Налог на прибыль

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 04:39, дипломная работа

Описание работы

Прибыль как экономическая категория – это обобщающий показатель финансовых результатов хозяйственной деятельности, определяемый как разность между выручкой от хозяйственной деятельности и суммой затрат на эту деятельность.

Содержание

Введение
Глава 1: Теоретические основы налогообложения прибыли
1.1 Экономическая природа и история развития налога на прибыль в России
1.2 Нормативно-правовая база по налогу на прибыль: основные положения
1.3 Зарубежный опыт налогообложения прибыли
Глава 2: Анализ действующей системы налогообложения прибыли в РФ
2.1 Порядок расчета налога на прибыль с учетом введенных с 2001 г. нововведений
2.2 Анализ поступлений в бюджет от налога на прибыль, динамика развития
2.3 Налоговые правонарушения в области налога на прибыль, ответственность, арбитражная практика
Глава 3: Основные направления совершенствования налогообложения прибыли в Российской Федерации
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Дипломная работа по Налоговому праву на тему Налог на прибыль.doc

— 594.00 Кб (Скачать)

 Существенно либерализован  механизм принятия к вычету  таких расходов, как расходы на  рекламу, на добровольное страхование  и командировочные. Также предусматривается  новый механизм амортизации имущества.  Ставка налога на прибыль снизится с 35% до 24% (7,5 процента будет зачисляться в федеральный бюджет, 14,5 процента - в региональный бюджет, 2 процента - в местный бюджет) и будет общей. При налогообложении доходов, полученных в виде дивидендов от российских организаций российскими организациями, предусматривается снижение ставки с 15% до 7%.

Объектом налогообложения в  соответствии с законопроектом является прибыль, полученная налогоплательщиком. При этом под прибылью для российских организаций подразумевается полученный налогоплательщиком доход, уменьшенный на величину произведенных расходов, определяемых в соответствии с принятым Налоговым кодексом. Напомним, что в законе о налоге на прибыль предприятий и организаций объект налогообложения определяется как валовая прибыль предприятия, уменьшенная (увеличенная) в соответствии с положениями статьи 2 упомянутого закона. А сама валовая прибыль, с точки зрения закона, представляет собой "сумму прибыли (убытка) от реализации продукции (работ, услуг), основных фондов (включая земельные участки), иного имущества предприятия и доходов от внереализационных операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям". Согласитесь, что это не одно и то же. Если сегодня одна хозяйственная операция приносит налогоплательщику внереализационный доход, а другая - внереализационный расход, то по логике закона налогоплательщик увеличивает налогооблагаемую прибыль на величину полученного дохода. Однако он не вправе уменьшить налогооблагаемую прибыль на величину внереализационного расхода, полученного по другой операции.

Камнем преткновения служит последняя  фраза - "уменьшенных на сумму  расходов по этим операциям", что  дает налоговым органам возможность  трактовать ее таким образом, что  если операция не приносит дохода, то и  расход по ней не может быть принят в целях налогообложения. Новая формулировка такой проблемы не создает. Поэтому можно говорить о том, что объект налогообложения уточнен и явно не во вред налогоплательщику.

Существующий порядок, как известно, предусматривает открытый перечень доходов, который позволяет подводить под определение налогооблагаемых практически все доходы налогоплательщика. И очень узкий, не отвечающий требованиям времени закрытый перечень расходов, перечисленных в Положении о составе затрат. В кодексе перечень             доходов по-прежнему открыт и разделен на два вида - "доходы от реализации" и "внереализационные доходы". Но одновременно становится  открытым и перечень расходов. При этом расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты             налогоплательщика. Это, считает К. Оганян, позволит списать организации все расходы, если они связаны с производственной  деятельностью. И, по его словам, налоговые органы не ставят перед собой задачу каким-то образом ограничивать в этом налогоплательщика. 

Либерализован и механизм принятия к вычету таких расходов, как расходы  на рекламу, на добровольное страхование, на подготовку и переподготовку кадров, а также командировочные. В числе  нормируемых остались лишь представительские  расходы и часть расходов на рекламу.

            Остались также определенные  ограничения по включению в  затраты некоторых расходов организации,  в том числе ограничены расходы  на уплату процентов по банковским  кредитам.

Глава 25 вводит новый механизм амортизации  имущества для целей налогообложения прибыли. К набившему оскомину линейному методу добавляется так называемый метод уменьшаемого остатка - нелинейный метод, который позволит значительно быстрее списать затраты по приобретению основных средств. Однако это не означает, что             налогоплательщик сможет свободно выбирать между тем или иным методом. За недвижимым имуществом будет по-прежнему жестко закреплен             линейный метод. А вот по отношению к оборудованию, которое             устаревает значительно быстрее, будет применяться нелинейный метод.

 Нововведения коснулись и  ситуация с убытками. Переносить  их можно довольно долго, целых  десять лет после того "отчетного  (налогового) периода, когда получен  убыток". Правда, совокупная сумма  переносимого убытка ни в каком налоговом периоде не  может превышать 30 процентов налоговой базы по налогу на прибыль. И  убыток,  не перенесенный на ближайший следующий год, может быть перенесен целиком или частично на следующий год из последующих девяти лет с учетом вышеприведенного положения. А если             налогоплательщик окажется неудачливым бизнесменом и получит убытки более чем в одном налоговом периоде, то переносить убытки на будущее он сможет в той очередности, в которой они получены.

Одно из самых главных изменений связано с обязательным применением налогоплательщиками метода начисления при определении момента признания доходов и расходов. Исключение сделано только для тех налогоплательщиков, у которых сумма выручки от реализации товаров, работ и услуг в среднем за предыдущие четыре  квартала не превысила 1 млн. рублей за каждый квартал. Только они будут вправе с 1 января 2002 года применять кассовый метод. Это значит, что большинство из тех организаций, которые применяют сегодня кассовый метод, в следующем году это право могут потерять. В этой ситуации усматривается противоречия между главой 21 и главой 25 НК РФ. Так, согласно правилам главы 21 налогоплательщик имеет право определять дату возникновения обязанности по уплате НДС по мере отгрузки или по мере получения денежных средств (ст.167).

Таким образом, даже в ситуации, когда  налогоплательщик выбрал для себя дату возникновения обязанности по уплате НДС по мере получения денежных средств, в целях налогообложения прибыли  доход будет считаться полученным, несмотря на фактическое отсутствие дохода у налогоплательщика, а в целях исчисления НДС будет считаться, что у налогоплательщика не было реализации до момента фактической оплаты стоимости товаров (работ, услуг).

Общее правило о применении метода начисления при налоговом учете доходов и расходов входит в противоречие с предоставлением налогоплательщику права перейти на исчисление ежемесячных авансовых платежей исходя из фактически полученной прибыли (ст.286 НК РФ). Естественно, налогоплательщикам будет выгодно платить налог с реально полученного, а не с начисленного по правилам налогового учета дохода. Но в таком случае организации придется наряду с налоговым учетом доходов и расходов по методу начисления вести также налоговый учет доходов и расходов по кассовому методу для определения величины фактически полученной прибыли.

Радикально в налоговом кодексе  сократились льготы по налогу на прибыль. Их практически нет. Единственное послабление  сделано для организаций, в составе  которых инвалиды превышают 50 процентов и которые будут осуществлять социальные выплаты. Новых льгот налоговые органы не обещают никому.  Будет общий режим для всех.

Существующий у нас метод  корректировки балансовой прибыли  в англоязычных странах называется  tax bridge - "налоговый мост". При этом бухгалтерские данные соответствующим образом корректируются для целей налогообложения и только потом попадают в налоговую декларацию.

            По мнению К.И Оганяна "налоговый  мост" создает много проблем  не только бухгалтерам, но и   налоговикам. Поэтому при подготовке проекта главы 25 в МНС предложили узаконить налоговый учет, который фактически  имеет место быть. И теперь, появится первое законодательное определение налогового учета, но только пока для целей исчисления и уплаты налога на прибыль.

Под  ним понимается система  обобщения информации для определения  налоговой базы по налогу на прибыль  на основе данных первичных документов. А подтверждать данные налогового учета  будут первичные учетные документы (включая справку бухгалтера), аналитические регистры налогового учета и расчет налоговой базы. При введение таких специальных (аналитических) регистров налогового учета, бухгалтер будет из них напрямую брать данные для заполнения налоговой декларации. При этом данные из регистров налогового учета не будут отражаться на счетах бухгалтерского учета.  Следовательно, бухгалтеру не придется вести еще один план счетов.

Регистры налогового учета, формы  аналитических регистров налогового учета налогоплательщик должен разработать  самостоятельно.

Нововведения и их преимущество имеют место быть. Но пока не один нормативно-правовой акт в российской практике не был идеальным. Вот и  в новой главе налогового кодекса  находятся определенные противоречия.

К сожалению, чуть ли не традицией  стал механический перенос в законодательство экономических терминов, не имеющих четкого определения, из-за чего многие правовые нормы трудно трактовать однозначно. Например, в ст.257 НК РФ дано определение понятия "нематериальные активы", используемого в целях налогообложения, несколько отличающееся от этого понятия в контексте Положения по бухгалтерскому учету 14/2001. Такое дублирование большинства норм ПБУ 14/01 в тексте федерального закона может привести к созданию ситуации, когда в целях бухгалтерского учета актив будет признан в качестве нематериального, а в целях налогового учета доходов и расходов таковым являться не будет, либо наоборот. При этом каких-либо объективных причин для специального определения налогово-правового понятия "нематериальные активы" не имеется.

В отличие от действующих правил, глава 25 Налогового кодекса РФ предусматривает  полную переквалификацию доходов и  расходов налогоплательщика-организации  в целях налогообложения прибыли. При этом отсутствуют четкие и  ясные критерии определения расходов, принимаемых к вычету из доходов организации, что несвойственно кодифицированному акту законодательства. Правила налогового учета во многом дублируют правила ведения бухгалтерского учета хозяйственных операций. В чем же смысл специального налогового учета? Ведь если речь идет о необходимости отражения специфики налогообложения какой-либо специальной операции, для этого не обязательно дублировать все иные операции, а достаточно лишь установить специальные правила выделения данной операции при расчете налоговой базы. Такой подход уже апробирован и усвоен налогоплательщиками в течение ряда лет, на основе правил составления расчета облагаемой базы налога на прибыль организаций.

С 1 января 2002 г. у организаций возникнет  и другая проблема, вызванная переходом  на учет выручки от реализации по методу начислений, - налогообложение дебиторской задолженности, образовавшейся по состоянию на 1 января 2002 г. Механизм ее учета для целей налогообложения излишне усложнен.

Предлагая дробление дебиторской  задолженности на 5 последующих лет, законодатель не учел, что срок исковой давности для взыскания задолженности по гражданскому законодательству составляет 3 года. После истечения этого срока согласно ст.265 НК РФ налогоплательщик имеет право списать соответствующие суммы задолженности в составе внереализационных расходов на уменьшение налогооблагаемой прибыли.

В связи с этим на суммы просроченной дебиторской задолженности, образовавшейся до 1 января 2002 г., отнесенные на внереализационные  расходы, организации должны будут уменьшать дебиторскую задолженность, облагаемую налогом на прибыль, одновременно корректируя пропорции распределения этой задолженности по годам и кварталам (внутри года).

Все выше указанные противоречия ставят в конечном итоге проблемы перед  предприятиями. Можно конечно надеяться на судебную практику, как советуют многие специалисты, но ведь решение споров в судебном порядке будет основывать на том же самом налоговом кодексе, и где гарантия что будет принято обоснованное решение. А не лучше ли учесть все выявленные противоречия в нормативном документе? Надеемся что это будет сделано в готовящихся поправках к еще не вступившему в действие Налоговому Кодексу.  

Заключение

Итак, мы определили, что налог на прибыль является составным элементом  налоговой системы России и служит инструментом перераспределения национального дохода. Это прямой налог и его окончательная сумма целиком и полностью зависит от конечного финансового результата.

Надо отметить, что еще налоговые  органы дореволюционной поры, даже при неразберихе и сумбуре военного времени, обеспечивали полный контроль за прибылью как юридических, так и физических лиц. Исчерпывающим был и обмен информацией между всеми территориальными налоговыми органами. Оказаться вне их поля зрения объекту налогообложения тогда было совершенно невозможно. Данному опыту можно поучиться и в сегодняшней ситуации.

В то время с предприятий, не обязанных  публично отчитываться о результатах  своей деятельности, лиц высшей администрации  акционерных предприятий, индивидуальных предпринимателей с суммы прироста прибыли или вознаграждения до 1000 руб. взимался налог по ставке – 30%, до 15 тысяч- 41 %, свыше 100 тысяч - 60%, а с предприятий, обязанных публично отчитываться о результатах своей финансово-хозяйственной деятельности при отношении прибыли к основному капиталу в размере 6% - ставка налога 40% суммы прироста прибыли, 9,5% прибыли к стоимости основного капитала – 50% суммы прироста прибыли.

Предельный размер обложения прибыли  отчетных предприятий достигал 90%. Это  конечно было довольно жестко, но в военное время это вполне себя оправдывало.

Из вышесказанного можно сделать  вывод, что Правительство дореволюционной  России  находило довольно адекватные способы сбора налога на прибыль, которые позволяли в  определенной степени учесть специфику того времени в отношении распределения бремени на налогоплательщиков, и в то же время  собирать достаточные средства для покрытия расходов бюджета.

В настоящее время плательщиками налога на прибыль являются  предприятия и организации, являющиеся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации, включая кредитные, страховые организации, а также созданные на территории Российской Федерации предприятия с иностранными инвестициями, международные объединения и организации, осуществляющие предпринимательскую деятельность, а также филиалы и другие обособленные подразделения этих предприятий и организаций, имеющие отдельный баланс и расчетный (текущий, корреспондентский) счет.

Объектом обложения налогом  на прибыль, является валовая прибыль, включающая в себя  прибыль (убыток) от реализации продукции, выполненных работ и услуг, основных фондов и другого имущества предприятий и организаций, ценных бумаг, фьючерсных и опционных контрактов и доходы от внереализационных операций, уменьшенных на сумму расходов по ним;

Ставка налога на прибыль предприятий  и организаций в настоящее  время, зачисляемого в федеральный  бюджет, устанавливается в размере 11 процентов, в территориальный –  до 19%, местный – до 5%. Многие специалисты  склоняются к мнению что указанные ставки являются слишком высокими в сегодняшних условиях и их снижение приведет как к увеличению доходов бюджета за счет выхода из тени многих доходов и к уменьшению бремени конкретного налогоплательщика. Нельзя не согласиться с указанными доводами, но как будет на практике можно будет увидеть уже после 01.01.2002 г. когда ставка налога составит 24%.

Информация о работе Налог на прибыль