Уклонение от налогов

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 16:39, курсовая работа

Описание работы

Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги — основная форма доходов государства. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса.В развитии форм и методов взимания налогов можно выделить три крупных этапа. На начальном этапе развития от древнего мира до начала средних веков государство не имеет финансового аппарата для определения и сбора налогов.

Содержание

Введение
1. Налог,его определение,сущность и классификация.
1.1Сущность и функции налогов .
1.2 Классификация налогов.
2.Понятие налогооблажения и его принципы.
2.1 Распространенные способы уклонения от налогов в РК и преследуемые цели.
2.2 Последствия нарушений налогового законодательства.
Заключение.
Список использованной литературы.

Работа содержит 1 файл

уклонение от налогов.docx

— 40.82 Кб (Скачать)

1. Принцип обязательности  налогообложения

2. Принцип определенности  налогообложения

3. Принцип справедливости  налогообложения

4. Принцип единства налоговой  системы

5. Принцип гласности налогового  законодательства

2.1 Распространенные  способы уклонения от налогов  в РК и преследуемые цели.

Где заканчивается налоговое планирование и начинается уклонение от налогов? Рассматривать эту грань под микроскопом фискалам не приходится - слишком уж грубы нарушения налогонеплательщиков в нашей стране. Журнал "РБК ЦА" предлагает 5 наиболее часто используемых в Казахстане "серых" схем, которые методами законного планирования никак не назовешь.

 

Лжепредпринимательство - первая по изощренности и частоте использования в Казахстане схема ухода от налогов. Нередко лжепредприятия создаются для незаконного получения кредитов, в том числе и целевых. Есть факты создания лжепредприятий для оказания услуг по уводу от уплаты налогов коммерческих структур путем предоставления им фиктивных счетов-фактур и других бухгалтерских документов. Лжепредприятия используются компаниями для уклонения от уплаты налогов путем завышения своей доходной части через сомнительные сделки.

В финполиции предупреждают, что, как правило, лжепредприятия регистрируются по утерянным документам. В 2008 году выявлено 360 таких преступлений, в суд направлено 182 уголовных дела, сумма установленного ущерба при этом составила 57 млрд тенге. По сравнению с 2007 годом количество преступлений сократилось, зато сумма ущерба выросла в 3,7 раза.

Второй по распространенности (и первой по простоте) схемой ухода от налогообложения фискалы признают неприменение электронно-кассовых машин. Известно, что львиная доля услуг оказывается за наличный расчет и осуществляется без применения кассовых аппаратов. Такая ситуация складывается из-за того, что потребители не требуют чеков при покупке товара.

Третье место занимают схемы, связанные с возвратом НДС экспортерам. Некоторые участники ВЭД искусственно завышают превышение НДС, подлежащее возврату из бюджета. К примеру, компания "А" закупает у аффилированных с ней компаний "В" и "С" продукт по завышенной цене, реализует этот продукт на экспорт по заниженной цене, возмещает из бюджета НДС, а потом не уплачивает КПН в связи с убыточностью. Некоторые экспортеры применяют схемы по наращиванию превышения НДС, подлежащего возврату, путем якобы принятия услуг от ликвидированных предприятий или предприятий-банкротов. В этом же ряду стоят схемы по уходу от налогов, связанных с экспортом зерна. Отдельные лица применяют схемы, когда фактически экспортер является производителем, но через сеть предприятий наращивает сумму НДС, подлежащих возврату. Данная схема имеет еще один нюанс: государство дает производителям льготу в размере 80% от начисленной суммы НДС, при этом некоторые граждане пытаются вернуть себе эту льготу деньгами.

На четвертом месте - схемы, которые, как правило, используются в строительной отрасли. Генподрядчик для выполнения строительных работ "под ключ" привлекает подрядчиков и субподрядчиков, при этом де-факто все трое являются взаимосвязанными сторонами, хотя юридически не имеют никакого отношения друг к другу. Действующее законодательство позволяет им передавать работу от субподрядчика к подрядчику и от подрядчика к генподрядчику с наценкой от 15 до 40%. Кроме того, в строительстве повсеместно применяются дополнительные работы, которые не были заложены в первоначальную смету. Таким образом, несмотря на то, что строительство жилых зданий законодательно освобождено от НДС, государство еще и не получает в полном объеме причитающиеся суммы КПН. Подобного рода схемы используются не только в строительстве, но и при импорте товаров.

2.2 Последствия  нарушений налогового законодательства

Вид нарушения

Административное взыскание

Уклонение уполномоченного  должностного лица от ведения бухгалтерского учета либо несоблюдение утвержденных стандартов бухгалтерского учета и Генерального плана счетов, не причинившие крупный ущерб - на указанное должностное лицо

штраф до 20 МРП

Составление должностным  лицом искаженной финансовой отчетности, сокрытие данных, подлежащих отражению  в бухгалтерском учете, не причинившие  крупный ущерб - на указанное должностное  лицо

штраф до 20 МРП

Уничтожение должностным  лицом финансовых и иных учетных  документов, не причинившее крупный  ущерб - на указанное должностное  лицо

штраф от 10 до 25 МРП

Уклонение юридического лица от ведения бухгалтерского учета  или несоблюдение утвержденных стандартов бухгалтерского учета и Генерального плана счетов, при отсутствии признаков  уголовно наказуемого деяния - на указанное  юридическое лицо

штраф до 200 МРП

Отказ юридического лица от представления финансовой отчетности, представление с нарушением установленного срока либо непредставление ее без  уважительной причины в соответствии с учредительными документами органам  государственной статистики, органам  контроля и надзора в соответствии с их компетенцией - на указанное  юридическое лицо

штраф до 300 МРП

Проведение юридическими лицами валютных операций без соответствующего отражения их результатов в бухгалтерском  учете либо ведение бухгалтерского учета валютных операций с нарушением порядка установленных форм учета  и отчетности - на указанное юридическое  лицо

штраф до 100% от суммы, которая  не была учтено либо была учтена ненадлежащим образом

Сокрытие объектов налогообложения: - на физических лиц - на должностных лиц - на индивидуальных предпринимателей и на юридических лиц

штраф: - от 5 до 10 МРП, - от 20 до 50 МРП, - 50% от стоимости сокрытых объектов налогообложения

Сокрытие объектов налогообложения, совершенное в течение года после  наложения административного взыскания  за указанное нарушение - на физических лиц - на должностных лиц - на индивидуальных предпринимателей и на юридических  лиц

Штраф:

- от 10 до 20 МРП; - от 50 до 70 МРП; - 100% от стоимости сокрытых объектов  налогообложения

Отсутствие учета доходов, расходов и объектов налогообложения  или ведение его с нарушением установленного законодательством  РК порядка. за исключением неотражения  в учетной документации операций по учету и реализации товаров |работ, услуг) - на должностных лиц - на индивидуальных предпринимателей и на юридических  лиц

штраф:

- от 20 до 50 МРП, -10% от стоимости  неучтенных товаров (работ, услуг)

Отсутствие учета доходов, расходов и объектов налогообложения  или ведение его с нарушением установленного законодательством  РК порядка, совершенное в течение  года после наложения административного  взыскания за указанное нарушение - на должностных лиц - на индивидуальных предпринимателей и на юридических  лиц

Штраф:

- от 50 до 70 МРП. - 20% от стоимости  неучтенных товаров (работ, услуг)

Неотражение в учетной  документации операций по учету и  реализации товаров (работ, услуг) - на индивидуальных предпринимателей и  на юридических лиц

штраф:

- 10% от стоимости неучтенных  товаров (работ, услуг)

Занижение сумм налогов и  других обязательных платежей в декларации (в том числе завышение суммы  НДС, отнесенного в зачет) - на физических лиц - на индивидуальных предпринимателей и должностных лиц - на юридических  лиц

штраф :

- от 5 до 10 МРП; - от 40 до 50 МРП. - 50% от неуплаченной суммы налогов  и других обязательных платежей  в бюджет

Завышение суммы убытка в  декларации для целей обложения  корпоративного подоходного налога или индивидуального подоходного  налога - на индивидуальных предпринимателей и на юридических лиц

штраф:

- 50% от суммы корпоративного  подоходного налога или индивидуального  подоходного налога, исчисленного  от суммы убытка, завышенной в  декларации

Занижение сумм текущих платежей в бюджет - на индивидуальных предпринимателей и на юридических лиц

штраф: - 50% от заниженной суммы  текущих платежей

Превышение суммы фактически начисленного корпоративного подоходного  налога или индивидуального подоходного  налога за налоговый период над суммой начисленных авансовых платежей в течение налогового периода  в размере более 10%

Штраф: - 2% от суммы налогооблагаемого  дохода

Превышение суммы фактически начисленного корпоративного подоходного  налога или индивидуального подоходного  налога за налоговый период над суммой начисленных авансовых платежей в течение налогового периода  в размере более 25%

штраф: - 5% от суммы налогооблагаемого  дохода

Выписка налогоплательщиком фиктивного счета-фактуры (фиктивным  признается счет-фактура, выписанный плательщиком, не состоящим на учете по НДС, и  включающий в себя сумму НДС! - на индивидуальных предпринимателей и  на должностных лиц - на юридических  лиц

штраф:

- от 40 до 50 МРП; - 200% от суммы  НДС, включенной в счет-фактуру


 

 

 

 

 

Заключение

В настоящее время борьба с преступлениями в сфере экономической  деятельности, особенно с уклонением от уплаты налогов носит весьма важный и актуальный характер.Согласно статистическим сведениям в 2011 году зарегистрировано 509 преступлений, предусмотренных статьей 222 Уголовного кодекса РК «Уклонение от уплаты налогов с организаций», из них - 256 дел прекращены по нереабилитирующим основаниям. Особо выявленная сумма ущерба по возбужденным по статье 222 Уголовного кодекса РК делам составила 308 млрд. 400 млн. 274 тысячи тенге.Таким образом, недобросовестными налогоплательщиками в результате уклонения от уплаты налогов различными путями причиняется колоссальный ущерб экономическим интересам государства.К классическим теневым операциям относятся ведение финансово-хозяйственной деятельности без представления налоговой отчетности в налоговые органы, неучет отдельных операций либо представление деклараций с нулевыми показателями, свидетельствующих об отсутствии предпринимательской деятельности, однако оперативные данные и налоговые проверки показывают ее наличие.В настоящее время уклонение от уплаты налогов совершается организованной группой лиц, которые заранее договариваются использовать определенные схемы в целях ухода от налогообложения.Также лицами от принудительного взыскания налоговой задолженности скрывается имущество, однако уголовная ответственность за такие действия не установлена.Налоговый комитет Р.К. предложил ужесточить уголовную ответственность организаций за уклонение от уплаты налогов и расширить состав данного преступления., новое наказание устрашит недобросовестных налогоплательщиков от совершения незаконных действий по уклонению от уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет. Внесение предлагаемых изменений и дополнений в Кодекс Республики Казахстан об административных правонарушениях (далее - КоАП) направлено на исправление пробелов и имеющихся недостатков в административном законодательстве, которые не позволяют в полной мере реализовать принцип справедливости, а также предупредить совершение новых правонарушений в области налогообложения. Имеющиеся пробелы в КоАП способствуют двоякому пониманию его норм, что позволяет налогоплательщикам расценивать ситуации в свою пользу.

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы:

1.Как платить налоги: вопросы  и ответы. – Алматы: Каржы-каражат, 1996 год –48 стр. 
2.Мельников С.М., Ильясов К.К. Финансы. – Алматы: изд. 2-е, переработанное и дополненное. – Каржы-каражат 1996 год. 427 стр. 
3.Мусин С.М.  налоги с населения в Казахстане. Алматы: каржы каражат 1996 год – 143 стр. 
4.Оспанов М.Т. налоговая реформа и гармонизация налоговых отношений. – СПБ: издательство СПбГУЭФ , 1996 год –426 стр. 
5.Сутырин С.Ф., Погорлецкий А.И. налоги и налоговое планирование в мировой экономике. – СПб.: издательство В.А. Михайлова, ; издательство «Полеус» 1998 год – 577 стр. 
6.Словарь банковских  и финансово-экономических терминов – под редакцией д.э.н. проф. Н.К. Мамырова. – Алматы: экономика, 1999 год –712 стр. 
7.Худяков А.И. налоговое право РК. – Алматы: « Жетi жаргы», 1998 год – 304 стр.

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Уклонение от налогов