Экономическая сущность налогов

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 14:32, реферат

Описание работы

Среди экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику, важное место отводится налогам. В условиях рыночной экономики любое государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка.

Содержание

1. Экономическая сущность налогов

2. Принципы налогообложения

3. Классификация налогов

4. Функции налогов

Работа содержит 1 файл

Реферат.doc

— 75.00 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ 

1. Экономическая  сущность налогов

2. Принципы налогообложения

3. Классификация  налогов

4. Функции налогов

 

      1. Экономическая сущность налогов 

      Среди экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику, важное место отводится налогам. В условиях рыночной экономики любое государство широко  использует  налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления  экономикой в условиях рынка.

       Экономическая сущность налогов характеризуется  денежными отношениями, складывающимися у государства с юридическими и физическими лицами. Эти денежные отношения объективно обусловлены и имеют специфическое общественное назначение - мобилизацию денежных средств в распоряжение государства. Поэтому налог может рассматриваться в качестве экономической категории с присущими ей функциями.

       Налоги, как отмечают К. Маркс и Ф. Энгельс, появились с разделением общества на классы и возникновением государства, как "взносы граждан, необходимые для содержания... публичной власти... ". В истории развития общества еще ни одно государство не смогло обойтись без налогов, поскольку для выполнения своих функций по удовлетворению коллективных потребностей ему требуется определенная сумма денежных средств, которые могут быть собраны только посредством налогов. Исходя из этого, минимальный размер налогового бремени определяется суммой расходов государства на исполнение минимума его функций: управление, оборона, суд, охрана порядка, — чем больше функций возложено на государство, тем больше оно должно собирать налогов.

       Таким образом, налогообложение — это  система распределения доходов  между юридическими или физическими  лицами и государством, а налоги представляют собой обязательные платежи в бюджет, взимаемые государством на основе закона с юридических и физических лиц для удовлетворения общественных потребностей. Налоги выражают обязанности юридических и физических лиц, получающих доходы, участвовать в формировании финансовых ресурсов государства. Являясь инструментом перераспределения, налоги призваны гасить возникающие сбои в системе распределения и стимулировать (или сдерживать) людей в развитии той или иной формы деятельности. Поэтому налоги выступают важнейшим звеном финансовой политики государства в современных условиях.

       Денежные  средства, вносимые в виде налогов  не имеют целевого назначения. Они поступают в бюджет и используются на нужды государства. Государство не предоставляет налогоплательщику, какой либо эквивалент за вносимые в бюджет средства. Безвозмездность налоговых платежей является одной из черт составляющих их юридическую характеристику.

       В налогах заложены большие возможности  по регулированию социально-экономических процессов в стране со стороны государства. При умелом использовании они могут быть сильным регулирующим механизмом в системе социального управления.

       Так, налоги могут использоваться для  регулирования производства - стимулирования развития определенных отраслей, ограничения развития или сдерживания каких-либо экономических процессов и т.п.

       С помощью налогов возможно регулирование  потребления. Например, такой налог, как акциз, особенно высокие его размеры, влияет на спрос и покупательную способность населения в отношении тех товаров, на которые распространяется этот налог.

       В налогах заложены возможности и  регулирования доходов населения. Они могут быть нацелены на ограничение доходов высокого уровня, могут учитывать необходимость поддержки малоимущих граждан путем предоставления льгот.

       Налоги  могут быть элементом механизма, регулирующего демографические процессы, молодежную политику, иные социальные явления.

       Но  налоги это не только экономическая  категория, но и одновременно финансовая категория. Как финансовая категория налоги выражают общие свойства, присущие всем финансовым отношениям, и свои отличительные признаки и черты, собственную форму движения, то есть функции, которые выделяют их из всей совокупности финансовых отношений.

       Под налогом понимается обязательный индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с юридических и физических лиц и устанавливаемый органами законодательной власти с определением размеров и сроков уплаты и предназначенный для финансового обеспечения деятельности государства.

       В практике налоги имеют вполне экономическое  содержание. Их можно рассматривать  как плату государству за те услуги, которые оно оказывает населению и другим субъектам экономики в виде внутренней и внешней безопасности, экономической и социальной стабильности и других благ, относящихся к категории общественных.

       Взимается налог по определенной ставке, представляющей собой долю облагаемых налогом средств субъектов экономики. При этом налог может быть денежным и натуральным. 

       2. Принципы налогообложения 

       Для того, чтобы достоинства налогов  усиливались, а их недостатки нейтрализовались или ослаблялись, очень важно соблюдение основных принципов налогообложения.

       Определение и соблюдение этих принципов важно  также и для того, чтобы более  глубоко вникнуть в суть налоговых платежей.

       Первые  пять принципов (наиболее фундаментальных), ставших классическими, с которыми, как правило, соглашались последующие  авторы, в свое время выделил А. Смит. Они сводятся к следующему:

  1. Принцип справедливости налогообложения. Суть принципа заключается в обеспечении равномерного наложения налогового бремени на всех плательщиков. Правда, история свидетельствует об относительности понятия «справедливость». Так, А.Смит застал феодальный подушный налог, согласно которому каждый человек должен был платить подушный налог, который для всех был одинаков.

         Для бедного человека такой налог может представлять тяжкое бремя, а для богатого — он совсем не ощутим.

       Затем подушный налог был заменен подоходным налогом по единой ставке, то есть в одной и той же пропорции к доходу. Такой налог, безусловно, более справедлив, так как абсолютная величина налога оказывается небольшой у бедняка и весьма значительной у богача. Но очевидно, что для бедняка изымаемая у него в виде налога сумма кажется совсем не маленькой. Вот почему более справедливым считается прогрессивный налог, предполагающий возрастающую в определенной прогрессии налоговую ставку на высокие и сверхвысокие доходы. Здесь возможно освобождение от налога небольших доходов и повышенное обложение больших доходов. В современной России класс богатых людей прогрессивный налог счел несправедливым и добился установления единого подоходного налога в размере 13%.

           2. Принцип постоянства налогов.  Данный принцип требует того, чтобы число налогов, их ставки не менялись часто, чтобы плательщик задолго вперед знал, что и сколько ему придется платить государству. Тогда он может планировать свою деятельность и осуществлять ее более уверенно и успешно.

       3.  Простота налоговой системы, ее  удобство для плательщиков. Сложная система нередко создает у плательщиков впечатление, что их обманывают при изъятии налогов, берут лишнее. Поэтому они стремятся по возможности свои доходы утаивать. Вот почему необходимо, чтобы налоговая система была простой и понятной.

       Кроме того, нужно, чтобы плательщик не тратил время на уплату налогов (для этого, например, бухгалтерия предприятий  при определении выдаваемой на руки заработной платы сразу же вычитает из нее подоходный налог). Для плательщика также удобно, когда налоги берут не раз в год, а ежемесячно - размер налога кажется не столь значительным.

       4. Принцип экономичности  налогообложения.  Во времена А.Смита объектами  налогообложения были самые разнообразные  вещи: окна в домах, стекла, уголь, свечи и т.д., учесть которые было весьма непросто. Это требовало соответствующих расходов, которые не всегда покрывались собранными налогами. Очевидно, что налоговая система должна требовать на свое содержание совсем незначительную часть того, что она дает государству в виде собранных налогов.

       В современных условиях принцип экономичности  рассматривается более широко. Он предполагает экономическую эффективность налогообложения.

       Современные принципы налогообложения таковы:

     - принцип экономии предполагает  минимизацию издержек взимания налогов;

      - принцип справедливости, который  определяет всеобщность налогообложения и равномерность распределения налога между гражданами соразмерно доходам;

      - налоги и сборы не могут  иметь дискриминационный характер  и различно применяться, исходя из расовых и религиозных критериев;

      - налоги и сборы должны иметь  экономическое обоснование и  не могут быть произвольными.  Налоги не должны препятствовать  реализации гражданами своих конституционных прав;

      - не допускается устанавливать  налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство РФ;

      - принцип определенности требует,  чтобы сумма налога, способ и  время платежа были известны  налогоплательщику точно и заранее;

       - принцип удобности, согласно которому  налог должен взиматься таким  образом, чтобы доставить наибольшее удобство налогоплательщику и тогда, когда его это устраивает. 

      3. Классификация налогов 

       Многообразие  налогов, различающихся по условиям обложения, механизмам взимания и регулирования, обуславливает необходимость их систематизации и классификации.

       Самым первым и наиболее употребительным  до настоящего времени является деление налогов по методу установления или способу взимания на прямые и косвенные.

       Прямые налоги - это налоги на доходы и имущество. Они взимаются с конкретного физического или юридического лица.

       Косвенными  налогами облагаются расходы на потребление. Они представляют собой, по сути, надбавку к цене товара или услуги. К ним относятся: налог на добавленную стоимость, акцизы, таможенные пошлины. Косвенный налог, таким образом, предстает как ценообразующий фактор.

       Основным  преимуществом прямого налогообложения  является то, что прямые налоги - это  более определенный, твердый и  постоянный источник доходов бюджета, они в большей степени соразмеряются с платежеспособностью налогоплательщиков, расходы же на их взимание относительно невелики. К недостаткам можно отнести уклонение от уплаты налогов, уменьшение склонности к сбережениям и инвестициям при повышении налоговых ставок.

       Достоинства косвенных налогов связаны с  их скрытым характером. Многие люди их платят, даже не подозревая об этом, так как обычно в цене не указано, что в нее включен косвенный налог. С социально-политической точки зрения это очень важно.

       Благодаря косвенным налогам цены на товары с низкой себестоимостью можно поддерживать на экономически рациональном уровне, в том числе на уровне, позволяющем ограничивать потребление далеко не безвредных товаров. Так происходит с ценами на спиртные напитки, табачные изделия.

       Такие косвенные налоги, как таможенные пошлины, помогают государству влиять на национальных товаропроизводителей, защищая их от иностранных конкурентов и поощряя их выход на мировой рынок.

       Главный недостаток косвенных налогов заключается в том, что они усиливают неравномерность распределения налогового бремени среди населения. Очевидно, что для богатой части населения повышение цены из-за включения в нее косвенного налога не столь ощутимо, как для бедной части. В этой связи нередко товары для бедных освобождаются от налогообложения, и наоборот, товары для богатых облагаются повышенными налогами.

Информация о работе Экономическая сущность налогов