Информационная база СНС

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2010 в 22:30, реферат

Описание работы

Обращаясь к теме национального счетоводства, необходимо реально представлять, какое значение будет иметь эта отрасль экономической науки через несколько лет. Поступательное развитие финансов и учета уже привело к тому, что деятельность предприятия больше не является загадкой для его управляющего, а примитивные формы учета уступили место мощному аппарату, основанному на хорошо проработанных теориях. Следуя этой логике, можно предположить, что скоро мы научимся корректно регистрировать экономическую активность в рамках целых государств. В первую очередь этот процесс связан с дальнейшей разработкой технологий сбора и учета информации, а также с возможностями ее обработки. Уже сейчас развитые страны мира обладают технологиями, которые позволяют достигать результатов, считавшихся невозможными еще пятьдесят лет назад. В этой ситуации все громче раздаются голоса о необходимости унификации системы национальных счетов (СНС). Россия также не обойдется без своей СНС. Однако путь ее формирования необходимо выбирать очень аккуратно.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………………3

Информационная база СНС…………………………………………………………...4

Заключение……………………………………………………………………………….21

Список литературы…………………………………………………………………...…22

Работа содержит 1 файл

снс (2).doc

— 185.50 Кб (Скачать)

обеспечение заинтересованных пользователей справочной информацией из ЕГРПО для применения ее в коммерческих целях, включая проведение исследований и определение регионов, являющихся потенциальными рынками сбыта товаров, создание каталогов производителей продукции, оптимальное размещение инвестиций в различных отраслях

экономики. Статистический регистр (Статрегистр) Росстата является развитием ранее функционирующих в органах государственной статистики баз данных Единого государственного регистра предприятий и организаций (ЕГРПО) и Генеральной совокупности объектов статистического наблюдения (ГС). Создание, внедрение в статистику и ведение Статрегистра Росстата осуществляется с 2006 г., на основе преемственности принципов действия и методологии ведения ЕГРПО и ГС. При включении единиц статистического наблюдения в Статрегистр для их идентификации используются общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации, что обеспечивает единую методологическую основу и информационную совместимость государственных информационных ресурсов и систем, позволяет на основе данных Статрегистра осуществлять формирование официальной статистической информации с применением информационных технологий. Для формирования и актуализации Статрегистра Федеральная служба государственной статистики получает необходимые сведения из административных источников — государственных информационных ресурсов и систем, в т.ч. реестров (регистров) налоговых органов, органов по управлению государственным имуществом, лицензирующих органов и др. Требования к качеству предоставляемой Росстату информации для формирования и ведения Статрегистра устанавливаются исходя из законодательства Российской Федерации и межведомственных документов об информационном взаимодействии. Информационный фонд Статрегистра включает административные и статистические сведения, которые формируются на основе административных сведений, статистических баз данных и других государственных информационных ресурсов и систем, в соответствии с требованиями методологии организации федеральных статистических наблюдений:

1) сведения  о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, данные о филиалах, представительствах и иных обособленных подразделениях юридических лиц — их местных единицах;

2) информацию  об организациях, не являющихся юридическими лицами, создаваемых и осуществляющих деятельность на территории РФ в соответствии с действующим законодательством;

3) идентификационные  коды по общероссийским классификаторам технико-экономической и социальной информации:

4) идентификационные  коды, установленные по отраслевым

классификаторам, используемым в системе органов государственной ста_

тистики;

5) сведения  о типе статистической единицы, в зависимости от порядка ее создания и размера: некоммерческая организация, для рыночных экономических агентов — цензовый тип (субъект малого предпринимательства, крупное, среднее предприятие);

6) экономические  показатели, полученные по данным  федеральных статистических наблюдений и бухгалтерской отчетности, для определения размера предприятий и отбора объектов для организации статистических наблюдений по конкретным критериям;

7) сформированную  с использованием данных из  административных источников информацию о принадлежности единиц статистического наблюдения к государственному сектору экономики, субъектам естественных монополий, организациям, имеющим лицензии на занятие отдельными видами деятельности, и т.п.;

8) дополнительные  признаки единиц статистического  наблюдения и служебные реквизиты, используемые территориальными органами государственной статистики в целях проведения статистических разработок для региональной статистики и других статистических задач.

Описанный статрегистр, как и регистры всех видов, составлен в номинальной шкале. Предполагается, что, заявив некоторый признак или группу признаков объекта, можно обнаружить единственный объект, зарегистрированный статрегистр под определенным номером, или кодом. Российский статрегистр предприятий, в соответствии с национальным

подходом  к организации статистической системы, позволяют выделять:

  • хозяйственную группу организаций — по виду основной деятельности в разрезе функционально и территориально неоднородных единиц;
  • чистый вид экономической деятельности — как группу производственных единиц, которые однородны по функциональному признаку;
  • цензовую группу организаций — по показателю численности персонала предприятий. Следует иметь в виду, что цензовое значение численности персонала зависит от технологического типа производства. Кроме того, Статрегистр обеспечивает формирование и ведение генеральной совокупности единиц наблюдения по сектору предприятий,

предназначенной для планирования и организации сплошных наблюдений и микроцензов, гарантируя однозначную идентификацию. Система организации обследований будет рассмотрена позже, после изучения системы показателей статистики предприятий. Однако следует отметить, что все обследования официальной и ведомственной статистики предприятий направлены на удовлетворение потребностей, связанных с решением управленческих задач различных потребителей информации, заинтересованных в получении определенных показателей, в том числе макроагрегатов СНС. В отношении экономических агентов у них запрашивается информация и составляются статистические ряды, т.е. агенты представляют собой единицы наблюдения и статистические единицы. В рыночной экономике постоянно возрастает потребность в статистической информации. В то же время готовность респондентов предоставлять информацию постоянно снижается. В этих условиях необходима рациональная система сбора данных, обеспечивающая получение наибольшего объема содержательной и достоверной информации с наименьшими затратами ресурсов и приемлемыми для респондентов методами. Сказанное означает, что организация любого статистического наблюдения требует, во-первых, четкой, однозначной конкретизации описываемых понятий, измеряемых признаков или показателей.

Во-вторых, в качестве источников информации необходимо привлекать не только данные текущих сплошных обследований на базе статистической отчетности предприятий и организаций, но и результаты выборочных обследований на базе вторичной статистики или на базе специально организованных микроцензов. С этой целью в рамках Государственной

программы проводится унификация показателей, категорий и классификаций форм бухгалтерской отчетности, государственного бюджета и платежного баланса в соответствии с требованиями СНС. Статистическая отчетность предприятий также корректируется с учетом требований построения национальных счетов. Это касается всех отраслевых статистик,

включая статистику туризма — бурно развивающейся отрасли российского хозяйства.

В-третьих, для получения адекватной и упорядоченной информации необходимо выделить более однородные группы описываемых единиц в составе менее однородной общей совокупности в рамках сопоставимых классификаций, в том числе и по технологическому критерию, т.е. по однородным видам экономической деятельности. При этом переход с 1 января 2005 г. к использованию ОКВЭД создал серьезные проблемы для обеспечения сопоставимости и дифференцированности данных, несмотря на то, что классификации подлежат согласованию между статистическими службами и потребителями информации и гармонизируются на международном уровне. Как известно, классификации представляют собой взаимоувязанные иерархические построения понятий. При этом каждая исследуемая статистическая единица может быть отнесена к одной и только одной классификационной группе, а классификационные позиции должны образовывать номинальную шкалу. Методологически важен и содержательный критерий: классификационный признак и глубина деления должны соответствовать назначению классификации, позиции должны быть конкретны и обеспечивать возможность увязки с другими классификациями («переходный ключ»).

При гармонизации и пересмотре классификаций возможно возникновение четырех ситуаций:

— старой позиции  точно соответствует новая позиция;

— дезагрегирование, когда старая позиция трансформируется в несколько новых позиций;

— агрегирование, когда несколько старых позиций трансформируются в одну новую позицию;

— детализация  понятий, когда нескольким старым позициям соответствует несколько новых позиций, причем отдельные составляющие старых позиций перераспределяются между новыми позициями. В качестве объектов экономического оборота СНС рассматривает продукты, услуги, денежные средства, активы, пассивы или любые другие носители стоимости.

Для выделения  однородных групп товаров, услуг и непроизведенных активов в российской СНС используется Общероссийский классификатор продуктов (ОКП), который соответствует Международной центральной классификации продуктов и дает основу для международной сопоставимости различных статистических данных о товарах, услугах и активах,

включая новые  услуги и пакеты услуг. Единицей классификации ОКП является вид продукта, по которому совершаются или могут совершаться экономические операции или которые накапливаются в виде запасов. Классификации подлежат все произведенные товары и услуги и непроизведенные активы, включая землю и активы, возникшие в результате заключения юридических контрактов. В основе построения ОКП лежат классификационные признаки, гармонизированные с ОКВЭД, а также Международной стандартной торговой классификацией (МСТК) в части группировки по физическим признакам и внутренней природе транспортабельных продуктов. Кроме того, система классификации и кодирования ОКП увязана с Гармонизированной системой описания и кодирования товаров Совета таможенного сотрудничества (ГС). Подклассы ОКП имеют ссылки на виды экономической деятельности в ОКВЭД. Перегруппировав позиции ОКП в соответствии со ссылками на вид деятельности, можно найти основные товары и услуги, которые являются продуктами какой-либо конкретной

чистой отрасли. Это имеет практическое значение, например, при расчетах межотраслевого баланса. В ОКП выделяются 10 секций, 69 разделов, 293 группы, 1050 классов и 1811 подклассов. Пирамидальная система кодов основана на десятичной системе. Каждый уровень классификации подразделяется на 9 групп. Если по какой-либо классификационной группе отсутствует разбиение категорий на более низких уровнях классификации, то на месте знака этого более низкого уровня ставится 0. Товары, услуги и активы, которые можно отнести к двум и более классификационным группам ОКП, включаются в ту из них, где содержится

их конкретное описание. Товары, услуги и активы, которые нельзя по общим критериям отнести ни к одной из классификационных групп, включаются в ту из них, где объединены наиболее сходные с ними продукты. Проблема отнесения сложных комбинаций товаров, услуг и активов решается по принадлежности их основного (по добавленной стоимости) компонента в соответствии с общими критериями.

Рассмотренные классификации являются основными и используются органами официальной статистики для построения национальных и секторальных счетов СНС. Однако не следует рассматривать их как мертвые, навсегда застывшие конструкции. СНС развивается вместе с развитием экономической системы, которую она отражает. Так, при проведении альтернативных расчетов макроэкономических агрегатов исследователи используют отличающиеся от применяемых в настоящее время теоретические и методологические концепции. Это относится, например, к проведенным в ряде стран расчетам агрегатов СНС в иных границах

производственной  деятельности, например, с целью оценки вклада деятельности домашних хозяек в ВВП. Альтернативные расчеты способствуют развитию макростатистической модели и создают базу для расширения в дальнейшем аналитических возможностей СНС. Для экономико-статистического анализа на базе агрегатов СНС большое значение имеют различные классификации экономических операций, поэтому представляется целесообразным рассмотреть их более подробно. По временному критерию различают:

  • текущие операции (финансирование текущих расходов, немедленное

потребление);

  • капитальные операции (долгосрочные, вызывающие изменение объема национального богатства).

По виду объекта  в составе текущих операций выделяются следующие

виды:

  • операции с продуктами и услугами (производство и использование

продукции);

  • распределительные и перераспределительные операции (с доходами);
  • финансовые операции (изменяющие только структуру, но не общий

объем финансовых активов, например, операции с финансовыми инструментами: займы, кредиты и проч.).

Показатели, характеризующие изменение активов в результате экстраординарных событий (пожары, наводнения, катастрофы и др.), строго говоря, не имеют отношения к операциям, которые предполагают добровольное взаимодействие некоторого количества партнеров. Поэтому такого рода изменения в активах представляют собой записи по счетам

Информация о работе Информационная база СНС