Актуализайия основ налоговых правоотношений

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 13:55, статья

Описание работы

Существуют хозяйственные и жизненные ситуации, где отношения между субъектами могут осуществляться, вообще говоря, и без правового регулирования. Продавец может продать покупателю товар без заключения договора, не учитывая требования ГК РФ к сделкам купли-продажи. Один гражданин может ссудить другому на некоторый срок некоторую сумму без какого-либо письменного оформления. Эти и многие другие отношения могут не регулироваться договором или законом, т.е. не приобретать форму правоотношений. Заметим, впрочем, что лучше, если приведенные отношен

Работа содержит 1 файл

Работа_актуализация_основ_ налоговых_правоотношений2012.doc

— 111.00 Кб (Скачать)

Институт  экономики и антикризисного управления

    Кафедра финансы, бухгалтерский учёт и аудит 
     
     
     
     
     

Реферат

по дисциплине «Правовое регулирование налогообложения в Р.Ф.»

на тему: «Актуализация основ налоговых правоотношений» 
 

                                            Выполнила:

         студентка гр. № МЭВ-11-Н

                                                      Ревюк Е.Н 

Проверил:

Ряховский Дмитрий Иванович 
 
 

МОСКВА  2011

       Существуют  хозяйственные и жизненные ситуации, где отношения между субъектами могут осуществляться, вообще говоря, и без правового регулирования. Продавец может продать покупателю товар без заключения договора, не учитывая требования ГК РФ к сделкам купли-продажи. Один гражданин может ссудить другому на некоторый срок некоторую сумму без какого-либо письменного оформления. Эти и многие другие отношения могут не регулироваться договором или законом, т.е. не приобретать форму правоотношений. Заметим, впрочем, что лучше, если приведенные отношения будут засвидетельствованы письменным договором, соответствующим закону. Описанные ситуации, когда отношения не обязательно переходят в правоотношения, возможны в отраслях частного права.

       Налоговые же отношения по своей природе  не могут складываться вне налоговых  правоотношений. Причем они регламентируются не договором, а налоговым законом. Действительно, странно выглядела бы ситуация добровольной, без властного законодательного принуждения со стороны государства уплаты налога физическим лицом или организацией. Это обязательный признак любой отрасли публичного права.

       Налоговое правоотношение - это специфический результат воздействия нормы налогового права на фактическое налоговое отношение. Правоотношение есть форма осуществления права, а не форма права, оно является средством регулирования налоговых отношений, а не их регулятором (таковым остается норма права).1

       Налоговые правоотношения как сознательно-волевые отношения всегда возникают на основе норм права и представляют собой связь юридических субъективных прав и субъективных же обязанностей их участников. Все налоговые правовые отношения - это налоговые отношения, урегулированные нормами права, субъекты которых являются носителями субъективных прав и субъективных юридических обязанностей. Содержанием правового отношения, помимо права и обязанности, является и поведение (исполнение порядка налогообложения). Не следует разрывать содержание налоговых правоотношений и сводить их только к правам и обязанностям, поскольку без поведения нет юридического взаимодействия и, кроме того, связь правовых и материальных отношений упрощается.

       Нормы налогового права оказывают активное влияние на налоговые отношения. Воздействуя на волю участников этих отношений, они в конечном счете способствуют развитию системы налогообложения в нужном направлении, удовлетворяющем интересы общества.

       Норма налогового права и налоговое  правоотношение тесно связаны:

  • для правоотношения характерно воздействие государственной воли на волю его участников (как физических лиц и организаций, так и самого государства в лице уполномоченных им органов);
  • структура норм права определяет структуру правоотношения. Гипотеза выступает в форме идеальной модели юридического факта, а диспозиция - в виде идеально сформулированных прав и обязанностей сторон налоговых отношений.2

       Правоотношения  в отрыве от норм права не существуют. Нормы налогового права не регулируют налоговых правоотношений. Они регламентируют фактические налоговые отношения и тем самым порождают правовые отношения.

       Структура правового отношения всегда образует связь субъективных прав и обязанностей. При этом субъективное право одного субъекта корреспондирует с обязанностью другого и наоборот.

       Структура правоотношения - это его внутреннее содержание. По отношению к регулируемым хозяйственным и жизненным обстоятельствам правоотношение в целом выступает в качестве формы, когда возможное и должное поведение служит формой опосредования регулируемых нормами права налоговых отношений.3

       Налоговые правоотношения имеют длящийся характер: они возникают, осуществляются и, наконец, прекращаются. При этом участие разных субъектов в правоотношении по взиманию конкретного налога с конкретного налогоплательщика может начинаться и прекращаться в разные моменты и иметь существенно различную продолжительность:

  • у лица, признаваемого налогоплательщиком этого налога, правоотношение по взиманию конкретного налога начинается, как только возникает объект налогообложения. По окончании налогового периода, в рамках которого возник объект, налогоплательщик исчисляет налоговую базу, а также осуществляет все другие предусмотренные законом процедуры исчисления суммы налога. В установленные сроки плательщик дает платежное поручение банку на перечисление исчисленной суммы налога в соответствующий бюджет. На этом для налогоплательщика правоотношение прекращается;
  • у банка налоговое правоотношение начинается с момента поступления к нему платежного поручения налогоплательщика и прекращается с момента исполнения этого поручения или возврата налогоплательщику неисполненного поручения на перечисление соответствующих денежных средств в бюджетную систему РФ;
  • у органа казначейства правоотношение начинается с момента поступления денежных средств и прекращается с момента отражения на лицевом счете организации, которой открыт лицевой счет, операции по перечислению соответствующих денежных средств в бюджетную систему РФ;
  • у налогового органа налоговые правоотношения возникают, осуществляются и прекращаются в соответствии с порядком, предусмотренным для проведения камеральных и выездных налоговых проверок (ст. 88 и 89 НК РФ). Если учесть, что налоговые проверки зачастую проводятся выборочно, то рассматриваемое правоотношение может и не возникнуть вовсе.4

       Таким образом, с момента предъявления в банк платежного поручения плательщик считается исполнившим свою налоговую обязанность и не несет ответственности за реальное поступление уплаченных им средств на бюджетный счет. Но само правоотношение по взиманию налога продолжается вплоть до зачисления средств на счет соответствующего бюджета. В подтверждение тезиса о полноценном участии налогового права в регулировании отношений по зачислению налога на бюджетный счет можно привести ст. 2 НК РФ, которая к предмету регулирования налогового законодательства относит отношения по взиманию налогов и сборов, и ст. 60 НК РФ, которая устанавливает обязанность банков исполнять платежные поручения плательщиков на перечисление налога в соответствующие бюджеты. Более того, бюджет, в доходы которого подлежит зачислению налог, иногда указывается как существенный элемент юридического состава налога.

       Субъект налогового правоотношения - это лицо, орган, организация, наделенные государством способностью быть носителями юридических прав и обязанностей. Отсюда понятие правосубъектности, которое включает такие свойства субъекта, как правоспособность и дееспособность. Эти свойства юридические, определяемые законом; они не даны субъектам от природы, они формулируются в субъективном праве. В целом это признание правом способностей субъектов к социальному действию.

       Важные  требования, которые закон предъявляет  к юридическим и физическим лицам - участникам налоговых отношений, - это соответственно правоспособность (способность иметь права и нести обязанности) и дееспособность (способность своими действиями приобретать и осуществлять права, создавать для себя обязанности и исполнять их).

       В отличие от физических лиц, дееспособность которых наступает по достижении определенного возраста и не требует специального санкционирования со стороны государства, юридическое лицо становится правоспособным (может иметь права, соответствующие целям деятельности, и нести связанные с этой деятельностью обязанности) только с момента его создания - государственной регистрации. Правоспособность юридического лица прекращается в момент завершения его ликвидации - после внесения записи о ликвидации юридического лица в единый государственный реестр.

       Если  налогоплательщиком заявлено требование о защите права, регулируемого нормами налогового законодательства, то для признания за лицом процессуальной правоспособности имеет значение наличие у него налоговой правоспособности.

       Налоговую правоспособность можно определить как установленную нормами налогового права способность быть носителем юридических прав и обязанностей в сфере отношений по установлению, введению и взиманию (уплате) налогов, а также в отношениях, возникающих в процессе осуществления налогового контроля и привлечения указанного носителя к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения.5

       Содержанием налоговой правосубъектности является комплекс прав и обязанностей участников налоговых правоотношений, вытекающий непосредственно из закона независимо от присутствия в конкретных правоотношениях, т.е. налоговый статус лица или организации. Так, далеко не все граждане получают доходы; тем не менее все они являются плательщиками налога на доходы физических лиц.

       Субъектами  налогового права являются:

  • физические (частные) лица (граждане, должностные лица, иностранцы, лица без гражданства в пределах предоставленных им прав);
  • юридические лица (организации, государственные органы, государственные и муниципальные унитарные предприятия, учреждения, общественные организации и т.п.);
  • государство, субъекты Федерации, муниципальные образования.6

       В зависимости от характера регулируемых отношений, норм права каждая отрасль  права соотносит правоспособность с правами и обязанностями, определяет момент наступления правоспособности. В государственном праве правоспособность наступает в полном объеме с 18-летнего возраста, в трудовом - с 16-летнего, в уголовном (т.е. деликтная правоспособность) - с 16-летнего, а по некоторым составам - с 14-летнего. Налоговая правоспособность по общему правилу наступает с рождения. Например, иметь имущество, а потому уплачивать налог на имущество физических лиц может и малолетний ребенок, а также не родившийся наследник (через законных представителей). Однако физическое лицо может быть привлечено к налоговой ответственности лишь с 16летнего возраста.

       Юридическими  лицами признаются различные организации, которые имеют в собственности, хозяйственном ведении или оперативном  управлении обособленное имущество, могут от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцами и ответчиками в судах.

       Правоспособность  и дееспособность юридического лица совпадают во времени и возникают  в момент его государственной  регистрации, и прекращаются в момент завершения его ликвидации, когда об этом вносится запись в единый государственный реестр юридических лиц.

       Не  всегда налоги исчисляются и уплачиваются самим налогоплательщиком. В случаях, определенных НК РФ, обязанности по исчислению, удержанию у плательщика и перечислению в бюджет (внебюджетный фонд) налогов возложены на иных лиц, которые на этом основании приобретают статус налоговых агентов. Ими могут быть российские организации, постоянные представительства иностранных организаций, физические лица - индивидуальные предприниматели, частные нотариусы и другие лица, занимающиеся частной практикой, нанимающие работников. Предметом действий налогового агента может быть только налог, но не сбор.

       Известно, что агентские функции осуществляются одним лицом в интересах и по поручению другого лица или в силу закона. Основными признаками этих функций являются:

  1. наличие двух обязательных субъектов - лица, в пользу которого выполняются определенные действия, и лица, выполняющего в его пользу те или иные действия. В установленных ситуациях обязанность агента действовать в чужом интересе может вытекать из требований закона;
  2. действие агента в чужих интересах;
  3. в результате действий агента права и обязанности могут возникать либо у него, либо у лица, в интересах которого он действует.7

       Лица, выполняющие агентские функции, можно подразделить на две группы:

  1. содействующие уплате и поступлению налогов и сборов в бюджет:
    • налоговые агенты;
    • представители налогоплательщиков, плательщиков сборов или налоговых агентов;
  2. содействующие налоговому администрированию:
    • банки;
    • органы регистрации.

       Впрочем, такое деление достаточно условно. Так, банки выполняют полномочия, которые позволяют их отнести  и к первой, и ко второй группам.

       Возникновение обязанностей налогового агента определяется в законодательном порядке по каждому виду налога. Удержание налогового платежа производится из причитающихся плательщику денежных средств и производится независимо от его волеизъявления. В настоящее время налоговыми агентами производится исчисление следующих налогов: налога на доходы физических лиц, налога на прибыль организаций и НДС.

Информация о работе Актуализайия основ налоговых правоотношений