Налоговая система в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Июля 2011 в 17:20, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является изучение реформирования системы налогообложения в Республике Беларусь.

Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:

- исследовать теоретические и методологические основы функционирования системы налогообложения;

- рассмотреть сущность налогов

- изучить систему налогообложения в Беларуси;

- проанализировать особенности реорганизации налоговой системы Республики Беларусь

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ 5


2.НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА В РБ 11
3.РЕФОРМИРОВАНИЕ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ В БЕЛАРУСИ 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЯ

Работа содержит 1 файл

Налог систем, курс.doc

— 166.50 Кб (Скачать)

      СОДЕРЖАНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ       3
1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ  НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ       5

       

2.НАЛОГОВАЯ  СИСТЕМА В РБ         11       
3.РЕФОРМИРОВАНИЕ  НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ  В БЕЛАРУСИ 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЯ

26

28 

31

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 
 

        Налогообложение рассматривается финансовой наукой как важный инструмент государственного регулирования экономики и перераспределения доходов, так как оно тесно связано с формированием финансовых ресурсов государства. В связи с этим решение проблем, связанных с налогообложением, является актуальным и сложным, особенно на этапе проводимых экономических преобразований в стране.

                 Налоговая система Беларуси, как  и других стран бывшего СССР, постоянно находилась в состоянии трансформации. На протяжении времени менялись ставки налогов, условия их взимания, объекты налогообложения, что затрагивало практически все субъекты экономики. Происходившая перестройка налоговой системы влияла не только на экономические условия производства товаров и услуг, но и на доходы граждан, поэтому вопросы рассматриваемы в данной работе, всегда остаются актуальными.  

                  Целью работы является изучение реформирования системы налогообложения в Республике Беларусь.

      Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:

      - исследовать теоретические и  методологические основы функционирования  системы налогообложения; 

      - рассмотреть сущность налогов

      - изучить систему налогообложения в Беларуси;

      - проанализировать особенности реорганизации налоговой системы Республики Беларусь

      Объектом  исследования является система налогообложения Республики Беларусь

      Предметом исследования процесс реорганизации налоговой системы в Республике Беларусь

      Методы  исследования. В исследовании реализованы общенаучные принципы: диалектический, конкретно-исторический, системный.

      Данная  работа состоит из введения, заключения, двух глав и списка использованной литературы.

      Методологической  базой работы являлись труды специалистов в области налогообложения, таких  как: Юткиной Т.Ф., Черника Д.Г.., Попова Е.М., Лукьянова И.А. и многих других. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ 

        В словаре Ожегова «система» представляет собой определенную взаимосвязь и классификацию элементов чего-либо.

      Применительно к налогообложению налоговая система представлена «совокупностью налогов, пошлин и сборов и других платежей, взимаемых в установленном порядке с плательщиков – юридических и физических лиц на территории страны»[15, с. 49].

      Национальные  налоговые системы формируются  в соответствии с определенными принципами.

      Одни  из них определяют фундамент налоговых  отношений вне зависимости от пространства и времени.

        Другие определяют условия построения  и функционирования в конкретной  стране и в конкретных исторических  условиях.

      В связи с этим весь комплекс принципиальных установок для системы налогообложения разграничивается на две подсистемы:

      - Классические, или общенациональные  принципы. Они как бы идеализируют  налогообложение. Если налоговая  система строится строго на  основе использования, то её можно считать оптимальной.

      - Организационно-экономические (правовые), или нутринациональные, принципы. На основе этих принципов создаются  налоговые концепции и задаются  условия действия налогового  механизма применительно к типу  государства, политическому режиму и возможностям экономического базиса, сложившимся социальным условиям развития .

      Современные принципы налоговой системы следующие :

      - Уровень налоговой ставки должен  устанавливаться с учетом возможностей налогоплательщика, т. е. уровня доходов.

      Налог с дохода должен быть прогрессивным (то есть чем больше доход, тем больший процент от него уплачивается в виде налога).

      Принцип этот соблюдается далеко не всегда, некоторые налоги во многих странах  рассчитываются пропорционально (ставка налога одинакова для всех облагаемых сумм).

      -  Необходимо прилагать все усилия, чтобы налогообложение доходов  носило однократный характер. «Один и тот же объект облагается налогом определенного вида только один раз за установленный период налогообложения (месяц, квартал, полугодие, год)» [15, с. 49].

      Недопустимым является. многократное обложение налогом доходов или капитала Примером осуществления этого принципа служит замена в развитых странах налога с оборота, где обложение оборота происходило по нарастающей кривой, на НДС, где вновь созданный чистый продукт облагается налогом всего один раз вплоть до его реализации.

      - Неизбежность платежа. Налоговая система не должна оставлять сомнений у налогоплательщика в.том, что уплата налогов является обязательной

      - Для налогоплательщиков система и процедура уплаты налогов должны быть ясными, простыми, и удобными. И в тоже время экономичными для учреждений, собирающих налоги.

      - Налоговая система должна обладать гибкостью и легко адаптироваться к претерпевающим изменения общественно-политическим потребностям,  «налог может быть увеличен или сокращен в соответствии с объективными нуждами и возможностями государства» [15, с. 48].

      - Необходимо чтобы налоговая система обеспечивала перераспределение создаваемого ВВП и являлась эффективным инструментом государственной экономической политики..

      Взаимодействие  с бюджетной системой предполагает разбивку налогов по двум элементам: уровню бюджетной классификации  и по адресу уплаты.

      Институциональные признаки выражаются в категории  налогоплательщика и характере налоговой ответственности; налоговый механизм реализуется через группировку налогов по экономическому признаку, объекту обложения, источнику уплаты, механизму расчета и ставкам; уплата налогов в бюджет предполагает разделению налогов по способу взимания, срокам и характеру уплаты .

      Среди всего многообразия налогов можно  выделить основные:

      налоги  на доходы и прибыль. В мировой практике эти налоги аналогичны налогу на прибыль (нераспределенную и распределенную в виде дивидендов) корпораций, который применяется только к фирмам, имеющим корпоративную структуру собственности (акционерным обществам и компаниям).

      Учитывая  существенные различия в организации  производства и структуре собственности  фирм, действующих в экономически развитых странах, по сравнению с предприятиями стран с переходной экономикой, в целом принятую в РБ модель этих налогов как прямых налогов на реально получаемые юридическими лицами доходы и прибыль, можно признать приемлемой.

      Исходя  из опыта России,и других стран с переходной экономикой можно выделить в качестве необходимых следующие начальные преобразования этих налогов:

      а) четкое определение субъектов, попадающих в сферу действия этих налогов. Они  должны отвечать двум обязательным условиям: во-первых, осуществление любых видов коммерческой (т.е. направленной на извлечение прибыли) деятельности; во-вторых, наличие юридического лица, основанного на принципе ограниченной ответственности, т.е. выступающего либо в форме акционерного общества, либо в форме унитарного государственного предприятия.

      б) расширение налоговой базы, в т. ч. за счет сокращения вычетов из облагаемого  дохода и уточнения состава издержек по осуществлению коммерческой деятельности.

      в) сохранение единых унифицированных  для всех видов деятельности и  налогоплательщиков (резидентов и нерезидентов) порядка взимания и ставок налога на прибыль.

      г) введение и законодательное закрепление  упрощенных схем начисления амортизации  и индексирования на инфляцию по официально объявленным коэффициентам;

      д) уточнение и законодательное закрепление правил ведения учета затрат и условий применения кассового метода и метода начислений.

      Подоходный  налог Для стран «с развитой рыночной экономикой - это основной налог, обеспечивающий преобладающую долю налоговых поступлений, что также обусловлено сложившейся структурой собственности» [6, с. 94]. Этим налогом  облагаются все виды доходов всех групп и слоев населения. При этом прибыль на вложенный капитал (прирост капитала) рассматривается так же, как любой другой вид дохода.

        К тому же этот налог позволяет  лишь немногие вычеты из облагаемого  дохода. Главным из них является  вычет издержек, которые необходимы  для получения облагаемого дохода. Но при этом в такой доход  не входит тот средний минимум  годового дохода, который получают низкооплачиваемые слои населения.

      Для стран с развитой рыночной экономикой он, как правило, достаточно высокий (например, в США - 2000 USD). Учет требований равного и справедливого налогообложения  обычно делает систему индивидуального  подоходного налога довольно сложной.

        Для создания равных стимулов  к различным видам предпринимательской  деятельности максимальная ставка  подоходного налога должна быть  равна ставке корпорационного  налога.

      Очевидно, что конкретная модель подоходного  налога всегда зависит от реально достигнутых уровня и структуры доходов в экономике, а также форм организации предпринимательской деятельности. 

      Имущественные налоги. К ним, в частности, относятся налоги на собственность (накопленное богатство) в таких конкретных формах, как земельный налог, налог на имущество (недвижимость), рентные платежи и в определенной мере экологические налоги.

      При общих принципах выбора объектов и субъектов налогообложения, небольших  ставках и механизмах изъятия  конкретные модели этих налогов существенно  различаются по странам. Как правило, эти налоги составляют основу местных бюджетов, поскольку только местные власти «могут обеспечить действительно эффективный контроль за накопленным имуществом, полноту его учета, оценку специфики и соответственно наиболее результативный сбор таких налогов» [7, с. 81].

      Деятельность  налоговых органов по совершенствованию  администрирования должна быть направлена на увеличение числа налогоплательщиков, добросовестно выполняющих обязанности  перед государством и, соответственно, снижение числа тех, кто их неудовлетворительно исполняет.

      Таким образом, с одной стороны, необходим  акцент на установление партнерских  взаимоотношений с добросовестными  налогоплательщиками, а с другой – реализация контрольно-предупредительной  функции, нацеленной на пресечение и предотвращение налоговых правонарушений.

      Нужно отметить, что эффективность работы налоговых органов базируется, прежде всего, на увеличении поступлений налогов и сборов в бюджетную систему Беларуси.

Информация о работе Налоговая система в Республике Беларусь