История возникновения и развития налогообложения

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2011 в 14:25, курсовая работа

Описание работы

Современный уровень развития налогообложения и налогового права в России и мире не обособлен от прошлого и будущего. Это лишь новая, по-своему важная веха в истории мировой цивилизации и права. Настоящее, воплощая в себе самые разнообразные, как правило, противоречивые тенденции прошлого, с одной стороны, отрицает неприемлемое, с точки зрения будущего, безнадежно устаревшее, с другой - выявляет и закрепляет новые тенденции и выдержавшие проверку временем постулаты, закладывает предпосылки будущего.

Работа содержит 1 файл

История возникновения и развития налогообложения.doc

— 145.50 Кб (Скачать)

    Впоследствии  они были систематизированы в  Законе СССР от 14 июня 1990 г. «О налогах с предприятий, объединений и организаций», установившем обязанность уплачивать налог на прибыль, налог с оборота, налог на экспорт и импорт.

    В 1991 г. началось формирование самостоятельной  налоговой системы Российской Федерации. В частности, были приняты законы о налоге на добавленную стоимость, о налоге на прибыль предприятий и организаций, о подоходном налоге с физических лиц. Обобщающим законодательным актом являлся принятый 27 декабря 1991 г. Закон РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации

    Однако  созданная налоговая система  обладала существенными недостатками, среди них: многочисленность нормативных  правовых актов, регулирующих налоговые  отношения, и связанное с этим частое несоответствие законов и  подзаконных актов; нестабильность налогового законодательства; многочисленность налогов и сборов федерального, регионального и местного уровней.

    В целях совершенствования налоговых  отношений с середины 1990-х гг. в Российской Федерации проводятся преобразования системы налогообложения. Значительным шагом в совершенствовании налогового законодательства являлась его кодификация - разработка и принятие Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ).

    Современный период развития налоговых отношений  в России характеризуется совершенствованием законодательства о налогах и сборах, поиском оптимальной модели налоговой системы с учетом федеративного устройства государства, реорганизацией органов налогового управления.

    Таким образом, становление и развитие системы налогообложения в России проходило несколько этапов: первый этап - конец IX - первая половина XV в. (податные отношения Древней Руси); второй этап - вторая половина XV - первая половина XVII в. (налоговая система периода формирования централизованного государства); третий этап - вторая половина XVII -XVIII в. (налоговая система периода абсолютной монархии); четвертый этап - XIX - начало XX в. (до 1917 г.) (налоговая система буржуазного строя); пятый этап - 1918-1990 гг. (налоговая система советского периода); шестой этап - начало 1990-х гг. - настоящее время (современная налоговая система). 
 
 
 
 
 
 
 
 

    2. Развитие учений о налогообложении 

    Формирование  основных налоговых теорий в качестве научных концепций происходит начиная  с XVII в. Именно в этот период они стали именоваться как общая теория налогов, основные направления которой складывались под непосредственным воздействием экономического и политического развития общества.

    Налоговые теории подразумевают определенную систему научных воззрений о  сущности и значении налогов, т.е. различные варианты моделей налогообложения в государстве в зависимости от признания за налогами того или иного назначения. Существуют также частные лотовые теории, которые обосновывают установление и режим отдельных налогов либо отдельных аспектов налогообложения.

    Потребность в установлении теоретических основ налоговых отношений обусловлена объективными причинами. Это связано е тем, что практика налогообложения опережала финансовую науку, которая не подготовила общественное мнение относительно справедливости взимания налогов, поэтому существовала необходимость теоретического обоснования налогов1.

    Первой  налоговой теорией является теория обмена, получившая распространение в средние века. Она основывается на возмездном характере налога; смысл ее заключается в том, что через налог граждане покупают у государства различные услуги. Разновидностью теории обмена является атомистическая теория, возникшая в XVII—XVIII вв. во Франции. Ее представителями выступали французские просветители С. де Вобан и Ш. Л. Монтескье, рассматривавшие налог как плату, вносимую каждым гражданином за охрану его личной и имущественной безопасности, за защиту государства и др., т. е. как цену за услуги государства. Смысл атомистической теории заключается в обмене одних ценностей на другие, что производится на особых основаниях, поскольку граждане не могут отказаться ни от Уплаты налогов, ни от пользования общей охраной.

    В первой половине XIX в. швейцарский экономист Ж. Симонд де Сисмонди в своей работе «Новые начала политэкономии» (1819 г) сформулировал теорию наслаждения, согласно которой налог рассматривался как оплата гражданином полученных им от общества наслаждений — наслаждения от общественного порядка, справедливого правосудия, обеспечения свободы личности и права собственности. При помощи налогов покрываются ежегодные расходы государства, и каждый плательщик налогов участвует таким образом в общих расходах, совершаемых ради него и его сограждан.

    Теорию  налога как страховой премии разработал во второй половине XIX в. французский экономист А. Тьер. Последователями были Э. де Жирарден, английский экономист Дж. Р. Мак-Куллох и др. Согласно этой теории общество представлено как страховая компания, в которой каждый должен платить пропорционально своему доходу или имуществу, потому что издержки охраны и защиты должны распределяться в соответствии с суммой охраняемой собственности. Налог - это страховой платеж, который уплачивается подданными государству на случай наступления какого-либо риска. Смысл такого налога - обеспечить финансирование затрат правительства по обеспечению обороны и правопорядка.

    Классическая  теория налога (теория налогового нейтралитета) существовала во второй половине XVIII - первой половине XIX в. (А. Смит и Д. Рикардо). Сторонники этой теории рассматривали налоги как основной вид государственных доходов, которые должны покрывать затраты на содержание правительства.

    Данная  теория имеет более высокий научный  уровень и состоит в обосновании  экономической природы налога, которая  впервые изученной А. Смитом. Его основной труд – «Исследование о природе и причинах богатства народов». А. Смит не дает собственного определения налога, однако особое значение имеют разработанные им классические принципы построения налоговой политики:

    - принцип справедливости, означающий, что подданные государства должны  его поддерживать соответственно доходу, каким они пользуются под покровительством и защитой государства;

    - принцип определенности, требующий,  чтобы налог был произвольным, а точно определенным по сроку,  сумме и способу платежа;

    -принцип  удобства уплаты, предполагающий, что каждый налог должен взиматься в то время и таким способом, которые представляют наибольшие удобства для плательщика;

    -принцип  экономии, заключающийся в сокращении  издержек взимания налога и  в рационализации системы налогообложения.

    Соблюдение  этих принципов делает налоги, по словам А. Смита, признаком не рабства, а свободы. По мнению А. Смита, наиболее подходящим объектом государственного налогообложения является земельная рента, поскольку ее нельзя переложить на кого-либо другого; неэффективны ми и нецелесообразными признаются налог с прибыли и налог на заработную плату.

    Кейнсианская  теория возникла первой половине XX в. (Дж. Кейнс). Суть ее в том что. налоги — главный рычаг регулирования экономики и одно из слагаемых ее успешного раз-вития. В числе базовых положений кейнсианской школы -ориентация на спрос, который считается определяющим в регулировании рыночной экономики. Поэтому введение налогов должно вести к падению спроса, а сокращение - стимулировать спрос. Согласно данной теории, налоги - это встроенный механизм гибкости в экономической системе.

    Теория  жертвы - одна из первых теорий, которая содержит идею принудительного характера налога и обусловливает его природу как жертвы (Н. Канар, Б. Г. Мильгаузен, Н. Тургенев, Дж. С. Милль, К. Эеберг, И. И. Янжул, Я. Таргулов). Так, русский экономист Н. Тургенев, исследуя природу налогов, считал их пожертвованиями на общую пользу.

    Примером  частной налоговой теории является научная теория о взаимосвязи ставок налога и общей суммы налоговых поступлений в бюджет, разработанная А. Леффером. Им построена теоретическая зависимость с точкой максимума при 50%. Основные положения теории А. Леффера заключаются в следующем: поступления в бюджет отсутствуют при ставке налога 0 и 100%; максимальные поступления в бюджет достигаются при славке налога 50%. Таким образом, эффект Леффера состоит в Росте поступлений в бюджет с повышением налогов, если ставка до 50%. и в падении поступлений - если ставка более 50%.

    При этом допускаются определенные отклонения в каждом конкретном случае.

    Итак, процесс теоретического обоснования  природы налога и оптимальных границ налогообложения прошел долгий путь и до сих пор не завершен. В настоящее время происходит формирование научно-теоретических воззрений на проблемы в области налоговых отношений.

    3. Наука налогового права

    Реформирование  российской экономики - ставит перед  исследователями налогового права  непростые задачи. Современное налоговое  право как подотрасль финансового  права и соответствующая сфера  российского законодательства стремительно развивается, в результате «его происходит переосмысление многих понятий и категорий налогового права, более четко определяются его институты, исследуются правовые средства, используемые в налоговых отношениях. В частности, после вступления в действие НК РФ правовое регулирование налоговых отношений пополнилось многими новыми для России объектами, методами, механизмами, способами, принципами и т.д. Поэтому успех развития налоговой сфер во многом будет зависеть от добротности теоретической базы, положенной в обоснование ее развития.

    Современная наука налогового права - это целостная  система налогово-правового знания, структурные части которой объединены общим понятийным аппаратом.

    Цель  каждой науки - и налогово-правовой в том числе -изучение своего предмета. Исследование предмета науки налогового права возможно посредством сочетания методологических приемов, имеющих особую специфику именно для правового регулирования налоговых отношений.

    Традиционно под предметом науки понимают объекты ее 
изучения и круг исследуемых ею проблем. Следовательно, определяя предмет науки налогового права, прежде всего следует назвать налоговое право как подотрасль финансового права, составляющие его нормы и регулируемые им отношения. Названный подход позволяет рассмотреть взаимосвязь и взаимное влияние предмета науки налогового права и предмета налогового права как подотрасли финансового. С одной стороны, нормы и институты налогового права, систематизированные определенным образом, являются объектом познания науки, определяют тс и направления научных исследований и, таким образом способствуют научному постижению налогово-правовых явлений. С другой стороны, исследуя налоговое право, наука критически его оценивает, предлагает способы его совершенствования и, таким образом, влияет на предмет налогового права.

    Предмет науки налогового права представляет собой совокупность объективных  закономерностей, которые отражаются в основных категориях и понятиях.

    Результатом научной деятельности является определение понятия налогового права, поскольку оно выступает системообразующей категорией и способствует правильному определению налогово-правовых дефиниций и принципов.

    Наука налогового права изучает не только содержание налогово-правового регулирования, но и его форму. Форма налогового права исследуется в нескольких аспектах. Во-первых, изучаются источники налогового права, их состав, система, иерархия, юридическая сила,  выявляются особенности действия налогово-правовых актов во времени, пространстве и по кругу лиц. Во-вторых, наука налогового права изучает юридические процедуры принятия нормативных правовых актов, регулирующих налоговые отношения, в частности правотворческую компетенцию законодательных и исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления, пределы полномочий Российской Федерации и ее субъектов по вопросам принятия налогово-правовых актов. В-третьих, наукой налогового права изучается юридическая техника налогово-правовых нормативных актов, проблемы коллизий и пробелов. Исследование налогового права с позиций научного осмысления его формы и содержания позволяет четко отграничивать налоговое право кик подотрасль финансового права и налоговое законодательство как часть российской правовой системы.

    Цивилизованность  любого общества во многом предопределяется местом и ролью в нем науки. Поэтому материальное обеспечение целей и задач государства, его нормальное функционирование и развитие невозможны без утверждения в практике налоговой деятельности научно обоснованных правовых начал управление происходящими процессами.

    Правовое  воздействие на налоговые отношения  не должно являться исключительно субъективным подходом законодателя, поскольку несоответствие метода правового регулирования предмету правового регулирования приводит к невозможности реализации норм налогового права на практике. В результате правового регулирования налоговых отношений неадекватными способами нормы налогового права либо бездействуют, либо вызывают негативную реакцию со стороны общества.

    Сегодня налоговое право нуждается в  серьезном научном осмыслении, требуется поиск новых, дополнительных критериев, позволяющих глубже и аргументированнее обосновать сущность и границы предмета его правового регулирования.

Информация о работе История возникновения и развития налогообложения