Экономическая природа налогов и их сущность

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2012 в 10:11, контрольная работа

Описание работы

Экономическая сущность налогов характеризует¬ся денежными отношениями, складывающимися у государства с юридическими и физическими лицами. Данные отношения объек¬тивно обусловлены и имеют специфическое общественное на¬значение - мобилизацию денежных средств в распоряжение государства. С помощью налогов государство решает экономические, по¬литические, социальные и другие общественные проблемы. Ре¬ализация практического назначения налогов осуществляется по¬средством функций налогообложения.

Содержание

Введение………………………………………………………………...….3
1. Понятие, необходимость налогов в условиях рыночной экономики.6
2. Основные функции налогов…………………………………………..11
3. Принципы налогообложения…………………………………………14
Заключение………………………………………………………………..18
Список использованной литературы…………………………………….20

Работа содержит 1 файл

Налоги и налогооблажение.doc

— 110.50 Кб (Скачать)

Социальная функция налогов проявляется и непосредственно через механизмы налоговых льгот и налоговых ставок, что входит во внутренний механизм действия налога (НДС, налога на прибыль и т.д.).

Регулирующая функция позволяет изменять доходы разных групп населения. Она нацелена на регулирование финансово-хозяйственной деятельности изготовителей различных товаров и услуг, а через платежеспособность физических лиц - на рынке спроса и консультации. Таким образом, регулирующее воздействие налогов проявляется не только в области производства, но и в сфере обмена и потребления. Эта функция демонстрирует общие функции управления экономикой государством, планирование, координацию, организацию, стимулирование и контроль.

Стимулирующая функция налогообложения — направлена на поддержку развития тех или иных экономических процессов. Она реализуется через систему льгот и освобождений. Нынешняя система налогообложения предоставляет широкий набор налоговых льгот малым предприятиям, предприятиям инвалидов, сельскохозяйственным производителям, организациям, осуществляющим капитальные вложения в производство и благотворительную деятельность, и т. д.

Стимулирующая функция налогов является в современной российской практике слабо реализуемой и неэффективно используемой.

Дестимулирующая функция налогообложения — Направлена на установление через налоговое бремя препятствий для развития каких-либо экономических процессов.

Можно назвать также воспроизводственную подфункцию, которая предназначена для аккумуляции средств на восстановление используемых ресурсов. Эту подфункцию выполняют отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, плата за воду и т. д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                             ПРИНЦИПЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

Налогообложение — это принудительное и безвозмездное взимание правительством или местными органами власти платежей (налогов) с физических лиц и организаций для финансирования расходов государства, а также в качестве средства проведения фискальной политики.

Платежи за особые услуги, оказанные государством или местными органами власти плательщику, называются сборами и, как правило, не включаются в налогообложение.

Под принципами налогообложения следует понимать основные исходные положения системы налогообложения. Принципам налогообложения экономисты различных поколений придавали и придают большое теоретическое и практическое значение. Первостепенное значение в этом вопросе отводится Адаму Смиту, который  в своей работе “Исследование о природе и причинах богатства народов” (1776) впервые обосновал четыре основных принципа налогообложения, являющихся актуальными и в настоящее время: справедливости, определенности, удобства уплаты для налогоплательщиков и экономии (дешевизны взимания):

     • принцип справедливости подданные государства должны участвовать в покрытии расходов правительства, каждый по возможности, сообразно своей относительной платежеспособности, т.е. соразмерно доходу, которым он пользуется под охраной правительства. Соблюдение этого положения или пренебрежение им приведет к так называемому равенству или неравенству обложения;

     • принцип определенности налог, который обязан уплачивать каждый должен быть точно определен, а не произволен. Размер налога, время и способ его уплаты должны быть ясны и известны как самому плательщику, так и всякому другому;

     • принцип удобства каждый налог должен взиматься в такое время и таким способом, какие наиболее удобны для плательщика;

     • принцип экономии каждый налог должен быть так разработан, чтобы он извлекал из кармана плательщика возможно меньше сверх того, что он приносит государственному казначейству.         

        Учение о принципах налогообложения не стояло на месте. Основные принципы, разработанные А.Смитом,  были изучены  и дополнены новыми, экономически обоснованными положениями. В частности, немецкий экономист  Адольф Вагнер выделяет три группы принципов взимания налогов:

     1. этические принципы обложения:

     • всеобщность налогов;

     • соразмерность обложения с платежеспособностью;

     2.   принципы управления налогами:

     • определенность обложения;

     • удобности обложения и взимания налогов для их плательщиков;

     • дешевизна взимания;

     3. народнохозяйственные принципы:

     • надлежащий выбор источников налогов;

     • правильная комбинация совокупности налогов в такую систему, которая обеспечивала бы, при возможности соблюдения этических принципов и принципов управления, а также достаточность поступления и эластичность  на случай чрезвычайных государственных нужд.

     В НК РФ (ст. 3) отмечаются следующие принципы налогообложения:

     • принцип всеобщности и равенства налогообложения означает, что каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. При установлении налогов должна учитываться фактическая способность налогоплательщика к уплате налога;

     • принцип отсутствия дискриминационного характера налогов налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и других подобных критериев. Кроме того, не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от форм собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала (кроме ввозных таможенных пошлин);

    • принцип экономической определенности налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными;

    • соблюдение единого экономического пространства не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство РФ и, в частности, прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территории РФ товаров (работ, услуг) или финансовых средств, либо иначе ограничивать или создавать препятствия не запрещенной законом экономической деятельности физических лиц и организаций;

   • принцип индивидуальной ответственности налогоплательщиков означает, что ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы;    

    • принцип определенности элементов налогообложения при установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения;

    • принцип точности и удобности уплаты налогов акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый налогоплательщик точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить;

    • принцип приоритетности налогоплательщика все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).

     В современных условиях в основу системы налогообложения должны быть положены следующие основные принципы:

      принцип стабильности налогового законодательства;

      принцип открытости и доступности информации по налогообложению.

       Современные принципы налогообложения:

                 уровень налоговой ставки должен устанавливаться с учетом возможностей налогоплательщика, т.е. уровни доходов;

                 исключение двойного налогообложения, т.е. один и тот же объект не может облагаться одним и тем же налогом дважды;

                 обязательность уплаты налогов;

                 системы и процедуры изъятия налогов должны быть простыми понятными и удобными для налогоплательщика и экономичными для учреждений собирающих налоги;

                 единый подход ко всем налогоплательщикам.

 

 

 

                                             ЗАКЛЮЧЕНИЕ      

Подводя итоги, определим основные цели современной налоговой политики государств с рыночной экономикой. Они ориентированы на следующие основные требования: - налоги, а также затраты на их взимание должны быть по возможности минимальными. Это условие наиболее тяжело дается законодателям и правительствам в их стремлении сбалансировать бюджеты. Но так очень легко свести налоговую систему лишь к чисто фискальным функциям, забыв о необходимости расширения налоговой базы, о функциях стимулирования производственной и предпринимательской деятельности, поддержки свободной конкуренции;

- налоговая система должна соответствовать структурной экономической политике, иметь четко очерченные экономические цели;

- налоги должны служить более справедливому распределению доходов, не допускается двойное обложение налогоплательщиков;

- порядок взимания налогов должен предусматривать минимальное вмешательство в частную жизнь налогоплательщика;

- обсуждение проектов законов о налогообложении должно носить открытый и гласный характер.

Таким образом существует огромный, причем теоретически обобщенный и осмысленный, опыт взимания и использования налогов в странах Запада. Но ориентация на их практику весьма затруднена, поскольку было бы совершенно неразумно не уделять первостепенное внимание специфике экономических, социальных и политических условий сегодняшней России, ищущей лучшие пути реформирования своего народного хозяйства.

Под налогом, пошлиной, сбором понимается обязательный взнос в бюджет или во внебюджетный фонд, осуществляемый в порядке, определенном законодательными актами. Налоги бывают прямыми и косвенными они различаются по объекту налогообложения и по механизму расчета и взимания, по их роли в формировании доходной части бюджета.

Существует ряд общепризнанных принципов налогообложения, важнейшие их них: реальная возможность выплаты налога, его прогрессивный, однократный обязательный характер, простота и гибкость.

Основные функции налогов - фискальная, социальная и регулирующая. Налоговая политика государства осуществляется при помощи предоставления физическим и юридическим лицам налоговых льгот в соответствии с целями государственного регулирования хозяйства и социальной сферы.

Одним из главных элементов рыночной экономики является налоговая система. Она выступает главным инструментом воздействия государства на развитие хозяйства, определения приоритетов экономического и социального развития. В связи с этим необходимо, чтобы налоговая система России была адаптирована к новым общественным отношениям, соответствовала мировому опыту.

Нестабильность наших налогов, постоянный пересмотр ставок, количества налогов, льгот и т. д. несомненно играет отрицательную роль, особенно в период перехода российской экономики к рыночным отношениям, а также препятствует инвестициям как отечественным, так и иностранным. Нестабильность налоговой системы на сегодняшний день - главная проблема реформы налогообложения.

Жизнь показала несостоятельность сделанного упора на чисто фискальную функцию налоговой системы: обирая налогоплательщика, налоги душат его, сужая тем самым налогооблагаемую базу и уменьшая налоговую массу.

                     СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.      Налоговый кодекс РФ от 31.07.1998 N 146-ФЗ (принят ГД ФС РФ 16.07.1998) (ред. от 09.03.2010).

2.      Открытая школа бизнеса, 2010.

3.      Комментарий к последним изменениям в Налоговый кодекс РФ. Феоктистов И.А, Нечипорчук Н.А, Красноперова О.А. (2009, 192с.).

4.      Юринова Л.А. Налоги и налогообложение. Завтра экзамен. 3-е изд. 31.03.2009 год, 256 стр.

5.      Скрипниченко В.А. Налоги и налогообложение: Учебное пособие. 3-е издание, переработанное и дополненное. 15.02.2010, 464 стр.

6.      Налоги и налогообложение, 3-изд. 2010г., 632стр.

7.      В.Г. Пансков, Налоги и налогообложение. Теория и практика. 2010г., 688 стр.

8.      С. Молчанов, Налоги. Расчет и оптимизация. 2009г., 528 стр.

9.      О.В. Скворцов, , Налоги и налогообложение. Практикум. 2010г., 208 стр.

10.  Журнал «Налоговый вестник».

 

 

 

 

 

 



Информация о работе Экономическая природа налогов и их сущность