Налоговая система России в новом правовом поле

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2010 в 19:14, реферат

Описание работы

Цель исследования - на основе анализа общих принципов и экономических законов построения налоговой системы и структуры налоговой системы Российской Федерации выявить и обосновать пути совершенствования современной налоговой системы России.

Содержание

Введение 3
1. Устройство налоговой системы, ее роль и эволюция 7
1.1 Теоретические основы построения налоговой системы 7
1.2 Налоговая система и налоговое бремя 17
1.3 Эволюция налоговой системы России 25
2. Новое правовое поле как основа современной налоговой системы Российской Федерации 31
2.1 Действующая налоговая система Российской Федерации 31
2.2 Проблемы распределения налогового бремени в переходной российской экономике 44
3. Проблемы совершенствования налоговой системы в связи с новыми правовыми отношениями 53
3.1 Особенности налоговых систем США и Франции 53
3.2. Пути совершенствования налоговой системы РФ 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 70
Список литературы 77
Приложения

Работа содержит 1 файл

налоговая система россии.rtf

— 814.31 Кб (Скачать)

         Для современных налоговых систем федеративных государств характерно параллельное использование основных видов налогов, как федеральным правительством, так и правительством штатов и местными органами власти. В налоговой системе США это относится к подоходному налогу и акцизам на отдельные виды товаров, к налогам с наследств и дарений, взносам в фонды социального страхования. Наиболее значимыми в федеральном бюджете является подоходный налог с физических лиц и налог на прибыль корпораций; в налоговых системах штатов - акцизы; в местных бюджетах - поимущественный налог.

         Последние десятилетия характеризуются несколькими попытками перестройки системы налогообложения в США, что было вызвано необходимостью принять меры по оздоровлению финансовой системы в условиях высоких темпов инфляции и роста дефицита государственного бюджета.

         Первая волна реформ связана с именем президента США Р. Рейгана. В 1986 году в США был осуществлен радикальный пересмотр всей системы федерального налогообложения физических и юридических лиц. Был введен новый Налоговый кодекс США. Основными целями налоговой реформы 1986 года являлись упрощение системы федерального налогообложения, попытка совместить повышение экономической эффективности налоговой системы со снижением уровня налогового бремени. Основными итогами налоговых реформ конца 80-х годов явилось значительное сокращение ставок налога, что привело к “буму инвестиций” в обрабатывающей промышленности, вызванному повышением финансовой устойчивости фирм и ростом их прибыльности. Были преодолены высокие темпы инфляции, за счет чего уменьшилось налоговое бремя, возлагаемое на плательщика.

         В программе реформ администрации У. Клинтона, выдвинутой в начале 1993 года, выражен отход от принципов Налогового кодекса 1986 года. В ней предусмотрено повышение предельной ставки налога на прибыль корпораций, увеличение суммы оценочных платежей, введение налога на производителей и продавцов различных видов топлива. Большое внимание уделяется ужесточению принципов подоходного налогообложения физических лиц, особенно получающих высокие доходы.

         Следует отметить, что налоговая политика, проводимая властями США с 1993 года, принесла результаты: впервые за два десятилетия федеральный бюджет государства за 1998 год исполнен с превышением доходов над расходами.

         В унитарном государстве, каким является Франция, существует строгое разделение налогов на поступающие в центральный бюджет и на местные налоги. Это связано с политикой формирования местных бюджетов на принципах самофинансирования и  бездефицитности.

         Налогообложение во Франции имеет свои особенности, основанные на традициях исторического развития страны. Принципы налоговой системы Франции позволяют наряду с жесткой законодательной регламентацией взимания налогов ежегодно законодательно уточнять ставки налогов и приводить налоговую политику в соответствие с меняющейся политической и экономической обстановкой. Местным органам самоуправления предоставлены права самостоятельно устанавливать размеры ставок местных налогов, однако существует ряд условий,  ограничивающих их самостоятельность в области налогообложения.

         Для налоговой системы Франции характерно наличие большого числа льгот и привилегий, а также различные исключения из правил, что делает налоговую систему сложной для понимания и затрудняет исчисление и уплату налогов в бюджет.

         Налоги являются главным источником поступлений в центральный бюджет Франции. К ним относятся: налог на добавленную стоимость, налог на нефтепродукты, налог на прибыль от недвижимости, налог на доход от денежных капиталов, гербовый сбор, подоходный налог с физических лиц, налог на прибыль акционерных компаний, налоги с наследства и дарений, регистрационный налог.

         При решении вопроса о двойном экономическом обложении налоговая система Франции предусматривает произведение частичного зачета налога, уплаченного компанией, при налогообложении акционеров. Это обеспечивается применением так называемого налогового авуара, который представляет собой компенсацию двойного налогообложения держателя акций. Размер этой компенсации составляет половину стоимости распределенных дивидендов.

         В настоящее время во Франции трехзвенная система административно-территориального деления, состоящая из уровней “регион - департамент - коммуна”. Функции исполнительной власти в департаменте и регионе переданы председателям генеральных и региональных советов, заменившим в этой роли префектов - представителей центральной власти. В настоящее время существует тенденция увеличения местного налогообложения в соответствии с потребностями местных органов власти в доходах и проводимой государством программой децентрализации.18

         Рассмотрим вкратце налог на добавленную стоимость.

         В развитых рыночных государствах НДС рассматривается в качестве многоступенчатого всеобъемлющего налога, распространяющегося на все стадии процесса производства и распределения и включающего в свою базу все виды товаров и услуг. НДС - это налог зачетного типа, исключающий кумулятивный эффект налогообложения, поскольку дает возможность зарегистрированным в качестве плательщиков этого налога фирмам вычитать суммы, уплаченные зарегистрированным поставщикам-плательщикам НДС, из сумм выручки за реализацию товаров и услуг. С точки зрения международных отношений НДС “ориентирован на пункт назначения”, то есть товары и услуги облагаются в стране назначения или месте их потребления, а не по месту происхождения или производства.

         К достоинствам НДС западные эксперты относят, прежде всего, его нейтральность по отношению к сложившейся в стране системе производства и распределения товаров и услуг. Он не зависит от того, является технология трудоемкой, капиталоемкой или наукоемкой. НДС не зависит от конкретной организационно-правовой формы предприятий, участвующих в производстве и распределении товаров и услуг. При прочих равных условиях независимо от того, где был произведен продукт - в государственном или частном секторе, на крупной или на мелкой фирме - сумма налога остается одной и той же. Все это является отличительной чертой “правильного, справедливого” налога в странах, где оптимальное распределение ресурсов определяется свободной игрой рыночных факторов.

         В большинстве стран Европы НДС служит гибким и стабильным источником пополнения государственных бюджетов. Поступления по линии НДС составляют в среднем примерно 0,4% ВВП на один процент ставки НДС. Изменение ставки немедленно приводит к изменению дохода бюджета.

         Регулировать воздействие НДС на налогоплательщиков принято за счет введения освобождения от его уплаты, либо обложения по нулевой или пониженной ставке товаров, потребляемых в основном бедными слоями населения, либо за счет применения повышенной ставки для предметов роскоши, потребляемых богатыми. Количество ставок НДС в разных странах различное. В большинстве стран, в налоговых системах которых применяются дифференцированные ставки НДС, их три: две ненулевых - базовая и пониженная,  и нулевая ставка. В то же время в некоторых странах существует единая ненулевая ставка НДС. Кстати, среди европейских стран Швеция и Дания выделяются наиболее высокой ставкой НДС - 25%. Эти страны традиционно характеризуются наиболее тяжелой общей налоговой нагрузкой.19

3.2. Пути совершенствования налоговой системы РФ

 
 

         На протяжении последнего десятилетия Россия находится в состоянии перманентного реформирования налоговой системы. Процесс совершенствования налоговой системы бесконечен, так как каждый новый этап в развитии общества имеет свои приоритеты экономического развития, что, в свою очередь, требует адекватного решения проблем взаимодействия хозяйствующих субъектов с государством.

         Анализ исполнения федерального бюджета показывает, что основные причины бюджетного кризиса имеют воспроизводственный характер и кроются в накопившихся глубинных негативных явлениях в экономике, сужающих базу налогообложения и снижающих уровень поступления налоговых доходов. Особенно обнаружили всю неустойчивость социально- экономического и финансового положения страны решения Правительства РФ и Банка России от 17 августа 1998 года о девальвации обменного курса рубля, реструктуризации государственных краткосрочных обязательств, введении моратория на валютные операции капитального характера.

         Избыточные обязательства государства породили высокие и слишком сложные налоги. Многочисленные льготы и неравное отношение налоговых органов к налогоплательщикам делают налоговую систему несправедливой. По всей стране процветают “налоговые оазисы”, создающие легальную основу для массового уклонения от налогов. Налоговое администрирование пока не достигло уровня, при котором платить налоги выгоднее, чем уходить от них.

         Налоговая система еще содержит большое количество плохо собираемых налогов, осложняющих хозяйственную деятельность предприятий, способствующих уходу бизнеса в тень. Медленно идет процесс инвентаризации государственного имущества, хотя под вывесками бюджетных организаций часто прячутся от налогов обычные коммерческие предприятия. 20

         По-прежнему имеют место недостатки в налоговом законодательстве, в практическом инструментарии исчисления и уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет, которые дают возможность недобросовестным налогоплательщикам не выполнять своих обязательств перед государством и приводят к существенным потерям для бюджета. Особенно отрицательно на налоговом процессе сказывается несовершенство устанавливающих порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов, взаимоотношения участников налоговых отношений, ответственность за совершение налоговых правонарушений. Так, недоимка по налогам по г. Нижнекамску по состоянию на 01.01.2002 года составляет: в местный бюджет -  ------- тыс. руб., бюджет РТ - --------- тыс. руб., бюджет РФ - ------- тыс. руб.

         Не могут не вызвать серьезной озабоченности и проблемы, связанные с частью первой Налогового кодекса Российской Федерации, которая введена в действие с 1 января 1999 года. Экспертные оценки, основанные на реальном анализе практики налогообложения, эффективности действовавших норм налогового законодательства, механизмов и процедуры сбора налогов и их экстраполяции, дают основание полагать, что указанный Кодекс, призванный обеспечить системное и комплексное совершенствование всей системы налогообложения, не только не устраняет недостатки в регулировании налоговых правоотношений, но и по ряду положений может усугубить и без того критическую ситуацию по сборам налогов. В настоящее время с особой остротой встал вопрос о необходимости принятия дополнительных мер по улучшению федерального налогового и банковского законодательства.

         Существенный недосбор налогов связан прежде всего с тем, что действующее законодательство не содержит необходимых норм, обеспечивающих полноту учета налогоплательщиков. В среднем в стране около 3% предприятий и организаций, зарегистрировавшихся в органах государственной регистрации, не встают на налоговый учет и, соответственно, не платят налогов. Кроме того, примерно 40% налогоплательщиков, состоящих на налоговом учете, ежегодно не представляют бухгалтерскую и налоговую отчетность, а 10% предприятий и организаций представляют так называемую нулевую отчетность. Только по городу Нижнекамску из стоящих на учете ---- налогоплательщиков ---- не отчитываются вообще и ----- предоставляют нулевую отчетность.

         Каковы же главные цели совершенствования налоговой политики Российской федерации? В средне срочной перспективе - это снижение налоговой нагрузки на экономику, упорядочивание государственных обязательств, концентрация финансовых ресурсов на решение приоритетных задач, снижение зависимости бюджетных доходов от конъюнктуры мировых цен, создание эффективной системы межбюджетных отношений и управления государственными финансами.

         Налоговая реформа призвана снизить налоговое бремя на налогоплательщиков, упростить налоговую систему, выровнять условия налогообложения и повысить качество налогового администрирования. Налогоплательщики должны быть защищены от произвола налоговых и таможенных инспекторов, в том числе с помощью эффективных судебных механизмов. В то же время должна быть ужесточена ответственность налогоплательщиков за неуплату налога.

         В Налоговом кодексе РФ установлена норма о постановке налогоплательщиков на учет в налоговом органе по месту своего нахождения. Доктор экономических наук В.Г. Пансков считает, что этого недостаточно.21

         В настоящее время имеется необходимость в разработке и принятии федерального закона о государственной регистрации предпринимательства. В этом законе должны быть регламентированы сроки и место регистрации хозяйствующих субъектов, порядок их постановки на налоговый учет, определенные меры ответственности за предоставление регистрирующим, налоговым и другим контролирующим органам недостоверных сведений об организационно-правовом статусе регистрируемого юридического лица, его финансово-хозяйственной деятельности, их представление в неполном объеме или искаженной форме, за непредставление сведений об изменении положения этого юридического лица.22

         Пансков также считает, что в этом законе следовало бы запретить регистрацию юридических лиц - коммерческих организаций в жилых помещениях. Необходимо установить, что регистрация вновь создаваемых предприятий и организаций, а также предприятий и организаций, создаваемых на базе ликвидируемых хозяйствующих субъектов или вследствие проведения реорганизационных процедур, должна осуществляться только по представлении регистрирующему органу справки налогового органа об отсутствии у них и их учредителей задолженности по уплате налогов или иных обязательных платежей. Одновременно с этим следует пересмотреть и меры ответственности налогоплательщиков за нарушение срока или уклонение от постановки на учет в налоговом органе.

Информация о работе Налоговая система России в новом правовом поле