Экономическое содержание земельного налога,его значение и роль в налоговой системе Казахстана

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 21:47, реферат

Описание работы

Основанная цель реферата – рассмотрение и анализ налоговой системы и принципов налогообложения в Республике Казахстан.
Исходя из цели работы необходимо решить следующие задачи:
- изучить экономические аспекты налоговой политики;
- рассмотреть социально-экономические основы налоговой системы;
- определить структуру и критерии оценки развития налоговой системы;
- рассмотреть виды налогов;
- охарактеризовать организацию налогового контроля;
- определить пути совершенствования налоговой системы РК.

Содержание

Введение
1. Экономические аспекты налоговой политики
1.1 Налоговая политика Республики Казахстан
1.2 Социально-экономические основы налоговой системы
1.3 Структура и критерии оценки развития налоговой системы
2. Налоговая система Республики Казахстан
2.1 Виды налогов и объекты налогообложения
2.2 Организация налогового контроля
3. Пути совршенствования налоговой системы РК
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

9.docx

— 64.83 Кб (Скачать)

В конце акта проверяющий  с учетом мнения руководителя и главного бухгалтера проверяемой организации  отражает предложения по устранению выявленных нарушений налогового законодательства с указанием срока исполнения.

Акт документальной проверки не позднее следующего дня по окончании  проверки регистрируется в специальном  журнале регистрации актов, который  должен быть пронумерован, и скреплен печатью налогового органа. Одновременно с регистрацией акта, выписывается уведомление налогоплательщику, и  при этом акт документальной проверки и выписываемое уведомление должны иметь один и тот же номер.

Уведомление выписывается в  двух экземплярах по установленной  форме, подписывается начальником  налогового органа или установленным  должностным лицом с указанием  их фамилий и инициалов, а также  должно быть заверено гербовой печатью и направлена или вручена налогоплательщику .

Уведомление о начисленной  сумме налога должно содержать следующие  сведения:

1)  Фамилию, имя и отчество (или наименование) налогоплательщика;

2)  Регистрационный номер налогоплательщика;

3)  Дату уведомления;

4)  Объект, к которому относится уведомление и ставку налога;

5)  Сумму начисленного налога и штрафных санкций;

6)  Требование уплатить налог и срок уплаты;

7)  Место и способ уплаты налога;

8)  Порядок обжалованя;

После регистрации акта в  журнале материалы проверки передаются проверяющим: начальнику отдела, а в  необходимых случаях начальнику налогового органа или его заместителю, которые по результатам рассмотрения должны принять по ним соответствующие  решения.

В случае установления проверяющими фактов нарушений Налогового Законодательства, к налогоплательщикам применяются  финансовые санкции в соответствии с Указом о налогах, а должностные  лица налогоплательщика, виновные в  этих нарушениях, привлекаются к административной ответственности.

Все материалы проверок (акт  документальной проверки, уведомление  и другие) передаются в отдел учета  для проведения записи в лицевом  счете организации о размерах доначисленной суммы с последующим возвратом в отдел, производящий проверку.

Если в процессе документальной проверки будут установлены признаки налогового преступления, та материалы  проверки передаются проверяющими в  подразделение Департамента финансовой полиции для принятия соответствующего решения.

При этом в Департамент  финансовой полиции должны быть переданы следующие документы:

а) акт проверки, подписанный  проверяющими, руководством проверяемого налогоплательщика с приложением  подлинников документов, по которым  выявлены нарушения, или которые  свидетельствуют о нарушении  налогового законодательства;

б) объяснения должностных  лиц, по вине которых были допущены нарушения налогового законодательства, подпадающие под признаки преступления;

в) заключение по разногласиям, возникшим в ходе проведения налоговой  проверки между проверяющим и  должностным лицом налогоплательщика;

г) документы, представленные должностными лицами проверенного налогоплательщика  в свое оправдание.

Завершающим этапом налоговой  проверки является осуществление систематического контроля за поступлением доначисленных сумм налогов и штрафных санкций и устранением выявленных нарушений налогового законодательства.

Следует отметить, что в  целях ограждения налогоплательщиков от бесконечных налоговых проверок, осуществляемых различными государственными органами, Указ о налогах предусматривает, что, во-первых, эти проверки могут  осуществляться, о чем уже было сказано, исключительно органами налоговой  службы; во-вторых, проверки по одному и тому же виду налога производятся не чаще одного раза в полугодие, а  комплексные проверки — не чаще одного раза в год. Внеочередные проверки производятся с письменного разрешения Налогового комитета в отношении  конкретного налогоплательщика, а  также в случаях, установленных  уголовно-процессуальным законодательством.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Пути совершенствования  налоговой системы РК

налоговый платеж сбор пошлина

Справедливая система  налогообложения — идеальная  мечта любого государства и общества, которую пока не достигла ни одна страна мира. К этой цели человеческая цивилизация  идет уже столетия, и впереди неизбежно  вызывает и будет вызывать критику  любых фискальных институтов общества. Однако независимо от этого поиски путей рационального, эффективного и справедливого налогообложения  должны продолжаться. По словам французского просветителя Ш. Монтескье, ничто не требует столько государственной  мудрости и ума, как определение  той части которую у подданных  забирают, и той, которую оставляют  им. Поэтому закрепление в налоговом  законодательстве принципа справедливого  налогообложения в конечном итоге  не только позволит сделать отечественную  налоговую систему более эффективной, но и будет способствовать установлению налоговой дисциплины и воспитанию цивилизованного налогоплательщика.

В 1995 г. Кабинет Министров  РК утвердил долгосрочную концепцию  налоговой реформы, в которой  предусмотрен поэтапный переход  налогового законодательства республики на международные принципы налогообложения. Первым этапом явилось принятие Закона Республики Казахстан "О налогах  и других обязательных платежах в  бюджет", или Налогового кодекса, так как этот документ является кодифицированным. Главная его задача — снижение налоговой нагрузки на налогоплательщиков, обеспечение равенства между  хозяйствующими субъектами в налоговых  отношениях и формирование доходной части бюджета. Следует учитывать, что Казахстан первый из стран  СНГ принял Налоговый кодекс, поэтому, конечно, неизбежны издержки в его  применении, которые со временем общими усилиями можно будет устранить.

Налоговая нагрузка после  введения Налогового кодекса снизилась, однако все еще остается достаточно тяжелой, громоздкой и потому негибкой и неэффективной. Многочисленные льготы, установленные в рамках закона, практически  не стимулируют по причине их неоднозначности  в трактовке. Поэтому на уровне макроуправления  и налогового администрирования  следует этот пробел учитывать, потому что именно он создает атмосферу  вседозволенности и является питательной  средой для коррупции.

"Уход от налогов", "уклонение от налогов", "избежание  налогов", "обход налогов", "налоговая  оптимизация", "налоговое планирование" и т.д. — так называют в  прессе явление, которое получило  свое развитие одновременно с  разрушением советской системы  экономики и формированием современной  налоговой системы. Именно с  появлением первых кооперативов  и малых частных предприятий  предприниматели и консультанты , осуществляющие интеллектуальное  обеспечение бизнеса, впервые  серьезно заговорили об уходе  от налогов как новом требовании  времени. Стремление избежать  уплаты налогов есть своеобразная  реакция на любые налоговые  мероприятия государства. Однако  в какой-то степени эта реакция  представляется естественной, поскольку  обусловлена попыткой собственника  так или иначе защитить свое  имущество, капитал и доходы  от любых посягательств, даже  от тех, которые освещены законом.

Необходимо отметить, что  эта проблема актуальна не только для Казахстана. Во всех без исключения странах проблема криминогенности в налоговой сфере находится на первом месте.

Можно выделить следующие  причины, подталкивающие предпринимателей к уклонению от уплаты налогов:

·  моральные (нравственно-психологические);

·  политические;

·  экономические;

·  технические (правовые).

Моральные (нравственно-психологические) причины в основном порождаются  характером налоговых законов. Основной причиной налоговой преступности является нравственно-психологическое состояние  налогоплательщиков, характеризующееся  негативным отношением к налоговой  системе, низким уровнем правовой культуры, а также корыстной мотивацией.

Политические причины  подталкивают налогоплательщика к  уклонению от уплаты налогов тогда, когда налоги начинают использоваться государством не только для покрытия своих расходов, т.е. обеспечения  своего функционирования, но и как  инструмент социальной и экономической  политики. Налоги как инструмент социальной политики при этом используются довольно часто. Например, класс, стоящий у  власти, использует их для подавления другого класса — не властвующего. Уклонение от уплаты налогов выступает  здесь, как форма сопротивления  такому подавлению.

Экономические причины разделяют  обычно на два вида: причины, которые  зависят от финансового состояния  налогоплательщика, и причины, порожденные  общей экономической коңектурой.

Технические (правовые) причины  кроются в сложности налоговой  системы, которая препятствует эффективности  налогового контроля, в результате чего налогоплательщик может избежать уплаты налогов.

Нельзя совершенствовать налогообложение без реформирования основ общественно-политического  устройства и создания предпосылок  для неуклонного развития экономики. Совершенствование налогообложения  — проблема частная, а обеспечение  условий экономического и политического  развития — проблема всеобщая для  любого государства. Решение частной  проблемы без предварительного решения  общей невозможно в принципе. Можно  добиться кратковременных позитивных сдвигов за счет жестких административных мер активизации системы налогообложения, однако эти изменения не станут устойчивыми  и основополагающими для создания оптимальных налоговых взаимоотношений  хозяйствующих субъектов с государством.

В налоговом производстве продолжает существовать множество  проблем, касающихся порядка формирования отдельных налогов и сборов, их зависимости друг от друга и от других элементов хозяйственного механизма  страны: ценообразования, кредитования, финансирования, как государственного, так и корпоративного и т.д.

Для достижения главной цели налогового реформирования — обеспечения  максимально возможного равновесия интересов собственников и государства  необходимо совершенствовать не только организационно-экономические принципы построения системы налогообложения, но и механизм управления налоговой  системой, а также технику исчисления каждого отдельно налога.

В настоящее время главным  приоритетом финансовой политики нашего государства является создание такой  налоговой системы, которая не только обеспечила бы фискальные интересы государства, но и стимулировала развитие производства, эффективное использование природных  ресурсов Казахстана и широкомасштабное получение инвестиций. Именно на достижение этих целей направлены предположенные Правительством Республики Казахстан  изменения в Налоговом кодексе, разработанные с учетом мировой  практики. Это относится также  к таким платежам, как бонусы, роялти, налог на сверхприбыль, которые  одновременно служат двум целям: эффективному использованию природных богатств Казахстана и пополнению доходной базы бюджета.

Налогообложение является одной  из сложнейших проблем социально-экономической  политики любой страны. Социологическая  экспертиза налоговых реформ в Казахстане дала следующие результаты. Налоговая  система Республики Казахстан по содержанию приблизилась к показателям  развитых западных стран мира. Наиболее важными итогами реформ явилось  введение налога на добавленную стоимость  и акцизов (вместо налога с оборота), земельного налога и налога на собственность (вместо платы за производственные фонды). Целевые сборы социального  характера были обособлены во внебюджетные фонды (страхования, занятости, пенсионный), что соответствует практике большинства  развитых стран.

С 1999 года формирование бюджета  стало осуществляться по-новому. Все  внебюджетные фонды Правительством включены в бюджет. Так как внебюджетные фонды создавались по строго целевому назначению для финансирования конкретных социально-экономических программ, поэтому в расходной части  бюджета целесообразно было бы выделить социальные программы, финансируемые  за счет социальных налогов и сборов. Это привело бы к целевому использованию  средств бюджета и его прозрачности.

Любая налоговая система  сталкивается с попытками незаконченных  теневых операций, а "недоборы" планируемых поступлений в бюджет имеют не только криминальную основу, но и являются результатом естественной самозащиты и экономического сопротивления  хозяйствующих субъектов от налогового пресса, способствующего развитию законных действий в пространственном экономическом  поле.

В данный момент основным и  главным принципом налоговой  системы в республике должен стать  принцип справедливости взимания налогов, ее регулирующая роль и самое главное  — стимулирующее начало развития всей экономики независимо от значимости налогоплательщика для республики, региона , района. Для этого, на наш  взгляд, необходима стабильная, четкая и главное понятная система выращивания  предпринимателей в цивилизованных налогоплательщиков за счет постоянной и надежной в правовом отношении  системы предоставления всем новым  хозяйствующим субъектам льгот  в первые 2-3 года их деятельности для  становления налогоплательщиков, способны в дальнейшем питать бюджетные программы. В этом аспекте следует отметить, что основной работой налоговых  органов становится не простое получение  финансовых и иных отчетов, а оказание помощи предпринимателям в их работе, что характерно для налоговых  служб, скажем Германии, когда для  мелких предпринимателей налоговые  службы осуществляют правовое сопровождение. При этом в случае более быстрого развития предприятия (за счет увеличения оборотов) оно должно переходить в  статус среднего, а из среднего в  крупное.

Такой подход способствует выявлению  налогоплательщиков по группам их статуса  или уровня, что означает возможность  как становления крупных налогоплательщиков, так и мелких в зависимости  от фактической сложившейся ситуации с предприятием. Такая ситуация позволяет  не только обладать налогоплательщиками, но и стать для них определенной опорой не только как к основному  источнику доходов в бюджет в  условиях становления рыночных отношений, но и цивилизованно сопровождать его.

В этом плане предлагается использовать в налоговой сфере  селективную экономическую политику, т.е. снижение налогового бремени в 1,5-2 раза, но только для налогоплательщиков, не нарушающих нормы налогового, бюджетного, гражданского, банковского и др. законодательства и договорных обязательств. Реструктурирование долгов, закрытие бесперспективных производств, переход  на международные стандарты бухучета, оплата продукции, услуг только через  расчетный счет и т.д. позволит повысить конкурентоспособность легальных  товаропроизводителей и увеличить  налоговые поступления государству  за счет повышения эффективности, результативности производства. Безусловно, в реализации селективной финансовой политики важную роль должен играть постоянный мониторинг финансового положения предприятий, получивших налоговые преференции.

Информация о работе Экономическое содержание земельного налога,его значение и роль в налоговой системе Казахстана