Упрощенная система налогообложения

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 22:07, курсовая работа

Описание работы

Снижение налогового бремени, упрощение процедур налогообложения и представления отчетности, создание благоприятных условий для легализации (введения в правовое поле) субъектов малого предпринимательства являются необходимыми условиями для развития малого бизнеса в России и представляют эффективные меры по государственной поддержке этого сектора рыночной экономики.

Содержание

Введение 2
1. Сущность и особенности УСН 3
2. Объекты налогообложения 7
3. Условия перехода к УСН 9
4. Порядок перехода на УСН и прекращения применения 12
5. Уплачиваемые налоги 14
6. Преимущества и недостатки УСН 15
Заключение 18
Список литературы 19
Практическая часть контрольной работы 20

Работа содержит 1 файл

Содержание.docx

— 55.01 Кб (Скачать)

                                           Содержание

 

Введение                                                                                                     2

1. Сущность и особенности УСН                                                             3                                                    

2. Объекты  налогообложения                                                                  7                                                            

3. Условия перехода к УСН                                                                      9

4. Порядок перехода на УСН и  прекращения применения                  12

5. Уплачиваемые налоги                                                                          14

6. Преимущества и недостатки УСН                                                      15

Заключение                                                                                               18

Список  литературы                                                                                  19

Практическая  часть контрольной работы                                              20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение 

Снижение  налогового бремени, упрощение процедур налогообложения и представления отчетности, создание благоприятных условий для легализации (введения в правовое поле) субъектов малого предпринимательства являются необходимыми условиями для развития малого бизнеса в России и представляют эффективные меры по государственной поддержке этого сектора рыночной экономики. 
 
Специальный налоговый режим, предназначенный для малого бизнеса, первоначально регулировался Федеральным законом от 29.12.1995 г. №122-ФЗ «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства».  
 
На основании федерального закона субъектами Российской Федерации разра6атывались собственные законы, которыми определялись: объект налогообложения (валовая выручка или совокупный доход), конкретные ставки в установленных пределах, пропорции распределения сумм налога между региональным и местными бюджетами. В целом семилетний (1996-2003 гг.) опыт работы упрощенной системы выявил ее привлекательность для малого бизнеса, фискальную значимость для бюджета. Однако нечеткость законодательства порождала налоговые споры по отдельным вопросам исчисления и уплаты налога, поэтому принятие нового закона явилось не только требованием НК РФ, но и велением времени и практики. 
 
С 1 января 2003 г. вступила в силу гл. 26.2 НК РФ «Упрощенная система налогообложения. Правилами применения упрощенной системы налогообложения (далее - УСН) с 1 января 2003 г. не предусмотрено приятие каких-либо законодательных актов на уровне субъектов РФ по данному вопросу. Порядок применения УСН регулируется на федеральном уровне. Но и по сей день усовершенствование этой системы продолжается.

 

 

 

 

 

 

 

  1. Сущность и особенности УСН

Упрощенная  система налогообложения - это особый налоговый режим, который предназначен в основном для малых и средних  предприятий и индивидуальных предпринимателей. Сущность единого налога, уплачиваемого  в связи с применением упрощенной системы налогообложения организациями  и индивидуальными предпринимателями, заключается в том, что он заменяет уплату целого ряда налогов, устанавливаемых  общим налоговым режимом.

Организации, применяющие данный налоговый режим, освобождаются от обязанности по уплате:

• налога на прибыль организаций,

• налога на добавленную стоимость (за исключением случаев ввоза товаров  на таможенную территорию Российской федерации и аренды государственного имущества, когда у организации  возникает обязанность уплаты НДС  на основании главы 21 НК РФ в качестве налогового агента);

• налога на имущество организаций;

• единого социального налога.

Индивидуальные  предприниматели, применяющие данный налоговый режим, освобождаются  от обязанности по уплате:

• налога на доходы физических лиц (в  отношении доходов, полученных от осуществления  предпринимательской деятельности),

• налога на добавленную стоимость (за исключением случаев, когда индивидуальный предприниматель в соответствии с нормами главы 21 НК РФ выступает  налоговым агентом),

• налога на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого  для осуществления предпринимательской  деятельности),

• единого социального налога в  отношении доходов, полученных от предпринимательской  деятельности, а также выплат и  иных вознаграждений, начисляемых предпринимателем в пользу физических лиц.

Следует особо отметить, что и организации, и индивидуальные предприниматели, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Кроме того, экономические субъекты, применяющие  упрощенную систему налогообложения, уплачивают иные налоги, действующие  в Российской Федерации, при наличии  на то оснований в соответствии с  законодательством о налогах  и сборах. Например, в случае, если налогоплательщик единого налога является на основании главы 28 НК РФ плательщиком транспортного налога, он обязан представлять налоговую отчетность по налогу, исчислять  и уплачивать налог в общеустановленном  порядке.

Налогоплательщики, применяющие упрощенную систему  налогообложения, не освобождаются  от исполнения обязанностей налоговых  агентов - они обязаны уплачивать в бюджет налог на доходы физических лиц (например, с доходов наемных  работников - 13%), о чем упоминалось  выше, налог на добавленную стоимость (например, с арендной платы при  аренде федерального или муниципального имущества) и т.д.

Применение УСН предусматривает  замену уплаты отдельных налогов  уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности за налоговый период. 
 
Как и в прежнем законодательстве, в гл. 26.2 установлено, что переход к УСН или возврат плательщиков к  общему режиму осуществляется в добровольном порядке. Возможность применения УСН уже не увязана с наличием у организации статуса субъекта малого предпринимательства, как это было до 2003г., что расширяет круг ее потенциальных плательщиков. При этом в законодательстве установлены ограничения по праву применения УСН. Итак, организация имела право перейти на УСН, если по итогам девяти месяцев того года, в котором организация подает заявление о переходе на УСН, доход от реализации не превысил 11 млн. руб. (без учета налога на добавленную стоимость). 
 
С 2006 г. этот показатель составляет 15 млн. руб., величина предельного размера дохода Подлежит индексации на коэффициент дефлятор, устанавливаемый и официально публикуемый Правительством РФ ежегодно на каждый следующий календарный год и учитывающий изменение потребительских цен на товары (работы, услуги) в РФ за предыдущий календарный год. 
 
Указан перечень организаций, не имеющих право применять УСН (например, банки, ломбарды, профессиональные участники рынка ценных бумаг). Не вправе применять УСН организации и индивидуальные предприниматели, средняя численность работников которых за налоговый (отчетный) период, определяемая в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области статистики, превышает 100 человек; организации, у которых остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов, определяемая в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, превышает 100 млн. руб.. 
 
Налогоплательщик, перешедший с УСН на общий режим налогообложения, вправе вновь перейти на УСН не ранее чем через один год после того, как он утратил право на применение упрощенной системы налогообложения. 
 
Применение упрощенной системы налогообложения организациями предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на прибыль организаций, налога на имущество организаций и единого социального налога. Организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, а также налога на добавленную стоимость, уплачиваемого в соответствии со статьей 174.1НК РФ. Организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, производят уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в соответствии с законодательством Российской Федерации. Иные налоги уплачиваются организациями, применяющими упрощенную систему налогообложения, в соответствии с законодательством о налогах и сборах. Применение упрощенной системы налогообложения индивидуальными предпринимателями предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности, за исключением налога, уплачиваемого с доходов, облагаемых по налоговым ставкам, предусмотренным пунктами 2, 4 и 5 статьи 224 НК РФ), налога на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для предпринимательской деятельности) и единого социального налога (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности, а также выплат и иных вознаграждений, начисляемых ими в пользу физических лиц). Индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, а также налога на добавленную стоимость, уплачиваемого в соответствии со статьей 174.1НК РФ. Индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, производят уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в соответствии с законодательством Российской Федерации. Иные налоги уплачиваются индивидуальными предпринимателями, применяющими упрощенную систему налогообложения, в соответствии с законодательством о налогах и сборах. Для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, сохраняются действующие порядок ведения кассовых операций и порядок представления статистической отчетности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  

 2. Объекты налогообложения 
 
 Объектом налогообложения, в соответствии со ст. 346.14. НК РФ, признаются: доходы или доходы, уменьшенные на величину расходов. Выбор объекта налогообложения осуществляется самим налогоплательщиком. Объект налогообложения может изменяться налогоплательщиком ежегодно. В УСН  применяется кассовый метод признания доходов и расходов (по дате поступления средств на счета в банках или в кассу). Объект налогообложения не может изменятся налогоплательщиком в течении всего срока применения УСН. 
 
Существенная особенность УСН состоит в том, что порядок её применения увязан с правилами исчисления налога на прибыль организации, определенными гл. 25 НК РФ. Иными словами, при выборе любого объекта налогообложения плательщик формирует его на основании порядка, определенного в указанной главе НК РФ. При этом плательщик УСН обязан вести бухгалтерский учет основных средств и нематериальных активов, налоговый учет, иметь первичные документы и аналитические регистры налогового учета. Кроме того, налогоплательщики УСН не освобождаются от обязанностей ведения кассовых операций в соответствии с действующим порядком они обязаны вести учет средней численности работников по установленным правилам. 
 
Применение УСН вызывает наибольшие сложности при выборе в качестве объекта налогообложения доходов, уменьшенных на величину расходов. Установлены 36 позиций расходов (в их числе материальные расходы, оплата, труда, суммы уплаченных налогов и т. д.), которые должны быть документально подтверждены, экономически оправданы и осуществлены только в рамках деятельности, направленной на получение дохода. 
 
Расходами признаются: 1) расходы на приобретение, сооружение и изготовление основных средств, а также на достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию и техническое перевооружение основных средств; 2) расходы на приобретение нематериальных активов, а также создание нематериальных активов самим налогоплательщиком и  т.д. в соответствии с гл. 25 НК РФ. 
 
В отношении приобретенных (сооруженных, изготовленных) основных средств, а также приобретенных (созданных самим налогоплательщиком) нематериальных активов до перехода на упрощенную систему налогообложения стоимость основных средств и нематериальных активов включается в расходы в следующем порядке: в отношении основных средств и нематериальных активов со сроком полезного использования до трех лет включительно - в течение первого календарного года применения упрощенной системы налогообложения; в отношении основных средств и нематериальных активов со сроком полезного использования от трех до 15 лет включительно в течение первого календарного года применения упрощенной системы налогообложения - 50 процентов стоимости, второго календарного года - 30 процентов стоимости и третьего календарного года - 20 процентов стоимости; в отношении основных средств и нематериальных активов со сроком полезного использования свыше 15 лет - в течение первых 10 лет применения упрощенной системы налогообложения равными долями стоимости основных средств. При этом в течение налогового периода расходы принимаются за отчетные периоды равными долями. В случае, если налогоплательщик применяет упрощенную систему налогообложения с момента постановки на учет в налоговых органах, стоимость основных средств и нематериальных активов принимается по первоначальной стоимости этого имущества, определяемой в порядке, установленном законодательством о бухгалтерском учете.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Условия перехода к УСН

Переход к упрощенной системе налогообложения  имеет ряд ограничений.

Прежде  всего, ограничения касаются получаемого  налогоплательщиком дохода. Организация имеет право перейти на упрощенную систему налогообложения, если по итогам девяти месяцев того года, в котором подается заявление о переходе на эту систему налогообложения, доход от реализации, определяемый в соответствии со статьей 248 НК РФ, не превысил 15 млн. рублей (указанная предельная величина доходов организации подлежит индексации на коэффициенты-дефляторы, ежегодно публикуемые в порядке, установленном Правительством Российской Федерации).

Согласно  статье 248 главы 25 НК РФ «Налог на прибыль  организаций» к доходам относятся  выручка от реализации товаров (работ, услуг) собственного производства и  ранее приобретенных, выручка от реализации имущественных прав (статья 249 НК РФ), внереализационные доходы (статья 250 НК РФ).

При этом выручка от реализации определяется исходя из всех поступлений, связанных  с расчетами за реализованные  товары (работы, услуги) или имущественные  права, выраженные в денежной и (или) натуральной формах.

Для индивидуальных предпринимателей ограничение  по доходам, полученным от предпринимательской  деятельности, для перехода на упрощенную систему не установлено. Таким образом, показатель выручки, полученной индивидуальным предпринимателем до момента перехода на упрощенную систему налогообложения, для перехода на нее не имеет значения.

Доход налогоплательщика, применяющего УСН, не может превышать 20 млн. рублей в  год (данная величина подлежит ежегодной  индексации). Так, согласно приказу  Минэкономразвития от 3 ноября 2005 г. № 284, коэффициент-дефлятор на 2006 год  равен 1,132. В документе сказано, что  коэффициент используется для индексации величины доходов, ограничивающей право  перехода и (или) применения УСН. Из этого  можно сделать вывод, что перейти  на общий режим налогообложения  «упрощенцы» должны, если их доходы превысят сумму 22 640 000 рублей.

Если  по итогам отчетного (налогового) периода  доходы налогоплательщика, определяемые в соответствии со статьей 346.15 и  подпунктами 1 и 3 пункта 1 статьи 346.25 НК РФ, превысили 20 млн. рублей и (или) в  течение отчетного (налогового) периода  допущено несоответствие требованиям, установленным пунктами 3 и 4 статьи 346.12 НК РФ, такой налогоплательщик считается  утратившим право на применение упрощенной системы налогообложения с начала того квартала, в котором допущены указанное превышение и (или) несоответствие указанным требованиям.

В соответствии с пунктом 3 статьи 346.12 НК РФ не вправе применять упрощенную систему налогообложения:

Информация о работе Упрощенная система налогообложения