Налог на прибыль

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 04:39, дипломная работа

Описание работы

Прибыль как экономическая категория – это обобщающий показатель финансовых результатов хозяйственной деятельности, определяемый как разность между выручкой от хозяйственной деятельности и суммой затрат на эту деятельность.

Содержание

Введение
Глава 1: Теоретические основы налогообложения прибыли
1.1 Экономическая природа и история развития налога на прибыль в России
1.2 Нормативно-правовая база по налогу на прибыль: основные положения
1.3 Зарубежный опыт налогообложения прибыли
Глава 2: Анализ действующей системы налогообложения прибыли в РФ
2.1 Порядок расчета налога на прибыль с учетом введенных с 2001 г. нововведений
2.2 Анализ поступлений в бюджет от налога на прибыль, динамика развития
2.3 Налоговые правонарушения в области налога на прибыль, ответственность, арбитражная практика
Глава 3: Основные направления совершенствования налогообложения прибыли в Российской Федерации
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Дипломная работа по Налоговому праву на тему Налог на прибыль.doc

— 594.00 Кб (Скачать)

- стоимость продукции собственного производства, отгруженной покупателям, - 1 200 000 руб. (в том числе НДС - 200 000 руб.);

- себестоимость отгруженной продукции  - 600 000 руб.;

- сумма оплаты, поступившая от  покупателей за отгруженную продукцию, - 900 000 руб. (в том числе НДС - 150 000 руб.).

В октябре 2000 года банк предоставил  ООО "Сириус" кредит на сумму 1 000 000 руб. под 30 процентов годовых сроком на один год. По условиям кредитного договора ООО "Сириус" ежеквартально перечисляет  банку проценты. Сумма процентов, которую ООО "Сириус" перечислило банку в IVквартале 2000 года, составила 75 000 руб. (1 000 000 руб. х 30% х 3 мес. : 12 мес.). Предположим, что ставка рефинансирования, установленная Центральным банком РФ, составила 28 процентов.

ООО "Сириус" определяет выручку от реализации продукции "по оплате".

Чтобы упростить пример, порядок  уплаты налога на пользователей автомобильных  дорог и налога на содержание жилищного  фонда и объектов социально-культурной сферы в данном случае не рассматривается.

 Балансовая прибыль ООО "Сириус" за III квартал 2000 года составит 325 000 руб. (400 000 - 75 000). Эту сумму необходимо указать в строке 1 Справки.

В строках 1.2' "а" и 4.19 Справки  необходимо указать 75 000 руб.

Выручка от реализации продукции, учитываемая при налогообложении прибыли, составит:

900 000 руб. - 150 000 руб. = 750 000 руб. 

Себестоимость реализованной и  оплаченной продукции (в том числе  проценты по кредиту банка) составит:

750 000 руб. : 1 000 000 руб. х (600 000 руб. + 75 000 руб.) = 506 250 руб.

В строке 2.1 "а" Справки необходимо указать разницу между оплаченной и неоплаченной выручкой от реализации продукции: - 250 000 руб. (750 000 - - 1 000 000). В  строке 2.1 "б" Справки необходимо указать разницу между себестоимостью реализованной продукции и себестоимостью реализованной и оплаченной продукции - 168 750 руб. (675 000 - 506 250).

Так как сумма процентов, включенная в себестоимость продукции и  учтенная при налогообложении прибыли, не превысила суммы, исчисленной  исходя из учетной ставки Центрального банка РФ, увеличенной на три пункта, то строка 4.1 "а" Справки не заполняется.  

 

Справка о порядке  определения данных, отражаемых по строке 1

"Расчета (налоговой  декларации) налога от фактической  прибыли"

за IV квартал 2000 года

№ п/п 

Показатели 

Сумма тыс. руб.

1

Прибыль (убыток) по данным  бухгалтерского  учета  (с учетом чрезвычайных доходов  и расходов) (строки 140 + 170 - 180 формы N 2 "Отчет о прибылях и убытках")

325

1’ 

Изменение величины  прибыли (убытка) в результате корректировки  данных бухгалтерского учета в соответствии с Положением о составе затрат  (строка 1.1'  -  строка 1.2')

-75

1.2’ 

Изменение  себестоимости отгруженной  продукции (работ, услуг)

а) сумма расходов на оплату процентов  по кредитам банков, бюджетных ссуд и услуг банков, включаемых в себе стоимость  продукции  (работ, услуг)  в соответствии с Положением  о составе затрат и учтенных в составе операционных расходов в соответствии с ПБУ 10/99 (+)    

  

 

75

2

Изменение  величины  прибыли (убытка) по предприятиям, определяющим выручку по моменту оплаты, по отношению к показателям,  полученным после корректировки согласно пункту 1':

 

 

2.1

от реализации продукции  (работ, услуг) в результате:

а) изменения  выручки от реализации  продукции (работ, услуг) (+, - )                    

б) изменения величины себестоимости  реализованной продукции  (работ, услуг),  включая управленческие и коммерческие расходы (+, - )

  

 

-300  

 

168,75

 

 

Итого по строке 2.1 (сумма данных по строкам "а" - "б"(+, - )

-81,25

4

Прибыль  для  целей  налогообложения  увеличивается на суммы:

 

 

4.19

Расходов  на  оплату  процентов  по  кредитам  банков, бюджетных  ссуд и услуг  банков,  включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг)  в соответствии с  Положением  о  составе затрат и  учтенных в составе операционных расходов в соответствии с ПБУ 10/99

75

6

Валовая прибыль, отражаемая по строке 1 "Расчета налога  от  фактической  прибыли" (стр. 1 +,- стр. 1' + ,- стр. 2 + стр. 3 + стр. 4 – стр. 5)                

243,75


 

  

Таким образом, налогооблагаемая прибыль  ООО "Сириус" за IV квартал 2000 года составит 243 750 руб.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2  Анализ поступлений  в бюджет от налога на прибыль,  динамика развития.

На первом этапе перехода к рыночной экономике налог на прибыль приносил больше всего дохода в консолидированный и местный бюджеты среди всех действовавших налогов. Его удельный вес в общей сумме налогов местных бюджетов составлял в 1995 г. - 38,4%, 1996 г. – 28,2%, 1997 г. – 26%.

Пик самой низкой доли налога на прибыль пришелся на 1998 г. (см. Приложение 5). Так доля в консолидированном бюджете составила 18,9%, федеральном – 19,1%, бюджетах территорий – 18,8%.

С 1999 г. начинается рост удельного  веса налога на прибыль в структуре  бюджетов всех уровней. Так в 1999 г. доля в консолидированном бюджете – 25%, федеральном –22,9%, бюджете территорий – 26,5%, а в 2000 г. уже соответственно 27,8%, 27,9% и 27,6%.

Чем же можно объяснить такой  взлет и падение налога на прибыль. Проанализируем возможные причины.

Удельный вес налога на прибыль  был в значительным в первые годы перехода к рыночной экономике за счет высокой рентабельности производства продукции в промышленности (торговле, строительстве), обусловленной обвальной  либерализацией цен в 1992 г. после многих лет работы в прейскурантном поле. В то время предприятия, особенно негосударственных форм собственности, воспользовавшись вседозволенностью, устанавливали самые высокие цены на свою продукцию и услуги. При тотальном дефиците, отсутствии сдерживающих рычагов и механизмов, параличе властных государственных структур в регулировании цен предприятия поднимали цены, стремясь увеличить получаемую ими прибыль.

Об это свидетельствуют данные Госкомстата: в 1992 г. потребительские  цены увеличились в 12,4 раза. Позже, в 1995-96 годах, началось медленное затухание инфляции, и экономика столкнулась с проблемами сбыта продукции, уменьшением спроса на работы и услуги, связанными с высоким уровнем затрат и цен, низким качеством товаров и работ, и была вынуждена приносить в жертву часть своей прибыли. Поэтому рентабельность производства в 1992-93 годы достигала 50-60%, а в 1996 г. сократилась более чем в три раза, а инфляция – в 50 и более раз. В связи с этим произошло уменьшение налогооблагаемой базы, увеличилось число убыточных предприятий, предприятия научились минимизировать свою прибыль, а также увеличилась недоимка, прибыль в которой составляла 18-25%.

Закономерность происходящих процессов  наглядно иллюстрирует опыт стран с  устоявшейся рыночной экономикой. Рентабельность производства в 10% считается в развитых странах вполне нормальной, а выпускаемая продукция экономически конкурентоспособной. Поэтому и доля налога на прибыль корпораций при практически такой же  ставке, как и у нас, находится в диапазоне 8-11%.

В нашей стране в середине 90-х  годов 20-го столетия налог на прибыль  имел весьма широкую налогооблагаемую базу. В нее, кроме непосредственно  самой прибыли, входили доходы от внереализационной деятельности, сумма  превышения фонда оплаты труда по сравнению с нормируемой величиной, курсовая разница и некоторые другие. С 1996 года налог на превышение фонда оплаты труда отменен, что естественно сказалось на уменьшении налога на прибыль, так как этот искусственный придаток, введенный в целях сдерживания размера заработной платы составлял 20-23 % общей суммы налога на прибыль.

Снижение доли налога на прибыль  объяснятся также более высокими темпами поступлений других налогов, в частности налога на доходы физических лиц, введением ряда местных налогов. Отчасти этой же причиной можно объяснить и увеличение налога на прибыль с 1998 г. Так удельный вес налога на доходы физических лиц в консолидированном бюджете снизился с 13,7% в 1998 г. до 12,1% в 2000 г., других налогов и сборов с 24,4% до18,9% соответственно (приложение 5).

На снижение доли налога оказало  существенное влияние сокращение поступлений  от банков. В 1994-95 годах на банки приходилось 20-22% общей суммы налога на прибыль. В последние два года в связи  с широким распространением не облагаемых налогами ГКО, снижением учетной ставки, ужесточением финансовой политики Банка России, неготовностью большинства кредитных учреждений к работе  в условиях относительно низкой инфляции и другими факторами резко снизилась налогооблагаемая база и поступления налогов. Но неудачное развитие рынка ГКО после кризиса 1998 г., развитие уцелевших банков путем поиска наиболее доходных источников получения прибыли в основном в области кредитования и операциях с иностранной валютой способствовало обратному процессу.

Основной причиной самого низкого удельного веса налога на прибыль в 1998 году стал развернувшийся августовский экономический кризис. Резкое падение рубля, общеполитический кризис, нестабильность ситуации сделало многие предприятия убыточными по итогам 1998 г, в связи с чем, бюджет недополучил большую часть данного налога.

Рост доли налога на прибыль с 1999 г. объясняется в большей степени  стабилизацией на экономическом  и политическом Олимпе,  развитием  многих отраслей промышленности, стабилизацией  банковской системы, а также принятием с января 1999 года нового налогового кодекса, который установил более либеральные условия в части взимания финансовых санкций за нарушения предприятиями налогового законодательства и переход на уплату в добровольном порядке или через суд.

Нельзя не отметить и все возрастающей роли налоговой полиции и налоговой инспекции в увеличении поступлений в бюджет в виде пени и штрафов от выявленных различных махинаций, связанных с укрытием налогооблагаемой прибыли. 

 Довольно оптимистический прогноз  по поступлениям налога на прибыль и ожидается по итогам деятельности в 2001 г.  За январь сентябрь 2001 г. собрано налогов на сумму 684,54 млрд. руб., из них налога на прибыль  160,75 млрд. руб. (23,4%).

Республика Татарстан принесла в федеральный бюджет за январь –сентябрь 2001 г. 11669,41 млн. руб., что соответствует 5 месту по Поволжскому федеральному округу после Самарской области, Республики Башкортостан, Пермской и Нижегородской областей. (Данные по объемам поступлений в федеральный бюджет налога на прибыль по регионам представлены в приложении 6).

 

 

 

 

 

 

 

 2.3 Налоговые правонарушения в  области налога на прибыль,  ответственность, арбитражная практика.

С 1 января 1999 г. ответственность налогоплательщиков за нарушения налогового законодательства определяется в соответствии с частью первой Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ).

Налоговые санкции за нарушения  налогового законодательства применяются  на основании проводимых налоговыми органами проверок документов налогоплательщиков, связанных с исчислением и уплатой налогов, обследований (с соблюдением установленных правил) любых производственных, складских, торговых и иных помещений налогоплательщиков, связанных с получением прибыли (доходов).

При проверке правильности исчисления предприятиями налога на прибыль налоговые инспектора руководствуются Временными указаниями о порядке проведения документальных проверок юридических лиц, независимо от видов деятельности и формы собственности (включая предприятия с особым режимом работы), по соблюдению налогового законодательства, правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты в бюджет налога на прибыль (в редакции письма Госналогслужбы РФ от 30 апреля 1993 г. N ВГ-6-01/160), определяющими порядок проверки, использование документов, правильность расчета составных частей  налогооблагаемой базы.

В соответствии с НК РФ к налогоплательщику  могут быть применены следующие  санкции за нарушения в исчислении налога на прибыль:

1) задержка представления расчета  по налогу на прибыль сроком  до 180 дней. В соответствии с частью 1 ст. 119 предусматривается взыскание штрафа в размере 5% суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, за каждый полный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 25% указанной суммы;

2) грубое нарушение организацией правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения. Если эти действия совершены в течение одного налогового периода, то сумма штрафа составляет 5 тыс. руб. Если эти действия совершены в течение более одного периода, то сумма штрафа составляет 15 тыс. руб.;

3) нарушение правил составления  расчета по налогу на прибыль,  выразившееся в несвоевременном  отражении в нем доходов и  расходов. Взыскание штрафа в  размере 3 тыс. руб.;

4) нарушение правил составления  расчета по налогу на прибыль, т.е. неотражение или неполное отражение, а равно ошибки, приводящие к занижению суммы налога. Взыскание штрафа в размере 5 тыс. руб.;

5) неуплата или неполная уплата  суммы налога на прибыль в  результате занижения налоговой  базы или неправильного исчисления суммы налога по итогам налогового периода, выявленные при выездной проверке. Взыскание штрафа в размере 20% неуплаченной суммы налога; те же действия, совершенные умышленно, влекут взыскание штрафа в размере 20% неуплаченной суммы налога;

6) невыполнение налоговым агентом возложенных на него законодательством о налогах и сборах обязанностей по удержанию с налогоплательщика и перечислению в бюджет налога на прибыль. Взыскание штрафа в размере 20% суммы, подлежащей удержанию и перечислению;

7) непредставление налоговому органу документов, необходимых для проверки правильности исчисления налога на прибыль, либо представление документов с заведомо ложными сведениями. Взыскание штрафа в размере 5 тыс. руб.;

8) отказ от представления документов  по запросу налогового органа, необходимых для проверки правильности исчисления налога на прибыль, или непредставление их в установленный срок. Взыскание штрафа в размере 5 тыс. руб.

Пример. При проверке установлено, что налогооблагаемая прибыль за I квартал 2001 г. составила 100 тыс. руб., тогда как, по данным плательщика, она определена в сумме 65 тыс. руб.

Расхождение составило 35 тыс. руб., из которых за счет: неправильного отнесения  затрат на себестоимость - 25 тыс. руб.; неправомерного применения льготы - 10 тыс. руб.

В этом случае в соответствии с  п. 3 ст.120 НК РФ с налогоплательщика  будет взыскан штраф в размере 10% суммы неуплаченного налога, но не менее 15 тыс. руб. В соответствии с п. 4 названной статьи на него будет  наложен штраф в сумме 3 тыс. руб. В соответствии со ст. 122 НК РФ с налогоплательщика будет взыскан штраф в сумме 20% неуплаченной суммы налога, а в случае доказанного умысла 40% неуплаченного налога.

Пример. Предприятие, в числе работников которого были инвалиды, при расчете налога на прибыль применяло льготную ставку налога на основании п. 2 ст. 6 Закона Российской Федерации N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций".

При проверке данного предприятия  налоговой инспекцией было установлено, что оснований для пользования  соответствующей льготой у предприятия не имелось, поскольку число работающих на нем инвалидов составляло менее 50% общего числа работников. Таким образом, данное предприятие должно было уплачивать налог на прибыль по полной ставке.

Информация о работе Налог на прибыль