Бюджет и налоги

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2011 в 18:54, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является изучить систему бюджета и налогов.
Задачами работы:
- рассмотреть бюджетную систему и бюджетное устройство
- Федеральный бюджет РФ
- устройство бюджетной системы РФ
- рассмотреть сущность налогов и их роль в экономике
- понять основные характеристики налоговых систем

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПОНЯТИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА 4
1.1 Бюджетная система и бюджетное устройство 4
1.2 Устройство бюджетной системы РФ.
Принципы функционирования бюджетной системы РФ 5
1.3 Федеральный бюджет РФ 8
1.4 Бюджеты субъектов РФ 8
2 ЭКОНОМИКО- ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ 11
2.1 Сущность налогов и их роль в экономике государства 11
2.2 Понятие и основные характеристики налоговых систем 14
2.3 Характеристика элементов построения налоговой системы РФ 17
2.4 Основные направления совершенствования налоговой системы 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 30

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word (3).doc

— 142.50 Кб (Скачать)

     На  сегодняшний день российскую налоговую  систему можно классифицировать как умеренно фискальную, прямую, централизованную, нейтральную. 

     2.4 Основные направления совершенствования налоговой системы Российской Федерации

     Период  кардинальных изменений налоговой  системы подходит к концу.

     На  современном этапе реформирования налоговой системы приоритетное внимание уделяется решению проблем  повышения эффективности налогового администрирования, в том числе налогового контроля как главной его составляющей.

     В перспективах реформирования налоговой  системы РФ в качестве основной меры, предлагаемой к реализации в 2007 - 2009 гг. является разработка законопроекта  о налоговой амнистии.

     Президент предлагает следующие меры по совершенствованию налоговой системы, к которым относятся следующие:

     1. Целесообразно рассмотреть возможность  дальнейшего снижения налогового  бремени (см. прил. 2)

     2. Необходимо дифференцировать ставки  акцизов на бензин, исходя из его качества, имея ввиду установление более низкой ставки на высококачественный бензин и более высокой ставки на бензин низкого качества.

     В Послании Президента отвергается недавно  прозвучавшая идея о восстановлении прогрессивной шкалы подоходного  налога. Однако для частичного повышения налоговой нагрузки на богатое население должен быть реформирован налог на недвижимость.[6]

     На  первый план постепенно выходит задача сохранения стабильности налоговой  системы как фактора легализации  бизнеса и увеличения массы налоговых платежей. Вносимые в законодательство о налогах и сборах отдельные изменения все в большей степени должны быть направлены на повышение ясности законодательства и на однозначность его применения налогоплательщиками

     Стабильность  налоговой системы подразумевает и неизменность основополагающих налоговых институтов и правил уплаты налогов в течение длительного периода времени, что предполагает отказ от каких-либо революционных изменений в налоговом законодательстве и налоговой системе, направленных только не возможное получение кратковременного эффекта увеличения объема поступлений, вводимых без обоснованного экономического расчета, не ориентированных на долгосрочную и средне-срочную перспективы развития.

     Реформирование  налоговой системы должно происходить постепенно на основе длительного и тщательного анализа ситуации с поступлением налогов. Любые кардинальные изменения в налоговой системе Российской Федерации, особенно те изменения, которые ущемляют экономические интересы налогоплательщиков, не только не смогут увеличить налоговые поступления в бюджет, но и приведут к потерям источников дохода, поскольку налоговая нестабильность станет тем решающим фактором, который заставит многих налогоплательщиков уйти в «теневую» экономику.

     Стабильность  налоговой системы во многом определяется в федеративном государстве тем, насколько строго соблюдаются пределы компетенции центра и регионов при принятии мер в области налоговой политики.

     Значение  фактора стабильности налоговой  системы, а также особенности  государственного строительства России как Федерации обусловили необходимость реализации конституционного принципа единства налоговой системы. Данный принцип основывается на стабильности и преемственности налоговой политики государства, единстве экономического и налогового пространства, четком разграничении полномочий федерального центра и регионов.

     Современная налоговая система должна быть справедливой, эффективной и доступной для  понимания. [16, с.21]

     Эффективность налоговой реформы сегодня в  решающей степени зависит от способности государства обеспечить увеличение темпов роста производства, осуществить серьезные преобразования в деле укрепления финансовой системы и расчетов в народном хозяйстве, оказать реальную помощь в становлении и развитии малого бизнеса. Сколько бы ни предоставлялось налоговых льгот и привилегий малому бизнесу, на практике это не дает значительного эффекта. Ведь воспользоваться ими малый бизнес не может, поскольку сегодня нет экономических условий для создания широкой сети так называемых малых предприятий.

     Успех всей экономической реформы зависит  в первую очередь от быстрейшей финансовой стабилизации, привлечения вкладов  населения в процессы инвестирования, проводимых реформ, требующих обеспечения  властных полномочий финансовыми ресурсами. Налоговый кодекс РФ позволяет более четко разграничить полномочия федеральных и региональных органов власти по установлению и взиманию налогов. Можно сказать, что с 2005 г. налоговые отношения в России вышли на качественно иной уровень развития, что позволило устранить многие недостатки существующей налоговой системы.

     Главной целью реформы налоговой системы  в Российской Федерации является снижение налоговой нагрузки на законопослушных  налогоплательщиков, предусматривающее  выравнивание условий налогообложения, упрощение налоговой системы, придание ей стабильности и большей прозрачности. Налоговая система всегда будет совершенствоваться, оттачиваться и настраиваться на запросы и реалии экономической действительности, так чтобы, максимально наполняя бюджет, не ущемлять никого из субъектов налоговых отношений, поэтому процесс налогового администрирования бесконечен. При этом система администрирования налогов должна обеспечивать снижение уровня издержек исполнения налогового законодательства как для государства, так и для налогоплательщиков.

     Основной  целью налоговой реформы является достижение оптимального соотношения  между стимулирующей и фискальной ролью налогов.

     Основными направлениями налоговой политики сегодня выступают:

     1. Контроль за трансфертным ценообразованием в целях налогообложения:

     - Определение взаимозависимости  лиц

     - Установление закрытого перечня  контролируемых сделок

     - Введение обязательного представления  специального декларирования контролируемых  сделок и требований к перечню  документов, обосновывающих применение налогоплательщиком трансфертные цены в сделках с взаимозависимыми лицами

     - Введение института предварительных  соглашений о ценообразовании  с налоговыми органами

     - Введение новых требований к  методам оценки диапазона рыночных  цен и принципам их применения.

     2. Налогообложение дивидендов, выплачиваемых  российским лицам:

     - Освобождение о обложения налогом  на прибыль дивидендов, получаемых  при стратегическом участии отечественной  компании в российской и иностранной  организации, выплачивающей дивиденды. Критерий стратегического участия предполагается установить в виде доли размером не менее 50 % (в абсолютном выражении не менее 500млрд. руб.)

     - Снижение ставки налога на  дивиденды, выплачиваемые физлицам, не являющихся налоговыми резидентами  РФ, до 15% в настоящее время - 30%)

     3. Регулирование налогообложения  контролируемых иностранных компаний:

     - Введение принципа налогообложения  нераспределенной прибыли иностранных  контролируемых компаний

     - Введение понятия иностранной  контролируемой компании на основе определенной взаимозависимости лиц и стратегического участия в организации

     - Установление обязанности российских  компаний или компаний-резидентов  указывать в налоговых декларациях  свои иностранные аффилированые  компании

     - Определение условий возникновения налоговой обязанности у российских налогоплательщиков в отношении прибыли, полученной иностранными контролируемыми компаниями

     - Предоставление налогоплательщиком  сведений о его доле в контролируемой  иностранной компании и уплате  налога с соответствующей доли нераспределенного дохода этой компании

     - Обеспечение возможности эффективного  налогового администрирования в  части получения налоговыми органами  необходимых сведений: данных, идентифицирующих  национальных акционеров, подпадающих  под режим контролируемых иностранных компаний, и финансовой информации, необходимой для расчета полученного дохода. Подобные изменения потребуют корректировки главы 23 и 25 НК РФ.

     4. Проблемы определения налогового  резиденства юр лиц: Введение  понятия резидентства юр лиц  на основе критериев места управления и резиденства участников юр лица, владеющих в нем контрольным пакетом

     5. Введение института консолидированной  налоговой отчетности при исчислении  налога на прибыль

     6. Совершенствование НДС

     7. Индексация ставок акцизов

     8. Налогообложение налогом на прибыль при совершении операций с ценными бумагами

     9. Налогообложение НДФЛ при совершении  операций с ценными бумагами[15, с.28]

     10. Совершенствование налога на  имущество (введение налога на  недвижимость)

     11. Совершенствование системы вычетов, предоставляемых по НДФЛ

     Скорейшая реализация указанных мер реформирования налоговой системы позволит привести налоговую систему в соответствие с задачами достижения экономического роста, существенно повысить собираемость налогов. Либерализация налоговой системы и заметное усиление защищенности налогоплательщиков будут способствовать улучшению инвестиционного климата и возврату капиталов в легальную сферу. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     Государственный бюджет, являясь основным финансовым планом государства, главным средством аккумулирования финансовых средств, дает политической власти реальную возможность осуществления властных полномочий, дает государству реальную экономическую и политическую власть. С одной стороны, бюджет, являясь всего лишь комплексом документов, разрабатываемых одной ветвью власти и утверждаемых другой, выполняет довольно утилитарную функцию - фиксирует избранный государством стиль осуществления управления страной. Бюджет по отношению к осуществляемой властью экономической политике является производным продуктом, он полностью зависит от избранного варианта развития общества и самостоятельной роли не играет.

     Однако  именно бюджет, показывая размеры  необходимых государству финансовых ресурсов и реально имеющихся  резервов, определяет налоговый климат страны, именно бюджет, фиксируя конкретные направления расходования средств, процентное соотношение расходов по отраслям и территориям, является конкретным выражением экономической политики государства.

     Рассмотрев  и проанализировав современное состояние налоговой системы РФ, можно сделать выводы:

     - обеспечение налогового администрирования  является залогом оптимальной  налоговой политики страны. Построение  налоговых администраций и контроль  за их деятельностью - это необходимое  условие построения новой, более  совершенной налоговой системы;

     - налоговая система РФ должна идти своим путем, то есть опираться на зарубежный опыт и в тоже время следовать своим традициям и особенностям;

     - при помощи налоговых реформ, осуществить ликвидацию белых  пятен в налоговом законодательстве  РФ;

     - главная задача налоговой политики - это повышение уровня жизни населения страны.

Информация о работе Бюджет и налоги