История возникновения и развития налогообложения

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2011 в 14:25, курсовая работа

Описание работы

Современный уровень развития налогообложения и налогового права в России и мире не обособлен от прошлого и будущего. Это лишь новая, по-своему важная веха в истории мировой цивилизации и права. Настоящее, воплощая в себе самые разнообразные, как правило, противоречивые тенденции прошлого, с одной стороны, отрицает неприемлемое, с точки зрения будущего, безнадежно устаревшее, с другой - выявляет и закрепляет новые тенденции и выдержавшие проверку временем постулаты, закладывает предпосылки будущего.

Работа содержит 1 файл

История возникновения и развития налогообложения.doc

— 145.50 Кб (Скачать)

    Введение 

      Налоги как основной источник  образования государственных финансов  через изъятие в виде обязательных  платежей части общественного  продукта известны с незапамятных  времен. При этом налогообложение  как элемент экономической культуры  присуще всем государственным системам как рыночного, так и нерыночного типа хозяйствования. В связи с этим о налогообложении можно говорить как о феномене человеческой цивилизации, как о ее неотъемлемой части.

    История налогов насчитывает тысячелетия. Налоги выступили необходимым звеном экономических отношений с момента возникновения государства и разделения общества на классы, когда нарождающиеся социально-государственные механизмы древнего мира потребовали соответствующего финансирования. По словам английского экономиста С. Паркинсона, налогообложение старо, как мир, и его начальная форма возникла, когда какой-нибудь местный вождь перегораживал устье реки, место слияния двух рек или горный перевал и взимал плату за проход с купцов и путешественников.

    Современный  уровень развития налогообложения и налогового права в России и мире не обособлен от прошлого и будущего. Это лишь новая, по-своему важная веха в истории  мировой цивилизации и права. Настоящее, воплощая в себе самые разнообразные, как правило, противоречивые тенденции прошлого, с одной стороны, отрицает неприемлемое, с точки зрения будущего, безнадежно устаревшее, с  другой - выявляет и закрепляет новые тенденции и выдержавшие проверку временем постулаты, закладывает предпосылки будущего. Поэтому чтобы понять и изучить  современное налоговое право, необходимо знать, когда и как оно возникло и развивалось, какие экономические, политические, социальные и иные причины в прошлом влияли на его становление, развитие, изменение формы и содержания налогообложения и норм налогового законодательства.  
 

    1. История возникновения и развития налогообложения

    1.1. Развитие налогообложения в России 

    Финансовое  устройство Древней Руси складывается во время объединения Древнерусского государства, начавшегося с конца IX в. Существовавшие в этот период податные отношения имели еще и достаточно примитивную форму, однако со временем под воздействием внешних и внутренних политических и экономических факторов происходит их постепенная трансформация.

    В развитии податных отношений Древней  Руси выделяют несколько этапов. К первому этапу относится формирование института податей славянских племен. Податные отношения этого периода отличались случайностью, не системностью, поэтому не носили в полном смысле этого слова финансового характера. Второй этап связан с формированием простейших податных форм, где складываются важнейшие черты налогов - определенная, стабильная форма платежа и его закрепления, обязательность и систематичность, определенные гарантии. Третий этап охватывает удельный период, характеризующийся разделением податей на ордынские и местные (внутренние). Четвертый этап – с момента падения монголо-татарского ига до утверждения централизованного самодержавного государства – является периодом существования трансформирующихся податных форм, по окончании которого в России уже существуют государственные подати1.

    Первым  и основным источником доходов княжеской  казны была дань, которая изначально выступала своеобразной контрибуцией, налагаемой князем на подвластные племена  для покрытия единственного государственного расхода – удовлетворение потребностей князя и дружины. Развитие государственного аппарата впоследствии привело к формированию новых потребностей, что предопределило установление новых повинностей и податей. Дань уплачивалась с плуга («рала») и со двора («дыма»). Существовало два способа взимания:

    -«повозом» (когда дань привозилась князю в Киев)

    -«полюдьем» (когда сбор дани осуществлял сам князь или княжеские дружины).

    С течением времени дань утратила значение контрибуции и приобрела форму платы с имущества и доходов. В период Золотой Орды (XIII в.) дань взималась в пользу татаро-монгольских ханов («выход»). В XVI – XV вв. свободное население платило не только ордынскую дань (как государственная подать), которая направлялась в княжескую казну. Дань как государственная подать приобрела самостоятельное значение, когда была прекращена уплата «ордынского выхода» (1480 г.).

    Помимо  дани население Древней Руси уплачивало оброк, который на начальных этапах формирования древнерусской финансовой системы означал доход с государственных имуществ и религий, а впоследствии трансформировался в податный платеж.

    Важным  источником доходов княжеской казны  являлись торговые и судебные пошлины, а также различные сборы: «торговый» (за право торговли); «корчмиты» (сборы с корчмы и постоялого двора); «гостиная дань» (за провоз товаров); «перевоз» (за перевоз товаров и людей через водную преграду). Население Древней Руси выполняло также различные виды работ, среди которых – строительство мостов и городских укреплений, поставка лошадей и др.

    После монголо-татарского нашествия основной податью стал выход ордынский, который  контролировался баскаками (специально назначенными чиновниками) и бесерменами  (откупившими это право богатыми восточными купцами), а затем самими русскими князьями. Выход взимался с каждой души мужского пола и со скота.

    В 1480 г. При Иване III  фактически заново начала создаваться древнерусская система налогообложения. В период царствования Ивана III вводятся новые прямы и косвенные налоги и сборы, происходит упорядочение налоговых платежей в государстве. Основными государственными налогами в конце XV – начале XVI в. были: прямые налоги – деньги с черносошных крестьян и посадских людей; ямские деньги; пищальные деньги; сборы на городовое и засечное дело; стрелецкая подать и др. Определению размера прямых налогов служило сошное письмо, являющееся, по сути, прообразов налоговой декларации. Площадь земельных участков переводилась в условные податные единицы – сохи. Размер сохи был унифицирован и зависел от социального статуса землевладельца и от возможности крестьян платить налоги государству. В городском обложении она представляла собой финансовую единицу, выражавшую величину капитала, с которого уплачивались проценты в виде подати. Однако посошное обложение обладало определенными недостатками, которые проявлялись в отсутствии объективного критерия для определения доходности земель, а также в невозможности учета текущих изменений количества плательщиков податей и объектов обложения. Происходящее в этот период развитие местных органов управления приводит к возникновению дополнительной системы платежей, уплачиваемых местным населением.

      До XVII в. в России сбором налогов занимались русские князья, баскаки (во времена Золотой Орды), «откупщики» (в основном хорезмские и хивинские купцы), «осьменики» (Киевская Русь), «таможники» и их помощники «мытники». В XVII в. с образованием централизованного Русского государства формируется система приказов, выполняющих функции налоговых органов: Приказ большого прихода, занимающийся сбором прямых налогов; Приказ большого дворца, ведающий сбором налогов с царских земель; Приказ большой казны, собирающий налоги с городских промыслов; Печатный приказ, занимающийся сбором пошлины за скрепление актов государственной печатью; Казенный патриарший приказ, собирающий налоги с церковных и монастырских земель. Кроме того, отдельные функции в области налогообложения выполняли Стрелецкий, Посольский, Ямской приказы.

    Таким образом, в Российском государстве  фактически отсутствовала стройная система управления финансами, а существующая была сложна и запутана. В целях упрощения этой системы в 1655 г. был создан Счетный приказ, в компетенцию которого входил контроль за финансовой деятельностью других приказов, анализ приходных и расходных книг, что позволило определить структуру государственного бюджета того периода.

    В 1678-1680 гг. в целях упрощения сложной  системы налогообложения проводится налоговая реформа, в результате осуществления которой отмечаются многочисленные налоги и сборы, а поземельное обложение заменяется подворным. Замена посошного обложения подворным позволила расширить количество плательщиков податей за счет включения слоев населения, ранее не плативших налоги: наравне с крестьянскими и посадскими в тягло включались бобыльские, холопьи и прочие дворы. Единицей обложения стал служить двор, а количество дворов определялось количеством ворот. Подворное обложение, как и посошное, осуществлялось раскладочным способом, то есть общая сумма налоговых поступлений от каждой территории в доход казны определялась централизованно, а крестьянская община и посад раскладывали подати между дворами.

    В XVII в. происходит ликвидация остатков прежней феодальной раздробленности и укрепление централизованного государства. Соответственно осуществляются преобразования и в финансовой сфере, в том числе в процессе упорядочения системы налогообложения. Нормативное регулирование налогов появляется в специальных актах органов центральной государственной власти, посвященных регулированию исключительно налоговых отношений и устанавливающих новые правила налогообложения, не основанные на обычаях. Так, 7 февраля

    1646 г. был издан царский указ, предусматривающий  замену множества прямых налогов  одним косвенным — налогом  на соль; царский указ от 5 сентября 1679 г. устанавливал подворную подать вместо стрелецких денег, полоняничных, ямских. пищальных и некоторых других.

    Период  правления Петра I (1672 - 1725)сыграл  особую  роль в становлении и развитии налоговых отношений Российского государства. Коренное реформирование финансовой системы России Петром I заключалось в изменении самого принципа формирования доходов государственного бюджета. Как отмечает Д. Г. Черник, ранее существовавшая финансовая система Руси ориентировалась на увеличение налогов по мере возникновения и возрастания потребностей казны без учета реального экономического положения государства. Петр I предпринял усилия для подъема производительных сил. видя в этом необходимые условия укрепления финансового положения1. Основной чертой налоговой системы XVIII в. является преобладание косвенных налогов (их доля составляла 42% от доходов казны) над налогами прямыми.

    При Петре I в сфере налогообложения произошли радикальные преобразования. Для пополнения казны увеличивались ставки уже существующих налогов, а также вводились различные новые сборы, численность которых достигла трех-четырех десятков. Были введены военные налоги: «драгунские деньги» (взимались по 25 копеек с крестьянского двора на жалованье ратным людям), налог «на наем подвод под артиллерийские припасы» (его размер колебался от 6 до 13 копеек) и другие налоги.

    Новые виды налогообложения создавали  и разрабатывали специальные  государственные люди — прибыльщики. По их инициативе были введены гербовый сбор, хомугейный (налог на клеймение  хомутов), с печей (трубный), пчельный (с владельцев пасек), мельничный и другие налоги и сборы, введено Удвоенное обложение податями староверов.

    Осуществляется  переход от подворного налогообложения  к подушной подати, что было вызвано  возникновением способа уклонения  от налогов (различные дворы стали объединяться в один двор). Единицей обложения стала ревизская (мужская) душа. Налогообязанные лица (ревизские души) регистрировались в специальных книгах (ревизских сказках). Величина душевого оклада новой подати была установлена в 74 копейки. При числе наличных душ в 5,6 млн. это должно было обеспечить казне 4,1 млн. руб.2

    Однако   подушное обложение имело недостатки, которые состояли в следующем: во-первых, при разной платежеспособности населения в различающихся по своим географическим и хозяйственным условиям районах единый размер податного оклада плательщика означал нарушение принципа равенства уплаты, провозглашенного самим же Петром I; во-вторых, ревизская душа не всегда отражала реальную платежеспособную единицу, поскольку включала умерших между ревизиями, увечных, стариков, младенцев, беглых.

    При Петре I существенные изменения претерпела вся система финансового управления. Большое значение имело создание Правительствующего сената, учрежденного 22 февраля 1711 г., поскольку никакие налоги и сборы не вводились без его согласия. В течение всего XVIII в. Сенат являлся высшей наблюдательной инстанцией за финансовыми учреждениями. Учреждаются финансовые коллегии: Камер-коллегия, Штатс-контор-коллегия, Ревизион-коллегия. Они представляли собой государственные органы отраслевого управления, за которыми закреплялись определенные полномочия. Главным органом финансового управлении была Камер-коллегия. В ее ведении находилась доходная часть бюджета. Основным видом деятельности являлось пополнение государственного бюджета и, следовательно, налогообложение. Камер-коллегия получала сведения о сборах налогов, разрабатывала проекты по налогообложению, могла самостоятельно вводить новые городские и земские пошлины. Вопросами расходных статей бюджета ведала Штатс-контор-коллегия. На Ревизион-коллегию возлагались функции финансового контроля. Следует отметить, что другие, неспециализированные коллегии также выполняли функции по финансовому управлению. Например, Берг-коллегия занималась сбором доходов от монетной и горной регалий; Юстиц-коллегия принимала судебные пошлины; Коммерц-коллегия ведала таможенными сборами и таможенными тарифами.

Информация о работе История возникновения и развития налогообложения