Налоговые органы

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 19:15, реферат

Описание работы

В условиях рыночных отношений налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики. От того, насколько правильно построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства. Именно налоговая система на сегодняшний день оказалась, пожалуй, главным предметом дискуссий о путях и методах реформирования, равно как и острой критики.

Содержание

ПЛАН:
Введение……………………………………………………….…………………..3
Становление и развитие налоговых органов в России……………5
Органы налогового контроля как субъекты налогового права…...9
Система, структура и функции налоговых органов, как субъектов налоговых правоотношений………………………………..……..15
Заключение……………………………………………………………………….26
Список использованной литературы…………………………………...………28

Работа содержит 1 файл

налоговые органы рф.doc

— 128.50 Кб (Скачать)

         Субъектами налогового контроля выступают государственные  органы специальной компетенции. В  полном объеме осуществлять налоговый  контроль вправе налоговые органы. Отдельными контрольными полномочиями в сфере налогообложения наделены таможенные органы, а также органы внутренних дел. Между ними должна осуществляться межведомственная координация и взаимодействие. В частности, они обязаны информировать друг друга об имеющихся у них материалах о нарушениях налогового законодательства и налоговых преступлениях, о принятых мерах по их пресечению, о проводимых ими налоговых проверках, а также обмениваться другой необходимой информацией в целях исполнения задач налогового контроля (п. 3 ст. 82 НК РФ).10

         Объект налогового контроля - финансово-хозяйственная  деятельность указанных лиц, так  или иначе затрагивающая вопросы  налогообложения, предмет - денежные документы, бухгалтерские книги, отчеты, планы, сметы, декларации и иные документы, связанные с исчислением и уплатой налогов и других обязательных платежей в бюджеты всех уровней. Перечень документов, связанных с налогообложением, необычайно широк. К ним относятся различного рода приказы руководителей и отчеты работников, гражданско-правовые и трудовые договоры, акты сдачи-приемки, учредительные документы, протоколы общих собраний, накладные, банковские выписки и т.д.

         Некоторые авторы значительно  расширяют объекты налогового контроля. В частности, к ним относят  «движение денежных средств в  процессе аккумулирования публичных денежных фондов, а также материальные, трудовые и иные ресурсы налогоплательщиков». Подобным образом может быть определен в целом объект финансового контроля, разновидностью которого является налоговый контроль; ведь движение денежных средств частных лиц в процессе формирования публичных финансов может опосредоваться не только налоговыми, но и иными финансовыми отношениями.11

         Согласно ст. 82 НК налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений подконтрольных субъектов, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных НК РФ. Как видим, перечень форм налогового контроля является условно исчерпывающим.

         В процессе налогового контроля проверяется исключительно  законность, но не целесообразность деятельности налогоплательщика. Иногда в литературе в качестве цели налогового контроля называют обеспечение целесообразности (эффективности) осуществляемой налогоплательщиком деятельности. С этим нельзя согласиться. НК РФ и другие акты налогового законодательства, определяющие компетенцию налоговых органов, не закрепляют за ними право осуществлять проверку финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщиков с точки зрения целесообразности. Тем более неверным является утверждение, что «в процессе налогового контроля оцениваются... целесообразность, качество, а также финансовая устойчивость плательщика как основа для повышения налогового потенциала экономики».12

         Контрольные мероприятия  жестко затрагивают права и свободы  человека. Поэтому все аспекты  налогового контроля (задачи, компетенция, сроки, предмет, формы и методы финансового  контроля и т.д.) облекаются в правовую, можно даже сказать, процессуальную форму. Большое значение при проведении контрольных мероприятий придается соблюдению формализованных правил и процедур. Правоотношения, возникающие при осуществлении налогового контроля, являются процессуальными по своей природе.

         Налоговый контроль как вид государственно-управленческой деятельности носит властный характер. Субъекты налогового контроля вправе входить и обследовать любые  производственные, торговые, складские  и иные помещения (территории), проводить ревизии, проверки, инвентаризации, требовать предоставления необходимых объяснений, проводить оперативно-розыскные мероприятия, приостанавливать операции по счетам, проводить изъятие предметов и документов, арестовывать имущество, требовать устранения выявленных правонарушений, привлекать нарушителей к ответственности, осуществлять иные властные полномочия, составляющие часть их компетенции. Налоговый контроль является также межведомственным, поскольку осуществляется вне системы служебной или организационной подчиненности.13

         В процессе налогового контроля большое внимание придается  различного рода гарантиям прав и  законных интересов лиц, финансово-хозяйственная  деятельность которых проверяется. Одной из таких гарантий выступает  институт налоговой тайны, включающей любые полученные налоговым органом сведения, за исключением разглашенных налогоплательщиком самостоятельно или с его согласия; об идентификационном номере налогоплательщика; об уставном фонде (уставном капитале) организации; о нарушениях налогового законодательства и мерах ответственности за эти нарушения; сведений, предоставляемых правоохранительным органам других государств в соответствии с международными договорами (соглашениями). Сведения, составляющие налоговую тайну, не подлежат разглашению, то есть не допускается их использование или передача третьим лицам. Эти сведения имеют специальный режим доступа и хранения. Субъектам налогового контроля запрещено вмешиваться в оперативно-хозяйственную деятельность налогоплательщиков. Не допускается сбор, хранение, использование и распространение информации, полученной в нарушение положений Конституции РФ, действующего законодательства, а также в нарушение принципа сохранности информации, составляющей профессиональную тайну иных лиц - адвокатскую тайну, аудиторскую тайну. Причинение неправомерного вреда при проведении налогового контроля недопустимо.14

         Согласно ст. 103 НК РФ убытки, причиненные неправомерными действиями налоговых органов или  их должностных лиц при проведении налогового контроля, подлежат возмещению в полном объеме, включая упущенную выгоду (неполученный доход).

 

  1. Система, структура и функции налоговых органов, как субъектов налоговых правоотношений.

         Министерство РФ по налогам и сборам ( МНС России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов, сборов и других обязательных платежей налогоплательщиками, участвующим в выработке налоговой политики и осуществляющим её с целью обеспечения своевременного поступления в бюджеты всех уровней и государственные внебюджетные фонды в полном объеме налогов, сборов и других обязательных платежей, обеспечивающим межотраслевую координацию, государственный контроль и регулирование в области производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции, а также осуществляющим в установленном порядке валютный контроль.15

         Министерство РФ по налогам и сборам организовано на следующих принципах:

         1. Принцип единства.

         Этот принцип построения системы проистекает из принципа единства налоговой политики: для  обеспечения единообразного применения налогового законодательства в Российской Федерации требуется наличие  единого контрольного органа. МНС  России осуществляет свои полномочия в отношении как государственных, так и местных налогов.

         В соответствии с  подпунктом «н» пункта 1 статьи 72 Конституции  Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и  субъектов Российской Федерации  находится установление общих принципов организации системы органов исполнительной власти, а к ведению Российской Федерации, в частности, относится установление федеральных экономических служб (ст. 71 Конституции РФ).

         По предметам совместного  ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные акты субъектов Российской Федерации.

         2. Принцип независимости

         Независимость понимается, прежде всего, как независимость  от местных органов власти. Она  является конкретным проявлением принципа разделения властей, системы «сдержек и противовесов»: праву местных органов власти вводить местные налоги, устанавливать ставки платежей, определять льготы, противостоит обязанность налоговых инспекций действовать в строгом соответствии с буквой и духом закона. Налоговые органы выполняют только те решения и постановления по налоговым вопросам местных органов власти, которые приняты в соответствии с законом и в пределах предоставленных им прав. Местные органы власти и администрация не имеют права изменять или отменять решения налоговых органов, а также давать им оперативные руководящие указания.

         3. Принцип централизации

         МНС России является централизованной системой налоговых  органов. Исключением является правовое положение Инспекции МНС по г. Москве.

         Система Министерства Российской Федерации по налогам и сборам условно делится на три уровня:

         - Общефедеральный - центральный федеральный орган исполнительной власти (Министерство Российской Федерации по налогам и сборам). Оно возглавляется Министром Российской Федерации, назначаемым Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Правительства РФ. Заместители руководителя назначаются по его представлению Правительством Российской Федерации. Министр Российской Федерации по налогам и сборам формирует совещательный орган - коллегию.

         - Региональный - межрегиональные инспекции МНС РФ, управления МНС РФ по субъектам Российской Федерации. Руководители этих управлений и инспекций назначаются министром по налогам и сборам. В инспекциях этого уровня также образуются коллегии.

         - Местный - Инспекции МНС РФ по районам, городам без районного деления, районам в городах и межрайонного уровня. Руководители этих инспекций назначаются Руководителями вышестоящих налоговых органов.16

         В некоторых странах  приняты иные методы организации  работы налоговых органов. В Дании, например, существует принцип закрепления за каждым предприятием группы работников налоговой службы. Такая группа курирует предприятие от возникновения до ликвидации, и решает все, что связанно с налогообложением - от проверки до взыскания платежей.17 Различным звеньям МНС РФ свойственны различные функции. Между тем, всем звеньям - федеральному, региональному и местному присущи и некоторые общие функции, поскольку все они осуществляют непосредственный контроль за соблюдением плательщиками налогового законодательства.18

         Анализ законодательства позволяет выделить следующие  общие функции всех звеньев МНС РФ (общие функции налоговых органов).

         МНС РФ:

         1) обеспечивает учет налогоплательщиков;

         2) обеспечивает контроль за выполнением налогоплательщиками и другими участниками налоговых отношений налогового законодательства;

         3) осуществляет исчисление окладных налогов;

         4) ведет оперативно-бухгалтерский учет сумм налогов и других платежей;

         5) применяет меры по пресечению (предотвращению) нарушений налогового законодательства;

         6) осуществляет контроль выполнения субъектами предпринимательской деятельности требований законодательства в отношении наличного денежного обращения;

         7) применяет меры для предотвращения или ликвидаций убытков, нанесенных бюджету или налогоплательщику;

         8) применяет меры ответственности к нарушителям налогового законодательства;

         9) осуществляет учет, оценку и реализацию конфискованного, бесхозяйного имущества, имущества, перешедшего по праву наследования к государству и кладов;

         10) является органом валютного контроля;

         11) осуществляет лицензирование деятельности по производству и обороту:

  • этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции и
  • обеспечивает контроль за соблюдением условий указанной деятельности;

         12) осуществляет регистрацию контрольно-кассовых машин контроль за соблюдением правил их использования;

         13) осуществляет разъяснительную работу и информирование налогоплательщиков о порядке применения налогового законодательства.

         Центральный аппарат в дополнение к тем функциям, которые выполняет местное звено налогового органа, обладает следующими полномочиями:

         - организует, координирует и контролирует работу Инспекций МНСРФ;

         - осуществляет аналитическую  и статистическую деятельность;

         - разрабатывает и  издает инструктивные и методические указания и другие документы по применению налогового законодательства;

         - осуществляет контроль  за актами, связанными с налогообложением, издаваемыми министерствами, ведомствами  и другими организациями;

         - участвует в выработке  налоговой политики, подготовке проектов законодательных актов и международных договоров о налогообложении;

Информация о работе Налоговые органы