Информационная база СНС

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2010 в 22:30, реферат

Описание работы

Обращаясь к теме национального счетоводства, необходимо реально представлять, какое значение будет иметь эта отрасль экономической науки через несколько лет. Поступательное развитие финансов и учета уже привело к тому, что деятельность предприятия больше не является загадкой для его управляющего, а примитивные формы учета уступили место мощному аппарату, основанному на хорошо проработанных теориях. Следуя этой логике, можно предположить, что скоро мы научимся корректно регистрировать экономическую активность в рамках целых государств. В первую очередь этот процесс связан с дальнейшей разработкой технологий сбора и учета информации, а также с возможностями ее обработки. Уже сейчас развитые страны мира обладают технологиями, которые позволяют достигать результатов, считавшихся невозможными еще пятьдесят лет назад. В этой ситуации все громче раздаются голоса о необходимости унификации системы национальных счетов (СНС). Россия также не обойдется без своей СНС. Однако путь ее формирования необходимо выбирать очень аккуратно.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………………3

Информационная база СНС…………………………………………………………...4

Заключение……………………………………………………………………………….21

Список литературы…………………………………………………………………...…22

Работа содержит 1 файл

снс (2).doc

— 185.50 Кб (Скачать)

Федеральное агенство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего  профессионального образования

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ  ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

Кафедра статистики 
 
 

РЕФЕРАТ

на тему: «Информационная  база СНС» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Санкт-Петербург

2010г. 
 
 
 
 

Содержание

Введение  …………………………………………………………………………………3

Информационная  база СНС…………………………………………………………...4

Заключение……………………………………………………………………………….21

Список литературы…………………………………………………………………...…22

 

Введение

Обращаясь к  теме национального счетоводства, необходимо реально представлять, какое значение будет иметь эта отрасль экономической науки через несколько лет. Поступательное развитие финансов и учета уже привело к тому, что деятельность предприятия больше не является загадкой для его управляющего, а примитивные формы учета уступили место мощному аппарату, основанному на хорошо проработанных теориях. Следуя этой логике, можно предположить, что скоро мы научимся корректно регистрировать экономическую активность в рамках целых государств. В первую очередь этот процесс связан с дальнейшей разработкой технологий сбора и учета информации, а также с возможностями ее обработки. Уже сейчас развитые страны мира обладают технологиями, которые позволяют достигать результатов, считавшихся невозможными еще пятьдесят лет назад. В этой ситуации все громче раздаются голоса о необходимости унификации системы национальных счетов (СНС). Россия также не обойдется без своей СНС. Однако путь ее формирования необходимо выбирать очень аккуратно.

Кажется, нет  такой области человеческих знаний и умений, где не нашлось бы места всеобщему стандарту. Оно бы нашлось, если бы захотели, а главное, смогли этот стандарт внедрить. Но что интересно: половина мира живет с сантиментрами, а другая — с дюймами. Несколько стран до сих пор ездят по противоположной стороне дороги и не собираются никому уступать. Американскую электрическую вилку ни за что не воткнуть в британскую розетку, которая похожа на европейскую так же, как плановая экономика — на свободный рынок. То есть, мы не смогли договориться да-же об элементарных мелочах, но с присущей человечеству амбициозностью замахиваемся на слияние и стандартизацию таких архисложных процессов, каковыми, безусловно, являются национальные хозяйства стран и целых регионов.

 

Информационная база СНС в России

Система национальных счетов (СНС) представляет собой важнейший  — и в теоретическом, и в  методологическом, и в аналитическом  аспектах — раздел экономической  статистики. СНС не только устанавливает критерии упорядочения информации, но и дает статистические определения основных экономических категорий и элементов экономического оборота. Именно использование теоретических концепций и учетных категорий СНС позволяет обеспечить сопоставимость показателей структуры и результатов экономической деятельности на всех уровнях отражения — от бухгалтерского учета на предприятии до макростатистического описания хозяйственных процессов в национальной экономике. Эти соображения, в частности, вызвали необходимость перехода к международным стандартам финансовой отчетности и к использованию метода начислений в бухгалтерском учете и финансовой статистике. Эти же соображения постулируют требование рассмотрения СНС как органической части социально-экономической статистики в целом с позиций теории статистического наблюдения. Предметом исследования СНС являются экономический оборот (как в целом, так и по отдельным группам экономических агентов и экономических операций) и результаты экономической деятельности. Термин «экономическая деятельность» в СНС означает соединение в процессе производства технологически и экономически необходимых ресурсов труда и капитала с целью получения определенного набора продукции — товаров или услуг. Границы экономической деятельности в СНС определяются в соответствии с расширенной концепцией производства, поэтому к определяемому предмету — «экономической деятельности» — относят все виды деятельности, результатом осуществления которых является полезность. В качестве критерия для конкретизации категории полезности, с точки зрения статистического применения, используется признак получения дохода экономическим агентом — производителем, причем на регулярной основе. Таким образом, в границы экономической деятельности следует включать все виды производства товаров или услуг того или иного рода, если в результате экономический агент — производитель получает регулярный доход, не нанося социального ущерба. Следовательно, в границы экономической деятельности с позиций действующего законодательства не должны включаться, например, контрабанда оружия или наркотиков. При этом теоретически в границы экономической

деятельности  должны быть включены услуги по приготовлению  пищи или уходу за детьми, оказываемые не только на платной, но и на бесплатной основе. Однако на современном этапе развития теории статистического наблюдения и СНС, как принято говорить, по причинам статистического (т.е. учетного) характера, построить адекватные однозначные оценки объема оказания внутри домашнего хозяйства бесплатных домашних услуг для нужд текущего потребления невозможно. В соответствии с экономической теорией, услуга, по определению, не имеет натурально-вещественного содержания и реализуется лишь в той мере, в которой потребитель согласен ее оплачивать. Поэтому совокупность бесплатных домашних услуг для текущего потребления представляется как бы не существующей. Объем оказания соответствующих услуг может быть оценен лишь экспертным путем, исходя из анализа профессиональной и образовательной структуры группы домохозяек, с обязательным использованием результатов исследований бюджета времени населения. Экономическая деятельность, включаемая в границы производства в СНС, может быть классифицирована по целям следующим образом:

  • производство всех индивидуальных или коллективных продуктов либо услуг, которые предоставляются другим единицам, не являющимся их производителями, или которые предназначены для этого, включая производство других товаров и услуг, используемых в процессе производства данных товаров и услуг;
  • производство всех товаров, которые остаются у их производителей для собственного конечного потребления или валового накопления, включая прирост запасов материальных оборотных средств у производителя;
  • производство услуг для собственного конечного потребления, кроме домашних или личных услуг, производимых для собственного потребления в домашних хозяйствах, но включая такие же услуги, выполняемые оплачиваемой домашней прислугой, и услуги по проживанию в собственном жилище.

Объектом  исследования в СНС является совокупность субъектов экономического оборота, или экономических агентов, в течение отчетного периода (как правило, года) принимавших участие в тех или иных экономических операциях на экономической территории страны, а также совокупность самих экономических операций, имевших место в отчетном периоде на экономической территории. Экономические операции рассматриваются как единицы наблюдения при статистическом описании взаимосвязей между экономическими агентами. Экономическая операция — это направленный экономический акт, в результате которого одна сторона передает, а другая получает материальные, финансовые ценности или услуги. При экономической операции предполагается добровольное взаимодействие экономических агентов, однако это условие не всегда соблюдается. Экономическая территория — это территория, административно управляемая правительством страны, в пределах которой лица, товары и деньги могут свободно перемещаться.

При определении  экономической территории страны к ее административной территории добавляют: воздушное пространство, территориальные воды данной страны и континентальный шельф в международных водах, в отношении которого

данная страна имеет исключительные права на использование; территориальные анклавы за рубежом, т.е. зоны в других странах, используемые правительственными учреждениями данной страны (на основе аренды или собственности) для дипломатических, военных, научных или других целей (посольства, консульства и т.п.).

Экономическая территория данной страны не включает территориальные анклавы других стран или международных организаций на ее территории.

Отметим, что границы экономической территории позволяют различить внутреннюю и национальную экономику. Внутренняя экономика определяется как совокупность потоков экономических операций, полностью лежащих в пределах экономической территории страны. Определение национальной экономики связано с совокупностью потоков экономических операций, не только полностью лежащих в пределах экономической территории страны, но и пересекающих ее границу в том или ином

направлении. Таким образом, цель построения СНС связана с описанием неоднородных совокупностей процессов и явлений в национальной экономике: огромное количество различных хозяйствующих субъектов одновременно совершает огромное количество различных экономических операций, поэтому развитие системы закономерно происходит в направлении конкретизации объекта исследования путем разработки и совершенствования социально-экономических классификаций и классификаторов.

В соответствии с теорией статистического наблюдения все разнообразные виды экономической деятельности в СНС делят на две однородные по институциональному типу группы — рыночное и нерыночное производство.

Рыночное  производство состоит из: товаров и услуг, производимых и продаваемых в один и тот же отчетный период по ценам, которые оказывают значительное воздействие на спрос на эти продукты; товаров и услуг, производимых и обмениваемых по бартеру в один и тот же отчетный период на другие товары, услуги или активы; товаров и услуг, производимых и предоставляемых в один и тот же период работодателями своим работникам в качестве оплаты труда в натуральной форме; товаров или услуг, производимых одним заведением и предоставляемых другому заведению, принадлежащему одному и тому же предприятию, для использования в производстве в том же или последующих отчетных периодах; готовой продукции, произведенной в данный период, и незавершенного производства данного периода, поступающих в запасы материальных оборотных средств у производителя перед их предстоящей продажей, обмену по бартеру, использованию в качестве оплаты труда работников или для поставок между заведениями в последующем периоде.

Нерыночное  производство в основном складывается из так называемых фиктивных операций, стоимостная оценка которых проводится на основе гипотезы об упущенных доходах. Нерыночное производство состоит из:

товаров и  услуг, производимых в данном отчетном периоде и оставляемых владельцами заведений или предприятий для их собственного конечного потребления или валового накопления основного капитала; услуг, предоставляемых в пределах домашних хозяйств наемной оплачиваемой домашней прислугой; услуг по использованию домашними хозяйствами и нерыночными производителями собственных зданий; товаров и услуг, производимых в данный период и предоставляемых бесплатно или по экономически незначимым ценам другим институциональным единицам, включая коллективные услуги, предоставляемые обществу в целом; готовой продукции, произведенной в данный период и незавершенного производства, предназначенных для нерыночного использования и поступающих в запасы материальных оборотных средств у производителя. Группировка видов экономической деятельности по институциональному типу позволяет определить однородные типы для основных единиц наблюдения СНС — экономических агентов. Классификации и группировки экономических агентов в СНС являются комбинационными — в их основе на различных уровнях лежит сочетание территориального, институционального и функционального типов единиц наблюдения. На первом уровне классификации экономических агентов по территориальному признаку (по местонахождению центра экономического интереса единицы наблюдения) экономические агенты делятся на резиден                                                                                 тов и нерезидентов. На практике к резидентам относятся экономические агенты, занятые экономической деятельностью на экономической территории страны в течение года и более (независимо от того, контролируются ли они иностранным капиталом или нет). Резидентами являются также дипломаты, студенты и военнослужащие данной страны за границей независимо от срока пребывания.

Группа экономических  агентов — нерезидентов неоднородна, однако на практике их объединяют в особый сектор экономики — «остальной мир», так как их деятельность описывается в СНС только в части взаимоотношений с резидентами по поводу факторов производства. Для выделения однородных групп в совокупности резидентов, т.е. в пределах внутренней экономики, применяется центральная классификация СНС— классификация экономических агентов внутренней экономики по институциональным секторам. Отметим, что критерием отнесения резидентов к тому или иному институциональному сектору является тип приоритетной группы осуществляемых экономическим агентом экономических операций, поэтому относительная неоднородность экономической деятельности по тем или иным признакам не может мешать однозначной классификации единиц наблюдения. На первом уровне секторальной классификации совокупность экономических агентов — резидентов подразделяют на два функциональных типа:

потребители и производители. Сектором потребителей являются домашние хозяйства.

Значительно более неоднородную группу единиц-производителей на следующем уровне классификации группируют по институциональному типу, выделяя рыночных и нерыночных производителей. Рыночные производители — это предприятия, т.е. экономические агенты, которые осуществляют в основном рыночный выпуск и, следовательно, приоритетным типом финансирования их деятельности является рыночная выручка от реализации продукции. На последнем уровне классификации они подразделяются по функциональному признаку на подсекторы финансовых и нефинансовых предприятий.

Нерыночные  производители осуществляют в основном нерыночный

выпуск и, следовательно, приоритетным типом финансирования их деятельности является трансферт. По институциональному критерию выделяются, в первую очередь, экономические агенты сектора органов государственного управления (ОГУ), финансирующие свою деятельность за счет обязательных трансфертных платежей. Кроме того, в экономическом пространстве существуют нерыночные

производители, которые финансируются путем добровольных трансфертных платежей, поступающих от тех или иных экономических агентов как своего рода плата за услуги этих производителей, оказываемые на некоммерческой основе, т.е. бесплатно или по экономически незначимым ценам. Если некоммерческие организации (НКО) оказывают такие услуги экономическим агентам — производителям (того или иного типа), то это означает, что в соответствующем сегменте рынка наблюдается своего рода симбиоз, взаимовыгодное добровольное сотрудничество производителей различных типов путем перераспределения доходов соответствующего институционального типа внутри симбиоза. Тогда соответствующие НКО и потребителей их услуг объединяют в один институциональный сектор в рамках группы экономических агентов — производителей. Если НКО оказывают услуги экономическим агентам-потребителям, и, следовательно, финансируют свою деятельность за счет добровольных трансфертных платежей, поступающих от домашних хозяйств, то возникает учетная ситуация, когда объединение взаимодействующих экономических агентов в один сектор привело бы к нарушению принципов группировки на верхнем уровне классификации. Поэтому НКО, обслуживающие домашние хозяйства (НКОдх), выделяют в самостоятельный институциональный сектор внутренней экономики.

Информация о работе Информационная база СНС