Акциз на алкогольную продукцию

Дата добавления: 07 Декабря 2010 в 09:08
Автор: Пользователь скрыл имя
Тип работы: курсовая работа
Скачать полностью (783.17 Кб)
Работа содержит 1 файл
Скачать  Открыть 

Акцизы1.doc

  —  1.12 Мб

СОДЕРЖАНИЕ 
 

 

ВВЕДЕНИЕ

 
 

      Как известно, бюджеты всех уровней Российской Федерации складываются преимущественно за счет налогов, взимаемых в обязательном и безвозмездном порядке с физических и юридических лиц, признаваемых налогоплательщиками в соответствии с налоговым законодательством России.

      Среди главных источников формирования доходов Бюджетной системы Российской Федерации (РФ) являются косвенные налоги, одними из которых являются акцизы. Акциз федеральный налог, который с 1 января 2001 года взимается на основании главы 22 Налогового Кодекса Российской Федерации (НК РФ). Акцизами называются косвенные налоги, устанавливаемые государством в процентах (или в фиксированном денежном выражении) от отпускной цены товаров, которые реализуются предприятиями-производителями. Они устанавливаются, как правило, на высокорентабельные товары, поэтому их фискальное и регулирующее значение в современных условиях трудно переоценить.

      Актуальность  темы курсовой работы состоит в том, что акцизы являются важным источником налоговых поступлений в переходной экономике. Доля доходов, полученных от акцизов, наиболее высока на самом первом этапе переходного периода, благодаря относительной легкости их сбора и четкому определению налоговой базы. Доходы бюджета не являются эластичными по отношению к личным доходам, и поэтому бюджетные поступления от них стабильны. Следует также отметить, что относительная неэластичность акцизов по отношению к доходам вызовет падение относительной важности акцизных доходов с началом экономического роста.

      Целью работы является исследование теоретических и практических аспектов порядка исчисления налога на алкогольную продукцию. В соответствии с данной целью в исследовании были поставлены следующие задачи:

    1. исследовать экономической сущности акциза;
    2. рассмотреть налогоплательщиков, объекты обложения, ставки и льготы по акцизам;
    3. проанализировать основные механизмы формирования налоговой базы для исчисления акцизов на алкогольную продукцию;
    4. провести анализ экономической сущности ОАО «Уссурийский Бальзам»;
    5. рассчитать суммы акцизов и авансовых платежей по акцизам на алкогольную продукцию;
    6. проанализировать налоговые обязательства по акцизам на алкогольную продукцию;
    7. автоматизировать расчет по акцизам на алкогольную продукцию.

      Поэтому в качестве основных методов в работе использовалось изучение и анализ НК РФ, инструкций и приказов Министерства по налогам и сборам РФ по вопросам акцизного налогообложения, а также требуемые материалы  
по ОАО «Уссурийский Бальзам».

 

1 Значение, задачи и принципы косвенного налогооблажения 
 

      Косвенные налоги - налоги на товары и услуги, устанавливаемые в виде надбавки к цене или тарифу, в отличие от прямых налогов, определяемых доходом налогоплательщика. Собственник предприятия, производящего товары или оказывающего услуги, продает их по цене (тарифу) с учетом надбавки и вносит государству соответствующую налоговую сумму из выручки, то есть по существу он является сборщиком косвенного налога, а покупатель - плательщиком (действуют в форме акцизов, фискальных и таможенных пошлин) [1, c. 12].

      Косвенные налоги взимаются путем включения их в цену товара как своеобразные надбавки (акцизы, налог на добавленную стоимость). Они подразделяются на:

  1. косвенные индивидуальные налоги, которыми облагаются определенные группы товаров (акцизы на отдельные группы и виды высокодоходных товаров);
  2. косвенные универсальные налоги, которыми облагаются все товары, работы и услуги за исключением некоторых, как правило социально-значимых, товаров.

      К этой группе налогов относятся также  таможенные пошлины. Главная особенность  косвенных налогов заключается  в том, что их тяжесть перекладывается на конечного потребителя. Другой особенностью является то, что эти налоги хорошо собираемы, так как включены в состав цены и от них трудно уклониться. Именно в силу этого на первом месте в перечне федеральных налогов и сборов, установленных Налоговым кодексом, стоят косвенные налоги - налоги на добавленную стоимость и акцизы [1, c. 25].

      Однако  косвенные налоги не всегда можно  переложить на потребителя. Так, повышение  цены от введения налога на добавленную  стоимость приводит, как правило, к снижению спроса и сокращению объема продаж. Для сбыта продукции продавец вынужден идти на снижение цены, уплачивая тем самым косвенный налог из своей прибыли. В этом случае косвенный налог в той или иной степени становится прямым налогом [2, c. 15].

      Функция налога - это проявление его сущности в действии, способ выражения его  свойств. Функция показывает, каким  образом реализуется общественное назначение данной экономической категории  как инструмента стоимостного распределения  и перераспределения доходов. Отсюда возникает главная распределительная функция налогов, инструмента распределительных отношений в обществе.

      Посредством фискальной функции реализуется  главное общественное назначение налогов - формирование финансовых ресурсов государства, аккумулируемых в бюджетной системе и внебюджетных фондах и необходимых для осуществления собственных функций (оборонных, социальных, природоохранных и прочее). Формирование доходов государственного бюджета на основе стабильного и централизованного взимания налогов превращает само государство в крупнейшего экономического субъекта [3, c. 12].

      Федеральные налоги взимаются по всей территории России. В настоящее время к  федеральным (согласно статье 13 Налогового Кодекса Российской Федерации) относятся следующие налоги:

  1. акциза;
  2. налог на добавленную стоимость;
  3. государственная пошлина;
  4. единый социальный налог;
  5. налог на доходы физических лиц;
  6. налог на прибыль организации;
  7. налог на добычу полезных ископаемых;
  8. водный налог;
  9. сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов.

      После всего вышесказанного можно сделать  выводы о том, что одно из важнейших преимуществ косвенных налогов - их фискальная продуктивность, во многом объясняемая быстрым ростом потребления: при росте благосостояния, увеличении численности населения можно обеспечить постоянный рост доходов без изменения ставок налога. Косвенные налоги позволяют также регулировать потребление: изменяя размер налога на тот или иной продукт и тем самым, меняя его цену, можно влиять на изменение размеров его потребления (например, в отношении спиртных напитков). Косвенные налоги характеризует простота взимания и уплаты в бюджет. Поскольку косвенные налоги включаются в цену товаров и услуг, они незаметны и психологически легче воспринимаются плательщиками [3, c. 17].

      Недостатки  косвенных налогов - увеличение оборотных  средств за счет роста цен под  их влиянием и, следовательно, отвлечение капиталов от других производств, нужд. Главный недостаток косвенных налогов - их неравномерность и обременительность для малоимущих классов. Тяжесть косвенных налогов обратно пропорциональна размеру дохода: чем меньше доход, тем большую часть его они отбирают. Она увеличивается с возрастанием числа членов семьи, в которой плательщиком за иждивенцев оказывается работник. В структуре налогов в экономически развитых странах ярко выражена тенденция к повышению доли косвенных налогов, прежде всего, за счет введения налога на добавочную стоимость (НДС) и повышения его ставок [3, c. 24]. 
 
 
 

    1.1 Экономическая сущность акцизов 

      Как и большинство налогов, акцизы обладают 2-мя основными функциями: фискальной и регулирующей. В большинстве  развитых стран регулирующая функция  акцизов является главенствующей, так  основной упор при налогообложении делается на налоги с дохода, что объясняется их большей социальной справедливостью. Косвенные налоги, к которым относятся акцизы, имеют регрессивный характер и поэтому их широкое применение считается нецелесообразным [3, c. 34].

      Наиболее  спорным вопросом при введении акцизов  является конкретная ставка того или  иного акциза. Большинство методик  определения таких ставок основываются на эластичности спроса и предложения. Изначальным моментом при их применении является прояснение вопроса о том, какую в данном случае фискальную или регулирующую функцию должен выполнять тот или иной акциз и в зависимости от этого достаточно просто рассчитывается ставка.

      Оптимальной ставкой налогообложения по таким  акцизам считается ставка, при  которой государство получает необходимые ему доходы для покрытия расходов связанных с потреблением того или иного продукта или услуги. Кроме того, должны быть покрыты издержки по изъятию акциза и в некоторых случаях ставка повышается еще на несколько пунктов для снижения потребления социально вредных товаров.

      Очевидно, что экономическая сущность каждого  конкретного акциза зависит от объекта  обложения. Уникальным объектом исследования в этом плане выступает алкоголь [3, c. 44].

      Алкоголь  - необычный товар. Он играет различные роли в социальных и культурных устоях общества. Мэри Дуглас, выдающийся английский социолог весьма точно определила употребление алкоголя как «общественный акт, исполняемый в определенном социальном контексте». Употребление алкоголя во многом не есть действие, отражающее индивидуальный выбор. Социологи утверждают, что традиции употребление алкоголя выявляют культурные и общественные ценности в том или ином регионе. Неслучайно, практически во всех культурах, потребление алкогольных напитков в одиночестве считается нездоровым симптомом.

      Подтверждением  этих слов является исследования, проведенные  в Европе, например, как бары влияют на политические взгляды избирателей. В частности, выяснилось, что рестрективная  политика государства по отношению  к одним алкогольным напиткам при параллельном поощрении других приводит к изменению политических предпочтений электората [4, c. 10].

      Можно сделать выводы, что неумеренная политика государства в направлении уменьшения производства и потребления алкоголя может привести к неоднозначным последствиям. В то же время акцизное налогообложение алкоголя считается единственным действенным методом снижения его производства. Именно поэтому при обложении алкоголя наиболее правильным, скорее всего, будет принцип «справедливости», изложенный выше. Также нужно принять во внимание, что часть регионов в РФ в значительной мере зависит от производства алкогольной продукции, и необоснованное повышение этих налогов может привести к экономическому кризису в этих регионах [4, c. 12]. 

1.2 Плательщики, объект обложения, ставки и льготы по акцизам на алкогольную продукцию 

      Налогоплательщиками являются организации, если они совершают  операции подлежащие обложению акцизом.

      Объектом  обложения являются все виды подакцизных  товаров.

      Ставки  акцизов по подакцизным товарам, кроме подакцизных видов минерального сырья, в том числе ввозимым на территорию РФ, являются едиными на всей территории РФ и устанавливаются законом в процентах к стоимости товаров по отпускным ценам без учета акцизов или в рублях и копейках за единицу измерения [5, c. 12].

      Налоговые вычеты по акцизам предоставляются  на основании расчетных документов и счетов-фактур, которые подтверждают уплату акцизов. 

Таблица 1.1 - Ставки акцизов с 2010 по 2012 год  включительно

Виды  подакцизных товаров С 01.01.10 по 31.12.20 включительно С 01.01.11 по 31.12.11 включительно С 01.01.12 по 31.12.12 включительно
Спирт этиловый из всех видов сырья (в том  числе этиловый спирт-сырец из всех видов сырья)  30,5 руб. за 1 л  безводного этилового спирта 33,6 руб. за 1 л безводного этилового спирта  37 руб. за 1 л  безводного этилового спирта
Алкогольная продукция с объемной долей этилового  спирта свыше 9%  210 руб. за 1 л  безводного этилового спирта, содержащегося  в подакцизных товарах  231 руб. за 1 л  безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизных товарах  254 руб. за 1 л  безводного этилового спирта, содержащегося  в подакцизных товарах
Алкогольная продукция с объемной долей этилового  спирта до 9% включительно   158 руб. за 1 л  безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизных товарах  190 руб. за 1 л  безводного этилового спирта, содержащегося  в подакцизных товарах  230 руб. за 1 л  безводного этилового спирта, содержащегося  в подакцизных товарах
Вина  натуральные (за исключением шампанских, игристых, газированных, шипучих вин)  3,5 руб. за 1 л    4,8 руб. за 1 л  6 руб. за 1 л
Вина  шампанские, игристые, газированные, шипучие  14 руб. за 1 л  18 руб. за 1 л    22 руб. за 1 л
Пиво  с нормативным (стандартизованным) содержанием объемной доли спирта этилового 9 руб. за 1 л  10 руб. за 1 л  12 руб. за 1 л. 
Страницы:123456следующая →
Описание работы
Среди главных источников формирования доходов Бюджетной системы Российской Федерации (РФ) являются косвенные налоги, одними из которых являются акцизы. Акциз федеральный налог, который с 1 января 2001 года взимается на основании главы 22 Налогового Кодекса Российской Федерации (НК РФ). Акцизами называются косвенные налоги, устанавливаемые государством в процентах (или в фиксированном денежном выражении) от отпускной цены товаров, которые реализуются предприятиями-производителями. Они устанавливаются, как правило, на высокорентабельные товары, поэтому их фискальное и регулирующее значение в современных условиях трудно переоценить.
Содержание
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ЗНАЧЕНИЕ, ЗАДАЧИ И ПРИНЦИПЫ КОСВЕННОГО НАЛОГООБЛАЖЕНИЯ 5
1.1 Экономическая сущность акцизов 8
1.2 Плательщики, объект обложения, ставки и льготы по акцизам на алкогольную продукцию 9
1.3 Основные механизмы формирования налоговой базы для исчисления акцизов на влккогольную продукцию 16
2 ОРГАНИЗАЦИЯ НАЛОГОВОГО УЧЕТА И РАСЧЕТА С БЮДЖЕТОМ ПО АКЦИЗАМ НА АЛКОГОЛЬНУЮ ПРОДУКЦИЮ 21
2.1 Экономическая характеристика
ОАО «Уссурийский Бальзам» 21
2.2 Расчет суммы акцизов и авансовых платежей по акцизам на алкогольную продукцию 24
2.3 Анализ налоговых обязательств по акцизам на алкогольную продукцию 30
3 АВТОМАТИЗАЦИЯ РАСЧЕТОВ ПО АКЦИЗАМ НА АЛКОГОЛЬНУЮ ПРОДУКЦИЮ 32
3.1 Описание программы 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 36
ПРИЛОЖЕНИЕ 38