Акциз на алкогольную продукцию

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2010 в 09:08, курсовая работа

Описание работы

Среди главных источников формирования доходов Бюджетной системы Российской Федерации (РФ) являются косвенные налоги, одними из которых являются акцизы. Акциз федеральный налог, который с 1 января 2001 года взимается на основании главы 22 Налогового Кодекса Российской Федерации (НК РФ). Акцизами называются косвенные налоги, устанавливаемые государством в процентах (или в фиксированном денежном выражении) от отпускной цены товаров, которые реализуются предприятиями-производителями. Они устанавливаются, как правило, на высокорентабельные товары, поэтому их фискальное и регулирующее значение в современных условиях трудно переоценить.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ЗНАЧЕНИЕ, ЗАДАЧИ И ПРИНЦИПЫ КОСВЕННОГО НАЛОГООБЛАЖЕНИЯ 5
1.1 Экономическая сущность акцизов 8
1.2 Плательщики, объект обложения, ставки и льготы по акцизам на алкогольную продукцию 9
1.3 Основные механизмы формирования налоговой базы для исчисления акцизов на влккогольную продукцию 16
2 ОРГАНИЗАЦИЯ НАЛОГОВОГО УЧЕТА И РАСЧЕТА С БЮДЖЕТОМ ПО АКЦИЗАМ НА АЛКОГОЛЬНУЮ ПРОДУКЦИЮ 21
2.1 Экономическая характеристика
ОАО «Уссурийский Бальзам» 21
2.2 Расчет суммы акцизов и авансовых платежей по акцизам на алкогольную продукцию 24
2.3 Анализ налоговых обязательств по акцизам на алкогольную продукцию 30
3 АВТОМАТИЗАЦИЯ РАСЧЕТОВ ПО АКЦИЗАМ НА АЛКОГОЛЬНУЮ ПРОДУКЦИЮ 32
3.1 Описание программы 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 36
ПРИЛОЖЕНИЕ 38

Работа содержит 1 файл

Акцизы1.doc

— 1.12 Мб (Скачать)

1.3 Основные механизмы формирования налоговой базы для исчисления акцизов на алкогольную продукцию 

      О том, как нужно рассчитывать акцизы по реализованным подакцизным товарам, говорится в статье (ст.) 194 Налогового кодекса РФ. Для этого налоговую базу по реализованным подакцизным товарам нужно умножить на ставку акциза. Итак, расчет можно представить в виде следующей формулы:

  1. по подакцизным товарам, на которые установлены специфические (твердые) ставки акцизов (1.1):

С = О x А,      (1.1)

          где С - сумма акцизов;

          О - налоговая база (объем реализованной продукции) в натуральном выражении;

          А - ставка акцизов (в  руб. и коп. за единицу измерения  товара). 

      Причем  обратите внимание: если вы не учитываете раздельно операции по производству и реализации подакцизных товаров, облагаемых по разным ставкам, то сумма акциза определяется исходя из максимальной ставки. Так сказано в пункте 6 статьи 194 Налогового кодекса РФ [7, c. 10].

      Статьей 204 НК РФ в редакции, действующей  до 1 января 2010 года, установлен порядок, в соответствии с которым уплата акциза при реализации (передаче) налогоплательщиками произведенных ими подакцизных товаров производится за истекший налоговый период равными долями не позднее 25-го числа месяца, следующего за отчетным месяцем, и не позднее 15-го числа второго месяца, следующего за отчетным.

      С 1 января 2010 года данный порядок изменился. Федеральным законом от 28.11.2009 N 282-ФЗ установлена единая дата уплаты налога - не позднее 25-го числа месяца, следующего за отчетным.

      Таким образом, в январе 2010 года налогоплательщикам необходимо уплатить акциз в следующие сроки:

  1. не позднее 15-го числа - 1/2 суммы акциза, подлежащей уплате за ноябрь 2009 года;
  2. не позднее 25-го числа - сумма акциза, подлежащая уплате за декабрь 2009 года.

      Фактически  только начиная с февраля 2010 года акциз будет уплачиваться один раз в месяц [7, c. 12].

      Реализуя  подакцизные товары, предприятие  должно выделять в платежных документах сумму акциза отдельно. Такое требование содержится в п. 1 ст. 198 Налогового кодекса  РФ [7, c. 22]. Сумма акциза не выделяется отдельной строкой только в том случае, если подакцизные товары:

      1) не облагаются акцизами;

      2) реализуются на экспорт;

      3) реализуются организациями, которые  не платят акцизы.

      Суммы акциза, которые организация уплатила поставщикам при приобретении подакцизных  товаров, включаются в стоимость этих товаров.

      Например, так учитывается акциз по алкогольной  продукции, которую организации  оптовой торговли приобретают у  ее производителей. Суммы акциза по такой продукции должны включаться в ее стоимость.

      Правда, такое правило не действует, если акциз был уплачен по подакцизным товарам, которые используются как сырье для производства других подакцизных товаров. Акциз по таким товарам подлежит вычету при определении суммы акциза, подлежащей уплате в бюджет [7, c. 42].

      Все налогоплательщики акцизов обязаны вести учет по акцизам установленные НК РФ главой 22.

      Принимаются к учету только правильно оформленные  первичные документы (счет-фактуры, товарно-транспортную накладную и платежные документы).

      Все документы регистрируются в журналах выставленных и полученных счетов-фактур в календарной последовательности. Данные налоговые регистры являются обязательными.

      Заполняются книги-продаж и книги-покупок, на основании  которых исчисляется налогооблагаемая база для расчета акциза.

      Акцизная  марка наклеивается на месте предполагаемого вскрытия потребительской тары алкогольной продукции таким образом, чтобы вскрытие приводило к обязательному повреждению акцизной марки и исключало возможность ее повторного использования. Клей, применяемый для наклеивания акцизных марок, должен быть устойчив к высоким и низким температурам, различным уровням влажности для исключения возможности его высыхания и отслоения наклеенной акцизной марки от потребительской тары [7, c. 52].

      Информация  о полученных акцизных марках отражается организациями в журнале учета акцизных марок, который должен быть пронумерован, прошнурован, опечатан, подписан руководителем организации и (или) главным бухгалтером организации (индивидуальным предпринимателем) и выдан под расписку материально ответственному лицу импортера.

      При получении акцизных марок материально  ответственное лицо проверяет целостность упаковки и соответствие данных, указанных на упаковке, данным, указанным в сопроводительных документах.

      Журналы учета акцизных марок подлежат хранению импортером не менее 3 лет.

      Учет  акцизных марок, полученных организациями, ведется материально ответственным лицом, за которым закреплено право получения, хранения, учета и выдачи акцизных марок.

      Ставки  авансового платежа в форме покупки  акцизных марок устанавливаются  Правительством Российской Федерации. Цена одной акцизной марки на подакцизные товары, ввозимые на территорию РФ, установлена в размере:

      1. 0,075 рубля - на табак и табачные изделия;
      2. 1,3 рубля без учета НДС - для маркировки алкогольной продукции.

      Сумма акциза по подакцизным товарам, подлежащим маркировке акцизными марками, исчисляется как сумма акциза, подлежащая уплате, за вычетом суммы авансового платежа, уплаченного при покупке акцизных  
марок [7, c. 54].

      Продажа алкогольной продукции без акцизных марок запрещена законодательством  РФ.

      В случае выявления таких продаж на должностных лиц возлагается штраф в размере от 50 до 100 минимального размера оплаты труда (МРОТ), на юридическое лицо от 300 до 500 МРОТ. При повторном выявлении - привлекают к уголовной ответственности [7, c. 64].

      Из  вышесказанного можно сделать вывод, что налоговая база зависит от вида продукции, на которые устанавливаются ставки. В свою очередь ставки по каждому виду товаров ежегодно меняются, что существенно усложняет расчет налоговой базы. Также все подакцизные товары подлежат маркированию службой федерального государственного унитарного предприятия «Гознак». За не соблюдением этих правил государство РФ жестко наказывает предприятие, эти меры исключают утаивание и не уплату налогов.

 

2 организация налогового учета и расчета  
с бюджетом по акцизам на алкогольную продукцию
 
 

2.1 Экономическая характеристика  ОАО «Уссурийский  Бальзам» 

      ОАО «Уссурийский бальзам» - крупнейший на Дальнем Востоке производитель алкогольной и безалкогольной продукции. История завода начинается в 1894 году, когда его основал купец первой гильдии Михаил Пьянков [8, c. 10].

      Сегодня ОАО «Уссурийский бальзам» - один из самых крупных современных ликеро-водочных заводов на Дальнем Востоке. По данным Национальной алкогольной Ассоциации, ОАО «Уссурийский бальзам» является одним из 50 крупнейших производителей алкоголя России: завод занимает 39 место в рейтинге по объему производства водки.

      «Уссурийский  бальзам» входит в группу компаний «Синергия», которая является сегодня  одним из лидеров на алкогольном  рынке России.

      В структуру этого холдинга в настоящее время входят 7 ликероводочных и 1 спиртовой завод. Присоединение к холдингу «Синергия» в 2002 году позволило ОАО «Уссурийский бальзам» привлечь дополнительные инвестиции на развитие производства, обновление технической базы и пополнение портфеля брендов компании [8, c. 12].

      Сейчас  на заводе производится продукция таких  известных брендов, как «Мягков», «Беленькая», «Русский лёд», «Белое озеро», «Силы природы», «ICE», «Государев заказ».

      Алкогольные напитки «Уссурийский бальзам» изготавливаются  только на основе высококачественных спиртов Мариинского (Кемеровская область) и  

      Стерлитамакского (Башкирия) спиртовых заводов, которые  являются постоянными партнерами компании на протяжении многих лет.

      Кроме того, при производстве продукции  завод использует натуральные, свежеизготовленные компоненты из самых недр Уссурийской тайги, а также Тихого океана [9, c. 12].

      «Уссурийский  бальзам» выпускает не только ликеро-водочную продукцию, но также сложные композиционные напитки: бальзамы и настойки, алкоголесодержащие и безалкогольные биологически активные добавки.

      Компания  «Уссурийский бальзам» является одним  из первых пищевых предприятий на Дальнем Востоке, сертифицированных  по международному стандарту качества ISO 9001, что говорит о высоком  качестве и контроле над выпускаемой продукцией. Это подтверждено многочисленными высшими наградами российских и международных дегустационных конкурсов, а также региональных выставок.

      Напитки производства «Уссурийский бальзам» всегда востребованы покупателями алкогольной  продукции. Об этом свидетельствует постоянный рост продаж, в настоящее время доля рынка, занимаемой компанией составляет 28%.

      Таких успехов компания достигает во многом за счет слаженности работы коллектива, проведения рекламных акций, направленных на увеличение продаж и, конечно, неизменного качества, подтвержденного доверием покупателей [9, c. 22].

      «Уссурийский  бальзам» был первым из пищевых предприятий  на Дальнем Востоке, сертифицированных  по международному стандарту качества ИСО 9001.

      ОАО «Уссурийский бальзам» - это сеть магазинов, расположенных в городах Владивосток, Находка, Уссурийск, Арсеньев и селе Кировка.

      Адрес главного офиса находится по адресу: ОАО «Уссурийский Бальзам», Россия, 692500, Приморский край, г. Уссурийск,  
ул. Краснознаменная, 49, Тел.: (4234) 32-05-27, 32-26-26, Факс: (4234) 32-12-27, 32-05-27 [9, c. 30].

      Данные  о производстве и отгрузке ликероводочной продукции в 2009 году по регионам страны приведены в (таблице 2.1). 

Таблица 2.1 - Показатели работы предприятий по производству и обороту ликероводочной продукции за 2009 год

Наименование  региона, предприятия Произведено, тыс. дал Отгружено, тыс. дал
2009 г в % к 2008 г 2009 г в % к 2008 г
Россия 112 665,60 92,7 109 785,89 90,3
Дальневосточный федеральный округ 2 401,35 82,3 2 393,00 83,9
Приморский  край 1 076,90 89,3 1 093,90 92,9
Хабаровский край 1 003,50 80,1 1 019,46 82,1
 

      Из  приведенной таблицы 2.1 можно сделать  вывод, что экономическая ситуация в отрасли пищевой промышленности (в части производства и реализации алкогольной продукции) в целом по России в 2009 году по сравнению с 2008 годом ухудшилась [9, c. 24].

      Производство  водки и ликероводочной продукции  в России в 2009 году по сравнению с 2008 годом уменьшилось на 4,9 %. Всего  за 2009 год предприятия России произвели 112 665,60 тысячи декалитров (тыс. дал) водки и ликероводочных изделий (92,7 % к уровню прошлого года), отгрузили  
109 785,89 тыс. дал [9, c. 26].

      Итоги года свидетельствует о том, что  «Уссурийский бальзам» остается лидером  рынка алкогольной продукции  Приморского края, не уступая основным конкурентам. По данным Национальной алкогольной ассоциации за 2009 году в Приморском крае было произведено 1 076 900 дал, доля «Уссурийского бальзама» составила 94,3 %. В 2009 г. реализовано алкогольной продукции на территории Приморского края 2 393 000 дал, доля «Уссурийского бальзама» в реализации ликероводочной продукции на потребительском рынке Приморского края составляет 31 %. За пределы края было отгружено более  
31 % продукции, произведенной «Уссурийским бальзамом» [9, c. 32].

Информация о работе Акциз на алкогольную продукцию