Налоговая система в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Июля 2011 в 17:20, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является изучение реформирования системы налогообложения в Республике Беларусь.

Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:

- исследовать теоретические и методологические основы функционирования системы налогообложения;

- рассмотреть сущность налогов

- изучить систему налогообложения в Беларуси;

- проанализировать особенности реорганизации налоговой системы Республики Беларусь

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ 5


2.НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА В РБ 11
3.РЕФОРМИРОВАНИЕ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ В БЕЛАРУСИ 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЯ

Работа содержит 1 файл

Налог систем, курс.doc

— 166.50 Кб (Скачать)

      А также на снижении задолженности и недоимки при должным образом организованной системе налогового контроля, как камерального, то есть в большей степени имеющего аналитический и накопительный характер (вследствие существенного изменения законодательства в части организации контрольной работы), так и выездного. Который контронепосредственно подводит итог финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика,

используя материалы, полученные при реализации блока камеральных проверок. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      2. НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА В РБ 

      Основой единой налоговой системы Республики Беларусь является Закон Республики Беларусь «О введении в действие Общей части Налогового кодекса Республики Беларусь» и регулирует порядок уплаты в бюджет Республики Беларусь налогов, сборов и пошлин всеми плательщиками.

      Под налогами и сборами, взимаемыми в  бюджет Республики Беларусь, понимаются обязательные отчисления денежных средств  от плательщиков в определенных законами размерах. Кроме налогов и сборов в бюджет Республики Беларусь поступают  установленные законодательством неналоговые платежи. Местные Советы депутатов в пределах прав, предоставляемых им законодательством, могут устанавливать взимаемые на их территории местные налоги, сборы, пошлины.

      В Республике Беларусь устанавливаются  следующие виды :общегосударственных налогов и сборов: налог на добавленную стоимость;  акцизы;  налог на прибыль и доходы;  налог на доходы от осуществления лотерейной деятельности; налог за использование природных ресурсов (экологический налог);  налог на недвижимость;  налог на экспорт и импорт; земельный налог (плата за землю); налог на топливо;  транзитный налог; государственная пошлина и сборы; подоходный налог с физических лиц.  Объекты обложения, порядок уплаты, ставки, льготы по каждому конкретному виду налога и сбора предусматриваются специальными актами налогового законодательства Республики Беларусь.

      Налоги  являются обязательными платежами  в бюджет, осуществляемыми юридическими и физическими лицами в соответствии с законодательными актами. Баланс бюджета приведен в Приложении 5 Они отражают экономические отношения между государством (в лице уполномоченных государственных органов управления) и юридическими и физическими лицами по поводу изъяснения части совокупного общественного продукта и национального дохода в денежной форме с целью ее перераспределения для удовлетворения общегосударственных потребностей.

      Налоги  подразделяются на прямые и косвенные (в зависимости от формы изъятия). «К числу прямых налогов относятся: подоходный налог; налог на прибыль; ресурсные платежи; налог на имущество, владение и пользование которым служат основанием для обложения. Косвенные налоги вытекают из хозяйственных актов и оборотов, финансовых операций (НДС, таможенная пошлина, налог на операции с ценными бумагами и другие налоги» »[15, с. 50].

      .По  значимости различают общегосударственные  и местные налоги. Общегосударственные  (республиканские) налоги поступают  в бюджет центральных органов  власти (республиканский), а местные  зачисляются полностью в местный  бюджет. Если общегосударственные  налоги используются для сбалансирования местных бюджетов в виде отчислений, то в этом случае они относятся к категории регулирующих доходов.

      В зависимости от использования налоги делятся на общие и специфические. Общие налоги используются на финансирование текущих и капитальных расходов государственного и местных бюджетов без закрепления за каким-либо определенным видом расходов. Специфические налоги имеют целевое назначение (например, отчисление за социальное страхование или отчисления в дорожные фонды). Предметом налогообложения признается экономическая и неэкономическая деятельность.

      Действующая в Республике Беларусь налоговая  система в целом сформировалась в самом начале трансформационного процесса. Это привело к тому, что национальное налогообложение  недостаточно отражало особенности переходного периода, а также необходимость осуществления системных мероприятий по созданию условий для постоянного экономического роста.

       Нельзя не учитывать и то, что налоговая система страны начала работать в условиях экономического кризиса, свертывания производства на крупных предприятиях, которые традиционно обеспечивали основные объемы поступлений в бюджет. «При таких обстоятельствах налоговая система была сориентирована прежде всего на необходимость формирования бюджета, обеспечивающего финансирование всех государственных расходов и регулирование макроэкономического равновесия путем сдерживания бюджетного дефицита (не более 2-3% к ВВП). Необходимость приоритетного финансирования отдельных расходов в режиме бюджетной экономии, в свою очередь, сделала достаточно привлекательными способы аккумулирования доходных источников в виде создания различных целевых бюджетных и внебюджетных фондов» [14, c.48] .

       Как следствие, налоговое законодательство характеризовалось фискальной направленностью, нестабильностью.

       К наиболее существенным недостаткам формирования национальной налоговой системы следует отнести:

       - отсутствие системного подхода  в формировании концепции налоговой  политики, обеспечивающей устойчивый экономический рост, и соответствующей национальной модели экономики;

       - высокий уровень фискального  изъятия за счет применения  налоговых и налоговых инструментов;

       - нестабильность налогового законодательства, что ведет как к произволу  в системе налогового администрирования  и отсутствию правовых гарантий  для участников налоговых отношений,  так и к уклонению представителей бизнеса от налогообложения.

       Опыт налогообложения в мировой  практике подтверждает тезис, что формирование эффективной национальной налоговой  системы должно, с одной стороны, основываться на вышеуказанных принципах, а с другой - учитывать социально-экономическое положение страны и модель макроэкономического регулирования, которую поддерживает правительство. Структура налогообложения в группе ведущих промышленных стран приведена в Приложении 4.

       За последние годы в Беларуси были предприняты реальные шаги, «направленные  на устранение диспропорций в налоговом  законодательстве:

       - 1 января 2004 г. принят Налоговый  кодекс - основной документ, регламентирующий  сферу налоговых отношений,

       - сокращено значительное число индивидуальных налоговых льгот и преференций,

       - снижена ставка основного бюджетообразующего  налога - НДС - до 18%;

       - происходит постепенное уменьшение  ставок оборотных налогов и  налогов на заработную плату,  упрощается механизм их исчисления  и уплаты» [14, c.51]..

       Планируемое снижение ставки чрезвычайного налога с 4 до 3% и сбора на финансирование расходов, связанных с содержанием и ремонтом жилищного фонда с 0,75 до 0,5% выручки, полученной от реализации товаров (работ, услуг), предполагает общее снижение налоговой нагрузки на экономику в размере около 0,5% к ВВП.

       Эти мероприятия позволили реально  сократить общую налоговую нагрузку по текущим налоговым доходам  по сравнению с 2003 г. почти на 3% к ВВП, сместить структуру налогообложения в пользу прямых налогов, уменьшить налогообложение фонда оплаты труда за счет налоговых платежей. Уровень налоговой нагрузки по текущим налоговым доходам, поступающим в консолидированный бюджет Республики Беларусь на 2003 - 2005 гг., % к ВВП представлен в Приложении 1.

       В то же время тревожит рост целевых  бюджетных и внебюджетных фондов, выпадающих из общей концепции по сокращению уровня изъятия доходов. Основная нагрузка приходится на фонды, механизм исчисления которых предусматривает обложение либо выручки от реализации продукции, либо увеличение себестоимости.

       Уровень изъятия по доходам государственных целевых бюджетных и внебюджетных фондов, поступающим в консолидированный бюджет Республики Беларусь, и доходов Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты на 2003 - 2005 гг., % к ВВП. (Приложение.2.)

       Как отмечают специалисты «Министерство  по налогам и сборам перевыполнило  план по доходам консолидированного бюджета за первые три квартала 2006 г. на 1,6%. Сверхплановые доходы консолидированного бюджета за январь — сентябрь 2006 г. составили 328,6 млрд. BYR. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года общая сумма контролируемых МНС поступлений в бюджет увеличилась на 7,7%.

      По  данным МНС, на долю юрлиц приходится 96% всех контролируемых налоговой службой платежей, доля предпринимателей и физлиц составляет соответственно 2,8 и 1,2%» [8, c.7].

              Создание налоговой системы, адекватной  потребностям социально ориентированной  экономики, должно предусматривать  комплексность и целенаправленность в формировании как системы налоговых платежей, так и прочих неналоговых и целевых изъятий, базирующихся на единой правовой основе.

       Требование комплексности состоит в том, что налоги и целевые платежи и отчисления должны быть связаны между собой, органически дополнять друг друга, не противоречить системе в целом. Налоги используются как фискальный инструмент и как инструмент экономической политики в целом.

       Одним из наиболее существенных недостатков  действующей налоговой системы  является то, что она почти не стимулирует формирование в экономике  наиболее важных пропорций развития, а также не содействует прогрессивным структурным изменениям в институциональных секторах экономики. Концепция налоговой реформы,  должна базироваться не на экстенсивном варианте развития (снижение налоговой нагрузки - важный фактор, но не единственный), а определить в качестве приоритетной цель - налоговое регулирование, обеспечивающее создание инновационной экономики и устойчивый экономический рост.

       Выбор приоритетов налогообложения  в «инновационной сфере должен осуществляться на основе анализа существующих и прогнозируемых ресурсных, спросовых, инфраструктурных и других ограничений развития промышленного производства в целях обеспечения устойчивых конкурентоспособных позиций отечественных товаропроизводителей на внутреннем и внешнем рынках. В то же время недостаточная разработка механизмов налогообложения инновационной деятельности Республики Беларусь в условиях реализации стратегии устойчивого экономического развития, оценки экономических последствий применяемых мер налогового регулирования затрудняет определение и осуществление общей стратегии налогообложения в стране»[14, c.52].

      Одним из важнейших косвенных доходных источников бюджета традиционно  является НДС, доля которого на протяжении последних пяти лет колеблется в диапазоне 25,1--27,6%.

      С 2000 года в нашей стране применяется  зачетный метод исчисления этого  налога. Однако, несмотря на новую методологию, существенного изменения удельного  веса НДС в доходах бюджета  не произошло. Это объясняется тем, что поступления по данному налогу зависят от действия двух разнонаправленных факторов: величины добавленной стоимости и объема возмещений налога из бюджета по нулевой ставке.

      В частности, заметное увеличение поступлений  по НДС в текущем году связано прежде всего с ростом массы добавленной стоимости в целом по экономике, особенно в части расходов на оплату труда.

      Помимо  этого, в целях частичного нивелирования  негативного воздействия на доходную часть бюджета механизма возврата налога по нулевой ставке для предприятий-экспортеров предусмотрено уменьшение суммы налоговых вычетов на 4%, а по такой высокодоходной сфере как нефтепереработка -- 6,5% от экспортной выручки. Это также позитивно отразилось на динамике поступления налога в казну.

      Среди косвенных налогов вторыми по значимости в доходной части бюджета являются платежи в целевые бюджетные фонды из выручки. Поскольку эти платежи не зависят от результатов финансовой деятельности предприятий, поступления по ним достаточно весомы и стабильны. Более того, благодаря присущему им каскадному эффекту даже при невысоких налоговых ставках доля платежей в целевые бюджетные фонды в Беларуси почти в три раза превышает долю такого традиционно значимого косвенного налога, как акцизы.

      Несмотря  на свою фискальную привлекательность, эти отчисления вызывают справедливые нарекания со стороны налогоплательщиков как в части сложности методологии исчисления, так и с позиций их негативного влияния на финансовый потенциал субъектов хозяйствования.

      Помимо  косвенных налогов существенный вклад в формирование доходов бюджета вносят прямые налоги и сборы, важнейшими из которых являются налог на прибыль и подоходный налог.

      По  своей экономической природе  налог на прибыль -- достаточно гибкий источник бюджетных доходов, поскольку он объективно зависим от финансовых результатов. Кроме того, на динамику данного налога существенное влияние оказывает изменение его основной ставки. За пять лет «доля этого налога в доходах консолидированного бюджета достигла максимума в 1999г., когда наблюдался значительный рост величины балансовой прибыли, который с лихвой компенсировал снижение ставки с 30% до 25%. В 2001 году ставка налога вновь увеличилась до 30%, однако на фоне падения объема балансовой прибыли доля налога на прибыль в доходной части бюджета не возросла» [14, c.52].. А в текущем году по сравнению с 1999г. она сократилась более чем в 1,6 раза и составила лишь 8,3% в доходах казны, что обусловлено как сокращением самого объекта налогообложения, так и снижением основной ставки налога с 30% до 24%.

Информация о работе Налоговая система в Республике Беларусь