Взаимные обязанности и ответственность государства и личности как принцип правового государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 20:22, курсовая работа

Описание работы

В Конституции РФ продекларировано (ст.1 ч.1), что Россия является правовым государством. При этом под правовым государством часто подразумевается уравниловка, а не правовое равенство, в смысле равенство всех без исключения перед законом, формальное равенство. Провозглашая правовое государство, люди часто помнят только о своих правах и о том, что государство должно им их гарантировать, но невозможно иметь только права, при появлении прав всегда появляются обязанности, так как все окружающие тоже наделяются такими же правами на что-то, и поэтому необходимо о них помнить. Каждому человеку хочется чувствовать себя защищенным со стороны государства, знать, что оно стоит на страже твоих прав, но нельзя забывать, что именно наши действия помогают или препятствуют реализации тех или иных прав. На сегодняшний день эта тема очень актуальна. Этот принцип правового государства является важнейшим, это – гарантия соблюдения наших прав.

Содержание

Введение…………………………………………………………………3
Глава 1. ПОНЯТИЕ И ПРИНЦИПЫ ПРАВОВОГО
ГОСУДАРСТВА……………………………………………………………5
Идея правовой государственности в истории
политико правовой мысли…………………………………………………5
Понятие и принципы правового государства………………………...8
Глава 2. ВЗАИМНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ И
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ГОСУДАРСТВА И ЛИЧНОСТИ
КАК ПРИНЦИП ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА…………………...…19
2.1. Содержание принципа……………………………………………….19
2.2. Практика реализации этого принципа в России
на современном этапе………………………………………………….…23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 57.77 Кб (Скачать)

      Многие  вопросы, связанные с формированием  правового государства, останутся  без ответа, если мы не определимся: какова роль личности в этих процессах; что нужно сделать, чтобы освободить ее от чрезмерной опеки; какие существуют противоречия между личностью и  государством и каков механизм их разрешения.

      Ряд публикаций последнего времени показывает актуальность этой проблемы, причем подчеркивается, что личность со всеми ее социальными  свойствами (правами и обязанностями, свободой и ответственностью, сознанием, культурой, нравственно-гуманистическими началами) качественно характеризует  правовое государство, ибо в проводимых преобразованиях активизировался  человеческий фактор. В силу этого  личностная проблематика крайне обострилась, стала одной из наиболее чувствительных.

      Все государственные органы должны стать  реальным средством обеспечения  достойных условий жизни гражданина в экономической, социальной, политической и духовной сферах жизни общества: гражданин, в свою очередь, обязан освободиться от иждивенческо-выжидателъных позиций, активизировать предприимчивость в  реализации индивидуального интереса, сопряженного с общественным.

      В целом такой подход со стороны  законодателя, с нашей точки зрения, повышает гражданскую и политическую активность личности, усиливает ее ответственность за результаты своей  деятельности. В то же время практика реализации прав личности в нынешних условиях требует и более широкого использования основополагающего  принципа правового регулирования: «дозволено все, что прямо не запрещено  законом», т.е. перехода от разрешающей  к регистрирующей форме правового  регулирования, что в свою очередь  требует активизации разработки как правореализующих, так и правоохранительных юридических норм, направленных на защиту свободы личности, ее неприкосновенности и безопасности. Это нашло отражение  в концепции действий в сфере  прав человека, содержащейся в российской Декларации прав и свобод человека и гражданина.

      Это вполне соответствует ст. 5 выдающегося  документа Французской революции - Декларации прав человека и гражданина 1789 г., где отмечалось, что «все то, что не воспрещено законом, то дозволено, и никто не может быть принужден к действию, не предписанному законом». Следовательно, закон должен воспрещать лишь такие деяния, которые вредны для общества.

      Реализация  данной стратегической линии с необходимостью включает перевод идей на язык конкретных нормативных правовых актов, практических решений, так как право опосредует взаимоотношения личностей в  рамках как социальной, так и политической системы общества.

      В обновленном обществе каждый человек  является общественной ценностью, выступает  самостоятельным субъектом в  различных отношениях с участием государства, наделен реальными  правами и возможностями обеспечивать себя всем необходимым, действуя в рамках закона и только на основании закона. Если общественные и личные интересы противоречат друг другу, то должны вырабатываться и проводиться в жизнь компромиссные  решения. При несовпадении интересов  большинства и меньшинства принимаемое  решение при всех условиях не должно вести к ущемлению прав меньшинства, провозглашенных Всеобщей декларацией  прав человека и Конституцией Российской Федерации.

      Правовое  государство — это гарантия продолжения  демократизации общества, его обновления. Становление гражданского общества, формирование культурных предпосылок власти будут способствовать активизации функционирования личности в политической системе, росту ее творческого потенциала и инициативы.

      России  предстоит пройти долгий и сложный  путь формирования структур гражданского общества и новых принципов отношений  власти и граждан, учитывая при этом, что даже общества, обеспечивающие высокий уровень материальных благ и всеобщие гражданские права, далеко не идеальны, так как в них не достигнуто реальное равноправие: существуют проблемы равноправия женщин, социальных меньшинств и т.п.

      В нынешних политологических, историко-философских  и даже правовых дискуссиях мелькают две мысли: 1) правовое государство - конструкция, устаревшая для постиндустриального  общества; 2) эта идея вообще не органична  российским традициям и ментальности. Ни с той, ни с другой позицией, по мнению М.А.Краснова, нельзя согласиться.

      Человечество  даже в постиндустриальную эру не располагает столь уж широким  веером социальных возможностей, а  потому, отказываясь от идеи правового  государства, общество неизбежно обращается к такой государственности, где  закон не основан на естественном праве и где его «господином» является власть. Если что и целесообразно  пересматривать в постиндустриальную, информационную эпоху, так это традиционную конструкцию демократии, искать её модель, наиболее подходящую для нынешнего  состояния цивилизации. А вот  правовое государство - достижение, не подлежащее пересмотру и тем более  отказу от него.

     Есть  возражения и против второй позиции. Да, в России не очень популярна  идея законопослушания. Но было бы ошибкой  утверждать, что правовой нигилизм присущ природе россиян, а потому создание у нас правового государства  фатально бесперспективно. Наоборот, как  ни покажется странным, именно в  России существуют благоприятные условия  для реализации такой идеи. Более  того, перспективы формирования правового  государства в России благоприятны. Но такая государственность станет возможной лишь тогда, когда право позитивное начнет сближаться с правом естественным - как в нормотворчестве, так и в правоприменении.

      Насколько очевидны проблемы прав и свобод личности в России, настолько ясно и то, что именно они способны сегодня  и в обозримом будущем стать  одним из важнейших объединяющих российское общество элементов. Только на основе законности, справедливости, утверждения прав и свобод человека возможно построение правового государства -гармоничное сочетание интересов  личности и государства, центра и  регионов, народностей, различных политических сил, общественных воззрений и настроений.

      К реальному благополучию, стабильности и безопасности держава может  прийти не посредством установления режима силы, а посредством силы права, достижения широкого социального  консенсуса в вопросе уважения и  защиты прав человека. При этом предполагается свобода каждого в выборе собственного жизненного пути сообразно индивидуальным потребностям, воззрениям, иным условиям. Гарант тому — права человека.

      Другими словами, достойная жизнь может  и должна строиться как на основе отечественных традиций, реалий, так  и с учетом общечеловеческих ценностей, исторически осмысленных и выраженных международным сообществом в  правах человека, а ныне признанных Российской Федерацией в полном объеме и органично дополняемых правами  ее граждан.

      «Стабильность и долгосрочность конституционной  модели Российского правового государства  являются необходимыми условиями ее успешной практической реализации», поэтому  принципиально важно, чтобы необходимые  для изменения и корректировки  исходной конституционной модели российской государственности осуществлялись на основе принципов, норм, механизмов и процедур нынешней Конституции  — в рамках ее толкования, поправок и дополнений к ней.

      А для реализации идеи правового государства  должна существовать более высокая  ступень развития системы социально-экономических  отношений, только это даст возможность  в полной мере реализовать положения, заложенные в концепции правового  государства.

      И тогда, преодолевая различные трудности  и препятствия, Россия постепенно создаст  свой образ правового государства, который будет адекватен ее истории, традициям и культуре, что и  позволит ей стать подлинно свободным  демократическим обществом.

                                                               
 
 

                                          ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 
      Несмотря на то, что приведенные в основном тексте курсовой работы документы в законодательстве РФ, они имеют признание законодательной власти, очень часто индивид (в нашем, конкретном, случае - гражданин России), сталкивается с ситуацией ущемления своих прав. Несмотря на то, что объявлен курс на развитие правового государства, к сожалению у нас в России это пока трудно сделать, так как мы имеем очень маленькую демократическую практику, наше правосознание и правовая культура зачастую находится в зачаточном состоянии, но безусловно интерес людей к своей судьбе, желание изменить жизнь в лучшую сторону все равно проявляется. Люди начинают осознавать, что они имеют права и обязанности, которые надо выполнять не в силу принуждения, а в силу собственных убеждений, собственного понимания своей роли в государстве.  
   Сетовать на то, что доказательство неправоты властных структур - «замкнутый круг», неконструктивно. Как и пытаться изменить что-то давлением на систему. Систему нужно подрывать изнутри (немного кровожадное высказывание). Бороться нужно законными акциями. Нужно менять ретроградные взгляды правящей политической элиты. Любыми способами, в рамках закона.

      К сожалению, сейчас мы находимся в  такой ситуации, когда до сих пор  сильны те «управленцы», кто находился  у руля тогда, десять-пятнадцать лет  назад. Но меняется решительно все. И  когда-нибудь, не «рано» и не «поздно», а тогда, когда придет время, мы получим  то, к чему стремимся. Именно то, нравится нам это, или нет. К сожалению, формирующееся ныне Российское государство  ближе скорее к полицейскому, чем  к правовому, несмотря на то что в  Конституции РФ провозглашено правовое государство. Но не все еще потеряно, если взяться как следует прежде всего за воспитание личности, ее правовых качеств, поднять уровень ее правосознания  и правовой культуры, то возможно в  ближайшем будущем Россия сможет стать правовым государством, встав  в одном ряду с западными.

                             Список использованной литературы:

 
1. Конституция Российской Федерации. 
2. Декларация прав человека от 10 декабря 1948 года. 
3. С. А. Комаров «Общая теория государства и права», М.:1996 
4. В. С. Нерсесянц «Право – математика свободы», М.:1996 
5. Л. И. Спиридонов «Теория государства и права», М.:1996 
6. М. Ю.Тихомиров «Юридическая энциклопедия», М.:1997 
7. В. А. Четвернин «Понятия права и государства», М.:1997 
8. О.В. Макаров «Правовое государство и гражданское право»// «Правоведение» 1993, №3

9. Карташкин  В.А. Права человека в международном  и внутригосударственном праве.  М., 1995. С, 19.

10. Алексеев С.С.  Теория права. М., 1995. С. 216.

11. Четвернин  В.А. Демократическое конституционное  государство: ведение в теорию. М., 1993. С. 3.

12. Декларация  прав человека и гражданина 1789 года // Антология мировой правовой  мысли: в 5 т. М., 1999. Т.З: Европа, Америка. ХVII-ХХ вв. С. 246. 
 

Информация о работе Взаимные обязанности и ответственность государства и личности как принцип правового государства