Высшие органы государственной власти

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 20:58, контрольная работа

Описание работы

1. Сущность государственной власти, ее структура
2. Конституционное разделение властей и государственное управление
3. Структура и функции органов исполнительной власти
4. Разграничение предметов ведения и полномочий между центром и местными властями. Развитие местного самоуправления

Работа содержит 1 файл

Высшие органы государственной власти в Республике Беларусь -1.docx

— 38.32 Кб (Скачать)

1. Сущность  государственной власти, ее структура

 

Управление, в т.ч. и государственное, служит особым видом творческой деятельности, имеет целью развитие и включает в свой арсенал силу убеждения, разума, гуманизма. Особенностью управления на гос уровне является то, что обеспечение принятия и претворения в жизнь государственных решений требует особых условий: наличия соответствующих законов, поддержания порядка в обществе и контроля за конфликтами. Поэтому помимо прочих методов управления в данной системе используется механизм власти как средство волевого регулирования совместной деятельности людей. Таким образом, предусмотрена возможность применения мер государственного принуждения в процессе осуществления управления.

Очевидно, что актуальной является проблема соотношения гос власти и управления. Подмена одного понятия др ведет к перекосам в ту или иную сторону. Например, в политической культуре советских чиновников господствовал стереотип полного отождествления управления с властью как господством управляющего над управляемым, что способствовало сведению управляющего воздействия к принуждению в различных его формах. Во-вторых, в действиях власти должна реализовываться общая воля и общий интерес большинства населения. Нарушение этого принципа ведет к бюрократии — такой форме осуществления власти, при которой общая воля подменяется волей группы лиц, причем не легитимно (с помощью выборов, официального поручительства и т.д.), а субъективистски, произвольно, что ведет к непредсказуемости действий субъекта управления.

Опасность власти блокируется ее институционализацией — воплощением в системе государственных  органов. Структура субъекта и тип  взаимосвязи между ними воспроизводят  организацию государственной власти: высшему институту власти соответствует  центральный управляющий орган, функциональное разделение государственной  власти на ветви воспроизводится  в соответствующих центрах принятия управленческих решений на высшем и  региональном уровнях. Институт власти — посредник между государством и обществом, осуществляющий управленческие функции. Он наделен определенными  властными полномочиями, осуществляет их от имени государства и под  свою ответственность. «Тем самым государственная  воля приобретает конкретную концентрированную  форму своего бытия … и служит реализации общественной цели».

Элементы структуры управления (органы управления, его подразделения  и отдельные работники, входящие в его состав) наделены функциями  управления. Причем каждая ячейка управления как бы концентрирует группу функций  управления, а вся система органов  должна охватывать все функции. Тогда  осуществление властью своих  функций — принятие законов, поддержание  порядка в обществе и контроль за конфликтами — составляет условие и важнейший аспект государственного управления.

Вследствие того, что для осуществления  своей деятельности институт власти приобретает совокупность элементов (кадры, материальные средства, правила  игры), проявляется свойство превращения  административно-государственного аппарата в самостоятельную силу, стремящуюся  возвыситься над государством. В  результате политический правящий институт превращается из представителя народа в аппарат, господствующий над ним. История выработала эффективный  способ общественного контроля за властью — демократию, одним из правил которой стало разделение властей.

 

2. Конституционное  разделение властей и государственное  управление

 

Деятельность по управлению включает три основных элемента: принятие решения, исполнение и контроль за его выполнением. На такой же основе формируется и государственный аппарат, т.е. совокупность органов, реализующих государственную власть. Согласно Конституции Республики Беларусь (ст. 6), государственная власть в Республике Беларусь осуществляется на основе разделения ее на законодательную, исполнительную и судебную. Однако само по себе провозглашение и закрепление в Конституции принципа разделения властей не влечет автоматически его реализацию. Эффективное осуществление принципа разделения властей предполагает создание надлежащего организационно-правового механизма, поэтому каждый субъект государственной власти включает аппарат соответствующего ему уровня.

Парламент (Национальное собрание) является представительным и законодательным  органом. Он состоит из Палаты представителей (110 депутатов; их избрание осуществляется в соответствии с законом на основе всеобщего, свободного, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании) и Совета Республики (на заседаниях депутатов местных Советов депутатов базового уровня каждой области и города Минска избирается по восемь членов Совета Республики. Восемь членов Совета Республики назначаются Президентом). Для предварительного рассмотрения и подготовки вопросов создаются комиссии Парламента РБ (постоянные и временные), заседания которых могут проводиться как в период работы сессии, так и между сессиями палат парламента. Каждая из палат имеет свой секретариат, который содействует депутатам в осуществлении их полномочий: в Палате представителей имеется Совет Палаты представителей, а в Совете Республики — Президиум Совета Республики. Секретариат готовит материалы, связанные с утверждением в Парламенте; осуществляет хозяйственную деятельность в парламенте; организует прием граждан; имеет право рассылать нормативные акты; ведет учет, осуществляет обобщения предложений, высказанных на сессиях палат, и др.

Функции исполнительной власти связаны  с практической реализацией законов. В этом плане исполнительную власть можно представить как подсистему в системе единой государственной  власти. В Республике Беларусь исполнительная власть представлена республиканскими органами исполнительной власти: Советом  Министров (правительство), государственными комитетами, министерствами, а также  органами исполнительной власти регионов (областей) и города Минска.

Правительство Республики Беларусь —  Совет Министров — центральный  орган государственного управления. Правовое положение, состав, порядок  его формирования определяются Конституцией Республики Беларусь и Законом «О Совете Министров Республики Беларусь».

В своей деятельности Правительство  подотчетно Президенту и ответственно перед Парламентом Республики Беларусь. Правительство слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом. До сформирования нового Правительства  по поручению Президента Правительство, заявившее о сложении своих полномочий, продолжает свое функционирование. Сложение полномочий Правительства перед  вновь избранным Президентом  происходит не после объявления результатов  выборов Президента, а со времени  вступления в должность Главы  государства, т.е. после принятия им присяги (инаугурации).

 

Правительство обладает следующими полномочиями:

¾руководит системой подчиненных  ему органов государственного управления и других органов исполнительной власти;

¾разрабатывает основные направления  внутренней и внешней политики и  принимает меры по их реализации;

¾разрабатывает и представляет Президенту для внесения в парламент  проект республиканского бюджета и отчет о его исполнении;

¾обеспечивает проведение единой экономической, финансовой, денежно-кредитной политики, государственной политики в области  науки, культуры, образования, здравоохранения, экологии, социального обеспечения и оплаты труда;

¾выступает от имени собственника в отношении имущества, являющегося  собственностью Республики Беларусь;

¾обеспечивает исполнение Конституции, законов и декретов, указов и распоряжений Президента.

 

В непосредственном распоряжении субъектов  исполнительной власти находятся основные атрибуты государственной власти: финансы, милиция, армия, службы внутренней и внешней безопасности.

Указом Президента № 516 от 24.09.2001 введена  новая структура органов госуправления. Цель реформы — дебюрократизация управленческого аппарата, повышение его компетентности в решении проблем современности за счет устранения параллелизма и слияния функций. Новое правительство представлено 24 министерствами, 4 государственными комитетами со статусом министерства, 8 комитетами при Совете Министров и 9 объединениями, ему подчиненными (в старой структуре числилось 25 министерств, 19 госкомитетов, 21 комитет при Совете Министров). Были ликвидированы Министерство по управлению государственным имуществом и приватизации, Министерство предпринимательства и инвестиций, Госкомитет по делам молодежи, Госкомитет по делам религий и национальностей, Госкомитет по гидрометеорологии. Министерство труда и Министерство социальной защиты были объединены. Однако произошло снижение статуса структур, ориентированных на институциональные изменения (например, комитет по санации и банкротству находился в подчинении Министерства приватизации, а стал департаментом с правом юридического лица в составе Министерства экономики).

Судебная власть в лице судебных и правоохранительных органов различного уровня осуществляет исполнение требований законов преимущественно в негативных случаях, т.е. когда эти требования нарушаются и возникает необходимость в судебном принуждении либо в судебной правоохране. Конституционный суд образован не для реализации правосудия, а для контроля за конституционностью нормативных актов. Прокурорский надзор осуществляется системой органов прокуратуры.

Президент Республики Беларусь является главой государства. Президент избирается сроком на 5 лет на основе всеобщего, свободного, равного и прямого  избирательного права при тайном голосовании. Одно и то же лицо не может  занимать эту должность более  двух сроков подряд. Президент Республики Беларусь наделен широкими полномочиями:

¾   определяет внутреннюю и внешнюю политику Республики Беларусь;

¾   создает органы исполнительной власти, определяет содержание и основные направления деятельности;

¾   с согласия Палаты представителей назначает на должность Премьер-министра;

¾   формирует Правительство  Республики Беларусь, назначает и  освобождает заместителей Премьер-министра, министров, принимает решение об отставке Правительства;

¾   вправе отменять акты Правительства  Республики Беларусь и приостанавливать действие актов исполнительной власти;

¾   формирует и возглавляет  Совет Безопасности Республики Беларусь, формирует Администрацию Президента;

¾   является Главнокомандующим  Вооруженными Силами Республики Беларусь, назначает на должность и освобождает  от должности высшее командование Вооруженных  Сил.

 

Президент, Администрация Президента, советы и службы, состоящие при  них, образуют самостоятельный орган  управления — президентуру. Администрация  Президента, возглавляемая Президентом  Республики Беларусь, в настоящее  время является органом государственного управления и юридическим лицом. На нее возлагаются следующие обязанности:

¾   подготовка планов работы Президента и обеспечение их реализации;

¾   проведение систематического анализа социально-политической и  экономической ситуации в республике;

¾ доведение декретов, указов, распоряжений и других документов Президента до государственных органов;

¾ обеспечение общего руководства деятельностью министерств, других республиканских органов управления, местных исполнительных и распорядительных структур;

¾   организация приема граждан;

¾   контроль за учебными программами, аттестацией и аккредитацией учебных заведений.

 

3. Структура  и функции органов исполнительной  власти

 

Органы исполнительной власти —  это разновидность органов государственной  власти, осуществляющих функции оперативного руководства во всех сферах жизни  общества в соответствии с задачами государства.

Система органов государственного управления функционирует на основе следующих принципов:

1.   Принцип сочетания централизации  и децентрализации. Централизация  вытекает из единства системы  государственного управления и  означает такое построение системы,  когда вышестоящие уровни управления  задают принципы построения нижестоящих. Децентрализация означает закрепление законодательством предметов ведения и полномочий подчиненному органу с целью повышения эффективности его функционирования. Сочетание этих принципов позволяет реализовать совместное ведение предметов республиканскими органами исполнительной власти и органами исполнительной власти на региональном уровне, разграничив их полномочия.

2.   Принцип законности. Сущность  его заключается в том, что  все органы государственной власти, должностные лица обязаны соблюдать  Конституцию Республики Беларусь, законы и другие нормативные акты.

3.   Наделение правом распорядительства,  т.е. государственными властными  полномочиями, состоящими в праве издавать юридические акты от имени государства и обеспечивать их исполнение.

4.   Принцип коллегиальности  и единоначалия. По порядку разрешения  подведомственных вопросов различают  коллегиальные и единоначальные органы. В коллегиальных органах (Правительство Республики Беларусь, некоторые государственные комитеты) решения принимаются большинством их членов в сочетании с персональной ответственностью за их исполнение. Единоначальными являются органы, в которых подведомственные им вопросы решаются единоначально руководителем данного органа исполнительной власти (министерства, ведомства, управления, службы, администрации и др.). Сочетание принципов единоначалия и коллегиальности усиливает положительные стороны каждого принципа и реализуется созданием в единоначальных органах — министерствах и ведомствах — специальных совещательных органов — коллегий, в состав которых входят руководители и ведущие специалисты. Решения коллегий, как правило, проводятся в жизнь приказами (распоряжениями) руководителей.

Формирование органов исполнительной власти осуществляется путем избрания или назначения. Они в пределах своих полномочий являются коллективными  социальными образованиями и  выполняют определенным штатом государственных  служащих функции управления. Конституцией Республики Беларусь ослаблено прямое организационно-распорядительное воздействие  представительной власти на органы исполнительной власти. В своем большинстве они  формируются при решающем участии  Президента Республики Беларусь, не подотчетны и не подконтрольны органам представительной власти.

Информация о работе Высшие органы государственной власти