Высшие органы государственной власти

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 20:58, контрольная работа

Описание работы

1. Сущность государственной власти, ее структура
2. Конституционное разделение властей и государственное управление
3. Структура и функции органов исполнительной власти
4. Разграничение предметов ведения и полномочий между центром и местными властями. Развитие местного самоуправления

Работа содержит 1 файл

Высшие органы государственной власти в Республике Беларусь -1.docx

— 38.32 Кб (Скачать)

Правовое положение органа исполнительной власти определяется назначением, местом и ролью его в системе управления. По характеру компетенции выделяются органы:

¾   общей компетенции, ведающие всеми отраслями и сферами управления;

¾   отраслевой компетенции, осуществляющие управление отраслью (министерства, некоторые комитеты, отделы, управления);

¾   межотраслевой компетенции, выполняющие общие специализированные функции для всех или большинства  отраслей и сфер управления (министерство труда, министерство статистики и анализа, органы сертификации, службы занятости  населения и др.).

 

Правительство — коллегиальный орган. В его состав входят по должности Премьер-министр, заместители Премьер-министра, Глава Администрации Президента, председатель Комитета государственного контроля, председатель правления Национального банка, президент Национальной академии наук Беларуси (Анатолий Максимович РУСЕЦКИЙ), министры, председатель Комитета государственной безопасности (Жадобин Юрий Викторович), председатель Государственного комитета пограничных войск (Павловский), председатель Государственного комитета по авиации, председатель Государственного таможенного комитета (Шпилевский), председатель правления Белорусского республиканского союза потребительских обществ (Сергей Седько).

Постоянно действующим органом  Совета Министров РБ является его Президиум в составе Премьер-министра РБ (Михаил Мясникович), первого заместителя премьер-министра РБ (Семашко Владимир Ильич), заместители премьер-министра РБ (Калинин Анатолий Николаевич, Русый Михаил Иванович, Тозик Анатолий Афанасьевич), Главы Администрации Президента РБ (Кобяков Андрей Владимирович), Председателя Комитета гос контроля (Александр Серафимович Якобсон), Председателя Правления Нац банка (Н.А. Ермакова), министра экономики (Снопков Николай Геннадьевич), министра финансов (Харковец Андрей Михайлович), министра иностранных дел (Макей Владимир Владимирович).

(Итого: 24 министерства, 8 Комитетов при Совете Министров,  4 гос комитета, 9 объединений (учреждений))

 

Министерство — республиканский орган государственного управления (функциональный или отраслевой), проводящий государственную политику, осуществляющий регулирование и управление в определенной отрасли (сфере деятельности) и координирующий деятельность в этой отрасли (сфере) других республиканских органов государственного управления.

В обновленной структуре органов  государственного управления 24 министерства:

·   архитектуры и строительства; Ничкасов Анатолий Иванович

·   внутренних дел;  Шуневич Игорь Анатольевич

·   жилищно-коммунального хозяйства; Шорец Андрей Викторович

·   здравоохранения; Жарко Василий Иванович

·   иностранных дел; Макей Владимир Владимирович

·   информации; Пролесковский Олег Витольдович

·   культуры; Латушко Павел Павлович

·   лесного хозяйства; Амельянович Михаил Михайлович

·   обороны; Жадобин Юрий Викторович

·   образования; Маскевич Сергей Александрович

·   по налогам и сборам; Полуян Владимир Николаевич

·   по чрезвычайным ситуациям; Ващенко Владимир Александрович

·   природных ресурсов и охраны окружающей среды; Цалко Владимир Григорьевич

·   промышленности; Катеринич Дмитрий Степанович

·   связи и информацизации; Пантелей Николай Петрович

·   сельского хозяйства и продовольствия; Заяц Леонид Константинович

·   спорта и туризма; Качан Олег Леонидович

·   статистики и анализа;

·   торговли; Чеканов Валентин Сергеевич

·   транспорта и коммуникаций. Сивак Анатолий Александрович

·   труда и социальной защиты; Щеткина Марианна Акиндиновна

·   финансов;  Харковец Андрей Михайлович

·   экономики; Снопков Николай Геннадьевич

·   энергетики; Озерец Александр Владимирович

·   юстиции; Слижевский Олег Леонидович

Министерство образуется на основании  Указа Президента, возглавляется  министром. Министр издает приказы, распоряжения, указания, инструкции по вопросам, входящим в его компетенцию. Структуру министерства составляют: руководство (министр, его заместители, коллегия); управления; отделы и иные подразделения. Министерство является юридическим лицом, имеет самостоятельный  баланс, печать с изображением Государственного герба Республики Беларусь и со своим  наименованием. В структуре министерств  по решению Совета Министров Республики Беларусь могут создаваться департаменты, которые являются структурными подразделениями  министерств и осуществляют специальные (исполнительные, контрольные, регулирующие и другие) функции в определенных сферах ведения, отнесенных к компетенции  соответствующего министерства. Департаменты не обладают правами юридического лица, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь.

Комитет при Совете Министров РБ — республиканский орган государственного управления, реализующий функцию государственного регулирования в конкретной сфере деятельности. В настоящее время функционируют 8 комитетов при Совете Министров Республики Беларусь:

·   лесного хозяйства (создан на базе Министерства лесного хозяйства);

·   по земельным ресурсам, геодезии и картографии (ранее — госкомитет);

·   по материальным резервам (ранее — госкомитет);

·   по науке (в комитет вошли: Государственный комитет по науке и технологиям, Государственный высший аттестационный комитет и Государственный патентный комитет. В структуре комитета создаются высший аттестационный комитет, не являющийся юридическим лицом, и государственное учреждение «Национальный центр интеллектуальной собственности»);

· по проблемам последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС (ранее —  комитет при Министерстве по чрезвычайным ситуациям);

· по стандартизации, метрологии и  сертификации (ранее — госкомитет);

· по ценным бумагам (ранее — госкомитет);

· энергоэффективности (ранее — Государственный комитет по энергосбережению и энергетическому надзору).

 

Государственный комитет — республиканский орган государственного управления, проводящий государственную политику, осуществляющий регулирование и управление в конкретной сфере деятельности (межотраслевое регулирование). Образуется на основании Указа Президента, возглавляется председателем. Заместители председателя и члены комитета назначаются, утверждаются и освобождаются от должности Правительством Республики Беларусь. Структуру аппарата, штатное расписание и положения о подразделениях утверждает председатель государственного комитета.

Согласно Указу Президента № 516 от 24.09.2001, в структуру органов  государственного управления входят 4 государственных комитета:

·   Комитет государственной безопасности;

·   Государственный комитет по авиации;

·   Государственный комитет  пограничных войск;

·   Государственный таможенный комитет.

 

Администрации — органы исполнительной власти регионального (областного) уровня.

Республиканские органы государственного управления (министерства) имеют в  своем непосредственном подчинении предприятия и учреждения. В большинстве  случаев министерства руководят  ими через различного рода объединения, создание которых осуществляется правительством по согласованию с Президентом, а также министерствами и государственными комитетами. К примеру, Министерству промышленности подчинены Белорусский государственный научно-производственный концерн порошковой металлургии, Белорусский государственный научно-производственный концерн межотраслевого машино- и приборостроения «Белмашприбор», Белорусское государственное объединение по заготовке, переработке и поставке лома и отходов черных и цветных металлов; Министерству сельского хозяйства и продовольствия — Белорусский государственный производственно-торговый концерн по морскому рыболовству, завозу, переработке и реализации рыбы и рыбопродукции; Министерству торговли — Белорусский концерн по материальным ресурсам, Белорусское государственное объединение организаций бытового обслуживания населения; Министерству энергетики — Белорусское государственное предприятие по транспортировке и поставке газа «Белтрансгаз», Белорусский государственный энергетический концерн, Белорусский концерн по топливу и газификации и т.д.

Объединения представляют собой организационно обособленную группу предприятий. Во главе  объединения стоит орган управления им (администрация объединения), который имеет следующие признаки:

¾   является самостоятельным  органом, звеном в системе отраслевого управления;

¾   объединяет часть предприятий  отрасли; по своему организационному положению  находится между министерством  и подведомственными предприятиями;

¾    осуществляет свою деятельность под руководством республиканских  или местных отраслевых органов (а не органов общей компетенции);

¾   осуществляет только функции оперативного управления .

Администрация гос предприятий и учреждений также входит в рассматриваемое звено системы государственного управления. Государственные предприятия, социально-культурные и иные учреждения составляют основу организации управления государственным сектором. В отношении предприятий и учреждений, основанных на других, негосударственных формах собственности, государство осуществляет не управление, а правовое регулирование.

Через администрацию предприятий  и учреждений осуществляют функции  управления все вышестоящие органы. Администрация предприятия, учреждения может быть определена как орган  непосредственного управления коллективами рабочих и служащих, объединяемыми  в государственные организации.

 

4. Разграничение  предметов ведения и полномочий  между центром и местными властями. Развитие местного самоуправления

Система государственного управления не ограничивается республиканским  уровнем. Она завершается местным  уровнем, где управление преобразуется  в самоуправление локальных территориальных  сообществ. Именно на местном уровне люди ощущают результаты государственной  политики и оценивают ее прежде всего через призму удовлетворения своих жизненных нужд и интересов, здесь формируются основы понимания людьми собственной ответственности за свою судьбу и положение в стране. Как первичный уровень самоорганизации населения и публичной власти местное самоуправление — база формирования целей государственного управления.

Местное управление — форма организации  деятельности местных исполнительных и распорядительных органов для  решения вопросов местного значения на основе общегосударственных интересов  населения, проживающего на соответствующей  территории, исполнения решений вышестоящих  государственных органов (ст.120 Конституции  Республики Беларусь). Компетенция, порядок создания и деятельности органов местного управления и самоуправления определяются законодательством, в частности, Законами Республики Беларусь «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь», «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь», «О выборах депутатов местных Советов депутатов Республики Беларусь» и др.

Согласно ст. 17 Конституции Республики Беларусь, система местного управления и самоуправления в Республике Беларусь состоит из 4 элементов: местные Советы депутатов; исполнительные и распорядительные органы; органы территориального общественного  самоуправления; местные референдумы, собрания и другие формы прямой демократии.

Местные Советы Республики Беларусь обладают исключительной компетенцией:

1)   утверждать программы экономического  и социального развития, местные  бюджеты и отчеты об их исполнении;

2)   устанавливать в соответствии  с законом местные налоги и сборы;

3)   определять в пределах, установленных законом, порядок  управления и распоряжения коммунальной собственностью;

4)  назначать местные референдумы.

Государство же в приоритетном порядке  формирует элементы единой инфраструктуры (энергетика, транспорт, связь, информатика), организует хозяйственное освоение новых территорий. В социальной сфере  республиканские органы управления принимают меры по обеспечению гарантированных  условий и качества жизни во всех регионах и устранению неоправданных  различий в возможностях их социального  развития. В сфере экологии государство  берет на себя ликвидацию последствий  природных катастроф, устранение кризисных ситуаций. Формами непосредственного участия государства в регулировании развития регионов являются республиканские региональные программы, особо важные инвестиционные проекты структурного характера, заказы на поставку продукции для государственных нужд и т.д.

Население, согласно Конституции Республики Беларусь, имеет право на местное  самоуправление, самостоятельное решение  вопросов местного значения. Местное  самоуправление является своеобразной альтернативой управлению местными делами «сверху».

Под местным самоуправлением следует  понимать такую деятельность, которая  «осуществляется в рамках административно-территориальных  и территориальных единиц непосредственно  гражданами или избираемыми ими  органами с целью решения вопросов местного значения исходя из интересов  граждан, проживающих на данной территории, на основе законов и собственной  материально-финансовой базы» (ст. 2 Закона Республики Беларусь «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь»).

Государственная власть и местное  самоуправление – это две формы  народовластия. Местное самоуправление является основой демократического строя, важнейшим элементом гражданского общества. Подобное управление есть в  любом государстве. Важным признаком  является его децентрализация, которая  проявляется в передаче управленческих функций общественности и осуществлении  их независимо от центра. Местное самоуправление в значительной мере самостоятельно, в административном плане не подчинено  центру ни по одному вопросу. Президент  Республики Беларусь имеет право  лишь приостанавливать их решения, не соответствующие действующему законодательству. Однако жесткое разграничение органов  местного самоуправления с системой органов государственной власти может породить новую проблему: как  обеспечить единство системы управления государственными и общественными  делами; как сохранить необходимую  централизацию государственной  власти и управления, обеспечив оптимальную  демократическую децентрализацию. Решение обеих групп проблем  составляет содержание государственной  политики в области развития местного самоуправления.

Информация о работе Высшие органы государственной власти