Экономическая сущность налогов

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 14:32, реферат

Описание работы

Среди экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику, важное место отводится налогам. В условиях рыночной экономики любое государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка.

Содержание

1. Экономическая сущность налогов

2. Принципы налогообложения

3. Классификация налогов

4. Функции налогов

Работа содержит 1 файл

Реферат.doc

— 75.00 Кб (Скачать)

      По  субъекту налогообложения налоги можно  подразделить на:

     - налоги с физических лиц (НДФЛ, налог на имущество физических  лиц);

     - налоги с юридических лиц (налог на прибыль организаций, налог на имущество организаций, НДС, акцизы);

     - смешанные налоги, которые уплачиваются  как физическими, так и юридическими лицами (транспортный налог, водный налог, таможенные пошлины некоторых видов, государственные пошлины).

     По  уровню бюджетной системы, на которой  устанавливаются и конкретизируются налоги:

     - федеральные налоги – налоги, которые установлены Налоговым  кодексом РФ и обязательны к уплате на всей территории РФ. К ним относятся: НДС, акцизы, НДФЛ, налог на прибыль организаций, налог на добычу полезных ископаемых, водный налог, государственная пошлина, а также сбор за пользование объектами животного мира и сбор за пользование объектами водных биологических ресурсов;

     - региональные налоги определены Налоговым кодексом и законами субъектов РФ обязательными к уплате на территории соответствующего субъекта РФ (налог на имущество организаций, налог на игорный бизнес, транспортный налог);

     - местные налоги – налоги, которые  установлены Налоговым кодексом и нормативными актами муниципальных образований (налог на имущество физических лиц, земельный налог).

     По  периодичности уплаты налогов:

     - регулярные налоги, которые взимаются  с определенной периодичностью (НДС, налог на прибыль организаций, транспортный налог, и т.д.)

     - разовые налоги связаны с каким – либо событием (таможенная и государственная пошлины).

     По  объекту налогообложения:

     - налоги на имущество (налог  на имущество организаций, на  имущество физических лиц);

       - ресурсные налоги, включая земельный (налог на добычу полезных ископаемых, сбор за пользование объектами водных биологических ресурсов);

       - налоги на действия (финансовые  операции или обороты по реализации). К ним относятся косвенные налоги, налог на прибыль организаций;

       - прочие налоги.

       По характеру использования налогового платежа:

       - общие налоги - налоги, которые направляются  на финансирование различных расходов бюджета;

       - целевые налоги идут на строго  целевые расходы по определенному  назначению (транспортный налог идет на улучшение дорожных фондов). 

     4. Функции налогов 

       Функции налогов выражают их социально-экономическую сущность, раскрывают их внутренне содержание и общественное назначение, позволяют понять их взаимосвязь с другими экономическими категориями и звеньями финансовой системы.

         В условиях высокоразвитых рыночных  отношений налогам присущи следующие  функции, каждая из которых  отражает отдельную сторону этой  финансовой категории:

     - фискальная;

     - распределительная (социальная);

     - регулирующая;

     - контрольная;

     - поощрительная.

       Взаимодействуя между собой, эти функции образуют систему.

       Рассмотрим  эти функции более подробно, но будем иметь в виду, что указанное ниже разграничение функций налоговой системы носит условный характер, так как все они переплетаются и осуществляются одновременно.

       Фиск (от латинского fiscus - корзина) в Древнем Риме, начиная с IV века н.э., - единый общегосударственный центр Римской империи, куда стекались все виды доходов, налогов и сборов, производились государственные расходы и т.д. (отсюда происходит обозначение термином "фиск" государственной казны).

       Фискальная  функция является основной функцией налогообложения. Посредством данной функции реализуется главное предназначение налогов: формирование и мобилизация финансовых ресурсов государства, а также аккумулирование в бюджете средств для выполнения общегосударственных или целевых государственных программ. Все остальные функции налогообложения можно назвать производными от фискальной.

       Распределительная (или как её ещё называют —  перераспределительная) (социальная) функция налогов состоит в перераспределении общественных доходов между различными категориями населения. Смысл функции в том, что происходит передача средств в пользу более слабых и незащищенных категорий граждан за счет возложения налогового бремени на более сильные категории населения. Результатом этого является изъятие части дохода у одних и передача ее другим. Примером реализации фискально-распределительной функции могут служить акцизы, устанавливаемые, как правило, на отдельные виды товаров, в первую очередь, на предметы роскоши, а также механизмы прогрессивного налогообложения.

       С развитием экономической системы  возникла необходимость определённого корректирующего воздействия государства на макроэкономические параметры, что породило регулирующую (или распределительную) функцию налогов.

       Чтобы понять регулирующую функцию налогов, обратимся к тому, как происходит государственное регулирование экономики. Оно осуществляется в двух основных направлениях:

       - регулирование рыночных, товарно-денежных отношений. Оно состоит главным образом в определении "правил игры", то есть разработка законов, нормативных актов, определяющих взаимоотношения действующих на рынке лиц, прежде всего предпринимателей, работодателей и наемных рабочих. К ним относятся законы, постановления, инструкции государственных органов, регулирующие взаимоотношение товаропроизводителей, продавцов и покупателей, деятельность банков, товарных и фондовых бирж, а также бирж труда, торговых домов, устанавливающие порядок проведения аукционов, ярмарок, правила обращения ценных бумаг и т.п. Это направление государственного регулирования рынка непосредственно с налогами не связано;

       - регулирование развития народного  хозяйства, общественного производства в условиях, когда основным объективным экономическим законом, действующим в обществе, является закон стоимости. Здесь речь идет главным образом о финансово-экономических методах воздействия государства на интересы людей, предпринимателей с целью направления их деятельности в нужном, выгодном обществу направлении.

       Таким образом, развитие рыночной экономики  регулируется финансово-экономическими методами - путем применения отлаженной системы налогообложения, маневрирования ссудным капиталом и процентными ставками, выделения из бюджета капитальных вложений и дотаций, государственных закупок и осуществления народнохозяйственных программ и т.п. Центральное место в этом комплексе экономических методов занимают налоги.

       Маневрируя  налоговыми ставками, льготами и штрафами, изменяя условия налогообложения, вводя одни и отменяя другие налоги, государство создает условия для ускоренного развития определенных отраслей и производств, способствует решению актуальных для общества проблем.

       Посредством регулирующей функции обеспечивается перераспределение через государственный бюджет части доходов фирм, домохозяйств, отраслей, регионов.

       Через налоги государство осуществляет контроль над финансово-хозяйственной деятельностью  организаций и граждан, а также  за источниками доходов и расходами. Путем денежной оценки сумм налогов возможно количественное сопоставление показателей доходов с потребностями государства в финансовых ресурсах. Благодаря контрольной функции оценивается эффективность налоговой системы, обеспечивается контроль за видами деятельности и финансовыми потоками.

       Через контрольную функцию налогообложения  выявляется необходимость внесения изменений в налоговую систему и бюджетную политику государства.

       Порядок налогообложения может отражать признание государством особых заслуг определенных категорий граждан перед обществом (предоставление налоговых льгот участникам ВОВ, Героям Советского Союза, Героям России и другие). Эта функция представляет собой приспосабливание налоговых механизмов для реализации социальной политики государства. Из налогооблагаемого дохода физических лиц делаются вычеты на содержание детей и иждивенцев, в связи со строительством или приобретением жилья, осуществлением благотворительной деятельности. Согласно части второй Налогового кодекса РФ налогооблагаемый доход будет снижаться в связи с другими социальными расходами: платным обучением детей, покупкой лекарств.

       Функции налогов неразрывно связаны друг с другом. Так, например, реализация фискальной функции позволяет удовлетворять общественные (коллективные) потребности. Посредством регулирующей и социальной функций создаются противовесы излишнему фискальному бремени, то есть формируются социально-экономические механизмы, обеспечивающие баланс корпоративных, личных и государственных экономических интересов.

       В настоящее время налоговой системе России присущ преимущественно фискальный характер, что затрудняет реализацию заложенного в налоге стимулирующего и регулирующего начала. 

Информация о работе Экономическая сущность налогов