Шпаргалка по "Налогам"

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 00:35, шпаргалка

Описание работы

1.Сущность налогов. Налоговая служба и признаки налоговых отношений.
2.Функции налогов
3. Классификация налогов.
4. Принципы налогообложения.
5. Налоговая система.

Работа содержит 1 файл

Налог, шпоры.doc

— 147.50 Кб (Скачать)

1.Сущность  налогов. Налоговая служба и  признаки налоговых отношений.

Налоги – это платежи, которые в обязательном порядке уплачивают в доход государства юридические и физические лица – предприятия, организации, граждане. Платить налоги обязаны все. Однако это не значит, что те, кто их уплачивает, получает что-либо взамен.

Как правило, выплаты  эти не только обязательны, но и принудительны  и безвозмездны. Но налоги необходимы, с помощью налогов государство  воздействует на многие, в том числе экономические, процессы. Налоги помогают поощрять или сдерживать определенные виды деятельности, направлять развитие тех или иных отраслей промышленности, воздействовать на экономическую активность предпринимателей, сбалансировать платежеспособный спрос и предложение, регулировать количество денег в обращении.

налоговые отношения –это когда регулируются властные отношения, складывающиеся в процессе установления, введения и взимания налогов и сборов, а также осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов и действий (бездействия) их должностных лиц, привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения. 
Для налоговых отношений характерны следующие признаки:  
• налоговые отношения складываются в процессе воспроизводства общественного продукта (в рамках двух фаз – распределения и обмена) в процессе формирования централизованных (государственных, муниципальных) фондов денежных средств, и поэтому они носят распределительный характер;  
• налоговые отношения имеют властный (императивный) характер, исходя из чего государство непосредственно или в лице уполномоченных им субъектов выступает обязательной стороной этих отношений; 
• возникновение, изменение и прекращение налоговых отношений непосредственно связаны с нормативными правовыми актами, поскольку субъекты налогового права сами не вправе устанавливать либо прекращать названные отношения.  
Налоговые отношения, таким образом, это часть общественных отношений, ограниченная сферой налогообложения и имеющая финансово-экономическую основу

Налоговая служба Республики Беларусь – это совокупность

специальных государственных  органов, которые в пределах своей

компетенции проводят государственную политику и осуществля-

ют регулирование  и управление в налоговой сфере.

Контроль за соблюдением налогового законодательства, пра-

вильностью  и своевременностью уплаты налогов  возложен на на-логовые органы.

Налоговый контроль – это система мер по контролю за испол-

нением налогового законодательства, осуществляемая должност-

ными лицами налоговых органов

Существует  несколько видов налогового контроля: предвари-тельный, текущий и последующий.

 

 

2.Функции  налогов

Фискальная функция – основная, характерная изначально для всех государств. С ее помощью образуются государственные денежные фонды, т.е. материальные условия для функционирования государства.

Посредством фискальной (бюджетной) функции происходит изъятие части доходов граждан для содержания государственного аппарата, обороны страны и той части непроизводственной сферы, которая не имеет собственных источников доходов (многие учреждения культуры: библиотеки, архивы и др.), либо они недостаточны для обеспечения должного уровня развития: фундаментальная наука, театры, музеи и многие учебные заведения и т.п. Именно эта функция дает реальную возможность перераспределения части стоимости национального дохода в пользу наименее обеспеченных социальных слоев общества.

Контрольная функция налога как экономической категории состоит в том, что появляется возможность количественного отражения налоговых поступлений и их сопоставления с потребностями государства в финансовых ресурсах. Благодаря такой функции оценивается эффективность каждого налогового канала, выявляется необходимость внесения изменений в налоговую систему и бюджетную политику. Контрольная функция налогово-финансовых отношений проявляется лишь в условиях действия распределительной функции.

Регулирующая  функция означает, что налоги как активный участник перераспределительных процессов оказывают серьезное влияние на воспроизводство, стимулируя или сдерживая его темпы, усиливая или ослабляя накопление капитала, расширяя или уменьшая платежеспособный спрос населения.

Стимулирующая функция налогов реализуется через систему льгот, исключений, преференций, увязываемых с льготообразующими признаками объекта налогообложения. Она проявляется в изменении объекта обложения, уменьшении налогооблагаемой базы, понижении налоговой ставки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Классификация налогов.

Классификация налогов – это группировка налогов по различным признакам. Для организации рационального налогообложения она имеет большое значение. Классификация налогов необходима как для составления налоговых расчетов, отчетности, так и для проведения научно-практических исследований. Налоги, пошлины, сборы и взносы. Налог, как правило, не имеет специальной цели (порядка его дальнейшего непосредственного использования государством). При уплате пошлины и сбора всегда существуют специальная цель и специальные инте-

ресы. Цель взыскания пошлины или сбора состоит лишь в покрытии издержек учреждения, в связи с деятельностью которого взыскивается пошлина. Взносы – это,

как правило, платежи  во внебюджетные фонды или платежи  по обязательным и добровольным видам страхования. Налогом признается обязательный индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в республиканский и (или) местные бюджеты. Сбором (пошлиной) признается обязательный платеж в республиканский и (или) местные бюджеты, взимаемый с организаций и физических лиц, как правило, в виде одного из условий совершения в отношении их государственными органами, юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу специальных разрешений (лицензий). По способу изъятия – прямые и косвенные. Прямые – подоходно- имущественные, косвенные – налоги на потребление.

Прямые налоги – это налоги, взимаемые непосредственно  с доходов или имущества налогоплательщика, владение и пользование которыми служат основанием для обложения; они взимаются с конкретных физических или юридических лиц. Косвенные налоги – это налоги на товары и услуги, устанавливаемые в виде надбавки к цене или тарифу и взимаемые в процессе потребления товаров и услуг. Косвенные налоги, выступая в форме надбавки к цене, оплачиваются потребителем при покупке товаров и услуг.

По  органу взимания, в распоряжение которого поступают налоги, – государственные  и местные.

1. Налоги  и отчисления, уплачиваемые из выручки от реализации продукции (работ, услуг):

• налог на добавленную  стоимость; • акцизы.

2. Налоги  на прибыль и доходы:

• налог на прибыль; • подоходный налог с физических лиц;

• налог на доходы иностранных юридических лиц, не осуществляющих деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство;

– налог на игорный  бизнес; – налог на доходы от осуществления  лотерейной деятельности;

– налог на доходы от проведения электронных интерактивных  игр.

3. Налог  на недвижимость (относится на затраты; объект обложения – стоимость зданий и сооружений).

5. Налоги, сборы и отчисления, относимые  на себестои-

мость продукции (работ, услуг):

• отчисления в  ФСЗН; • отчисления в Белгосстрах;

• отчисления на обязательное пенсионное страхование;

4. Принципы налогообложения…

Практика налогообложения  разработала основные принципы построения налоговой системы:

1) принцип равномерного распределения налоговой нагрузки на все субъекты хозяйствования, поскольку в противном случае предоставление каких-либо преимуществ отдельным предприятиям по сравнению с аналогичными приведет к нарушению конкурсного равновесия; 2) принцип определенности – налоговое законодательство должно быть стабильным, любые его корректировки ни в коем случае не должны приниматься задним числом, а о предстоящих изменениях необходимо широко информировать плательщиков;

3) налоговое законодательство должно быть простым, понятным и удобным для налогоплательщиков, исключающим множество дифференцированных ставок и сложные расчеты; 4) принцип дешевизны характеризует эффективность налоговой системы для государства и определяется административными

затратами на ее обслуживание, т. е. предполагает сокращение издержек взимания налогов, расходы  по сбору налогов должны быть минимальными. Нынешний этап развития промышленно-развитых стран с со-

циально-ориентированной  экономикой ставит перед собой новые  целевые установки и принципы налогообложения, отвечающие особенностям и уровню их развития: – создание условий для инвестирования сбережений корпораций и частных лиц в формирование новых рабочих мест и направленных на борьбу с безработицей; – обеспечение конкурентоспособности продукции путем стимулирования  научносследовательских и опытно-конструкторских работ, новейших технологий и фундаментальных иссле-

дований; – проведение протекционистской политики и способствование отраслевому и территориальному переливу капитала; – стимулирование накопления капитала и сбережений, сдержи-

вание личного  потребления капитала; – обеспечение  социальных потребностей всех слоев населения.

Таким образом, налоговая система любого государства  создается сообразно общественно-политическому  устройству общества, типу государства, его задачам, принятым конечным целям  и проводимой

экономической политике.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Налоговая  система…

Налоговая система – это совокупность налогов, установленных государством и взимаемых с целью создания финансовых ресурсов, а также принципов, способов и методов их взимания.

Налоговое законодательство включает в себя:

– Налоговый кодекс и принятые в соответствии с ним законы, регулирующие вопросы налогообложения;

– декреты, указы  и распоряжения Президента РБ, содержащие вопросы налогообложения;

– постановления  Правительства Республики Беларусь, регулирующие вопросы налогообложения.

– нормативные  правовые акты республиканских органов государственного управления, органов местного управления и самоуправленияСубъект налога (плательщик) – организация или физическое лицо, на которое законодательством возложено обязательство платить налог. Объект налога – обстоятельства, с наличием которых у плательщика налоговое законодательство связывает возникновение Объекты налогообложения: 􀀹 товар – имущество, реализуемое либо предназначенное для реализации; 􀀹 работа – деятельность, результаты которой имеют материальное выражение и могут быть реализованы для удовлетворения

потребностей  организации и (или) физических лиц; 􀀹 услуга – деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности; 􀀹 реализация товаров (работ, услуг) – отчуждение товара одним лицом другому лицу на возмездной или безвозмездной основе; 􀀹 доход – экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той же мере, в которой выгоду можно оценить; 􀀹 процент – любой доход, начисленный по облигациям любо-

го вида, векселям, депозитным сертификатам, денежным вкладам, депозитам и иным аналогичным  долговым обязательствам, независимо от способа оформления; 􀀹 дивиденд – любой доход, начисленный унитарным предприятием собственнику его имущества, иной организацией участнику (акционеру) по принадлежащим данному участнику долям (паям, акциям) в порядке распределения прибыли, остающейся после налогообложения.

Налоговая база – стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения. Налоговая база устанавливается применительно к каждому налогу, сбору (пошлине).

Налоговый период – календарный год или иной период времени, определяемый применительно к каждому конкретному налогу, сбору (пошлине), по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма этого налога, сбора (пошлины).

Налоговые льготы – предоставляемые отдельным категориям плательщиков предусмотренные налоговым законодательством преимущества, по сравнению с другими плательщиками, включая возможность не уплачивать налог, сбор (пошлину) либо уплачивать их в меньшем размере.

Налоговое обязательство – обязанность плательщика (иного обязанного лица) при наличии обстоятельств, установленных Налоговым кодексом, другими законами Республики Беларусь и(или) актами Президента Республики Беларусь либо решениями местных Советов депутатов (в отношении местных налогов и сборов), уплатить определенный налог, сбор (пошлину).

 Налоговые платежи – виды и группы налогов.

Налоговая нагрузка – общая величина налоговой суммы.

 

 

 

6.Республиканские  налоги и сборы…….

 

6.Республиканские  налоги и сборы.Порядок установления  изменения и прекращения их  действия.

К республиканским  налогам, сборам (пошлинам) относятся:

  1. налог на добавленную стоимость;
  2. акцизы;
  3. налог на прибыль;
  4. налоги на доходы;
  5. подоходный налог с физических лиц;
  6. экологический налог;
  7. налоги с пользователей природных ресурсов;
  8. налоги на имущество;
  9. земельный налог;
  10. дорожные налоги и сборы;
  11. таможенная пошлина и таможенные сборы;
  12. гербовый сбор;
  13. оффшорный сбор;
  14. консульский сбор;
  15. экологический сбор за проезд автотранспортных средств по территориям национальных парков и заповедников;
  16. государственная пошлина;
  17. регистрационные и лицензионные сборы;
  18. патентные пошлины.

Информация о работе Шпаргалка по "Налогам"