Изменение сроков уплаты налогов и сборов

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 13:21, курсовая работа

Описание работы

Налоги — один из древнейших экономических инструментов в обществе. Они появились вместе с возникновением государства и использовались им как основной источник средств для содержания органов государственной власти и материального обеспечения выполнения ими своих функций. С тех пор в мире многое изменилось, новые черты приобрели задачи и функции государства. Однако главное предназначение налогов как источника средств, обеспечивающих функционирование государства, сохранилось, хотя роль их стала гораздо более многозначной.

Содержание

Введение
1. Способы обеспечения исполнения обязанностей по уплате налогов
1.1 Пеня
1.2 Приостановление операций по счетам налогоплательщика
1.3 Арест имущества
2. Способы ограниченного применения
2.1 Залог имущества
2.2 Поручительство
Заключение
Список источников и литературы

Работа содержит 1 файл

Курсовая 1(2).docx

— 53.23 Кб (Скачать)

Что касается залогодержателя, то законодатель не установил, какой именно налоговый орган  вправе выступать в данном качестве. Речь может идти либо о налоговом  органе по месту учета налогоплательщика, либо о налоговом органе по месту  нахождения недвижимого имущества, являющегося предметом ипотеки (по аналогии с государственной регистрацией ипотеки).

Особенности залога имущества, установленные законодательством  о налогах и сборах, касаются:

1) оснований  применения залога;

2) договора  залога;

3) предмета  залога;

4) порядка  использования заложенного имущества.

Договор залога имущества заключается в  письменной форме (п.2. ст.339 ГК РФ). Договор  об ипотеке должен быть нотариально  удостоверен и зарегистрирован. Несоблюдение требований к оформлению договора о залоге влечет его недействительность (ст.73 НК РФ, ст.339 ГК РФ). Договор о  залоге не может считаться заключенным, если в нем отсутствуют сведения, индивидуально определяющие заложенное имущество. Министерство РФ по налогам и сборам в настоящее время не утвердило форму типового договора о залоге.

Предмет залога (имущество), определяется в  соответствии с гражданским законодательством. Согласно ст.336 ГК РФ предметом залога может быть всякое имущество (включая  вещи и имущественные права), за исключением  имущества, изъятого из оборота, требований, неразрывно связанных с личностью  кредитора, в частности требований об алиментах, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, и иных прав, уступка которых другому лицу запрещена законом. Помимо имущества, изъятого из оборота, необходимо учитывать  также положения ст.129 ГК РФ, допускающие  существование ограниченно оборотоспособных объектов гражданских прав (они могут  принадлежать лишь определенным участникам оборота или находиться в обороте  по специальному разрешению).

Без установления четкой процедуры заключения и исполнения договоров залога имущества в  налоговых отношениях (с учетом их публично-правового характера) и  принятия по таким договорам решений  налоговыми органами механизм реализации ст.73 НК РФ нельзя признать удовлетворительным и работоспособным. По сравнению  с гражданско-правовыми нормами  можно было бы усилить публичную  составляющую при регулировании  налоговых отношений с использованием института залога (путем введения ограничений по предмету залога, кругу  залогодателей, установления особой процедуры  оформления договоров), так как уровень  диспозитивности в правовом регулировании  договоров, целью которых является реализация публичного интереса, должен быть значительно ниже, чем в гражданском  законодательстве.

В НК РФ также предусмотрен порядок использования  заложенного имущества: оно может  оставаться у залогодателя либо передаваться за счет средств залогодателя налоговому органу. В этом случае на налоговый  орган возлагается обязанность по обеспечению сохранности заложенного имущества. НК РФ допускает совершение каких-либо сделок в отношении данного имущества, но все они осуществляются только по согласованию с залогодержателем (налоговым органом). Однако в ст. 73 НК РФ не решены вопросы об оформлении согласования и о последствиях несоблюдения этого требования. Вряд ли при отсутствии согласования можно применить последствия, установленные в гражданском законодательстве, так как п.7 ст.73 НК РФ допускает применение гражданского законодательства к налоговым отношениям только "при установлении залога в качестве способа обеспечения исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов". Все эти недостатки по существу юридически блокируют действия залогодателя и его контрагентов(14, с.286).

Говоря  о правилах залога имущества при  обеспечении исполнения налоговых  обязанностей, необходимо отметить, что  определенный опыт применения залога в публичных отношениях наработан  таможенными органами - такой опыт следует активно применять и  в практике налогового регулирования.

Таким образом, правовая сущность залога имущества  заключается в том, что налоговый  орган по обеспеченной залогом налоговой  обязанности осуществляет в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора или иным обязанным лицом) этой обязанности ее исполнение за счет стоимости заложенного имущества. Из отношений залога имущества вытекает право государства в лице налогового органа потребовать реализации предмета залога и передачи ему вырученных по такой реализации денежных средств  в размере, не превышающем суммы  налоговой обязанности.

 

 

2.2 Поручительство

 

Нормы, сосредоточенные  в ст. 74 НК РФ, регулируют порядок  применения поручительства в налоговой  сфере. Рассматриваемые правила  применяются также в отношении  поручительства при уплате сборов.

Общее основание  для применения поручительства в  качестве способа обеспечения исполнения налоговой обязанности - изменение  сроков исполнения обязанностей по уплате налогов. Во всех иных случаях исполнение обязанности по уплате налогов и  сборов, как и в случаях с  залогом имущества, не может быть обеспечено поручительством.

Сущность  налогового поручительства заключается  в том, что поручитель обязывается  перед налоговым органом исполнить  в полном объеме обязанность налогоплательщика  по уплате налогов, если последний не уплатит в установленный срок причитающиеся суммы налога и  соответствующих пеней. Данное определение  понятия поручительства соответствует  определению, содержащемуся в ст. 361 ГК РФ. Отличие состоит в том, что ГК РФ допускает возможность  использования института поручительства за частичное исполнение обязательства.

Применение  налогового поручительства позволяет  государству гарантированно получить причитающиеся налоги и пени не с  налогоплательщика, а с другого  лица - поручителя. Безусловно, это повышает вероятность своевременной и  полной уплаты платежей.

Указание  в законе на ответственность поручителя за уплату налога и пени говорит  об ограничении ответственности  поручителя в налоговых отношениях только этими суммами. Налоговые  органы не могут произвольно изменить пределы этой ответственности. Кроме  того, договор налогового поручительства (в отличие от гражданско-правового) не может быть заключен для обеспечения  налоговой обязанности, которая  может возникнуть в будущем.

Поручительство  оформляется в соответствии с  правилами гражданского законодательства (ст.361-367 ГК РФ).

В отношениях налогового поручительства участвуют  налогоплательщик, поручитель и налоговый  орган по месту учета налогоплательщика. Поручителем вправе выступать юридическое  или физическое лицо. По одной обязанности  по уплате налога допускается одновременное  участие нескольких поручителей. Закон  не запрещает налоговым органам  заключать одновременно несколько  договоров с одним и тем  же поручителем, в том числе и  при обеспечении обязательств разных должников. Во всех случаях налоговым  органам целесообразно истребовать  у будущего поручителя документы, подтверждающие его способность обеспечить исполнение налоговой обязанности (например, справки  из банков о наличии и размере  денежных средств этого лица).

Договор о налоговом поручительстве заключается  в письменной форме между налоговым  органом по месту учета налогоплательщика  и поручителем. Согласно ст.362 ГК РФ несоблюдение письменной формы влечет недействительность договора поручительства. Он подлежит государственной регистрации  в этом налоговом органе в течение  трех рабочих дней со дня заключения договора. Это отличительная особенность  именно налогового поручительства, ведь гражданское законодательство не предусматривает  подобной государственной регистрации, ограничиваясь лишь указанием на обязательную письменную форму договора поручительства. В налоговых органах  необходимо вести реестр заключенных  договоров поручительства(17, с.286).

В ст. 74 НК РФ установлены также и правовые последствия неисполнения налогоплательщиком своей налоговой обязанности, обеспеченной поручительством. Указанные последствия  адресованы налоговому органу и поручителю.

Для государства  и представляющего его налогового органа большое значение имеет правило  о солидарной ответственности поручителя и налогоплательщика. Исходя из указанного характера ответственности, налоговые органы вправе направить требование об уплате налога непосредственно поручителю без выставления соответствующего требования налогоплательщику. Если в отношениях налогового поручительства участвуют несколько поручителей, требование об уплате налогов (сборов) может быть предъявлено к каждому из них (полностью или частично).

После исполнения поручителем в полном объеме обязательств налогоплательщика к поручителю переходит право требовать получения  от налогоплательщика уплаченных им сумм и процентов по ним, а также  возмещения убытков, понесенных в связи  с исполнением обязанности налогоплательщика. В этом случае, как указано в  п.18 постановления Пленума ВС РФ и Пленума ВАС РФ от 8 октября 1998 г. N 13/14 "О практике применения положений  Гражданского кодекса Российской Федерации  о процентах за пользование чужими денежными средствами, проценты на основании ст.395 ГК РФ начисляются  на всю выплаченную поручителем  за должника сумму, за исключением предусмотренных  договором поручительства сумм санкций, уплаченных поручителем в связи  с собственной просрочкой.

Ст. 74 НК РФ не устанавливает случаи прекращения  поручительства, поэтому должны применяться  общий порядок прекращения поручительства, установленный ГК РФ.

Налоговое поручительство не противоречит принципам  налогового регулирования. Во-первых, в НК РФ нет нормы о том, что  налоговая обязанность исполняется  только лично налогоплательщиком. Во-вторых, поручитель возлагает на себя соответствующие  обязанности добровольно в силу договора.

Арест имущества  организации как способ обеспечения  исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов

Арест имущества  производится в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов, налоговым агентом) - организацией в установленные сроки обязанности по уплате налога и при наличии у налоговых или таможенных органов достаточных оснований полагать, что указанное лицо предпримет меры, чтобы скрыться либо скрыть свое имущество

Арест имущества  может быть:

  • полным (владение и пользование имуществом осуществляются с разрешения и под контролем налогового или таможенного органа);
  • частичным (владение, пользование и распоряжение имуществом осуществляются с разрешения и под контролем налогового или таможенного органа).

Аресту  подлежит только то имущество, которое  необходимо и достаточно для исполнения обязанности по уплате налога. Арест  производится на основании постановления  налогового или таможенного органа в присутствии понятых. Орган, производящий арест, не вправе отказать налогоплательщику (его законному и (или) уполномоченному  представителю) присутствовать при  аресте имущества

Отчуждение (за исключением производимого под  контролем либо с разрешения налогового или таможенного органа, применившего арест), растрата или сокрытие имущества, на которое наложен арест, не допускаются. Несоблюдение установленного порядка  владения, пользования и распоряжения имуществом, на которое наложен арест, является основанием для привлечения  виновных лиц к ответственности

Решение об аресте имущества отменяется уполномоченным должностным лицом налогового или  таможенного органа при прекращении  обязанности по уплате налога.

В НК РФ закреплены конкретные способы обеспечения исполнения обязательств, которые следует понимать как специальные меры, направленные на побуждение налогоплательщика к  безусловному исполнению своих обязанностей. Указанные меры по своему предназначению выполняют вспомогательную роль и, за исключением пени, не являются мерами налоговой ответственности, хотя создают новые обременения для налогоплательщика. Несмотря на существенные различия в порядке применения, способы обеспечения исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов выступают в качестве самостоятельного правового института налогового законодательства Российской Федерации(9, с.286).

Согласно данным, приведенным  в Решении расширенного совещания  УФНС России по г. Москве от 18.02.2005 г. в 2004 году недоимка в консолидированный  бюджет уменьшилась на 0,9 млрд. руб  или 3,4%; в федеральный бюджет (по г. Москве) – 0,8 млрд. руб (5,4%); в бюджет г. Москвы – 0,1 млрд. руб, несмотря на наличие  в структуре задолженность (70%) недоимки, безнадежной ко взысканию, а также  на значительные суммы доначислений по результатам контрольной работы. В Управлении и инспекциях города созданы рабочие комиссии по сокращению задолженности. В 2004 году резко увеличилось  количество инкассовых поручений, выставленных налогоплательщикам – 115 тыс. на сумму 24 млрд. руб (в 2003 году на сумму 13,1 млрд.).

Таким образом, сущность налогового поручительства заключается в том, что поручитель обязывается перед  налоговым органом исполнить  в полном объеме обязанность налогоплательщика  по уплате налогов, если последний не уплатит в установленный срок причитающиеся суммы налога и  соответствующих пеней.

 

 

Заключение

 

Изучая  теоретические и правовые аспекты  сроков уплаты налогов и порядка  его изменения Российской Федерации, мы пришли к выводу, что обеспечение  исполнения обязанности гарантирует  своевременное и полное поступление  налогов и сборов, предотвращает  ущерб от их несвоевременного и неполного  поступления в бюджет.

Понятие налогов на сегодняшний  день имеет широкое применение в  повседневной жизни современного общества. Налоги мы понимаем как, прежде всего, обязательный, индивидуально безвозмездный  платёж, взимаемый органами государственной  власти различных уровней с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения деятельности государства. Налоги следует отличать от сборов (пошлин), взимание которых носит не безвозмездный характер, а является условием совершения в отношении их плательщиков определенных действий.

Информация о работе Изменение сроков уплаты налогов и сборов