Эволюция имущественного налогообложения в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 06:53, контрольная работа

Описание работы

При введении поимущественного налога на территории Российской Федерации преследовались следующие основополагающие цели: создать у предприятий заинтересованность в реализации излишнего, неиспользуемого имущества; стимулировать эффективное использование имущества, находящегося на балансе предприятия.
То есть, для финансов этот налог выполняет стимулирующую и контрольную функцию, а при пополнении бюджетов федерации и местных бюджетов – фискальную функцию.

Содержание

Введение
1. Развитие системы налогообложения имущества
1.1. Понятие имущественного налога
1.2. История развития и возникновения имущественного налогообложения в России
2. Имущественные налоги
2.1. Налог на имущество организаций
2.2. Налог на имущество физических лиц
2.3. Земельный налог
3. Проблемы и перспективы развития имущественного налогообложения в РФ.
3.1. Проблемы развития имущественного налогообложения в России.
3.2. Перспективы развития имущественного налогообложения в России.
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

эволюция имущественного НО в России.doc

— 155.00 Кб (Скачать)

Согласно данного Закона действовала Инструкция Госналогслужбы России «О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на имущество предприятий» Инструкция Госналогслужбы России от 8 июня 1995 года № 33 «О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на имущество предприятий».

Уже в конце ХХ века в Российской Федерации стали происходить кардинальные изменения в системе налогообложения предприятий. В 1998 году была принята первая часть Налогового кодекса Российской Федерации, а в 2000 году - вторая.

Глава 30 НК РФ, непосредственно регулирующая вопросы имущественного налогообложения организаций, вступила в действие с 1 января 2004 года.

В соответствии с ее нормами, налог на имущество организаций устанавливается законами субъектов Российской Федерации и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации с момента введения в действие.

Налог на имущество организаций является прямым. Он вносится в бюджет в обязательном и первоочередном порядке и относится на финансовые результаты деятельности организации.

То есть, как верно отмечает Н.В.Миляков, данный налог, несмотря на то, что он принадлежит к категории прямых и потому зависит от результатов хозяйственной деятельности плательщика, уплачивается даже в том случае, когда финансовый результат деятельности за отчетный период принимает форму убытка [12,201].

Очевидно, что в системе имущественного налогообложения налог на имущество организаций занимает центральное место. Его доля в общей сумме поступлений от имущественных налогов составляет более 95%, хотя удельный вес в доходах консолидированного бюджета Российской Федерации невысок - около 5% и не имеет существенного значения, в отличие, например, от налога на имущество корпораций за рубежом [9,269].

В соответствии с нормами налогового законодательства, законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ при установлении регионального налога вправе определить:

- налоговую ставку в пределах, закрепленных НК РФ;

- порядок и сроки уплаты налога;

- налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками.

Юридическая форма установления регионального налога, согласно п.4 ст.1, абз.1 п.3 ст.12 НК РФ и п.п.«д» п.2 ст.5 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», региональный налог имеет только одну форму юридического установления - форму закона субъекта РФ об этом налоге.

Отметим отдельные аспекты регулирования уплаты налога на имущество организаций:

1) ст.372 НК РФ и другими нормами НК РФ определена сфера участия субъектов РФ в установлении и введении в действие налога на имущество организаций. Законодательные (представительные) органы государственной власти регионов вправе определять налоговую ставку в пределах, закрепленных главой 30 НК РФ, порядок и сроки уплаты, а также форму отчетности по упомянутому налогу;

2) ст.373 НК РФ уточнены категории плательщиков налога на имущество;

3) ст.374 НК РФ изменен объект налогообложения - с 1 января 2004 года им признаются не основные средства, нематериальные активы, запасы и затраты, находящиеся на балансе плательщика, а только движимое и недвижимое имущество, относящееся к объектам основных средств в соответствии с законодательством РФ о бухгалтерском учете, или только недвижимое имущество, находящееся на территории России, безотносительно к его бухгалтерскому учету;

4) ст.ст.377 и 378 НК РФ закреплены специальные правила формирования налоговой базы по налогу на имущество организаций в рамках договора простого товарищества (договора о совместной деятельности) и в отношении имущества, переданного в доверительное управление;

5) п.1 ст.380 НК РФ установлена предельная ставка налога на имущество организаций в 2,2%, что на 0,2% превышает предельную ставку, закрепленную до 1 января 2004 года;

6) ст.381 НК РФ сокращен перечень общих льгот по сравнению с налоговыми льготами, действовавшими до 1 января 2004 года;

7) ст.ст.382-385 НК РФ уточнены порядок исчисления суммы налога на имущество организаций и сумм авансовых платежей по нему, а также особенности исчисления и уплаты упомянутого налога по месту нахождения обособленных подразделений организаций и в отношении объектов недвижимости, расположенных вне места нахождения организации или ее обособленного подразделения.

Таким образом, НК РФ не только установил единообразный подход к вопросам расчета и уплаты налога на имущество предприятий, но и существенно изменил собственно процесс такого вида налогообложения.

 

 

 


2.      Имущественные налоги, взимаемые на территории РФ, их достоинства и недостатки.

2.1.           Налог на имущество организаций.

Налог на имущество организаций введен во всех субъектах РФ: республиках, краях, областях, автономных округах и в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге. Причем в каждом из субъектов уплата налога на имущество введена своим отдельным законом, в котором предусмотрены региональные особенности.

Правила начисления и уплаты налога на имущество организаций закреплены в главе 30 Налогового кодекса. Положения данной главы едины для всех субъектов РФ, но при этом региональные власти вправе устанавливать некоторые особенности в рамках общих правил.

Так, закон того или иного субъекта может утвердить свои ставки налога, но эти ставки не должны превышать 2,2 процента. Кроме того, регион имеет право установить собственные сроки уплаты налога и авансовых платежей. Наконец, власти субъекта РФ могут по своему усмотрению ввести региональные льготы по налогу на имущество, а также установить (либо не установить) отчетные периоды в рамках налогового периода.

Платит налог на имущество организаций:

- Российские организации, на балансе которых числятся основные средства (ОС).

- Иностранные организации, работающие в России через постоянные представительства и имеющие основные средства или получившие имущество по концессионному соглашению (такие компании учитывают имущество по правилам российского бухучета).

- Иностранные организации, не создавшие в России постоянных представительств, но владеющие недвижимостью на территории РФ, либо получившие такую недвижимость по концессионному соглашению.

В Налоговом кодексе приведен закрытый перечень налогоплательщиков, освобожденных от уплаты налога на имущество организаций. В этот список входят религиозные организации, общественные организации инвалидов, производители фармацевтической продукции и ряд других предприятий. Данный перечень действует во всех без исключения регионах России. Кроме того, каждый регион вправе дополнительно установить собственные льготы.

Российские компании начисляют налог на движимое и недвижимое имущество, отраженное на балансе в качестве основных средств. Другими словами, под налогообложение налогом на имущество подпадают объекты, которые согласно правилам бухгалтерского учета должны быть показаны по дебету счета 01. Обратите внимание: если организация в нарушение норм бухучета не отразила объект по счету 01 и, как следствие, не начислила налог на имущество, налоговые инспекторы, скорее всего, сочтут это уклонением от уплаты налога. Поэтому бухгалтерам следует уделять особое внимание операциям, связанным с учетом основных средств.

Зарубежные компании, открывшие в России постоянные представительства, начисляют налог на объекты, которые по нормам российского бухучета являются основными средствами. Зарубежные предприятия, не имеющие постоянных представительств — на любую недвижимость, принадлежащую им на праве собственности и расположенную на территории РФ.

Во всех без исключения регионах РФ налог не начисляется на землю, воду и другие объекты природопользования. Также от налогообложения освобождено имущество коллегий адвокатов, адвокатских бюро, юридических консультаций, специализированных протезно-ортопедических предприятий и некоторые другие объекты. Кроме того, российские субъекты могут дополнительно утверждать перечни имущества, не подпадающего под налогообложение на территории данного региона.

Каждый регион утверждает собственную ставку налога на имущество организаций. Единственное ограничение, прописанное в Налоговом кодексе — ставка не может превышать 2,2 процента.

Рассчитать налог на имущество должна бухгалтерия предприятия-налогоплательщика. Налоговая инспекция во время камеральных и выездных проверок проверяет правильность расчета.

Чтобы рассчитать налог на имущество организаций, нужно определить налоговую базу и умножить ее на ставку налога. Сумма налога и налоговая база рассчитываются отдельно в отношении имущества головной организации; в отношении имущества каждого обособленного подразделения, имеющего свой баланс; по каждому объекту недвижимости, расположенному вне места нахождения головной организации, подразделения, имеющего свой баланс, или постоянного представительства зарубежной компании. Если объект недвижимости расположен на территории разных регионов, то налоговая база по нему рассчитывается обособленно от другого имущества. При этом нужно будет определить долю, приходящуюся на каждый из регионов.

Налоговая база — это в общем случае среднегодовая стоимость налогооблагаемого имущества. Базу определяют по итогам налогового периода, который равен календарному году. Чтобы вычислить базу, надо сложить значения остаточной стоимости объектов на 1-е число каждого месяца и на последний день налогового периода. Затем полученную сумму необходимо разделить на число месяцев в налоговом периоде, увеличенное на единицу.

Если в регионе введены отчетные периоды (квартал, полугодие и девять месяцев), то организация в течение года должна перечислять авансовые платежи.

Чтобы рассчитать сумму авансового платежа, надо в общем случае найти среднюю стоимость имущества за отчетный период. Ее определяют по правилам, которые применяются для расчета среднегодовой стоимости. Разница в том, что вместо остаточной стоимости на последнее число периода, нужно прибавить остаточную стоимость на 1-е число следующего месяца.

Налог на имущество организаций и авансовые платежи по нему нужно перечислять в сроки, установленные законодательством региона. Узнать конкретные даты перечисления денег можно в своей налоговой инспекции.

При уплате итоговой суммы налога необходимо учитывать авансовые платежи, сделанные в течение года. Регионы, где введены отчетные периоды, вправе освободить отдельные категории налогоплательщиков от уплаты авансовых платежей.

Налог и авансовые платежи в отношении имущества, принадлежащего головной организации, нужно перечислять в бюджет по местонахождению этой организации.

Налог и авансовые платежи в отношении имущества, принадлежащего обособленному подразделению, имеющему отдельный баланс, нужно перечислять в бюджет по местонахождению данного подразделения. При расчете суммы налога и авансовых платежей следует применять ставку, установленную для региона, где находится подразделение.

Налог и авансовые платежи в отношении недвижимости, расположенной вне места нахождения головной организации и подразделений, имеющих свой баланс, необходимо перечислять в бюджет по местонахождению такой недвижимости. Рассчитывать суммы налога и авансовых платежей следует по ставке, установленной для региона, где находится недвижимость.

Налогоплательщики обязаны сдать декларацию по налогу на имущество организаций не позднее 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.

В регионах, где введены отчетные периоды, необходимо сдавать расчеты по авансовым платежам не позднее 30 календарных дней с даты окончания отчетного периода (не позднее 30 апреля, 30 июля и 30 октября соответственно).

Организации, не владеющие налогооблагаемым имуществом, не являются налогоплательщиками, и поэтому не должны сдавать декларации и расчеты.

Декларации и расчеты по авансовым платежам следует сдавать по местонахождению головного предприятия; по месту нахождения обособленных подразделений, выделенных на отдельные балансы; по месту нахождения объектов недвижимого имущества.

Если у подразделения нет своего баланса, то отчитываться по принадлежащему ему движимому имуществу нужно в инспекцию, где зарегистрирована головная организация. Сдавать отчеты по недвижимости, принадлежащей такому подразделению, надо в инспекцию по местонахождению подразделения.

 

2.2.           Налог на имущество физических лиц.

Взимание налога на имущество физических лиц:

1. Составные элементы налога на имущество физических лиц.

Порядок взимания налога на имущество физических лиц установлен Законом Российской Федерации "О налогах на имущество физических лиц".

Платежи по налогу на имущество физических лиц зачисляются на счета территориальных органов Федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации по месту регистрации объекта налогообложения.

Плательщиками налога на имущество являются физические лица, собственники имущества.

Объектами налогообложения признаются жилые дома, квартиры, дачи, гаражи и иные строения, помещения и сооружения.

Ставки налога.

Ставки налога устанавливаются нормативно - правовыми актами представительных органов местного самоуправления

Информация о работе Эволюция имущественного налогообложения в России