Фискальная роль ресурсных акцизов

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 16:42, реферат

Описание работы

Одной из наиболее важных статей в налоговых доходах Российской Федерации выступают акцизы.
Акциз – это косвенный налог, взимаемый с налогоплательщиков, производящих и реализующих подакцизную продукцию, но фактически его уплата перекладывается на покупателя. Акциз – индивидуальный налог на отдельные виды и группы товаров, входящие в специальный перечень.
Актуальность темы курсовой работы состоит в том, что акцизы являются важным источником налоговых поступлений в переходной экономике. Доля доходов, полученных от акцизов, наиболее высока на самом первом этапе переходного периода, благодаря относительной легкости их сбора и четкому определению налоговой базы. Доходы бюджета не являются эластичными по отношению к личным доходам, и поэтому бюджетные поступления от них стабильны.
Целью работы является исследование теоретических и практических аспектов ресурсных акцизов.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты акцизного налогообложения …………5
1.1 Обзор российского законодательства 5
1.2 Причины выбора акцизов в качестве налога на потребление 7
1.3 Объекты обложения акцизами 10
Глава 2 Практика акцизного налогообложения в России 13
2.1 Характер акцизного налогообложения, реальные плательщики акцизов 13
2.2 Роль акцизов в федеральном бюджете 18
2.3. Поступления акцизов в 2005 - 2009 гг. в федеральный бюджет РФ………..20
Заключение 30
Список литературы 32

Работа содержит 1 файл

Котельников Н. Курсовая работа.doc

— 549.00 Кб (Скачать)

    Налога  на добычу полезных ископаемых (далее  – НДПИ)

    в 2009 году поступило в федеральный  бюджет 982 млрд. рублей, в том числе на добычу нефти – 888 млрд. рублей.

    По  сравнению с 2008 годом поступления  НДПИ снизились в 1,6 раза, что обусловлено  снижением цены на нефть (с 98,2$ в декабре 2007 года – ноябре 2008 года до 57,8$ в  декабре 2008 года – ноябре 2009 года, или  в 1,7 раза).

    Страховых взносов, зачисляемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, в 2009 году поступило 1 263 млрд. рублей, что на 1% больше, чем  в 2008 году.

    В Фонд социального страхования (без  учета суммы расходов, произведенных  налогоплательщиками на цели государственного социального страхования (суммы выплаченных пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам и др.)) в 2009 году поступило 52 млрд. рублей, что на 19% меньше, чем в 2008 году.

    В Федеральный фонд обязательного  медицинского страхования в 2009 году поступило 89 млрд. рублей, что на 1% больше, чем в 2008 году.

    В территориальные фонды обязательного  медицинского страхования в 2009 году поступило 153 млрд. рублей, что соответствует уровню 2008 года. 

    Таким образом, можно сделать вывод  о том, что система акцизного налогообложения - наиболее удобна для мобилизации доходов в казну финансово-правовой механизм, позволяющий оперативно и регулярно аккумулировать необходимые для функционирования государства крупные суммы, а также в нем заложены возможности воздействия на финансовую систему, т.е. стимулирование или сдерживание общественных отношений в сфере производства тех или иных товаров, и возможности регулирования потребления. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Заключение 

    Фактически,  акцизное налогообложение носит регрессивный характер, когда налогообложение равным образом ложится как на обеспеченные, так и на бедные слои населения. Изначально задуманные как социально направленные налоги, акцизы на данный момент выполняют асоциальные функции, еще больше увеличивая разрыв между беднейшими и состоятельными слоями общества. Как и любой косвенный налог, акцизы перекладываются на беднейшую часть населения и то, что более 20% налоговых поступлений в бюджет составляют акцизы – тревожный знак. Именно косвенные налоги оказывают значительный сдерживающий эффект на экономику, что еще более опасно в условиях затянувшегося кризиса. Это еще раз подчеркивает, что государство не умеет собирать прямые налоги.

    В настоящий момент акцизы выполняют  в большей своей части фискальную функцию, что выражается в стремлении властей при введении тех или иных акцизов не столько к регулированию производства и потребления тех или иных товаров, сколько к пополнению бюджета. Фискальная направленность акцизов на бензин не вызывает сомнений, и это при том, что повышение цен на бензин - один из факторов, влияющих на повышение издержек практически любого производства, следовательно, повышения общественно необходимых затрат на производство той или иной продукции, что приводит к снижению конкурентоспособности экономики в целом.  Тем не менее, регулирующее воздействие акцизов все же проявляется, и наиболее оно благотворно  в сфере оборота алкогольной продукции. Таким образом, государство не только пополняет казну, не только уменьшает уровень потребления алкоголя, но и способствует реализации только качественной продукции.

    Законодательная база в сфере акцизов еще недостаточно проработана. В частности это  относится к большому объему документов, которые недостаточно систематизированы  и трудны для восприятия. Исправление этого невозможно без принятия второй части Налогового Кодекса, что в свою очередь зависит от множества политических факторов.

    Можно сделать следующий вывод, акцизы выступают одними из немногих рычагов воздействия государства на экономические процессы, имеющие место в обществе. Совершенствование налогообложения в сфере акцизов является одним из важнейших условий улучшения экономической ситуации,  пополнения федерального и региональных бюджетов.   
 
 
 

    Список  литературы

 
    
  1. Федеральный закон от 05.08.2000 N 118-ФЗ «Об Акцизах».
  2. Федеральный закон Российской Федерации от 2 декабря 2009 г. N 308-ФЗ "О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов"
  3. Дело о проверке конституционности части первой статьи 2 Федерального закона от 7 марта 1996 года "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об акцизах"
  4. Постановление Правительства РФ от 04.09.1999 № 1008 (ред. от 20.04.2000) «О марках акцизного сбора».
  5. «О порядке исчисления и уплаты акцизов» Инструкция Госналогслужбы РФ от 17.07.01 №36
  6. «О марках акцизного сбора» Постановление Правительства РФ от 04.09.99 №1008
  7. Булатов А. С. Экономика: Уч-к, 2-е изд., перераб. И доп.- М.: Изд. «БЕК», 2007;
  8. Горский И. В. Налоги в рыночной экономике. М.: «АНКИЛ», 2006;
  9. Давыдова И. А. Акцизы-М.: ЗАО «Издательский Дом»Главбух», 2003;
  10. Зайков В. П., Велигура В. В. Налоги Российской Федерации, Изд. «Феникс», 2007;
  11. Каклюгин В. Г. Налогообложение: Учебное пособие для вузов, Изд. «Феникс», 2007;
  12. Кацыка А. В. Налоги - 2009, Изд. Учебного пособие для вузов, «Дело и сервис», 2009;
  13. Климова М. А. Налоги и налогообложение: Учебное пособие, Изд. «Риор», 2008;
  14. Майбуров И. А. Налоги и налогообложение: Учебник, Изд. «Юнити» 2007;
  15. Майбуров И. А., Эриашвили Н. Д., Селезнева Н. Н. Налоги: Учебник для вузов (под ред. Черника Д.Г., Майбурова И.А., Литвиненко А.Н.). Изд. «Юнити-Дана», 2008;
  16. Миляков Н. В. Налоги и налогообложение: Учебник для вузов Изд. 7-е, Изд. «Инфра-М», 2008;
  17. Мусаева Х. М., Абдулгалимов А. М., Алиев Б. Х. Налоги и налогообложение: Учебник для вузов (под ред. Алиева Б.Х.) Изд. 2-е, Изд. «Финансы и статистика», 2008;
  18. Перов А. В. Толкушкин А. В. Налоги и налогообложение. Изд. «Юрайт»,2009;
  19. Рыманов А. Ю. Налоги и налогообложение, Изд. «Инфра-М», 2009;
  20. Налоги и налогообложение. Изд. «Академия»,2006 Учебное пособие под редакцией Скворцова О. В., Скворцовой Н. О.;
  21. Тедеев А .А. Налоги и налогообложение: Учебник для экономических вузов, Изд. «Приор», 2007;
  22. Козырин А. Н. Акцизы в системе таможенных платежей // Журнал - Финансы. 2008. №7, стр. 22-28.

Информация о работе Фискальная роль ресурсных акцизов