Изменение сроков уплаты налогов и сборов

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 13:21, курсовая работа

Описание работы

Налоги — один из древнейших экономических инструментов в обществе. Они появились вместе с возникновением государства и использовались им как основной источник средств для содержания органов государственной власти и материального обеспечения выполнения ими своих функций. С тех пор в мире многое изменилось, новые черты приобрели задачи и функции государства. Однако главное предназначение налогов как источника средств, обеспечивающих функционирование государства, сохранилось, хотя роль их стала гораздо более многозначной.

Содержание

Введение
1. Способы обеспечения исполнения обязанностей по уплате налогов
1.1 Пеня
1.2 Приостановление операций по счетам налогоплательщика
1.3 Арест имущества
2. Способы ограниченного применения
2.1 Залог имущества
2.2 Поручительство
Заключение
Список источников и литературы

Работа содержит 1 файл

Курсовая 1(2).docx

— 53.23 Кб (Скачать)

Пример 1:

В соответствии со статьей 174 НК РФ уплата НДС за истекший налоговый период производится не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом. Налогоплательщик исчислил НДС в размере 17 750 руб., но в установленный срок уплатил  в бюджет только 10 000 руб. В этом случае с 21-го числа на сумму неуплаченного  налога (7750 руб.) будет начисляться  пеня за каждый календарный день просрочки. 28-го числа этого же месяца сумма  недоимки была перечислена в бюджет. Просрочка составила 8 дней, сумма  недоимки - 7750 руб., ставка рефинансирования - 13 процента.

Сумма пени к уплате в бюджет:

Ставка  пени составит 0,043% (13% х 1 : 300); Сумма пени составит 26,66 руб. (0,043% х 7750 руб. х 8 дн.).

Если  в течение срока, пока числилась  задолженность, ставка рефинансирования менялась, то нужно рассчитать пени за каждый промежуток времени, когда  ставка была постоянна. А потом полученные результаты сложить.

Пример:

ООО "Зеленый  лес" по итогам работы за апрель 2003 года начислило НДС - 100 000 руб. Заплатить  налог нужно было до 20 мая. Однако деньги в бюджет организация перечислила только 25 июня. Следовательно, за несвоевременную уплату налога ООО "Зеленый лес" должно заплатить пени.

Срок, в  течение которого за предприятием числилась  задолженность, составляет 36 дней (с 21 мая по 25 июня включительно). С 21 мая  по 20 июня, то есть в течение 31 дня, ставка рефинансирования составляла 18 процентов. А с 21 июня она снизилась до 16 процентов. Таким образом, пени составят:

(100 000 руб. x 31 дн. x 18% : 300) + (100 000 руб. x 5 дн. x 16% : 300) = 2126,67 руб (13, с. 250).

Сумма пеней  уплачивается одновременно с уплатой  сумм налога (сбора) или после уплаты таких сумм в полном объеме. Если уплаченной суммы недостаточно для  покрытия в полном объеме недоимки и пени, то в первую очередь погашается задолженность по налогу, а затем  суммы пени. Закон допускает принудительное взыскание пени за счет:

1) денежных  средств налогоплательщика, находящихся  на его счетах в банке;

2) иного  имущества налогоплательщика в  предусмотренном в НК РФ порядке  (порядок принудительного взыскания  пени может быть бесспорным  или судебным: в бесспорном порядке  пеня взимается с организаций  (юридических лиц), а в судебном  порядке - с физических лиц).

 

1.2 Приостановление операций по  счетам налогоплательщика

 

Приостановление операций по счетам налогоплательщика-организации, налогового агента - организации, плательщика  сбора - организации или налогоплательщика - индивидуального предпринимателя.

Приостановление операций по счетам представляет собой согласно п. 1 ст. 72 НК РФ один из способов обеспечения  исполнения обязанности по уплате налогов  и сборов, который имеет свои специфические  признаки и направленность по сравнению  с другими способами, хотя в п. 1 ст. 76 НК РФ указано, что приостановление операций по счетам в банке применяется для обеспечения исполнения решения о взыскании налога или сбора, если иное не предусмотрено п. 2 ст. 76 НК РФ.

Данный способ довольно часто  используется налоговыми органами, хотя и не все из них используют его  активно. По-прежнему основными и, как  правило, наиболее эффективными формами  работы с налогоплательщиками остаются требования об уплате налогов и инкассовые поручения.

Приостановление операций по счетам организаций, так же как и  все другие способы обеспечения, указанные в ст. 72 НК РФ, направлено на гарантирование исполнения конституционной  обязанности по уплате законно установленных  налогов и сборов, однако специальной  целью использования данного  способа обеспечения исполнения обязанности является непосредственное предотвращение, путем запрета, действий недобросовестных субъектов соответствующей  обязанности с использованием их счетов в банках и, прежде всего, действий активного характера. Применение данного  способа возможно только в строго определенных случаях и при соблюдении строго определенных условий (15, с.201).

Приостановление операций по счетам применяется в следующих  двух случаях:

1) приостановление операций  по счетам одновременно с вынесением  решения о взыскании недоимок  и пеней в порядке, установленном  статьей 46 НК РФ;

2) приостановление операций  по счетам в случае непредставления  налогоплательщиком налоговой декларации.

Согласно п. 2 ст. 76 и п. 8 ст. 76 НК РФ в первом случае могут  быть приостановлены операции по счетам только организаций, являющихся налогоплательщиками, плательщиками сборов или налоговыми агентами, а во втором - еще и индивидуальных предпринимателей, являющихся налогоплательщиками.

Приостановление операций по счетам налогоплательщика-организации  в банке означает прекращение  банком всех расходных операций по счету за исключением тех расходных  операций, которые прямо указаны  в ст. 76 НК РФ. Указанное ограничение  не распространяется на платежи, очередность  исполнения которых в соответствии с гражданским законодательством  РФ предшествует исполнению обязанности  по уплате налогов и сборов (таким  образом, банк может списать деньги: по исполнительным документам о возмещении вреда жизни и здоровью, который  фирма причинила своим работникам или другим гражданам; по исполнительным документам о выплате заработной платы и выходных пособий; по инкассовым поручениям самой налоговой инспекции). В иных случаях банк обязан отказать в исполнении соответствующего платежного документа. Любые операции по зачислению денежных средств на соответствующий  счет могут осуществляться банком без  ограничений в соответствии с  гражданским и банковским законодательством. Банк также не вправе при наличии  решения о приостановлении операций по счетам организации открывать  ей новые счета.

Обычно в банки направляются решения о приостановлении операций только по тем счетам, на которые  налоговый орган не выставляет инкассовые поручения на перечисление недоимок и пеней со счета организации.

Основаниями для принятия решения о приостановлении операций по счету в случае непредставления  налоговой декларации являются:

  1. непредставление налогоплательщиком (организацией, индивидуальным предпринимателем) налоговой декларации в налоговый орган в течение двух недель по истечении установленного срока представления такой декларации;
  2. отказ от представления налогоплательщиком-организацией и налогоплательщиком - индивидуальным предпринимателем налоговых деклараций.

Принятие решения о  приостановлении операций по счету  в случае непредставления налоговой  декларации является не обязанностью, а правом налогового органа.

Решение о приостановлении  операций по счету принимается руководителем  или заместителем руководителя налогового органа по форме, как в случае его  принятия вместе с решением о взыскании  недоимок и пеней со счета организации, так и в случае непредставления  налоговой декларации. Несоблюдение указанной формы является основанием для признания соответствующего решения недействительным.

Решение о приостановлении  операций по счету направляется банку  налоговым органом по месту учета  владельца соответствующего счета. Банк должен направить в налоговый  орган, принявший соответствующее  решение о приостановлении операций по счету, отрезной корешок указанного решения со своей отметкой о его  получении.

Решение о приостановлении  операций по счету передается налогоплательщику-организации (владельцу счета) под расписку или  иным способом, свидетельствующим о  дате получения этого решения.

Налогоплательщику-организации  предоставляется копия решения, и уполномоченный представитель  налогоплательщика-организации (руководитель организации либо лица, его замещающие) расписывается о получении этой копии. А в случае направления  решения о приостановлении операций по счету заказным письмом с уведомлением делается отметка налогового органа о вручении налогоплательщику заказного  письма, согласно полученному уведомлению  о вручении (9, с. 147).

НК РФ устанавливается  обязанность банка по безусловному исполнению направленного ему решения  налогового органа о приостановлении  операций по счету. Банк не может выдвигать  какие-либо возражения против исполнения этого решения, основанные на его  отношениях с владельцем счета, а  также не обязан проверять соответствие законодательству РФ оснований вынесения  такого решения, и не имеет законных оснований для его оспаривания в суде. За нарушение режима приостановления операций по счету банк несет ответственность в соответствии со ст. 134 НК РФ.

Приостановление операций налогоплательщика-организации  по его счетам в банке действует  с момента получения банком решения  налогового органа о приостановлении  таких операций и до отмены этого  решения (отменяется решением налогового органа не позднее одного операционного  дня, следующего за днем представления  налоговому органу документов, подтверждающих выполнение решения о взыскании  налога или следующего за днем представления  налоговой декларации).

Таким образом, законодатель нашел целесообразным указать, что  банк не несет ответственности за убытки, понесенные налогоплательщиком, плательщиком сборов, налоговым агентом  в результате приостановления его  операций в банке по решению налогового органа.

Таким образом, пени начисляются за каждый календарный  день просрочки уплаты налогов и  сборов, начиная со дня, следующего за днем истечения сроков уплаты налогов  и сборов, по день исполнения обязанности  по их уплате, либо по день принятия решения  об изменении сроков уплаты налогов  и сборов включительно. При этом подача заявления о предоставлении отсрочки или рассрочки уплаты налогов  и сборов не приостанавливает начисления пеней на сумму недоимки.

налог уплата пеня залог

1.3 Арест имущества

 

Арест имущества  следует признать самой жесткой  мерой государственного принуждения, которую законодатель включил в  число способов обеспечения исполнения обязанностей по уплате налогов и  сборов.

Статья 77 НК РФ предусматривает арест имущества  в качестве способа обеспечения  исполнения решения о взыскании  налога. Арестом имущества, в соответствии с НК РФ, признается действие налогового или таможенного органа с санкции прокурора по ограничению права собственности налогоплательщика-организации в отношении его имущества. Следует согласиться с мнением, что "арест имущества является самой строгой из перечисленных мерой обеспечения, ее применение целесообразно только в случае невозможности обеспечения обязательств другими мерами" (16, с.197).

Помимо  НК РФ регулирование данного способа  обеспечения обязательства по уплате налогов и сборов осуществляется также Методическими рекомендациями по порядку наложения ареста на имущество налогоплательщика (плательщика сборов) или налогового агента в обеспечение обязанности по уплате налога (утверждены Приказом МНС РФ от 31 июля 2002 г. N БГ-3-29/404).

Несмотря  на то, что, в отличие от таких  способов обеспечения как залог  и поручительство, существует проработанная  нормативная база, некоторые инспекции  вообще не используют в своей деятельности права, предоставленные им ст. 77 НК РФ (см. приложения 1 и 2)

Выделяется два вида ареста имущества:

  1. полный арест имущества, под которым понимается такое ограничение прав налогоплательщика-организации в отношении его имущества, при котором он не вправе распоряжаться арестованным имуществом, а владение и пользование этим имуществом осуществляются с разрешения и под контролем налогового или таможенного органа;
  2. частичный арест имущества, под которым признается такое ограничение прав налогоплательщика-организации в отношении его имущества, при котором владение, пользование и распоряжение этим имуществом осуществляются с разрешения и под контролем налогового или таможенного органа.

Арест имущества налогоплательщика-организации  в первую очередь предназначен для  воспрепятствования отчуждению данного  имущества, в том числе в форме его передачи в качестве взносов в уставный (складочный) капитал при создании новых организаций (11, с.206).

Арест имущества  налогоплательщика в качестве способа  обеспечения решения о взыскании  налога производится при одновременном  наличии двух условий:

  • неисполнение налогоплательщиком (плательщиком сборов) или налоговым агентом в установленный срок обязанности по уплате налога;
  • достаточные основания полагать, что указанное лицо предпримет меры, чтобы скрыться или скрыть свое имущество.

Под основаниями, свидетельствующими о том, что налогоплательщик, плательщик сборов или налоговый  агент предпримет меры скрыться либо скрыть свое имущество, налоговым органам  рекомендуется понимать одно из нижеследующих  оснований:

  1. наличие на балансе налогоплательщика (плательщика сборов) или налогового агента движимого имущества, в т.ч. ценных бумаг, денежные средства от реализации которого достаточны для погашения более 25 процентов суммы неуплаченного налога;
  2. размер общей суммы задолженности по налоговым и иным обязательным платежам (с учетом штрафов и пени), в т.ч. отсроченной (рассроченной) к уплате, превышает 50 процентов балансовой стоимости имущества налогоплательщика (плательщика сборов) или налогового агента;
  3. получение налоговым органом сведений из органов прокуратуры, внутренних дел, и из иных официальных источников, свидетельствующих о выводе (сокрытии) активов организации или о намерении должностных лиц налогоплательщика (плательщика сборов) или налогового агента организации скрыться;
  4. анализ должностными лицами налогового органа деятельности налогоплательщика (плательщика сборов) или налогового агента, позволяющий сделать вывод о возможном уклонении от уплаты налога, например: систематическое уклонение налогоплательщика или налогового агента от явки в налоговый орган, срочная распродажа имущества или переоформление имущества на подставных лиц, участие посреднических фирм в расчетах налогоплательщика;
  5. получение налоговым органом сведений о фактах сокрытия выручки от реализации товаров (работ, услуг) за прошлые налоговые периоды, по которым наступил срок уплаты налога;
  6. несовпадение местонахождения имущества организации должника с его юридическим адресом;
  7. руководитель организации должника выступает учредителем нового юридического лица и осуществляет передачу имущества руководимого им юридического лица в качестве уставного капитала вновь создаваемой организации;
  8. юридическое лицо не представляет в налоговые органы необходимые для расчета налогов документы два и более отчетных периода и при этом невозможно найти руководство юридического лица по указанному в учредительных документах адресу.

Информация о работе Изменение сроков уплаты налогов и сборов