и виду платежа сумм доходов и других платежей, подлежащих уплате и фактически поступивших в бюджет, а также сумм финансовых санкций и административных штрафов; приостанавливают операции предприятий, организаций, учреждений и граждан по расчетам и другим счетам в банках и иных финансово-кредитных учреждениях в случаях непредставления (или отказ представлять) налоговым органам и их должностным лицам бухгалтерских отчетов, балансов, расчетов, деклараций и других документов, связанных с исчислением и уплатой налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджет.21

         К компетенции районных (городских) инспекций МНС РФ относятся  применение финансовых санкций, предусмотренных законодательством Российской Федерации и ее субъектов за нарушение обязательств перед бюджетом; административных штрафов за эти нарушения, допущенные должностными лицами организаций и гражданами; возврат излишне взысканных и уплаченных налогов, и других обязательных платежей в бюджет через банки и иные кредитно-финансовые учреждения; учет, оценка и реализация конфискованного, бесхозяйного имущества и имущества, принадлежащего по праву наследования государству, а также кладов. Они вправе предъявлять в суд и арбитражный суд иски о ликвидации организаций любой организационно-правовой формы по основаниям, установленным законодательством Российской Федерации, о признании регистрации предприятия недействительной в случаях нарушения установленного порядка создания организации или несоответствия учредительных документов требованиям законодательства и взыскании доходов, полученных в этих случаях; о признании сделок недействительными и взыскании в доход государства всей полученной прибыли по таким сделкам; о взыскании неосновательно приобретенного не по сделке, а в результате других незаконных действий.

         Когда межрегиональные  инспекции МНС РФ непосредственно осуществляют контроль за плательщиками налогов, сборов и других платежей в бюджет, они пользуются теми же правомочиями, что и налоговые инспекции по районам в городах и в городах без районного деления. Основным структурным элементом межрегиональных инспекций МНС РФ являются отделы. 22

         Отделы создаются  в зависимости от направления деятельности и видов налогов, по которым они осуществляют контроль, имеются отделы по налогообложению доходов (прибыли) юридических лиц; отдел налогообложения агропромышленного комплекса, природных ресурсов и земельного налога; отдел налогообложения физических лиц; отдел косвенных налогов; отдел местных и прочих налогов и сборов.

         Кроме этого, как  и в любой другой управляющей  структуре, в составе инспекций  МНС РФ функционируют отделы кадров, контроля, финансового обеспечения, юридический, хозяйственный и другие.

         Общность задач, стоящих  перед структурными подразделениями  по контролю за уплатой конкретных видов налогов и сборов, находит  свое отражение в положениях о  соответствующих отделах утверждаемых руководителями налоговых инспекций. В этих нормативных документах содержатся общие требования, определяющие место отдела в структуре налоговых инспекций, его полномочия, принципы организации работы, другие вопросы, входящие в компетенцию этого структурного подразделения. В положении, как правило, закрепляются и пути решения поставленных задач, указывается, что сотрудники отдела проводят и организуют контроль инспекций МНС РФ по районам и городам без районного деления за уплатой конкретного налога или группы налогов, готовят обзорные письма и указания по применению законов и подзаконных актов; проводят документальные и камеральные проверки бухгалтерских отчетов и балансов юридических и физических лиц по выплате того или иного налога; рассматривают письма, заявления и жалобы на действия сотрудников инспекций МНС РФ района (города) о нарушениях законодательства при изыскании конкретного налога. В отдельных случаях в положении указывается перечень видов налогов, которые контролируются тем или иным отделом. Так, в положении об отделе налогообложения физических лиц, как правило, называются: подоходный налог с доходов физических лиц (включая налогообложение доходов от предпринимательской деятельности); налог на имущество физических лиц; земельный налог; государственная пошлина; налог с имущества, переходящего в порядке наследования и дарения; налоги и платежи, устанавливаемые местными органами власти в части, касающейся физических лиц. 23

         На основании положений  об отделах разрабатываются и утверждаются начальником инспекции МНС РФ функциональные и должностные обязанности сотрудников.

         В соответствии с  Положением о Министерстве Российской Федерации по налогам и сборам в Министерстве РФ по налогам и  сборам образуется коллегия в составе Министра МНС РФ (председатель коллегии) его заместителей, входящих в неё по должности а также других руководителей структурных подразделений центрального аппарата Министерства и иных лиц. Члены коллегии, кроме лиц, входящих в неё по должности, утверждаются Правительством РФ по представлению Министра. На заседаниях коллегии рассматриваются основные вопросы, отнесенные к компетенции Министерства.

         Решения коллегии принимаются  большинством голосов её членов, оформляются  протоколами и реализуются, как  правило, приказами Министра.

         В случае разногласий  между Министром и членами  коллегии решение принимает Министр, докладывая о возникших разногласиях Правительству РФ. Члены коллегии также могут сообщить своё мнение в Правительство РФ.24

         Непосредственные  задачи других подразделений центрального аппарата реализуются в основном в рамках обеспечительных и вспомогательных функций. К примеру, юридическое управление, которое состоит из отдела правового обеспечения налогообложения и отдела нормативных актов и контроля за организацией правовой работы в налоговых органах, должно обеспечивать соответствие действующему законодательству всех нормативных актов, издаваемых Министерством РФ по налогам и сборам, защищать права и законные интересы Министерства в судах, а также органах государственной власти и управления, участвовать в разработке и совершенствовании законов о налогах и налоговых органах, осуществлять методическое руководство правовой работой МНС РФ, систематизировать правовые акты, обеспечивать правовой информацией руководящие и структурные подразделения налоговых органов, анализировать практику правовой работы на местах и т. д. 25

         Однако, не все пункты данного проекта реализованы. Планируется  изменить организационную структуру районной (городской) налоговой инспекции. На смену отраслевым отделам, ведающим контроль за соблюдением законодательства по конкретным видам налогов придет иная специализация.

         Успешная реализация проекта предусматривает задачи переподготовки персонала налоговых органов, разработки и внедрения новых технологий для создаваемых подразделений, полной компьютеризации процесса сбора и обработки налоговых платежей. Внедрение проекта в жизнь делает систему налогообложения более корректной и справедливой по отношению к налогоплательщикам, повышает уровень их обслуживания и снижает затраты на обеспечение налоговой дисциплины. Одновременно с модернизацией налоговых органов необходимо постоянное совершенствование налогового законодательства, перенос центра тяжести с фискальных начал на функции регулятивного характера. Только тогда налоги станут стимулировать развитие рыночных отношений, будут способствовать экономическому возрождению страны.26

 

         Заключение

         В данной работе был  рассмотрен ряд вопросов , связанных  с организацией и деятельностью  налоговых органов, как непосредственных участников налоговых правоотношений. В результате были получены следующие выводы:

         - налоговая система  развивалась вместе с государством, формируясь под влиянием всех  экономических и политических  преобразований;

         - правовая база  деятельности налоговых органов состоит из нормативно-правовых актов, где на первом месте стоит Конституция РФ, которая имеет высшую юридическую силу, прямое действие, применяется на всей территории России и регулирует налоговые отношения. Следующим элементом правовой базы деятельности налоговых органов является Налоговый кодекс РФ.

         - Структура налоговых  органов в РФ трехуровневая: 

         Федеральный уровень - Министерство РФ по налогам и сборам - центральный федеральный орган  исполнительной власти;

         Региональный - управления МНС РФ по субъектам РФ, межрегиональные инспекции МНС России;

         Местный - инспекции  МНС РФ по районам, городам без  районного деления, районам в  городах и межрайонного уровня.

         Функциями налоговых  органов является: обеспечение учета  налогоплательщиков, контроль за выполнением налогоплательщиками и другими участниками налоговых отношений налогового законодательства, осуществление исчисления окладных налогов, ведение оперативно-бухгалтерского учета сумм налогов и сборов, применение мер по пресечению нарушений налогового законодательства, а также ответственности к его нарушителям; прибавились и совершенно новые: осуществление лицензирования деятельности по производству и обороту этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции и обеспечение контроля за соблюдением условий указанной деятельности, осуществление разъяснительной работы и информирование налогоплательщиков о порядке применения налогового законодательства, регистрация контрольно-кассовых машин контроль за соблюдением правил их использования, а также функции валютного контроля.

         Правовой статус налоговых органов в контексте их взаимодействия с налогоплательщиками в процессе совершения налоговых правоотношений выражается в правах, обязанностях и ответственности налоговых органов и их должностных лиц. 27

         Таким образом, в  данной работе было выполнено следующее:

         рассмотрена действующая  система налоговых органов, как  участников налоговых правоотношений;

         прослежены изменения  правовой базы их деятельности и организационно - функциональной структуры;

         показаны какими полномочиями они обладают, и какие задачи стоят сейчас перед налоговыми органами в процессе их взаимодействия с налогоплательщиками и государством. 
 
 
 
 
 
 
 

         Список  использованной литературы

    1. Собрание законодательства Российской Федерации.2009.№ 43.ст. 4242. Положение о МНС РФ.
    2. Собрание законодательства Российской Федерации.2010.№ 43.ст. 4242.
    3. М. В. Кустова, О. А. Ногина, С. В. Овсянников, Н. А. Шевелева. Налоговое право России. Особенная часть, учебник. - М.;2009, С.45..
    4. Костиков, Кирилина В. Е., Мамилова Е. Г., Шарандина Н., Имеда Цинделиани, Вероника Кирилина, Костикова Екатерина, Мамилов. Налоговое право России: учебник. - М.; 2010, С.369..
    5. Сальникова Людмила, Еналеева Ирина. Налоговое право России: учебник для вузов. - М.; 2010, С. 198..
    6. Хрестоматия по истории государства и права СССР. Дооктябрьский период. М., 1990. С. 388.
    7. Налоговое право. Под ред. С.Г. Пепеляева. М.:ИД ФБК ПРЕСС,-2011. С.505-503.
    8. Пепеляев С.Г.. Налоговое право. М.:ИД ФБК ПРЕСС,2007.
    9. Мальцев В.А. Налоговое право: учебник Учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений. - М.: Издательский центр Академия, 2009.
    10. Миляков Н. В.Налоговое право: Учебник. М., ИНФРА-М, 2010.
    11. Пансков В.Г. Налоги и налогообложение в Российской Федерации: М., 2007.
    12. Сальникова Людмила, Еналеева Ирина. Налоговое право России: учебник для вузов. - М.; 2010.
    13. Химичева Я.Я. Финансовое право. Учебник. М., 2008.
    14. Грачева Е.Ю., Ивлиева М.Ф. Налоговое право Учебник. М.: Юристъ, 2010.
    1.  Материалы информационно-поисковой системы «Консультант-Плюс»
    1.  Дьяченко Е.П. История финансов в СССР. М.,1978. С. 202-203.

Информация о работе Налоговые органы