Бюджет и налоги

Дата добавления: 17 Января 2011 в 18:54
Автор: Пользователь скрыл имя
Тип работы: курсовая работа
Скачать полностью (30.68 Кб)
Работа содержит 1 файл
Скачать  Открыть 

Документ Microsoft Word (3).doc

  —  142.50 Кб

     СОДЕРЖАНИЕ  

     ВВЕДЕНИЕ 3

    1. ПОНЯТИЕ  ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА 4

        1.1 Бюджетная система и бюджетное устройство  4

        1.2 Устройство бюджетной системы РФ.

               Принципы функционирования   бюджетной системы РФ 5

        1.3 Федеральный бюджет РФ 8

        1.4  Бюджеты субъектов РФ  8

    2 ЭКОНОМИКО-  ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ 11

        2.1 Сущность налогов и их роль в экономике государства 11

        2.2 Понятие и основные характеристики налоговых систем 14

        2.3 Характеристика элементов построения налоговой системы РФ 17

        2.4 Основные направления совершенствования налоговой системы  22

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28

    СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 30 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

     ВВЕДЕНИЕ 

     Ведущую, определяющую роль в формировании и  развитии экономической структуры  любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Государственный бюджет, являясь главным средством мобилизации и расходования ресурсов государства, дает политической власти реальную возможность воздействовать на экономику, финансировать ее структурную перестройку, стимулировать развитие приоритетных секторов экономики, обеспечивать социальную поддержку наименее защищенным слоям населения.

     В структуре всех доходов бюджета  государства налоги составляют, по разным оценкам, 75-85%. Рассмотрение налогообложения как средства регулирования предпринимательской активности требует более тщательного рассмотрения элементов налоговой системы для нахождения баланса интересов государства и предпринимательства.

     Актуальность  выбранной темы заключается в  том, что в условиях постоянного  развития и совершенствования налогового законодательства Российской Федерации  особое значение приобретают уяснение основных понятий, составляющих сущность налоговой системы и бюджета.

     Целью работы является изучить систему  бюджета и налогов.

     Задачами  работы:

     - рассмотреть бюджетную систему  и бюджетное устройство

     - Федеральный бюджет РФ

     - устройство бюджетной системы  РФ

     - рассмотреть сущность налогов  и их роль в экономике

     - понять основные характеристики налоговых систем 
 
 

  1. ПОНЯТИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО  БЮДЖЕТА.
    1. Бюджетная система и бюджетное устройство.
 

     Центральное место в финансовой системе любого государства занимает государственный  бюджет - имеющий силу закона финансовый план государства (роспись доходов и расходов) на текущий (финансовый) год. Бюджетный кодекс Российской Федерации (БК РФ) определяет бюджет как «форму образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления». Таким образом, государственный бюджет, являясь для государства средством аккумулирования финансовых ресурсов, дает государственной власти возможность содержания государственного аппарата, армии, выполнения социальных мероприятий, реализации приоритетных экономических задач, т.е. выполнения государством присущих ему функций.

     Бюджет  как экономическая категория  выражает систему императивных денежных отношений между государством и  другими субъектами воспроизводства  по поводу перераспределения части стоимости общественного продукта (главным образом, национального дохода) в процессе образования основного общегосударственного фонда денежных средств и его использования для удовлетворения наиболее важных на данном этапе развития потребностей общественного воспроизводства.

     Сущность  бюджета, как и любой другой экономической  категории, проявляется в ее функциях. Общественное предназначение бюджетных  отношений заключается:

     - в образовании основного общегосударственного фонда денежных средств (в ходе реализации этой функции обеспечивается концентрация основной части централизованных финансовых ресурсов в бюджетной системе государства);

     - в использовании средств основного общегосударственного фонда (данная функция реализуется в процесс расходования бюджетных средств);

     - в осуществлении контроля за движением бюджетных ресурсов, 'и на этой основе - за динамикой экономического развития, за ходом социально-экономических процессов в целом

     Бюджетное устройство определяет организацию  государственного бюджета и бюджетной системы страны, взаимоотношение между ее отдельными звеньями, правовые основы функционирования бюджетов, входящих в бюджетную систему, состав и структуру бюджетов, процедурные стороны формирования и использования бюджетных средств и др.

     Совокупность  всех видов бюджетов образует бюджетную  систему государства.

     БК  РФ дает следующее определение бюджетной  системы: «основанная на экономических  отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая нормами  права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов». Под бюджетным устройством принято понимать организацию бюджетной системы и принципы ее построения.

     По  степени распределения власти между центром и административно-территориальными образованиями все государства подразделяются на унитарные, федеративные и конфедеративные.

     Федеративное (объединенное, союзное) государство - это форма государственного устройства, при которой государственные образования или административно-территорияальные образования, входящие государство, имеют собственную государственность и обладают определенной политической самостоятельностью в пределах распределенных между ними и центром компетенций. Бюджетная система федеративных государств трехзвенная и состоит из федерального бюджета, бюджетов членов федерации и местных бюджетов. 

    1. Устройство  бюджетной системы  РФ. Принципы функционирования бюджетной системы  РФ
 

     Построение  бюджетной системы РФ основано на конституции РФ и конституциях республик в составе РФ. В соответствии с Конституцией РФ (ст. 71 и 132) и Бюджетным кодексом РФ (ст. 10) бюджетная система Российской Федерации состоит из трех уровней:

     1) Федерального бюджета и бюджетов  государственных внебюджетных фондов;

     2) Бюджетов субъектов Российской  Федерации (региональных бюджетов) и бюджетов территориальных государственных  внебюджетных фондов;

     3) Местных бюджетов.

     В состав федерального и территориального бюджетов входят целевые бюджетные  фонды, формирующиеся за счет целевых источников и имеющих целевое расходование средств. В числе таких фондов - дорожный, экологический, воспроизводства минерально-сырьевой базы, восстановления и охраны водных ресурсов и др.

     Бюджеты, входящие в бюджетную систему  РФ, самостоятельны и не включаются друг в друга.

     Кроме федерального и территориальных  бюджетов (региональных и местных), в бюджетную систему входят государственный  внебюджетные фонды: Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования, Федеральный  внебюджетный фонд и внебюджетные фонды субъектов РФ обязательного медицинского страхования. До 1991 г. они входили в состав государственного бюджета, а в настоящее время имеется явная тенденция включения внебюджетных фондов в бюджет.

     Функционирование  бюджетной системы основано на следующих основополагающих принципах:

     Принцип единства бюджетной системы РФ - это единство правовой базы, денежной системы, форм бюджетной документации, принципов бюджетного процесса в  РФ, санкций за нарушение бюджетного законодательства, единый порядок финансирования расходов бюджетов всех уровней, единый порядок ведения бухгалтерского учета средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетов.

     Принцип разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы  означает закрепление соответствующих видов доходов (полностью или частично) и полномочий по осуществлению расходов за органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления.

     Важнейшим является принцип самостоятельности всех бюджетов, который означает:

     1. право законодательных (представительных) органов государственной власти  и органов местного самоуправления  на каждом уровне бюджетной  системы самостоятельно осуществлять  бюджетный процесс;

     2. наличие собственных источников доходов бюджетов каждого уровня бюджетной системы, определяемых в соответствии с законодательством Российской федерации;

     3. законодательное закрепление регулирующих  доходов, полномочий по формированию  доходов соответствующих бюджетов;

     4. право органов государственной власти и органов государственного самоуправления самостоятельно определять направление расходов соответствующих бюджетов;

     5. право органов государственной  власти и органов государственного  самоуправления самостоятельно  определять источники финансирования дефицитов соответствующих бюджетов;

     6. недопустимость изъятия доходов,  дополнительно полученных в ходе  исполнения законов о бюджете,  сумм превышения доходов над  расходами бюджетов и сумм  экономии по расходам бюджетов;

     7. недопустимость компенсации за счет бюджетов других уровней потерь в доходах и дополнительных расходов, возникших в ходе исполнения законов (решений) о бюджете, за исключением установленных законом случаев. 

    1. Федеральный бюджет Российской Федерации
 

     Федеральный бюджет Российской Федерации входит в первый уровень бюджетной системы РФ. Федеральный бюджет - основной финансовый план государства, утверждаемый Государственной Думой в виде федерального закона. Именно федеральный бюджет является основным орудием перераспределения национального дохода, через него мобилизуются финансовые ресурсы, необходимые для регулирования экономического развития страны и реализации социальной политики на территории всей России. При составлении проекта бюджета учитываются не только данные о прогнозируемых размерах доходов бюджета и необходимых государственных расходов; бюджет строится с учетом необходимости осуществления избранной политики.

     Налоговые доходы - это обязательные, безвозмездные, безвозвратные платежи в пользу бюджета. Необходимо отметить, что ряд федеральных налогов являются регулирующими, т.е. часть из них направляются в бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты. Например, из доходов, поступающих от уплаты НДС на товары (работы, услуги), производимые (выполняемые, оказываемые) на территории РФ, лишь 75 % поступает в федеральный бюджет. 

    1. Бюджеты субъектов Российской Федерации
 

     Бюджеты субъектов Российской Федерации  входят во второй уровень бюджетной  системы Российской Федерации. Бюджет субъекта РФ - это форма образования  и расходования денежных средств,

     предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения  субъекта РФ. Бюджет субъекта РФ и свод бюджетов муниципальных образований, находящихся на его территории, составляют консолидированный бюджет субъекта РФ.

Страницы:12345следующая →
Описание работы
Целью работы является изучить систему бюджета и налогов.
Задачами работы:
- рассмотреть бюджетную систему и бюджетное устройство
- Федеральный бюджет РФ
- устройство бюджетной системы РФ
- рассмотреть сущность налогов и их роль в экономике
- понять основные характеристики налоговых систем
Содержание
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПОНЯТИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА 4
1.1 Бюджетная система и бюджетное устройство 4
1.2 Устройство бюджетной системы РФ.
Принципы функционирования бюджетной системы РФ 5
1.3 Федеральный бюджет РФ 8
1.4 Бюджеты субъектов РФ 8
2 ЭКОНОМИКО- ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ 11
2.1 Сущность налогов и их роль в экономике государства 11
2.2 Понятие и основные характеристики налоговых систем 14
2.3 Характеристика элементов построения налоговой системы РФ 17
2.4 Основные направления совершенствования налоговой системы 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 30