Экономическая природа налогов и их сущность

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2012 в 10:11, контрольная работа

Описание работы

Экономическая сущность налогов характеризует¬ся денежными отношениями, складывающимися у государства с юридическими и физическими лицами. Данные отношения объек¬тивно обусловлены и имеют специфическое общественное на¬значение - мобилизацию денежных средств в распоряжение государства. С помощью налогов государство решает экономические, по¬литические, социальные и другие общественные проблемы. Ре¬ализация практического назначения налогов осуществляется по¬средством функций налогообложения.

Содержание

Введение………………………………………………………………...….3
1. Понятие, необходимость налогов в условиях рыночной экономики.6
2. Основные функции налогов…………………………………………..11
3. Принципы налогообложения…………………………………………14
Заключение………………………………………………………………..18
Список использованной литературы…………………………………….20

Работа содержит 1 файл

Налоги и налогооблажение.doc

— 110.50 Кб (Скачать)


19

 

                                          СОДЕРЖАНИЕ

      Введение………………………………………………………………...….3

1.      Понятие, необходимость налогов в условиях рыночной экономики.6

2.      Основные функции налогов…………………………………………..11

3.      Принципы налогообложения…………………………………………14

     Заключение………………………………………………………………..18

     Список использованной литературы…………………………………….20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                              ВВЕДЕНИЕ

С появлением на земле первых государственных образований возникла необходимость в формировании материальных и фи­нансовых источников их содержания и развития. Для этого ис­пользовались самые разные формы извлечения средств: обложе­ние собственного и покоренного народов непосильной данью (экономическое закабаление); контрибуции; домены; регалии и т. д. Самым надежным и постоянным источником пополне­ния казны, за счет которого и содержалось само государство, стоящее на страже защиты интересов общества, являлась дань, размер которой в разные времена и в разных местах устанавли­вался в зависимости от политической и социально-экономиче­ской ситуации, складывающейся в обществе. Дань стала одной из первых форм налога.
Основоположенником теории налогообложения является шотландский экономист А.Смит (XVIIIв.), он впервые сформулировал основные принципы налогообложения, дал определение налоговым платежам, обозначил их место в финансовой системе государства, кроме того определил, что налоги для плательщика являются показателем свободы, а не рабства. 

Экономическая сущность налогов характеризует­ся денежными отношениями, складывающимися у государства с юридическими и физическими лицами. Данные отношения объек­тивно обусловлены и имеют специфическое общественное на­значение - мобилизацию денежных средств в распоряжение государства. С помощью налогов государство решает экономические, по­литические, социальные и другие общественные проблемы. Ре­ализация практического назначения налогов осуществляется по­средством функций налогообложения.
       В условиях рыночных отношений и особенно в переходный к рынку период налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики. От того, насколько правильно построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства.

Налоги это не только экономическая категория, но и одновременно финансовая категория. Как финансовая категория налоги выражают как общие свойства, присущие всем финансовым отношениям, так и свои отличительные признаки и черты, собственную форму движения, то есть функции, которые выделяют их из всей совокупности финансовых отношений. Налог на прибыль организаций регулируется гл. 25 НК РФ, введенной в действе с 2002 года. Существенной законодательной новацией последних лет стало внедрение в практику нового вида учета - налогового учета. Необходимость выделения нового вида учета, который существенно усложняет расчет по налогу на прибыль, постоянно дискутируется в литературе и текущей прессе. Следует обратить внимание на то, что порядок исчисления налога становится все более сложным при медленном совершенствовании юридической техники, что приводит к резкому росту числа споров о налогообложении.

Именно налоговая система на сегодняшний день оказалась, пожалуй, главным предметом дискуссий о путях и методах реформирования, равно как и острой критики.

На данный момент существует масса всевозможной литературы по налогообложению в западных странах, накоплен огромный многолетний опыт по налогообложению. Но в связи с тем, что налоговая система России создается практически заново, сегодня очень мало монографий отечественных авторов по налогообложению, в которых можно было бы найти грамотные, глубоко продуманные, просчитанные предложения по созданию именно российской налоговой системы, отвечающей нашим российским реалиям.

Цель работы раскрыть экономическую природу налогов и их сущность.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- дать определение налогов;

- понять какую роль налоги играют в экономике;

- выявить основные функции налогов;

- определить принципы налогообложения.

Работа состоит из введения, 3 глав, заключения и  списка использованной литературы.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  ПОНЯТИЕ, НЕОБХОДИМОСТЬ НАЛОГОВ В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ.

Налог — обязательный, индивидуально безвозмездный платёж, взимаемый органами государственной власти различных уровней с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. Налоги следует отличать от сборов (пошлин), взимание которых носит не безвозмездный характер, а является условием совершения в отношении их плательщиков определенных действий.

Под налогом понимается принудительное изымание государством или местными властями средства с физических и юридических лиц, необходимые для осуществления государством своих функций.

Как известно, налоги появились с разделением общества на классы и возникновением государства. В истории развития общества еще ни одно государство не смогло обойтись без налогов, поскольку для выполнения своих функций по удовлетворению коллективных потребностей ему требуется определенная сумма денежных средств, которые могут быть собраны только посредством налогов. Исходя из этого минимальный размер налогового бремени определяется суммой расходов государства на исполнение минимума его функций: управление, оборона, суд, охрана порядка, чем больше функций возложено на государство, тем больше оно должно собирать налогов.

В соответствии с Налоговым кодексом РФ:

К Федеральным налогам и сборам относятся:

      налог на добавленную стоимость;

      акцизы;

      налог на прибыль предприятия;

      налог на доходы от капитала;

      налог на доходы физических лиц;

      единый социальный налог;

      государственная пошлина;

      таможенные пошлины и сборы;

      налог на использования недрами;

      налог на дополнительный доход от добычи углеводородов;

      сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическим ресурсами;

      лесной налог;

      водный налог;

      экологический налог;

      федеральные лицензионные сборы;

К Региональным налогам и сборам относятся:

      налог на имущество предприятия;

      транспортный налог;

      налог с продаж;

      региональные лицензионные сборы;

      дорожный налог;

      налог на игорный бизнес;

      налог на недвижимость;

К местным налогам и сборам относятся:

      налог на землю;

      налог на имущество физических лиц;

      налог на рекламу;

      местные лицензионные сборы;

      налог на наследование или дарение

Налоги- это обязательные платежи юридических и физических лиц в бюджет, устанавливаемые и принудительно изымаемые государством в форме перераспределения части общественного продукта, используемого на удовлетворение общегосударственных потребностей.

В понимании налогов важное значение имеют два аспекта. Во-первых, налог - это объективная экономическая категория, ее внутренняя сущность; во-вторых, существует конкретная видимая правовая форма проявления внутренней сущности налогов в процессе их использования в реальной экономической жизни (с субъективной стороны).

Налоги как экономическая категория являются исходными и основным понятием, определяющим главные, сущностные черты налогов. Объективная сущность налогов не зависит от конкретной экономической действительности, она определяется лишь факторами, вызвавшими появление этой категории.

Налог как экономическая категория выражает денежные отношения между государством, с одной стороны, и физическими и юридическими лицами, с другой стороны, возникающие в процессе вторичного распределения (перераспределения) вновь созданной стоимости ВНП и отчуждения части ее стоимости в распоряжение государства в обязательном порядке.

Субъективная сторона налогов (их виды, уровень ставок и т.п) определяется внешней средой, в которой функционируют налоги. Особенно важное значение здесь имеют: уровень социально-экономического развития страны, тип государственного устройства, традиции и т.д. Установление налогов производится путем принятия налогового законодательства, определяющего понятие налогов, а также сборов, приравненных к налоговым платежам. Нормативное определение налога содержится в Налоговом кодексе РФ (ч.1, ст.8):

«1. Под налогом понимается обязательный, индивидуальный безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

2. Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в интересах плательщиков сборов госорганами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий»

Налоговые отношения структурно входят в систему финансовых отношений, но как особый их вид имеют отличительные признаки, присущие именно налогам. Это обязательность, безвозмездность, безэквивалентность. Финнасы, денежное обращение и кредит.

В условиях  рыночных отношений и особенно в переходный к рынку период налоговая система является одним из  важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики.

Налоги как один из важнейших экономических инструментов государственного регулирования интересов всех субъектов общества могут быть либо предпосылкой, либо преградой на пути к благополучию страны. Поэтому каждое государство, особенно в период общественно-политических и экономических реформ, должно уделять пристальное внимание формированию эффективного механизма налогового регулирования – главной задаче налоговой политики.

Уровень налогообложения в любой стране отражает основу доходов бюджета и характеризует степень участия государства в экономических процессах. Критерием этого, является отношение государственных расходов к объему ВВП. Грамотно построенная налоговая система – залог экономического успеха любой страны. С развитием рыночных отношений, расширением форм собственности, внешнеэкономических связей большое внимание должно уделяться оптимизации налоговых платежей с помощью налогового прогнозирования и планирования. Разумные и уравновешенные налоговые решения активно влияют развитие экономики и рост благосостояния граждан и всего общества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                        ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ НАЛОГОВ.

Функции налога – это проявление его сущности в действии, способ выражения его свойств. Функция  показывает, каким образом реализуется общественное назначение данной экономической категории как инструмента стоимостного распределения доходов. Отсюда возникает главная распределительная функция налогов, выражающая их сущность как особого централизованного (фискального) инструмента распределительных отношений.

Налоги выполняют одновременно четыре основные функции: фискальную, регулирующую, стимулирующую и контролирующую.
     Фискальная функция — основная функция налогообложения. Исторически наиболее древняя и одновременно основная: налоги являются преимущественной составляющей доходов государственного бюджета. Реализация функции осуществляется за счет налогового контроля и налоговых санкций, которые обеспечивают максимальную собираемость установленных налогов и создают препятствия к уклонению от уплаты налогов. Проще говоря, это сбор налогов в пользу государства. Благодаря данной функции реализуется главное предназначение налогов: формирование и мобилизация финансовых ресурсов государства. Все остальные функции налогообложения — производные от фискальной. Во всяком случае, наряду с чисто финансово-фискальными целями налоги могут преследовать и другие, например экономические или социальные. Иначе говоря, финансовые цели, будучи самыми существенными, не являются исключительными.

Распределительная (социальная) функция налогов тесно связана с фискальной и регулирующей функциями посредством условий взимания подоходного и поимущественного налогов. Налоги взимаются в большем размере с обеспеченных слоев населения, при этом большая их доля должна в виде социальной помощи поступать к малоимущим слоям населения. Значение социальной функции налогов резко растет в период экономических кризисов, когда подавляющая часть населения нуждается в социальной защите. Эта функция налогов носит многоаспектный характер. Само материальное содержание налогов как денежных ресурсов, централизуемых государством и изымаемых из воспроизводственного процесса, несет в себе возможность из обращения на непроизводственные цели. В условиях РФ социальная функция налоговой системы бюджета весьма существенна в силу тех обязательств, которые несло советское государство перед населением и которое «по наследству» перешло к РФ. Многие социальные затраты, финансируемые государством за счет налогов (бесплатное образование, здравоохранение и т.д).

Информация о работе Экономическая природа налогов и их сущность