Власть и социальные нормы в первобытном обществе

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2011 в 20:39, курсовая работа

Описание работы

Цель моей курсовой работы является раскрытие наиболее детального и подробного освещения основных аспектов представляемой темы – раскрытие социальных норм первобытного общества.

Задача определить роль социальных норм в общественной жизни первобытного общества.

Методы: в курсовой работе я применял методы научные и частно-научные)

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………………………..

Глава 1. Понятие и признаки социальных норм первобытного общества…

Глава 2. Становление первобытного общества……………………………………………

Глава 3. Эпоха первобытной общины………………………………………………………….

Глава 4. Разложение первобытного общества……………………………………………

Заключение…………………………………………………………………………………………………….

Список используемой литературы…………………………………………………………………

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа.docx

— 47.11 Кб (Скачать)

Учреждение  образования Федерации  Профсоюзов Беларуси

«Международный  институт трудовых и  социальных отношений»

Минский филиал

Кафедра Публичного права  

КУРСОВАЯ  РАБОТА

на  тему: Власть и социальные нормы в первобытном обществе

по  дисциплине: Общая теория государства права 
 
 

                                                            Студент: Богданов Евгений

                                      Александрович

                                                    Курс 1 , группа 1033ВС

                                                          Факультет: Юридический

                                                                     Специальность: Правоведение

Руководитель: Ласточкина Ксения

  Андреевна 
 
 
 
 

Минск 2011 

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………………………..

Глава 1. Понятие  и признаки социальных норм первобытного общества…

Глава 2. Становление  первобытного общества……………………………………………

Глава 3. Эпоха  первобытной общины………………………………………………………….

Глава 4.  Разложение первобытного общества……………………………………………

Заключение…………………………………………………………………………………………………….

Список используемой литературы………………………………………………………………… 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

   Выбранная мною тема актуальна и в настоящее время, так как  власть и социальные нормы являются важнейшими и необходимыми не только в первобытно-общественном строе, но и в настоящее время. Потому что они регулировали и регулируют между людьми и их объединениями в процессе материального производства, в политических, в социальных и культурных сферах.

   Предметом  исследования курсовой работы  является познание норм первобытного  общества.

   Цель  моей курсовой работы является  раскрытие наиболее детального  и подробного освещения основных  аспектов представляемой темы  – раскрытие социальных норм  первобытного общества.

   Задача  определить роль социальных норм  в общественной жизни первобытного  общества.

   Методы: в курсовой работе я применял методы научные и частно-научные) 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1

Понятие и признаки социальных норм первобытного общества.

   Социальные  нормы – это связанные с  волей и сознанием людей правила  взаимодействия в обществе, возникающие  в процессе его исторического  развития, соответствующие определенному  типу культуры и направленные  на организацию общественных отношений.

   Признаки  социальных норм:

  1. Социальные нормы – это правила взаимодействия людей в обществе.

Практическое  взаимодействие людей в обществе осуществляется в их поведении в  их поведении. Поэтому с точки  зрения своего содержания социальные нормы представляют как общие  правила, устанавливающие характер и границы возможного или должного поведения человека в отношении  других люде, и таким образом являются правилами именно социального взаимодействия. При этом термин «правила» трактуется широко и относится как к развернуто сформулированным предписаниям требуемого или допустимого поведения, так и к не имеющих строгих формулировок нравственных идеалам, моральным принципам.

  1. Это правила социального взаимодействия, которые связаны с волей и сознанием людей.

Само наличие  социальных норм как одного из элементов  общества, необходимого условия его  существования объективно обусловлено  и от воли и сознания конкретных людей , разумеется не зависит. Указанная связь заключается в том, что социальные нормы возникают и реализуются в рамках волевой сознательной деятельности людей. Причем характер и степень связи различных социальных норм с волей и сознанием неодинаковы. Одни создаются в процессе целевого нормотворчества и оформляются как развернутые требования к поведению. Другие складываются в многократно повторяющихся актах поведения, не отделяются от него и выступают как образцы и стереотипы такого поведения (обычаи). Третьи формируются в результате осмысления основополагающих этических идей, фундаментальных ценностей человеческого существования , закрепляясь в общественном сознании в основном в виде принципов и т.д. Таким образом социальные нормы по разному соотносятся с волей и сознанием людей, однако всегда возникают и функционируют в связи с ними.

  1. Они формируются в процессе исторического развития общества и являются как его результатом, так и фактором данного процесса.

С одной стороны, социальные нормы, являясь элементом  общества, возникают в процессе его  развития. Так, историческое усложнение социальной организации, появление  относительно самостоятельных сфер жизни, таких как экономика, политика, государства, религия и т.д., приводит к содержательной дифференциации первичных  «мононорм», появлению различных по своему социальному содержанию норм, регламентирующих поведение людей в той или иной сфере общества, то есть приобретающих отличный от других предмет регулирования. Так возникают политические, экономические, религиозные и другие нормы, различающиеся по сфере своего действия, типу регулируемых отношений. Причем вместе с историческими изменениями в сферах регулируемых отношений меняется и содержание соответствующих норм, которое, в свою очередь, влияет на изменения в общественных отношениях.

  1. Социальные нормы соответствуют определенному типу культуры, определяющему особенности организации конкретного обществе.

Соответствие  социальных норм определенному типу культуры проявляется, прежде всего, через  особенности их содержания. С этой точки зрения нетрудно заметить различия социальных норм в обществах, принадлежащих  различным культурным традициям, например, основным на христианстве и в исламе. Можно сказать, культурные различия данных обществ выражены в социальных нормах так же определено, как и в их религиозных учениях и философских традициях.  Однако и в правовых системах особенности культурных традиций присутствуют достаточно отчетливо.

  1. Социальные нормы направлены на организацию общественных отношений.

    Одной из фундаментальных  характеристик любого общества является упорядоченность,  организованности его отношений. На обеспечение такой  организованности и направлены социальные нормы. Поэтому с точки зрения их функций и назначения , социальные нормы представляют собой сформировавшуюся в процессе социальной эволюции систему регламентации жизни общества, обеспечивающую его организацию, формирующую определенный социальный порядок. 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

    Глава 2

    Становление первобытного общества.

          Нельзя понять, как начался процесс  становления человеческого общества  и какими были первые объединения  формирующихся людей (пралюдей), не выявив характера зоологических  объединений, им непосредственно  предшествовавших. Самые первые  праобщины возникли из объединений  поздних предлюдей — хабилисов;  им в свою очередь предшествовали  объединения ранних предлюдей.  Как ранние, так и поздние предлюди  были животными весьма своеобразными.  Существ, подобных им, ныне на  Земле нет.

        Но более или менее отдаленными предками ранних предлюдей были крупные антропоиды миоцена (22 – 5 млн. лет назад). Это были обычные животные, в принципе не отличавшиеся от современных обезьян. Соответственно и их объединения существенно не могли отличаться от сообществ современных приматов.

       В дальнейшем некоторые крупные миоценовые антропоиды от полудревесного и полуназемного  образа жизни перешли к чисто наземному. Жизнь на земле таила много опасностей. Далее развитие крупных антропоидов развивалось по двум направлениям. Одно по линии гигантизма (ископаемые гигантский дриопитек, гигантопитек, современные – гориллы). Другое направление – систематическое использование антропоидами предметов природы в качестве орудий. Результатом этого было появление ранних предлюдей – существ, которые обитали на земле, ходили на задних конечностях и использовали природные объекты в качестве орудий.

       Такая трансформация и изменение среды обитания способствовали переходу от растительной пищи  к животной, и следовательно к усилению роли охоты.

      Первыми существами, о которых достоверно известно, что они передвигались на задних конечностях, являются австралопитеки. По данным археологии австралопитеки могли охотиться на довольно крупных животных. В то же время они не имели ни клыков, ни когтей. Из этого следует вывод: они использовали естественные объекты в качестве орудий.

      Форма объединения ранних предлюдей, как и у других животных, в первую очередь зависела непосредственно от среды обитания. Все данные исследований высших приматов показывают, что чем более открытая местность обитания, тем более прочное, сплоченное и стабильное объединение животных (шимпанзе, павианы). Эти данные дают основание полагать о такой же организации у предлюдей.

     Условием существования всякого сколько-нибудь прочного зоологического объединения является систематическое согласование сталкивающихся стремлений всех животных, входящих в его состав. И оно осуществляется путем доминирования. Являясь системой постоянного подавления стремлений более слабых животных к удовлетворению более сильными особями, доминирование представляет собой не обуздание зоологического индивидуализма, как иные полагают, а наиболее яркое его выражение. Доминирование – единственное средство согласования сталкивающихся стремлений членов объединения, единственное средство предотвращения постоянных конфликтов между ними и тем самым обеспечения сравнительного порядка и мира внутри объединения. Однако этот порядок и этот мир всегда относителен. Будучи средством предотвращения конфликтов, система доминирования в то же время необходимо порождает их.

      Интересна реконструкция отношений между полами. В данном случае показателен пример апосредственного влияния биологических изменений на будущее формирование норм и морали в области брака и семьи.

     Физиология размножения обезьян отличается от физиологии размножения человека. У самок обезьян существует ежемесячный период от 3 до 10 дней называемый эструс – состояние полового возбуждения. В связи с переходом к прямохождению, и значительной перестройкой организма, среди самок ранних предлюдей существенно повысилась смертность, вследствие осложнений при беременности. Такая диспропорция вызывала многочисленные конфликты между самцами, и носили часто кровавый характер. Ведь они владели искусством убивать крупных животных камнями и дубинами из дерева и кости. Конфликты расшатывали стадо. В результате развитие одних сообществ предлюдей пошло по линии образования гаремных групп. В такой группе присутствовал один самец и несколько самок с детенышами, которых он защищал. Развитие этих самцов пошло по пути увеличения физической силы и размеров (австралопитеки массивные, или парантропы). Физическая мощь главы такой группы не могла заместить объединенную силу физически более слабых взрослых самцов общего стада. Распад общего стада на гаремные группы с неизбежностью вел в тупик.

      Развитие той части ранних предлюдей, которые дали начало поздним предлюдям, а тем самым и людям, пошло по иному пути. Действие естественного отбора пошло у предлюдей именно по линии удлинения эстрального периода. По мере удлинения эстрального периода он постепенно терял все свои черты, кроме одной – способности в это время к спариванию. И когда, наконец, этот период совпал со временем от одной менструации до другой, он перестал быть эстральным. О том, что физиология размножения предлюдей эволюционировала именно в этом направлении, можно судить по конечному результату. Многие исследователи рассматривают исчезновение эструса как важный момент в развитии от животного к человеку.

      Огромное значение у предлюдей имел переход от праорудийной к производственной деятельности. Систематически оперируя каменными орудиями, предлюди должны были сталкиваться со случаями повреждения камней, в результате чего последние приобретали более совершенные качества.

     Так постепенно произошел переход к изготовлению орудий. Тем самым на смену праорудийной деятельности пришла подлинная орудийная, включавшая в себя два компонента: 1) деятельность по изготовлению орудий – орудийно-созидательную и 2) деятельность по присвоению предметов природы с по мощью этих изготовленных орудий – орудийно-присваивающую или орудийно- приспособительную. С зарождением производственной деятельности ран- 

Информация о работе Власть и социальные нормы в первобытном обществе