Бюджетное устройство

Автор: a*********@yandex.ru, 28 Ноября 2011 в 10:25, реферат

Описание работы

Казахстан находится в Центральной Азии, в глубине Евразийского материка. Территория - 2.724.900 кв.км.(1.049.150. sq. miles). По площади Казахстан занимает 9-е место в мире, уступая России, Китаю, США, Аргентине, Бразилии, Канаде, Индии и Австралии; второе место по территории среди государств СНГ. Территория Казахстана больше, чем 12 стран Европейского Союза. Население - 15,56 млн. чел. Плотность населения: 5,5 чел. на 1 кв.км.Столица - Астана (с 10 декабря 1997 г.). Население 600,2 тыс. чел.

Содержание

Введение …………………………………………………………………3
Глава I. Денежно-кредитная система РК ……………………………..5
1.1.История развития монет и банкнот Казахстана ………………….5
1.2. Денежная реформа в Казахстане ………………………………….6
1.3. Банковская система РК …………………………………………….8
Глава II. Бюджетная система Казахстана …………………………….12
2.1. Экономическая сущность бюджета и бюджетное устройство… 12
2.2. Состав доходов и расходов государственного бюджета ……….13
Глава III. Налоговая система ………………………………………….17
3.1. История налогов ………………………………………………….17
3.2. Виды налогов ……………………………………………………..18
Заключение ……………………………………………………………..24
Список использованной литературы ……………………………

Работа содержит 1 файл

Бюджетное устройство РК.doc

— 172.50 Кб (Скачать)

С обретением независимости  в Казахстане начала создаваться  собственная налоговая система.

Закон «О налоговой  системе в Республике Казахстан» от 24 декабря 1991 года практически являлся скопированным вариантом налогового законодательства Российской Федерации.

С 1992 по 1995 год (июнь) в Республике Казахстан функционировало 43 вида налогов и сборов:

16 - общегосударственных;

10 - общеобязательных  местных налогов и сборов;

17 - местных налогов  и сборов.

Согласно Указу  Президента РК «О налогах и других обязательных платежах в бюджет; от 24 апреля 1995 года количество налогов  сократилось до 11, а с учетом изменений  и дополнений с 1999 года по 2001 год  их количество увеличилось до 18.

В 2001 году принят новый Закон «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (введен с начала 2002 года), в котором дополнены  и изменены положения и нормы  налогообложения в связи с  изменившимися экономическими и  социальными условиями в стране.

3.2. Виды налогов.

Налоги - это  обязательные платежи, устанавливаемые  государством и взимаемые в определенных размерах и в установленные сроки.

Экономическая сущность налогов состоит в том, что они представляют собой часть  экономических отношений по изъятию определенной доли национального дохода у субъектов хозяйствования, граждан, которая аккумулируется государством для осуществления своих функций и задач.

Принципы налогов:

- принцип справедливости;

- Принцип простоты. Для налогоплательщика должно  быть понятно назначение и содержание налога, сфера применения и механизм действия, закон о налоге не громоздок и не сложен. При определении форм налогообложения следует отдавать предпочтение технически простейшим формам, поскольку часть налогоплательщиков постарается уклониться от выплаты налогов, занизить свои доходы;

- Определенность  налогов - непреложное равенство  заранее установленных условий  и требований, единообразие толкования  и применения на всей территории  страны и для всех хозяйствующих  субъектов;

- Минимум налоговых льгот. Помимо обоснованных исключений государство не должно поощрять или наказывать плательщиков через систему налогов. Для этой цели должны существовать специальные статьи в расходной части вместо сокращения налогов в доходной части бюджета. Необходимо избегать произвольного освобождения от налогов определенных продуктов, услуг, деятельности или социальных групп;

- Экономическая  приемлемость - налоги не должны  препятствовать улучшению функционирования  экономики и росту капиталовложений;

- Сопоставимость налоговых ставок по основным видам налогов с другими странами - партнерами данной страны по экономическим отношениям.

Сущность налогов  проявляется в их функциях:

1. Исторически  первой является фискальная функция  налогов, обеспечивающая поступление средств в государственный бюджет. По мере развития товарно-денежных отношений, производства эта функция определяет все увеличивающиеся поступления государству денежных доходов.

2. Перераспределительная  функция налогов состоит в  перераспределении части доходов различных субъектов хозяйствования в пользу государства.

3. Третья функция  налогов -регулирующая - возникает  с расширением экономической  деятельности государства. Оно  целенаправленно воздействует на  развитие национального хозяйства  в соответствии с принимаемыми программами.

4. Как и финансам  в целом, налогам свойственна  также контрольная функция, позволяющая  обеспечить проверку правильности  и своевременности внесения налогоплательщиком  налоговых платежей в бюджет  посрдством количественного отображения финансовых показателей.

Совокупность  видов налогов, взимаемых в государстве, форм и методов их построения, органов  налоговой службы образует налоговую  систему государства. Налоги можно  классифицировать по разным принципам:

от объекта  обложения и взаимоотношений плательщика и государства;

по использованию;

от органа, взимающего налог;

по экономическому признаку.

По первому  признаку налоги подразделяются на прямые и косвенные.

К прямым относятся  налоги, которые устанавливаются  непосредственно на доход или имущество (налог на прибыль, на имущество, землю, подоходный).

Прямые налоги, в свою очередь, подразделяются на реальные и личные. Реальными облагается имущество  по внешним признакам, то есть при  налогообложении принимается во внимание объект налога, а не эффективность его использования; к реальным прямым налогам относятся земельный, имущественный, промысловый, на денежный капитал.

В личных налогах  учитывается не только доход, но и  финансовое положение плательщика, например семейное положение; к ним  относятся подоходный налог, налог с наследств и дарений, подушный и др.

Косвенные налоги взимаются опосредственно - через  цены товаров, услуг (налог на добавленную  стоимость, акцизы, таможенные пошлины). Налоговые суммы после реализации товаров и услуг передаются владельцем государству.

По признаку использования налоги подразделяются на общие и специальные. Общие  налоги поступают государству и  при ис

В зависимости  от органа, взимающего налоги и распоряжающегося ими, различаются центральные (общегосударственные) и местные налоги.

По экономическим  признакам объекта различаются  налоги на доходы и налоги на потребление; первые взимаются с доходов, получаемых плательщиком от любого объекта обложения; во втором случае - это налоги на расходы, которые уплачиваются при потреблении товаров и услуг.

Налоговая система  Республики Казахстан включает виды налогов, сборов и пошлин, правовые нормы, регулирующие налоговые отношения  и органы налоговой службы (Налоговый  комитет Министерства финансов Республики Казахстан и его местные органы).

Перечень налогов, сборов и платежей налогового характера  в Казахстане включает:

1. Налоги:

1. Корпоративный  подоходный доход.

2. Индивидуальный  подоходный налог.

3. Налог на  добавленную стоимость.

4. Акцизы.

5. Рентный налог  на экспортируемую сырую нефть, газовый конденсат.

6. Налоги и  специальные платежи недропользователей (налог на сверхприбыль, подписной  бонус, бонус коммерческого обнаружения,  роялти, доля Республики Казахстан  по разделу продукции, дополнительный  платеж недропользователя, осуществляющего деятельность по контракту о разделе продукции).

7. Социальный  налог.

8. Земельный  налог.

9. Налог на  транспортные средства.

10. Налог на  имущество.

11. Налог на  игорный бизнес.

2. Сборы:

1. Сбор за  государственную регистрацию юридических  лиц и учетную регистрацию филиалов и представительств.

2. Сбор за  государственную регистрацию индивидуальных  предпринимателей.

3. Сбор за  государственную регистрацию прав  на недвижимое имущество и  сделок с ним.

4. Сбор за  государственную регистрацию залога  движимого имущества и ипотеки судна или строящегося судна.

5. Сбор за  государственную регистрацию радиоэлектронных  средств и высокочастотных устройств.

6. Сбор за  государственную регистрацию транспортных  средств.

7. Сбор за  государственную регистрацию лекарственных средств.

8. Сбор за  государственную регистрацию прав  на произведем и объекты смежных  прав, лицензионных договоров на  использование произведений и  объектов, смежных прав.

9. Сбор за  проезд автотранспортных средств  по территории Республики Казахстан.

10. Сбор за  постановку на учет средства  массовой информации.

11. Сбор с аукционов.

12. Лицензионный  сбор за право занятия отдельными  видами деятельности.

13. Сбор за  выдачу разрешения на использование  радиочастотного спектра телевизионным  и радиовещательным организациям.

3. Платы:

1. Плата за  пользование земельными участками.

2. Плата за  пользование водными ресурсами  поверхностных источников.

3. Плата за  эмиссии в окружающую среду.

4. Плата за  пользование животным миром.

5. Плата за  лесные пользования.

6. Плата за использование особо охраняемых природных территорий.

7. Плата за  использование радиочастотного  спектра.

8. Плата за  предоставление междугородной и  (или) международной телефонной  связи.

9. Плата за  пользование судоходными водными  путями.

10. Плата за размещение наружной (визуальной) рекламы.

4. Государственная  пошлина.

5. Таможенные  платежи:

1. Таможенная  пошлина.

2. Таможенные  сборы:

3. Плата за  предварительное решение.

4. Сборы.

Налоговая система  включает в свой состав государственную  налоговую службу, которая представлена в Казахстане уполномоченным государственным органом - Налоговым комитетом Министерства финансов Республики Казахстан, межрегиональными налоговыми комитетами, налоговыми комитетами по областям, межрайонными налоговыми комитетами, налоговыми комитетами по районам, городам и районам в городах. В случае создания специальных экономических зон могут быть образованы налоговые комитеты на территории этих зон.

Налоговая служба осуществляет контроль за исполнением  за-конов республики о налогах и других обязательных платежах в бюджет с учетом затрат цен и тарифов.

Корпоративный подоходный налог. Данный вид налога занимает значительное место в поступлениях государственного бюджета Казахстана - около 31%. Механизм обложения корпоративным  подоходным налогом определяет порядок исчисления, уплаты, условия взимания, льготы и санкции, сроки уплаты налога юридическими лицами.

В основных чертах этот механизм, согласно законодательству Республики Казахстан, сводится к следующему. К плательщикам корпоративного подоходного налога относятся юридические лица - резиденты Республики Казахстан, за исключением Национального банка Республики Казахстан и государственных учреждений, а также юридические лица-нерезиденты, осуществляющие деятельность в Республике Казахстан через постоянное учреждение или получающие доходы из источников в Республике Казахстан.

Объектом обложения  являются:

1) налогооблагаемый  доход;

2) доход, облагаемый  у источника выплаты;

3) чистый доход  юридического лица-нерезидента,  осуществляющего деятельность в Республике Казахстан через постоянное учреждение.

Индивидуальный  подоходный налог. Поступление средств  по данному платежу занимает около 8% всех налоговых платежей.

Плательщиками индивидуального подоходного налога являются физические лица, иностранные физические лица.

Объектом обложения  является доход, облагаемый у источника  выплаты, и доход, не облагаемый у  источника выплаты.

К доходам налогоплательщика, облагаемым у источника выплаты, относятся: доход работника (начисленные  работодателем доходы, уменьшенные на сумму налоговых вычетов; доход работника в натуральной форме; доход в виде материальной выгоды); доход от разовых выплат; пенсионные выплаты из накопительных пенсионных фондов; доход в виде дивидендов, вознаграждений, выигрышей; стипендии (за исключением выплачиваемых обучающимся в организациях образования в размерах, установленных законодательством Республики Казахстан для государственных стипендий); доход по договорам накопительного страхования.

Налог на добавленную  стоимость (НДС). Из косвенных налогов наиболее значительным является налог на добавленную стоимость -- НДС, введенный с 1992 г. Он занимает около 22% в общих налоговых поступлениях в бюджет государства. Плательщик налога возмещает понесенные в результате его уплаты государству потери путем повышения цен и перекладывает уплату налога на покупателя.

Информация о работе Бюджетное устройство