Актуализайия основ налоговых правоотношений

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 13:55, статья

Описание работы

Существуют хозяйственные и жизненные ситуации, где отношения между субъектами могут осуществляться, вообще говоря, и без правового регулирования. Продавец может продать покупателю товар без заключения договора, не учитывая требования ГК РФ к сделкам купли-продажи. Один гражданин может ссудить другому на некоторый срок некоторую сумму без какого-либо письменного оформления. Эти и многие другие отношения могут не регулироваться договором или законом, т.е. не приобретать форму правоотношений. Заметим, впрочем, что лучше, если приведенные отношен

Работа содержит 1 файл

Работа_актуализация_основ_ налоговых_правоотношений2012.doc

— 111.00 Кб (Скачать)
stify">       Обязанности налогового агента у организации  или физического лица могут возникать  главным образом в следующих  случаях:

  • организации и физические лица, нанимая работников, обязаны исчислять, удерживать и перечислять в бюджет и внебюджетные фонды налог на доходы физических лиц;
  • российские организации при выплате дохода иностранной организации, не имеющей постоянных представительств и получающей доходы на территории РФ, уплачивают налог на прибыль и НДС;
  • российские организации, выплачивая дивиденды своим акционерам и участникам, исчисляют, удерживают и перечисляют в бюджет налог на эти доходы;
  • российские организации и предприниматели, приобретающие в Российской Федерации товары у иностранных лиц, не состоящих на налоговом учете в России, расплачиваясь за эти товары, удерживают исчисленный агентами НДС;
  • арендаторы федерального имущества, имущества субъектов РФ и муниципального имущества, а также органы, организации и предприниматели, осуществляющие реализацию конфискованного имущества, бесхозяйных ценностей, кладов и скупленных ценностей, ценностей, перешедших государству по праву наследования, перечисляют оплату соответствующим государственным и муниципальным органам за вычетом исчисленных сумм НДС.

       Налоговые агенты, как правило, имеют те же права, что и плательщики. Агенты обязаны:

    1. правильно и своевременно исчислять, удерживать из средств, выплачиваемых плательщикам, и перечислять в бюджеты (внебюджетные фонды) соответствующие налоги;
    2. сообщать в налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержать налог у плательщика и о сумме задолженности плательщика;
    3. вести учет выплаченных плательщикам доходов, удержанных и перечисленных в бюджеты (внебюджетные фонды) налогов, в том числе персонально по каждому плательщику;
    4. представлять в налоговый орган по месту своего учета документы, необходимые для осуществления контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления налогов.

       За  неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него обязанностей агент  несет ответственность в соответствии с законодательством РФ.

       Еще одним участником налоговых правоотношений являются налоговые органы. Налоговые органы составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением налогового законодательства, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в бюджет налогов и сборов, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в бюджет иных обязательных платежей.

       В систему этих органов входят ФНС  России и ее территориальные органы. Вышестоящий налоговый орган наделен правом отменять решения нижестоящих налоговых органов, если эти решения не соответствуют законодательству.

       Отдельными  федеральными законами и принятыми  в соответствии с ними нормативными правовыми актами налоговые органы наделены полномочиями, не относящимися к налоговому контролю. Так, ФНС России переданы функции по представлению интересов РФ перед кредиторами в процедурах банкротства.

       Органы  исполнительной власти могут издавать подзаконные нормативные правовые акты, которые обязательны для плательщиков при условии, что:

  • они издаются в предусмотренных налоговым законодательством случаях;
  • содержание издаваемых актов не изменяет и не дополняет налоговое законодательство.

       Функции по изданию нормативных правовых актов по вопросам налогообложения закреплены за Министерством финансов РФ. Оно обладает полномочиями по изданию приказов об утверждении различных форм отчетности и инструкций по их заполнению. Так, Минфин России определяет форму и порядок представления в налоговые органы реестров счетов-фактур; форму ведения налоговыми агентами учета доходов, полученных от них физическими лицами; форму Книги учета доходов и расходов и порядок отражения в ней хозяйственных операций организациями и предпринимателями, применяющими упрощенную систему обложения, и т.д.

       Регулирование форм и методов налогового контроля осуществляется приказами Минфина  России. Речь, в частности, идет об установлении особенностей постановки на учет плательщиков, в том числе крупнейших, иностранных организаций; об определении порядка и условий присвоения, применения, а также изменения идентификационного номера плательщика; об установлении порядка хранения алкогольной продукции, находящейся под действием режима налогового склада; порядка функционирования постоянно действующих налоговых постов.

       Функции по нормативно-правовому регулированию  распределены между Минфином и ФНС  России таким образом, что отдельные  документы, связанные с налоговым  контролем, утверждает ФНС, например: форму налогового уведомления и требования об уплате налога; форму свидетельства и уведомлений о постановке на учет; форму решения о проведении выездной налоговой проверки; форму и требования к составлению акта проверки и некоторые другие.

       Налоговые органы занимаются информированием плательщиков, т.е. доведением до их сведения или воспроизведением информации, содержащейся в актах налогового законодательства и принятых в соответствии с ними нормативных правовых актах.

       Плательщики вправе получать от налоговых органов (в том числе письменно) информацию о: действующих налогах и сборах; законодательстве о налогах и сборах и о принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах; порядке исчисления и уплаты налогов и сборов; правах и обязанностях плательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц; порядке заполнения форм документов, представляемых в налоговые органы.

       Разъяснения по вопросам применения налогового законодательства плательщик вправе получать от Министерства финансов РФ и финансовых органов. Причем Минфин России предоставляет разъяснения о применении законодательства. Финансовые же органы субъектов РФ отвечают на вопросы, связанные с применением регионального законодательства. Обязанность письменно разъяснять применение нормативных правовых актов о местных налогах и сборах возлагается на финансовые органы местного самоуправления.

       Налоговые органы должны учитывать разъяснения  финансовых органов, адресованные плательщикам. Обстоятельством, исключающим вину плательщика в совершении налогового правонарушения, признается выполнение письменных разъяснений, данных финансовым или иным уполномоченным органом либо его должностным лицом. Плательщики, которые следуют письменным разъяснениям, полученным от налоговой инспекции, и нарушают при этом налоговое законодательство, также освобождаются от ответственности, если разъяснение было предоставлено налоговым органом.

       Разъяснение может содержаться как в документе  нормативного характера, включая акты индивидуально-правового характера, так и в письмах, направленных плательщику.

       Плательщик  вправе не согласиться с полученным разъяснением и отстаивать свою позицию. В этой связи все разъяснения по спорным вопросам законодательства, предоставляемые плательщикам налоговыми органами, должны быть в предварительном порядке согласованы ФНС с Минфином России. Поручения Министерства финансов РФ станут обязательными для исполнения органами федеральной службы. Министерство вправе отменить противоречащее законодательству решение службы.

       Немаловажную  роль в налоговых правоотношениях

         играют коммерческие банки и  другие кредитные организации,  имеющие лицензию ЦБ РФ. Они принимают активное участие в налоговом администрировании, представляют государственный интерес, который заключается в заинтересованности государства и муниципальных образований в полном и своевременном поступлении налогов и сборов в бюджеты и государственные внебюджетные фонды. Приказом МНС России от 4 марта 2004 г. утверждены формы документов, содержащих информацию об открытии (закрытии) банковского счета, изменении номера счета юридических лиц и предпринимателей.

       Банки исполняют решения о бесспорном взыскании сумм налогов и пеней  со счетов плательщиков и решения  о приостановлении операций по счетам. Государство использует банки также  в целях налогового контроля. Банки открывают счета организациям и предпринимателям только при предъявлении свидетельства о постановке на учет в налоговом органе. Банки обязаны сообщить об открытии или закрытии счета организации, предпринимателя в налоговый орган по месту их учета в 5-дневный срок со дня открытия или закрытия счета. В обязанность банков также входит выдача налоговым органам справок по операциям и счетам организаций и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица в течение 5 дней с момента получения запроса. Таким образом, банки осуществляют агентские функции и реализуют чужой интерес посредством исполнения поручений плательщика на списание с его расчетного счета сумм налога, а также исполнения решений государственных органов. В данном случае банки можно отнести и к группе лиц, содействующих уплате и поступлению налогов и сборов в бюджет, и к группе лиц, содействующих налоговому администрированию.

       Участниками налоговых правоотношений являются также органы внутренних дел. Систему органов внутренних дел образует Министерство внутренних дел РФ и его территориальные подразделения. Функции по выявлению, предупреждению и пресечению налоговых преступлений и правонарушений осуществляет специальная служба в составе МВД России - Федеральная служба по экономическим и налоговым преступлениям (ФСЭНП). Эта служба подчинена непосредственно министру, а функции по координации ее деятельности осуществляет первый заместитель министра - начальник Службы криминальной милиции.

       В функции ФСЭНП входят: организация выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений в сфере экономики, по которым производство предварительного следствия обязательно, налоговых преступлений, а также преступлений против интересов государственной власти, совершаемых в федеральных органах власти; организация и проведение профилактических и оперативно-розыскных мероприятий по защите всех форм собственности от преступных посягательств в целях обеспечения благоприятных условий для развития предпринимательства и инвестиционной деятельности.8

       Разграничение функций между налоговыми органами и органами внутренних дел обусловлено  степенью общественной опасности деликтов в сфере налогообложения: налоговые  преступления расследуются ФСЭНП, административные налоговые правонарушения рассматриваются налоговыми органами.

       Органы  внутренних дел оказывают помощь налоговым органам при исполнении ими служебных обязанностей, обеспечивая  принятие законных мер по привлечению  к ответственности лиц, злостно  препятствующих выполнению налоговыми органами своих функций.

       Правоохранительные  органы не вправе подменять налоговые  органы.

       По  запросу налоговых органов органы внутренних дел участвуют в проводимых выездных налоговых проверках. При  выявлении обстоятельств, требующих  совершения действий, отнесенных к полномочиям налоговых органов, органы внутренних дел обязаны в 10-дневный срок со дня выявления вышеуказанных обстоятельств направить материалы в соответствующий налоговый орган для принятия по ним решения. Иными словами, органы внутренних дел ограничивают свою деятельность лишь участием в проводимых налоговыми органами выездных налоговых проверках.

       По  закону органы внутренних дел не являются участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах.

       Закрепление полномочий налоговых органов и органов внутренних дел представляется оптимальным как с позиции защиты интересов плательщиков от необоснованного вмешательства органов государства в их финансово-хозяйственную деятельность, так и с позиции интересов государственной казны, совершенствования государственного управления в налоговой сфере, борьбы с налоговыми преступлениями и правонарушениями.

       Для выполнения функций по выявлению, предупреждению и пресечению налоговых преступлений и правонарушений органы внутренних дел имеют доступ к сведениям, составляющим налоговую тайну.

       Органы  внутренних дел несут ответственность  за убытки, причиненные плательщикам вследствие своих неправомерных действий (решений) или бездействия, а равно неправомерных действий (решений) или бездействия должностных лиц и других работников этих органов при исполнении ими служебных обязанностей.

       Работники органов внутренних дел за неправомерные  действия или бездействие в сфере  налогообложения могут нести  дисциплинарную, административную или уголовную ответственность.

Информация о работе Актуализайия основ налоговых правоотношений