Взаимные обязанности и ответственность государства и личности как принцип правового государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 20:22, курсовая работа

Описание работы

В Конституции РФ продекларировано (ст.1 ч.1), что Россия является правовым государством. При этом под правовым государством часто подразумевается уравниловка, а не правовое равенство, в смысле равенство всех без исключения перед законом, формальное равенство. Провозглашая правовое государство, люди часто помнят только о своих правах и о том, что государство должно им их гарантировать, но невозможно иметь только права, при появлении прав всегда появляются обязанности, так как все окружающие тоже наделяются такими же правами на что-то, и поэтому необходимо о них помнить. Каждому человеку хочется чувствовать себя защищенным со стороны государства, знать, что оно стоит на страже твоих прав, но нельзя забывать, что именно наши действия помогают или препятствуют реализации тех или иных прав. На сегодняшний день эта тема очень актуальна. Этот принцип правового государства является важнейшим, это – гарантия соблюдения наших прав.

Содержание

Введение…………………………………………………………………3
Глава 1. ПОНЯТИЕ И ПРИНЦИПЫ ПРАВОВОГО
ГОСУДАРСТВА……………………………………………………………5
Идея правовой государственности в истории
политико правовой мысли…………………………………………………5
Понятие и принципы правового государства………………………...8
Глава 2. ВЗАИМНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ И
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ГОСУДАРСТВА И ЛИЧНОСТИ
КАК ПРИНЦИП ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА…………………...…19
2.1. Содержание принципа……………………………………………….19
2.2. Практика реализации этого принципа в России
на современном этапе………………………………………………….…23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 57.77 Кб (Скачать)

      Исторически процесс образования правового  государства состоял и состоит  в распространении принципа суверенности на право. Этот процесс проходил три  этапа. Первый, наиболее ранний во времени  – это признание суверенитета власти. После длительной борьбы за права народа, мятежей, восстаний, переворотов, социальных революций был завоеван суверенитет народа. Следующим шагом  стала борьба за суверенитет права, точнее, за приоритет права перед  властью, волей гражданина, общества или какой-либо его части, большинства  или меньшинства. Паритет (равенство) и приоритет означают установление зафиксированных законом отношений  между всеми сторонами отношений, особенно сложными между властью  и правом не только в силу суверенитета власти (государства) и традиции попрания закона, но и потому, что само право  создается властью в процессе законотворчества. Таким образом, власть должна ограничивать свои права свободы  ею же созданными законами. Такая ситуация самоограничения представлялась (и  поныне представляется) противоестественной, что и отражалось в традициях, обозначенных известными понятиями  «всевластие», «своеволие», «самоуправство», «беззаконие» и так далее. Негативное отношение власти к праву, стремление к привилегиям, желание стать  выше закона привели к тому, что  противоправная практика власти оказалась  еще труднее преодолимой, чем  аналогичная практика граждан, пытающихся действовать вне закона. Потребовалось  глубокое преобразование общества и  его правосознания, чтобы коренным образом изменить отношение к  праву в государстве, а также  большая конструктивная работа для  преобразования его политической системы  в политико-правовом отношении. Центральным  моментом стала разработка конституционных  документов и борьба за введение конституционного правления, занявшая более трех столетий, которые протекли со времени первых трудов политических философов и  первых конституционных документов в Европе и Америке до первой конституции  в России и современных конституционных  текстов в странах, вступивших на путь демократического развития. Все  это не означает, что в истории  политико-правовых отношений прежде не модифицировалось право, и не устанавливался высокий статус введенных законов, особенно закрепленных в религиозных  текстах. Всегда был высок престиж  обычного права в мало эволюционировавших обществах, и оно не устанавливало  правового равенства, о котором  шла речь выше. Ни власть, ни само право  не могут быть реальными гарантами  исполнения законов, если право не легитимировано обществом. Только их легитимность, признание  обществом и потому обязательность исполнения обеспечивает действительное соблюдение законов обществом и  государством, равно как и создание их системы, и исключает противоправную практику с обеих сторон. Но общество в состоянии добиться этого на достаточно высоком уровне гражданского, а значит и культурного, цивилизованного, материального и интеллектуального  развития, то есть став гражданским  обществом, чьи граждане не скованы  дисциплиной страха и господства. Они наделены собственностью, обладают свободами и правами, и такое  обладание делает их ответственными за сохранение и умножение этих ценностей. Они же и защищают государство, которое  делается ответственным за все виды безопасности человека и общества и  их достояния. Основой реально значимых правовых отношений в правовом государстве  оказываются не сами по себе правовые нормы, предписания и санкции, как  бы идеально они не были сформулированы. Их первоосновой служат элементарные свойства порядочности, нравственности, чувство долга, сознание ответственности, способность человека и общества к критическому самопознанию, самоотчету, привычка к порядку и умение дисциплинировать себя, подлинная гражданственность.»  Таким образом, правовое государство - это такое устройство общества, при котором право как «нормативно  закрепленная и реализованная справедливость»  имеет приоритет перед государством, закон имеет приоритет перед  всеми другими нормативными актами, издающимися в его исполнении, существует разделение власти на исполнительную, судебную и законодательную (при  некотором верховенстве последней); высока роль суда, в том числе  конституционного, в решении важнейших  проблем экономического и политического  характера; существует взаимная равная ответственность гражданина и государства, подкрепленная соответствующей  нормативной базой. «Правовым можно  признать государство, обладающее определенным набором социальных, экономических  и юридических признаков. Главные  из них – правовое происхождение  государства и его способность  обеспечить нормальное, естественное развитие человеческого общества. Правовое государство в своем формировании и деятельности исходит из права, потребностей и интересов индивида, отказа от тотального огосударствления чуть ли не всех сторон жизни человека».

      Для правового государства характерен ряд принципов, без которых оно  не может считаться правовым. «В любом государстве власть в общем  и целом существует в правовой форме. Но в конкретных государствах бывают периоды авторитарного правления, когда власть нарушает правовую форму, действует насилием вопреки закону, а затем постепенно восстанавливается  государственно-правовая форма. Авторитарное государство не уничтожает свободу  подвластных, но оно не дает гарантий свободы, безопасности и собственности  всем гражданам.

      Государство может быть либеральным, то есть максимально  ограниченным свободой подвластных  и минимально вмешивающимся в  их жизнедеятельность. В либеральном (минимальном) государстве власть считает  граждан автономными субъектами, способными самостоятельно решать свои частные дела, и поэтому приходит им на помощь лишь тогда, когда они  требуют полицейской или судебной защиты свободы, безопасности и собственности  от посягательства других лиц. В таком  государстве власть, как правило, не вмешивается в экономику или  сферу культурной жизни общества, не ставит задачу оказывать помощь неимущим гражданам за счет богатых.

      Наоборот, в социальном государстве власть максимально вмешивается в жизнедеятельность  подвластных («максимально» – означает до тех пор, пока такое вмешательство  не нарушает естественные права и  свободы человека и гражданина), оказывая им всевозможные социальные услуги, причем неимущим бесплатно (естественно, за счет богатых). Но и в первом и  во втором случаях власть, так или  иначе, связана правом.

      Понятие же правового государства предполагает максимальное ограничение власти правом. Правовое государство – это нормативная  модель, предполагающая достаточно высокий  уровень развитости права и государственности, отражающая уровень, уже достигнутый  в наиболее развитых странах. Иначе  говоря, правовое государство –  это наиболее развитое, с сегодняшней  точки зрения, формы подчинения власти правовым законам. В правовом государстве  законы дозволяют осуществление  административной власти лишь за пределами  максимальной меры свободы, установленной  запретами общественно вредного. Идеальное правовое государство  – это либеральное минимальное  государство, или «государство –  ночной сторож». здесь граждане максимально  руководствуются принципом «не  запрещенное разрешено». Права и  свободы человека и гражданина в  правовом государстве тоже могут  быть ограничены законом, но только в  той мере, в которой это необходимо, ради защиты свободы всех в соответствии с принципом: осуществление прав и свобод не должно нарушать права  и свободы других лиц». Комаров  С. А. Выделяет такие принципы правового  государства, как: господство закона во всех сферах общественной жизни, связанность  законом государства и его  органов, незыблемость свободы личности, ее прав и интересов, чести и достоинства, их охрана и гарантированность, взаимная ответственность государства и  личности, наличие эффективных форм контроля за осуществлением законов  и других норм юридических актов, единство прав и обязанностей гражданина, наличие развитого гражданского общества, соответствие внутреннего  законодательства принципам и нормам международного права.

      Но  наиболее важными, значимыми являются следующие признаки, такие как  наличие гражданского общества, взаимная ответственность государства и  личности, разделение властей, особенности  суда и особенности предметов  судебного разбирательства. «Прежде  всего, правовое государство предполагает гражданское общество, то есть существование  автономных, суверенных, свободных  личностей, равных друг другу и обладающих частной собственностью на условия  своей жизнедеятельности. Они уже  объединены обменными отношениями  и связаны правом, которое сформировалось в процессе исторического развития. Объективная необходимость в  решении появляющихся у них общих  дел потребовала появления политической (властной) силы, стоящей над каждой из личностей. Они и создают ее, объединяясь в государство и  оказываясь связанными публично-властными  отношениями. Оно и в самом  деле является, как утверждал Ж.-Ж. Руссо, результатом «общественного договора», если только последний не понимать буквально.

      Таким образом государство сразу же начинает рассматриваться лишь как  средство обеспечения условий для  нормальной жизнедеятельности индивидов  путем решения государственной  властью их общих дел. Статья 2 декларации прав и свобод человека и гражданина, принятой Учредительным собранием  Франции 26 августа 1789 года, прямо указала, что «цель всякого политического  сообщества есть охрана естественных и неотчуждаемых прав человека». Декларация прав 1793 года в статье 1 высказывалась  по сему поводу еще более определенно: «Цель общества есть общее благо. Правительство установлено, чтобы  гарантировать человеку пользование  его естественными и неотчуждаемыми правами».

      Второй  принцип заключается в том, что  государство, как и каждый субъект  права подчиняется праву, а следовательно  своим собственным законам. Без  правового равенства субъектов  права не может существовать право, а следовательно правовое государство  вообще. Поэтому, в правовом государстве, любая попытка правительства  выйти за пределы права и поставить  себя над людьми рассматривается  как правонарушение. В этом случае может быть включен правоостановительный механизм – народ получает право  на революцию или смещение виновного  правительства. Утверждая, что государство  связано правом, означает, что оно  не может издавать законов, противоречащих праву и обязано выражать право  в виде законов. При этом государство  обязано принимать все законы, в которых воплощается право  и которые обеспечивают естественные права человека. Государство и  его органы должны подчиняться изданным законам на ровне с гражданами. Государство уполномочено законодательствовать лишь в силу права: в процессе исторического  становления государства как  органа, выполняющего общие дела, сформировалось и его право устанавливать  общеобязательные правила поведения. Само собой разумеется, что законодательная  деятельность государства оказывается  ограниченной тем же естественно  возникшим правом.

      Третий  принцип правового государства  – разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную – обеспечивает условия, при которых государство  может наилучшим образом выполнять  свои функции и которые вместе с тем исключили бы узурпацию  им принадлежащей народу власти. Принцип  разделения властей нельзя понимать буквально. Разделение властей предполагает их кооперацию. Государственная власть остается суверенной, единой и неделимой. Ее разделение означает лишь разделение ее функций между различными институтами. Также существует разделение власти между верховными, региональными  и местными государственными органами. Власть и здесь остается единой и  неделимой, и речь идет о ее сбалансированном распределении и недопущении  сверх концентрации, исключающей  компетентное управление вследствие принципиальной невозможности обладать столь же полной информацией, какой обладают на местах. Специализация, сопряженная  с кооперацией, независимость в  пределах своей компетенции, взаимный контроль государственных органов  – таковы свойства и преимущества правового государства, основывающегося  на принципе разделения властей. Однако такой механизм будет достаточно эффективен лишь в том случае, если связи между властями, между всеми  государственными органами приобретут правовой характер, и тем самым  они будут выступать субъектами юридических отношений. Уже в  конституции Виржинии 1776 года было закреплено положение о том, что  законодательная, исполнительная и  судебная власть должны быть самостоятельными и разделены так, чтобы ни одна из них не посягала на законные полномочия других властей. Принцип разделения властей нашел свое воплощение в  конституции США 1787 года.

      Четвертый принцип состоит в том, что  в правовом государстве суд, прежде всего, играет роль органа правосудия. В его функции входят официальное  признание наличия или отсутствия права у того или иного субъекта, восстановление нарушенного правового  состояния (в том числе отмена неправомерных действий должностных  лиц и органов государства, нарушающих субъективные права граждан), и лишь затем, репрессия, в частности, уголовная, применяемая, как правило, как крайняя  мера воздействия. Суд в первую очередь  выступает как орган разрешения конфликтов между различными субъектами гражданского общества и государства. 
    Пятый принцип состоит в том, что предметом судебного рассмотрения может стать не только юридический спор, но и сам закон, на основе которого возникший спор должен решаться. Если государство связано правом, то издаваемые им законы не должны противоречить праву и, в частности, естественным правам человека. Исходные начала права фиксируются, превращаясь в основной закон – конституцию. Конституция по сравнению с другими законами обладает высшей юридической силой. Но в реальных условиях изданные государством законодательные и иные нормативные акты могут вступать в противоречие друг с другом и с конституцией. В этом случае непротиворечивость нормативной системы обеспечивают государственные институты конституционного надзора. Этот орган должен быть независим от законодательной и исполнительной власти, так как один издает законы, а другой их применяет. Поэтому таким органом может быть только  суд.

      «Правовое государство располагает стабильной конституцией и разветвленной системой законодательства, имеет отлаженный механизм, способный обеспечить выполнение указанных задач, а также совокупностью  специальных органов, подчиняющихся  только и исключительно закону и  призванных обеспечить прочный правопорядок в стране».

        
 

      Глава 2. ВЗАИМНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ  И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ  ГОСУДАРСТВА И  ЛИЧНОСТИ КАК ПРИНЦИП  ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА.

                                   2.1. Содержание принципа.

      Характер  взаимоотношений государства и  личности является важнейшим показателем  состояния общества в целом, целей  и перспектив его развития. Невозможно понять современное общество и современного человека без изучения многообразных  отношений людей с государством.

      В правовом государстве признается верховенство закона, верховенство права. Специфика  правового подхода (и права в  целом) состоит в том, что фактически разные люди рассматриваются при  правовом типе регуляции в качестве равных, независимых друг от друга, свободных индивидов – субъектов  права (абстрактных правовых личностей), чьи взаимоотношения регулируются, «взвешиваются», «измеряются» и оцениваются  на единых «весах правосудия» - посредством  всеобщего масштаба, одинаковой для  всех равной меры. Причем этим субъектом  права является не только личность или юридическое лицо, но и должностные  лица и различные органы государства. В статье 15 части 2 Конституции РФ сказано, что: "«органы государственной  власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать  Конституцию Российской Федерации  и законы». Эта статья приравнивает личность и государства в аспекте  соблюдения законов, а значит и в  ответственности, которую они должны будут нести в случае их нарушения. «Правовое равенство – это  равенство свободных и равенство  в свободе, общий масштаб и  равная мера свободы индивидов». Где  нет принципа равенства, там нет  права как такового, а, следовательно, не может быть и правового государства. «Для правового государства необходимо, чтобы все, в том числе и  государство, соблюдали законы»  
    Вообще, юридическая ответственность – «государственное принуждение к исполнению требований права. Правоотношение, каждая из сторон которого обязана отвечать за свои поступки перед другой стороной, государством или обществом».

Информация о работе Взаимные обязанности и ответственность государства и личности как принцип правового государства