Уклонение от налогов

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 16:39, курсовая работа

Описание работы

Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги — основная форма доходов государства. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса.В развитии форм и методов взимания налогов можно выделить три крупных этапа. На начальном этапе развития от древнего мира до начала средних веков государство не имеет финансового аппарата для определения и сбора налогов.

Содержание

Введение
1. Налог,его определение,сущность и классификация.
1.1Сущность и функции налогов .
1.2 Классификация налогов.
2.Понятие налогооблажения и его принципы.
2.1 Распространенные способы уклонения от налогов в РК и преследуемые цели.
2.2 Последствия нарушений налогового законодательства.
Заключение.
Список использованной литературы.

Работа содержит 1 файл

уклонение от налогов.docx

— 40.82 Кб (Скачать)

Содержание:

Введение

1. Налог,его определение,сущность  и классификация.

1.1Сущность  и функции  налогов .

1.2 Классификация налогов.

2.Понятие налогооблажения  и его принципы.

2.1 Распространенные способы уклонения от налогов в РК и преследуемые цели.

2.2 Последствия нарушений  налогового законодательства.

Заключение.

Список использованной литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Налоги являются необходимым  звеном экономических отношений  в обществе с момента возникновения  государства. Развитие и изменение  форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой  системы. В современном цивилизованном обществе налоги — основная форма  доходов государства. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия  государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние  научно-технического прогресса.В развитии форм и методов взимания налогов  можно выделить три крупных этапа. На начальном этапе развития от древнего мира до начала средних веков государство  не имеет финансового аппарата для  определения и сбора налогов. Оно определяет лишь общую сумму  средств, которую желает получить, а  сбор налогов поручает городу или  общине. Очень часто оно прибегает  к помощи откупщиков. На втором этапе (XVI — начало XIX вв.) в стране возникает  сеть государственных учреждений, в  том числе финансовых, и государство  берет часть функций на себя: устанавливает  квоту обложения, наблюдает за процессом  сбора налогов, определяет этот процесс  более или менее широкими рамками. Роль откупщиков налогов в этот период еще очень велика. И, наконец, третий, современный, этап - государство берет  в свои руки все функции установления и взимания налогов, ибо правила  обложения успели выработаться. Региональные органы власти, местные общины играют роль помощников государства, имея ту или иную степень самостоятельности.В  условиях рыночных отношений, и особенно в переходный к рынку период, налоговая  система является одним из важнейших  экономических регуляторов, основой  финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики. Государство  широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления  рынка.Применение налогов является одним из экономических методов  управления и обеспечения взаимосвязи  общегосударственных интересов  с коммерческими интересами предпринимателей и предприятий, независимо от ведомственной  подчиненности, форм собственности  и организационно-правовой формы  предприятия. С помощью налогов  определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности  с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов  регулируется внешнеэкономическая  деятельность, включая привлечение  иностранных инвестиций, формируется  хозрасчетный доход и прибыль  предприятия. Система налогового обложения  определяет конечное распределение  доходов между людьми. А этот фактор является главным в определении  успешности государства. Именно налоговая  система на сегодняшний день оказалась, пожалуй, главным предметом дискуссий о путях и методах реформирования, а также острой критики.

1. Налог,его определение,сущность и классификация

1.1Сущность  и функции налогов

Налоги – установленные  государством в соответствии с Кодексом в одностороннем порядке обязательные денежные или натуральные платежи  в бюджет, производимые в определенных размерах, носящие безвозвратный  и безэквивалентный характер. 
Налогоплательщик – лицо, являющееся плательщиком налогов и других обязательных платежей в бюджет Налоговая политика – осуществление экономической политики государства с помощью налоговых инструментов: налоговых ставок и налоговых льгот. Налоговая политика отражает, в частности, уровень государственного вмешательства в экономику. 
Налоговая полиция – правоохранительный орган, в задачи которого входят выявление, предупреждение и пресечение налоговых преступлений и правонарушений, обеспечение безопасности деятельности Государственной налоговой службы, налоговых инспекций, предупреждение, выявление и пресечение коррупции. 
Налоговая ставка – величина налога в расчете на единицу налогообложения.  
Налоговая система – 1) взаимосогласованная совокупность налогов, сборов и платежей, используемый в той или иной стране для финансирования государственного бюджета и внебюджетных фондов; 2) совокупность законодательных актов и подзаконных нормативных актов, регулирующих процедуры налогообложения в стране; 3) институциональная инфраструктура исчисления и уплаты налогов и сборов в той или иной стране. 
Налоговые санкции -  установленные законодательством формы ответственности налогоплательщика за нарушение налогового законодательства. 
Налоговые скидки – скидки сделанные при покупке средств производства, используемых компанией. 
Налогообложение – процесс исчисления и уплаты в бюджет и внебюджетные фонды налогов и сборов, предусмотренных законодательством соответствующей страны, а также контроля за своевременность и правильностью их уплаты.

Впервые экономическая сущность налогов была исследована в работах  Д. Рикардо, который положил начало научным исследованиям. Изъятие  государством  в пользу общества определенной части стоимости ВВП в виде обязательного взноса и составляет сущность налога. Взносы осуществляют основные участники производства ВВП:

  • работники, своим трудом создающие материальные и нематериальные блага и получающие определенный доход;
  • хозяйствующие субъекты, владельцы капитала, действующие в сфере предпринимательства.

За счет налоговых взносов, сборов, пошлин и других платежей формируются  финансовые ресурсы государства. Налоги возникли с появлением государства  и являются основой его существования. Экономическое содержание налогов  выражается взаимоотношениями хозяйствующих  субъектов и граждан, с одной  стороны, и государства с другой стороны, по поводу формирования государственных  финансов. В современных условиях налоги - основной источник доходов  государства. 
Большое значение имеют труды А. Смита, классика теории налогообложения. В своем классическом сочинении " Исследования о природе и причинах богатства народов" считал основными принципами налогообложения: 1) всеобщность, 2) справедливость, 3) определенность и 4) удобство. 
- налог, который обязан уплачивать каждый - это бремя, накладываемое государством в форме закона. Право государства взимать налоги вытекает из необходимости существования государства и его учреждений в интересах всего общества и отдельных лиц; 
- каждый налог должен быть так устроен, чтобы он извлекал из кармана плательщика возможно меньше того, что поступает в кассы государства; 
- налог, который обязан уплачивать каждый, должен быть точно определен, а непроизволен. Налогоплательщику должны быть известны время, место, способ и размер платежа; 
- каждый налог должен взиматься в такое время и таким способом, какой наиболее удобен для плательщика. 
Перечисленные принципы налогообложения учитывались и при формировании новой налоговой системы Казахстана, адекватной рыночным преобразованиям. 
Сущность налогов проявляется в их функциях:

  • фискальная
  • регулирующая
  • стимулирующая
  • перераспределительная
  • контрольная

1.2 Классификация налогов

Налоги классифицируются по следующим признакам: 
по объекту обложения – через прямые и косвенные; 
1) по органу, осуществляющему взимание и распоряжение налогами:  

  • через государственные и местные;
  • по порядку их использования – через общие и специальные;
  • по экономическому признаку;
  • по степени оценки объекта обложения;
  • в зависимости от формы уплаты налога;
  • по субъекту обложения;
  • в качестве инструмента бюджетного регулирования;
  • по порядку уплаты налога.

2) Прямые налоги устанавливаемые  на доход, имущество физических  и юридических лиц имеют пока  незначительный удельный вес,  тогда как косвенные налоги  на товары и услуги, оплачиваемые  в цене товара или включенные  в тариф получают все большее  распространение. К прямым налогам  относятся налоги на доходы  и налоги на собственность, такие как: подоходный налог с юридических и    физических лиц, земельный налог и другие. К косвенным налогам относятся: НДС, акцизы и таможенные пошлины (регулируется таможенным законодательством). 
3) Деление налогов на общегосударственные и местные определяется двумя факторами: кем установлен налог (центральным или местным органом) и доходным источником какого бюджета он является (центрального или местного). 
В соответствии с Конституцией и Налоговым законодательством РК  все налоги устанавливаются только центральными органами в лице парламента и в определенных случаях – Президента РК, то определяющим является второй критерий; 
4) Общие налоги поступают государству и при использовании обезличиваются, специальные налоги имеют строго специальное назначение. В настоящее время специальные налоги (ранее зачисляемые во внебюджетные фонды) поступают в бюджет, где однако они выделяются отдельной строкой. Бюджет утверждается соответствующим представительным органом. Все специальные фонды формируются в рамках бюджета, утверждаются этим же представительным органом и им же контролируется  законность и целесообразность  расходования этих фондов. В результате вместо параллельного существования нескольких государственных денежных фондов, мы имеем единую финансовую систему, основанную на иерархии денежных фондов и построенную по схеме: бюджет, утверждаемый соответствующим представительным органом; обозначенный в качестве его части  социальный фонд, переданный в распоряжение соответствующему ведомству, но контролируемый тем представительным органом, который утвердил бюджет. 
5) По экономическому признаку различают налоги на доходы и налоги на потребление; первые взимаются с доходов, получаемых плательщиком от любого объекта обложения, во втором случае – это налоги на расходы, которые уплачиваются при потреблении товаров и услуг (НДС, акцизы). 
6) По степени оценки объектов обложения существует 4 способа взимания налогов:

  • кадастровый – учет и взимание налога осуществляется на основе описи объектов обложения с указанием нормы их доходности без учета фактической доходности (земельный налог и имущественный);
  • по декларации, где налогоплательщик указывает размер дохода, необходимые льготы, вычеты и начисляет сумму налога;
  • у источника получения дохода,  исчисляется и выплачивается на месте получения дохода бухгалтерией юридического лица, где работает плательщик;
  • на основе патента на разнообразные виды предпринимательской деятельности.

7) В зависимости от  формы уплаты налоги подразделяются  на натуральные и денежные. Денежная  форма является преобладающей  формой уплаты налога. Однако  как в прошлом, так и в  настоящем известны и натуральные  налоги. Так, Указ о налогах  допускает натуральную форму  уплаты налога недропользователями  в виде доли добываемой продукции  в размере, определяемом контрактом  на недропользование.  
8) По субъектам можно выделить налоги с юридических лиц и налоги с физических лиц. В настоящее время налоговое законодательство в Казахстане пошло по пути конструирования общих налогов, которые распространяются одновременно на юридических и физических лиц. Эти налоги установлены общими для тех и других субъектов нормативными актами и совпадают по своим основным элементам. Однако в силу объективных различий между этими субъектами даже в рамках одного акта всегда прослеживаются особенности налогообложения тех и других. 
9) В качестве инструмента бюджетного регулирования налоги подразделяются на закрепленные и регулирующие. 
Бюджетное регулирование – это процесс сбалансирования бюджета, т.е. обеспечение равенства его доходной и расходной статей. 
Закрепленные налоги – это те, которые в соответствии с законодательством закреплены как доходный источник за определенным видом бюджета. 
Регулирующие налоги – это те, которые в процессе ежегодного утверждения бюджетов передаются из вышестоящего бюджета в нижестоящий , в целях  сбалансирования последнего. Таким образом, налог, являющийся закрепленным для вышестоящего бюджета,  может выступать в качестве регулирующего для местного. В результате доходы республиканского бюджета состоят только из закрепленных источников (включая закрепленные налоги), доходы местных бюджетов -  как из постоянно закрепленных доходов этих бюджетов, так и из регулирующих доходов. Для регулирования местных бюджетов обычно используются подоходный налог с физических лиц, удерживаемый у источника выплаты. 
По порядку уплаты налога, предусматривает предоставление  налогоплательщикам уплаты налога по обычной и упрощенной схеме. Официальным документом, удостоверяющим право применения упрощенной схемы налогообложения, является патент, выдаваемый сроком на один календарный год налоговыми органами. Такой способ уплаты применяется в отношении налогоплательщиков, преимущественно работающих с наличными деньгами и имеющими огромный оборот по реализации товаров, работ и услуг, а так же ограниченное число занятых в них работников. В стоимость патента входит фиксированный суммарный налог, включающий в себя налоги и другие обязательные платежи в бюджет, а также иные финансовые обязательства перед  государством. При превышении предельной численности работающих предприниматели переходят на обычную систему налогообложения. 

 2.Понятие налогооблажения и его принципы

Налоговая задолженность  – сума недоимки, а также неуплаченная сумма штрафов и пени. 
Налогообложение – процесс исчисления и уплаты в бюджет и внебюджетные фонды налогов и сборов, предусмотренных законодательством соответствующей страны, а также контроля за своевременность и правильностью их уплаты.

Современные принципы налогообложения  многих стран получились таковы:

1. Уровень налоговой ставки  должен устанавливаться с учетом  возможностей налогоплательщика,  т. е. уровня доходов. Налог  с дохода должен быть прогрессивным  (то есть чем больше доход,  тем больший процент от него  уплачивается в виде налога). Принцип  этот соблюдается далеко не  всегда, некоторые налоги во многих  странах рассчитываются пропорционально  (ставка налога одинакова для  всех облагаемых сумм).

2. Необходимо прилагать  все усилия, чтобы налогообложение  доходов носило однократный характер. Многократное обложение дохода  или капитала недопустимо. Примером  осуществления этого принципа  служит замена в развитых странах  налога с оборота, где обложение  оборота происходило по нарастающей  кривой, на налог на добавочную  стоимость, где вновь созданный  чистый продукт облагается налогом  всего один раз вплоть до  его реализации.

3. Обязательность уплаты  налогов. Налоговая система не  должна оставлять сомнений у  налогоплательщика в неизбежности  платежа.

4. Система и процедура  выплаты налогов должны быть  простыми, понятными и удобными  для налогоплательщиков и экономичными  для учреждений, собирающих налоги.

5. Налоговая система должна  быть гибкой и легко адаптируемой  к меняющимся общественно-политическим  потребностям.

6. Налоговая система должна  обеспечивать перераспределение  создаваемого внутреннего валового  продукта и быть эффективным  инструментом государственной экономической  политики./9, с.42/

Кроме того, схема уплаты налога должна быть доступна для восприятия налогоплательщика, а объект налога должен иметь защиту от двойного или  тройного обложения.

Принципы налогообложения  в Республике Казахстан

Налоговое законодательство Республики Казахстан основывается на принципах:

1. Обязательности уплаты  налогов и других обязательных  платежей в бюджет.

2. Определенности.

3. Справедливости налогообложения.

4. Единства налоговой  системы.

5. Гласности налогового  законодательства.

Положения налогового законодательства Республики Казахстан не могут противоречить  принципам налогообложения, установленным  настоящим Кодексом.

Информация о работе Уклонение от налогов