Упрощенная система налогообложения

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 11:13, курсовая работа

Описание работы

Целью моей курсовой работы является рассмотрение особенностей налогообложения субъектов малого предпринимательства в России по упрощенной системе налогообложения
Для достижения поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть общие положения УСН в РФ;
- рассмотреть особенности и порядок исчисления и уплаты налога при УСН.

Содержание

Введение 3
1 Общие положения УСН в РФ 5
1.1 Сущность и особенности УСН 5
1.2 Условия перехода к УСН 7
1.3 Порядок перехода на УСН и прекращения ее применения 10
2 Особенности и порядок исчисления и уплаты налога при УСН 13
2.1 Исчисление налоговой базы и применение налоговых ставок по УСН 13
2.2 Упрощенный характер ведения налогового учета при применении УСН 18
2.3 Достоинства УСН по сравнению с общей системой налогообложения 19
3 Выводы и предложения 24
Заключение 36
Список литературных источников 38

Работа содержит 1 файл

Упрощенная систем налогообложения.docx

— 67.27 Кб (Скачать)

Перейти на применение упрощенной системы  налогообложения или вернуться  к общей системе (общему режиму) зарегистрированные фирмы и предприниматели могут  в добровольном порядке при соблюдении определенных условий.

Упрощенная система налогообложения  на основе патента

Индивидуальные предприниматели, осуществляющие один из видов предпринимательской  деятельности, перечисленных в п. 2 ст. 346.25.1 Налогового Кодекса РФ, вправе перейти на упрощенную систему налогообложения на основе патента.

Применение упрощенной системы  налогообложения на основе патента  разрешается индивидуальным предпринимателям, не привлекающим в своей предпринимательской  деятельности наемных работников, в  том числе по договорам гражданско-правового характера.

Рассмотрим практический пример применения общей системы налогообложения и УСН.

В основу расчетов положен  предполагаемый размер выручки от сдачи  в наем собственных нежилых помещений. Расчетный период – месяц. Стоимость услуг для покупателя 1500тыс.руб. Расходы, связанные с оказанием услуг (зарплата, аренда, телефон, канцтовары и т.д.) 42,9тыс.руб., взносы на ОПС – 2,1тыс.руб.

Объект налогообложения  – Доходы (6%).

Налоговой базой для расчета  налога будет являться вся выручка  от сдачи в аренду имущества, то есть все 1500тыс.руб. Расходы в данном случае не учитываются, кроме взносов на обязательное пенсионное страхование (ОПС), на которые можно уменьшить единый налог. Но уменьшить его можно не более чем на 50 %. Предполагается, что взносы составили 50тыс.руб. Налог составит: 1500тыс.руб. х 6 % = 90тыс.руб. Сумма исчисленного налога уменьшается на взносы ОПС 90тыс.руб. – 2,1тыс.руб. = 87,9тыс.руб. Это сумма к уплате в бюджет за период. Чистая прибыль: 1455 – 87,9 = 1367,1тыс.руб.

Объект налогообложения  – Доходы минус Расходы (15%).

Для определения налоговой  базы (то есть величины, от которой будет  считаться налог) следует уменьшить  сумму полученных доходов (выручку) 1500тыс.руб. на сумму произведенных  и оплаченных, расходов. Причем только тех, что поименованы в статье 346.16 НК РФ. Из полученного дохода вычитаются расходы и взносы на ОПС: 1500тыс.руб. – 42,9тыс.руб. – 2,1тыс.руб.= 1455тыс.руб. Это  и будет налоговой базой в  данном случае. Далее налоговая база умножается на ставку налога 1455тыс.руб. х 15 % = 218,25тыс.руб. Это сумма к уплате в бюджет за период. Чистая прибыль: 1455 – 218,25 = 1236,75тыс.руб.

Общая система налогообложения.

При общей системе налогообложения  все налоги выплачиваются в полном объеме. Налоговой базой является прибыль предприятия (т.е. выручка – расходы). При общем режиме налогообложения расходы составляют 70,4 тыс.руб. Следовательно из суммы выручки 1500тыс.руб. вычитаются произведенные расходы 70,4тыс.руб. Размер прибыли до налогообложения составит 1430тыс.руб. Далее рассчитывается налог на прибыль: 1430 х 20% = 285,9 тыс.руб. Чистая прибыль: 1429,5 – 285,9 = 1143,6тыс.руб.

Для наглядности примера, приведенные выше расчеты, объединены в таблице 2.1.

 

Таблица 2.1 – Сравнительный  анализ возможных систем налогообложения, руб.

Показатель

УСН 6%

УСН 15%

ОСНО

Выручка

1 500 000

Расходы включая НДС, кроме  ФОТ и налогов

27 900

ФОТ (общая зарплата)

15 000

Общие налоги с ФОТ

2 100

2 100

3 900

НДС к уплате

нет

нет

23 644,07

Итого расходов

45 000

45 000

70 444,07

Прибыль до налогообложения

1 455 000

1 455 000

1 429 555,93

Налог на прибыль

нет

нет

285 911,19

Единый налог (УСН)

87 900

218 250

Нет

Чистая прибыль

1 367 100

1 236 750

1 143 644,74

Сравнительный анализ показал, что самый наиболее экономически выгодный вариант применения режимов налогообложения является УСН с объектом налогообложения «Доходы», по ставке 6%.

При различных видах деятельности объект налогообложения нужно выбирать разный, рассчитав наиболее выгодный для предприятия. Снижение налоговой  нагрузки в реальных условиях —  всегда интересная и эксклюзивная задача.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 Выводы и предложения

 

Формирование  условий, стимулирующих предпринимательскую  активность широких слоев населения и способствующих развитию действующих малых предприятий, остается одной из главных задач государственной политики в отношении малого бизнеса. Исходя из важности для экономики России развития малого бизнеса можно сказать, что время подтвердило своевременность введения в Российской Федерации упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства. Закон об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности – закон не новый.

Предполагалось, что упрощенная система обеспечит  два основных преимущества: минимизацию  бухгалтерской документации, так  как вместо совокупности бухгалтерских  документов, применяемых для определения  финансового состояния предприятия и исчисления налогов, ведется только Книга учета доходов и расходов. Кроме этого, происходит сокращение числа налоговых платежей, так как уплата ряда федеральных, региональных и местных налогов и сборов заменяется уплатой единого налога по результатам хозяйственной деятельности за отчетный период. Действие упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности распространяется на субъекты предпринимательской деятельности с численностью работающих до 15 человек независимо от вида деятельности.

Принято условие, что субъекты малого предпринимательства  смогут переходить на упрощенную форму  учета лишь тогда, если в течение  года, предшествующего кварталу, в  котором произошла подача заявления  на право применение именно этой системы  налогообложения, учета и отчетности, совокупный размер валовой выручки налогоплательщика не превысил суммы стотысячекратного минимального размера оплаты труда, установленного законодательством Российской Федерации на первый день квартала, в котором произошла подача заявления.

УСН имеет  и существенные недостатки:

  • не предоставляет возможности быть плательщиком НДС. Поэтому налогоплательщики, которые работуют с покупателями и заказчиками, нуждающимися в продукции, облагаемой НДС, несут очень высокую налоговую нагрузку, либо вынуждены снижать цены или же отказаться от применения УСН;
  • доходы и расходы определяются только кассовым методом. При этом авансы включаются в доходы, что делает очень невыгодным примененеие УСН организациями, получающими большие суммы авансов на длительный срок;
  • список расходов ограничен, и в него не попали многие из тех, которые могут составлять значительные суммы: коммунальные платежи, бухгалтерские, юридические, консальтинговые услуги и др.;
  • слабая проработка глав 26.2 НК РФ, нормы которой не содержат ответов на некоторые вопросы. Отдельные положения иногда противоречивы, неточны и неясны;
  • спорность вопроса в отношении необходимости при переходе на УСН восстановить и уплатить в бюджет НДС, который был принят к вычету до перехода на УСН по материалам и товарам, отпущенным в производство (реализованным) после перехода на УСН;
  • невозможность принять в расходы убыток, полученный при применении общей системы налогообложения.

Несмотря  на указанные недостатки УСН, которые  иногда могут привести к отказу от применения этой системы, она тем не менее выгодна большому кругу хозяйствующих субъектов и рекомендуется переходить на нее даже тогда, когда выигрыш от экономии на налогах не является достаточно очевидным.

Применение  упрощенной системы налогообложения  в определенной степени устраняет  такой барьер для входа в предпринимательскую  деятельность, как сложная дорогостоящая система налогообложения, учета и отчетности. Ведь сумма единого налога на доход, причитающаяся к уплате за отчетный период, либо уплата части стоимости патента для индивидуальных предпринимателей не является авансовым платежом, а вносится по истечении отчетного периода.

Упрощенная  система важна как инструмент государственной политики в отношении  малого предпринимательства с точки  зрения обеспечения наиболее полного сбора налогов с субъектов малого бизнеса.

Федеральным законом установлена возможность  органов государственной власти субъектов Российской Федерации определять вместо объектов и ставок налогообложения расчетный порядок определения единого налога на основе показателей по типичным организациям – представителям. Такое же право дано в отношении льготного порядка уплаты единого налога для отдельных категорий плательщиков. Аналогично устанавливается объект обложения единым налогом, пропорции распределения налоговых платежей между бюджетом субъекта Российской Федерации и местным бюджетом. Субъектам РФ предоставлено право устанавливать в зависимости от вида деятельности размер годовой стоимости патента для субъектов упрощенной системы налогообложения, а также сроки ее уплаты, устанавливать размер штрафа за утерю патента.

Таким образом, наделение представительных органов  субъектов Российской Федерации значительными полномочиями в части реализации на своих территориях упрощенной системы налогообложения создает благоприятные условия для учета региональных особенностей, использования упрощенной системы как действенного механизма стимулирования приоритетных для того или иного региона видов деятельности, вовлечения в предпринимательскую деятельность определенных групп населения, повышения собираемости налогов и сокращения объемов теневой экономики.

В соответствии с Федеральным законом «Об  упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства» субъектам малого предпринимательства предоставляется право добровольного перехода на данную систему учета. Позитивным моментом при переходе индивидуального предпринимателя на уплату единого налога является то, что предприниматель сможет обстоятельно планировать свои затраты, так как уплачиваемая годовая стоимость патента является для него фиксированным платежом, заменяющим уплату единого налога на доход за отчетный период.

Вместе  с тем отметим, что ряд положений  Закона «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов  малого предпринимательства» нуждается в совершенствовании.

Так, нерешенной, на наш взгляд, остается проблема уплаты НДС предприятиями, имеющими в качестве поставщиков субъекты малого предпринимательства, применяющих упрощенную систему.

Несмотря  на то, что у субъекта малого предпринимательства  – поставщика, применяющего упрощенную систему налогообложения, отпускная цена продукции будет ниже вследствие того, что он не является плательщиком НДС, покупатель – посредник его продукции, произведя расчет налога, будет вынужден продавать товар конечному потребителю по более высокой цене, чем покупатель – посредник продукции субъекта малого предпринимательства – поставщика, работающего по общеустановленной системе налогообложения. Это происходит из-за того, что покупатель – посредник, покупая продукцию у предприятия, работающего без НДС, не получает налога на добавленную стоимость, что несколько повышает себестоимость и конечную цену реализуемого товара. Разница в ценах может привести к ситуации, когда посредникам становится невыгодно работать с субъектами малого предпринимательства.

Аналогичная проблема существует, например, у общественных организаций инвалидов и индивидуальных предпринимателей, с которыми по этой же причине посредникам невыгодно работать.

Необходимо  отметить, что ситуацию можно нормализовать, когда субъект малого предпринимательства  – юридическое лицо, работающее по упрощенной системе налогообложения, индивидуальный предприниматель или  организация, освобожденные от начисления НДС на свою продукцию, осуществляют сотрудничество с такими же юридическими лицами.

Информация о работе Упрощенная система налогообложения