Транспортный налог и его реформирование в Кировской области

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 14:36, курсовая работа

Описание работы

Объектом исследования курсовой работы является транспортный на-лог, а предметом – реформирование транспортного налога в Кировской области. Целью данной работы является ознакомление с налогами и системой налогообложения РФ, на примере транспортного налога. Методы: анализ; синтез; сравнение; обобщение; статистическая обработка с выводами.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Транспортный налог в системе налогообложения РФ………………………5
1.1. Понятие, особенности и целевая функция транспортного налога………5
1.2. Плательщики транспортного налога……………………………………..10
1.3. Объект налогообложения и налоговая база по транспортному налогу..13
1.4. Совершенствование, перспективы и проблемы транспортного налога..............................17
2. Транспортный налог в Кировской области и его реформирование……….23
2.1. Характеристика транспортного налога в Кировской области: льготы, порядок и сроки уплаты транспортного нало-га……………………………….23
2.2. Реформирование транспортного налога в Кировской области ………..30
Заключение ……………………………………………………………………...35
Библиографический список……………………………………………………..37
Приложение………………………………………………………………………39

Работа содержит 1 файл

Курсовая! Транспортный налог и его реформирование в Ко печать.doc

— 238.00 Кб (Скачать)

      Представляется, что это объединение является необходимым следствием объединения ранее существовавших налогов, связанных с обладанием транспортными средствами, в один – транспортный налог.

      Особую  значимость здесь имеет то, что  действующим законодательством в качестве объекта налогообложения предусмотрено только транспортное средство (все, что признано транспортным средством в соответствии с законодательством). Это является принципиальным отличием от ранее действовавшего налога на пользователей автодорог, согласно которого объектом налогообложения являлась выручка, полученная от реализации продукции (работ, услуг), и сумма разницы между продажной и покупной ценами товаров, реализованных в результате заготовительной, снабженческо-сбытовой и торговой деятельности. Возможно, такое изменение отражает, прежде всего, единый подход к определению объекта налогообложения, а во-вторых, такой порядок исчисления налога является более удобным и простым, чем его исчисление исходя из выручки от реализации продукции, которая в зависимости от конкретных целей и обстоятельств может быть рассчитана по-разному. Наконец, это является более справедливым по отношению к налогоплательщикам.

      Помимо  выше сказанного, при рассмотрении вопроса об объекте налогообложения необходимо обратить внимание на то, что список объектов транспортного налога, по крайней мере, относительно водных и воздушных транспортных средств, не является закрытым.

      Это означает, что он может пополняться нормативными правовыми актами, устанавливающими порядок регистрации транспортных средств. Это обстоятельство не может не вызвать опасение, поскольку данный порядок устанавливается в основном на уровне министерств и ведомств [10].

      Согласно  статьям 14, 357 НК РФ транспортный налог  отнесен к региональным. При установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения. Акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить. В соответствии с п. 1 ст. 17 НК РФ объект является одним из элементов налогообложения, которые должны быть четко определены, иначе налог не считается установленным. При этом объект налогообложения должен быть четко определен в самом НК РФ. Региональные законодатели лишены возможности устанавливать или каким-либо образом корректировать объект налогообложения [1].

      Таким образом, в главе 28 НК РФ должен быть исчерпывающе установлен перечень транспортных средств, облагаемых транспортным налогом. Отнесение этого вопроса на уровень регионального, а тем более ведомственного регулирования противоречит приведенным положения НК РФ.

      При рассмотрении вопроса об объекте  налогообложения представляет интерес  вопрос о порядке налогообложения  транспортного средства, числящегося на балансе у организаций, но не прошедшего государственную регистрацию. Такой вопрос нередко возникал при применении налога с владельцев транспортных средств. Его решение предложено  МНС   России  в  п.  48  Инструкции  N  59,  согласно   которому налогом с владельцев транспортных средств облагаются транспортные средства, подлежащие регистрации в органах Госавтоинспекции, военной автоинспекции, Госсельхознадзора [9].

      Согласно  статье 359 Налогового кодекса РФ налоговая  база для расчета транспортного  налога определяется:

  • в отношении транспортных средств, имеющих двигатели, - как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах;
  • в отношении водных несамоходных (буксируемых) транспортных средств, для которых определяется валовая вместимость, - как валовая вместимость в регистровых тоннах;
  • в отношении водных и воздушных транспортных средств, не указанных в подпунктах 1 и 2 настоящего пункта, - как единица транспортного средства.

      Если  организация имеет несколько  транспортных средств, относящихся к первой и ко второй группе, то налог необходимо считать по каждому транспортному средству.

      Если  на балансе предприятия числится несколько транспортных средств, относящихся  к третьей группе, то при расчете  налога нужно их количество умножить на ставку, установленную региональным законом для такого транспорта.

1.4.  Совершенствование,  перспективы и проблемы  транспортного  налога

      Применение  главы 28 НК РФ, регулирующей уплату транспортного  налога, не обходится без характерного многообразия точек зрения на вопросы: платить - не платить, кто должен платить и при наступлении каких условий должен платить. При этом приходится говорить даже не об оправданной разнице во взглядах налогового органа и налогоплательщика (что понятно), а о том, насколько по-разному разрешают налоговые споры судебные инстанции.

      Владельцы автотранспортных средств нередко  сталкиваются с проблемными ситуациями, возникающими при уплате транспортного налога, способ разрешения которых рассмотрен ниже. Первый принципиальный момент - необходимость и достаточность факта регистрации транспортного средства за субъектом как условия уплаты транспортного налога. Императивная норма ст.357 НК РФ закрепляет, что налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых на основании законодательства РФ зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в силу ст.358 НК РФ. В свою очередь, ст.358 НК РФ признает объектом налогообложения транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством. Итак, главный критерий объекта налогообложения транспортным налогом - регистрация ТС. Значит ли это, что отсутствие регистрации влечет отсутствие объекта транспортного налога?

      Отсутствие  регистрации транспортного средства на практике означает, что незарегистрированный транспорт, как правило, невозможно эксплуатировать: незарегистрированный в органах ГИБДД автомобиль не является легитимным участником дорожного движения, самолет, не зарегистрированный в Государственном реестре прав на воздушные суда и сделок с ними, не допускается к полетам. Между тем необходимо сказать об одном из исключений, указанное правило подтверждающих. Например, многие региональные бюджеты недобирают средства, поскольку на предприятиях промышленности, на их производственных территориях, эксплуатируется транспорт без надлежащей государственной регистрации. В связи с этим предлагается, чтобы транспортный налог взимался как с зарегистрированных, так и с подлежащих регистрации транспортных средств. Однако, в Заключении на проект Комитет Государственной Думы по бюджетам и налогам пояснил, что если не связывать уплату транспортного налога с фактом регистрации, то и налоговый контроль проводить невозможно, поскольку он построен исключительно на сообщении соответствующими органами сведений о транспортном средстве [1].

      Необходимо  отметить, что в некоторых регионах налогоплательщик может попытаться доказать суду, что отсутствие регистрации (и, как следствие, невозможность эксплуатации) влечет отсутствие объекта налогообложения по транспортному налогу. Автомобиль передан по доверенности, срок доверенности истек. В этом случае, налоговики рекомендуют продолжать платить транспортный налог и решить вопрос с лицом, фактически владеющим транспортом, о перерегистрации транспортного средства (снять с учета бывшему владельцу и зарегистрировать на лицо, которое фактически владеет транспортом).

      В налоговом уведомлении исчислен налог исходя из показателей мощности двигателя, не соответствующих действительности. При данной ситуации необходимо направить в налоговый орган заявление с приложением копии технической документации по данному транспортному средству. При отсутствии в техническом паспорте документации данных мощности двигателя обратиться в ГИБДД с заявлением об определении мощности двигателя. При отсутствии данных у регистрирующего органа (отказ в подтверждении мощности) налогоплательщику необходимо провести экспертизу у независимого эксперта, представить заключение в налоговый орган для перерасчета налога. Автомобиль не эксплуатируется по причине полного износа. Необходимо снять с учета в ГИБДД в связи с утилизацией, документы, подтверждающие этот факт, с письменным заявлением представить в налоговый орган.

      Автомобиль  в розыске в связи с угоном. Законодательно определен перечень транспортных средств, которые не являются объектами налогообложения. К ним, в частности, относятся транспортные средства, находящиеся в розыске. Однако обязательным условием для исключения того или иного транспортного средства из числа объектов налогообложения является подтверждение факта угона (кражи). Этот документ выдается в милиции. Необходимо направить в налоговый орган заявление с приложением копии документа, подтверждающего факт угона (кражи). Физическое лицо имеет льготу по уплате налога. В этом случае необходимо представить заявление в налоговый орган с указанием, в отношении какого транспортного средства гражданин будет пользоваться льготой, и представить копии документов, подтверждающих право на льготу.

      Вопрос  об уплате транспортного налога в  отношении транспортного средства, перешедшего по наследству. Обязанность по уплате транспортного налога возникает у налогоплательщика - физического лица со дня получения налогового уведомления, а прекращается со смертью физического лица - налогоплательщика, что следует из п.3 ст.44 НК РФ. Задолженность по имущественным налогам умершего лица погашается наследниками в пределах стоимости перешедшего к нему наследственного имущества. При этом следует учитывать, что в случае, если физическим лицом - налогоплательщиком до его смерти не было получено налоговое уведомление на уплату транспортного налога, то при отсутствии его обязанности по уплате этого налога не возникает и соответствующая задолженность у наследника умершего физического лица [1].

      Говоря  о перспективах транспортного налога, необходимо заметить, что в мае 2010 на заседании Правительственной комиссии по транспорту и связи г. вице-премьер РФ Сергей Иванов заявил, что есть проект замены его повышенными акцизами на бензин. Таким образом, было предложено отменить транспортный налог в России с 2011 года.

        По словам чиновника, за счет увеличения акцизов на нефтепродукты и установления сборов за проезд по дорогам общего пользования будет сформирован дорожный фонд, из которого будет финансироваться дорожное строительство. В пояснительной записке к проекту Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в статьи 357 - 363 части второй Налогового кодекса РФ" говорится, что текущий способ взимания транспортного налога приводит к территориальному, экономическому и социальному неравенству налогоплательщиков, не отвечает требованиям стимулирования экономического и инновационного развития, не способствует повышению экологической безопасности общества. Доля транспортного налога относительно доходов бюджетной системы РФ сократилась с 0,64% по итогам 2004 года до 0,53% по итогам 2008 года. Транспортный налог формирует доходную базу бюджетов всех субъектов Российской Федерации. За период с 2005 года по 2008 год сократилась доля транспортного налога у 52 субъектов РФ. Данное обстоятельство отражает как неравномерность развития регионов, так и несбалансированность применяемых налоговых ставок.

      Доля  транспортного налога в величине налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета субъектов РФ не имеет существенного значения, а именно не превышает 2,7%. Таким образом, текущий способ взимания транспортного налога не отвечает современным требованиям экономики и общества. В рамках проекта Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в статьи 357 - 363 части второй Налогового кодекса РФ" предлагается изменить способ взимания транспортного налога в целях переноса бремени налога с собственников объектов налогообложения на пользователей объектов налогообложения.

      Авторы  проекта считают, что данный способ взимания будет справедливым, так как величина транспортного налога станет определяться интенсивностью использования объекта налогообложения, т.е. автолюбители, которые по тем или иным причинам редко эксплуатируют свои транспортные средства, будут платить государству по понятным причинам значительно меньше, чем сейчас. В то же время предлагаемый способ взимания транспортного налога будет стимулировать использование альтернативных бензину и дизельному топливу, и экологически чистых топлив, а также будет стимулировать налогоплательщиков к переходу на современные транспортные средства, отличающиеся большей экономичностью и экологичностью.

      Однако, рассмотрев проект Федерального закона N 325571-5 "О внесении изменений и дополнений в статьи 357 - 363 части второй Налогового кодекса Российской Федерации", Комитет по бюджету и налогам Государственной Думы РФ не поддержал принятие данного проекта Федерального закона. Их аргументы сводились к следующему:

  • в соответствии с положением п.1 ст.38 Налогового кодекса РФ каждый налог имеет самостоятельный объект налогообложения. Однако авторы законодательной инициативы, предлагая изменить объект обложения транспортным налогом, не учли, что операции по реализации автомобильного бензина и дизельного топлива уже являются объектом обложения акцизами;
  • законопроектом предлагается объектом налогообложения признать операции по реализации автомобильного бензина и дизельного топлива физическим лицам. Таким образом, при реализации автомобильного бензина и дизельного топлива организациям и индивидуальным предпринимателям, транспортный налог уплачиваться не будет, что породит схемы уклонения от налогообложения (физические лица будут приобретать бензин и дизельное топливо для личного потребления под видом индивидуальных предпринимателей);
  • действующая редакция ст.358 Налогового кодекса признает объектом налогообложения транспортным налогом автомобили, мотоциклы, автобусы и др. машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и др. водные и воздушные транспортные средства. Рассматриваемый законопроект, распространяясь лишь на операции по реализации автомобильного бензина и дизельного топлива, исключает из объекта налогообложения многие виды транспорта, использующие альтернативные виды топлива;
  • одновременно, авторы законопроекта не учитывают то обстоятельство, что помимо владельцев автотранспортных средств автомобильным бензином и дизельным топливом пользуются владельцы бензиновых электрогенераторов, лица, использующие дизельное топливо для отопления загородных домов и др. Этим необоснованно расширяется налоговая база, а транспортный налог перестает выступать в роли компенсационного платежа.

Информация о работе Транспортный налог и его реформирование в Кировской области