Характеристика законов Ману

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 11:22, контрольная работа

Описание работы

Индия - древнейшая цивилизация, сложившаяся еще до нашей эры, на сегодняшний день насчитывает 1 миллиард человек. Она имела и частично имеет и сейчас уникальную в мировом правовом опыте кастовую систему - систему с наименьшей социальной мобильностью. Индия - наиболее выгодный для России стратегический партнер. Закупки Индией Российского вооружения и других товаров исчисляется миллиардными оборотами1. Однако для дальнейшего сотрудничества необходимо понимание прошлого и настоящего страны.

Содержание

Введение………………………………………………….....….. 3
Глава Структура источника.
§1. Общая характеристика…………………………………....… 5
§2. Правовое положение основных групп древнеиндийского
общества по Законам Ману…………………………………….. 7
§3. Правовое регулирование имущественных отношений…..... 8
§4. Брачно-семейное право…………………………………....... 10
§5. Преступления и наказания по Законам Ману……………. 12
§6. Суд и процесс по Законам Ману…………………………… 13
§7.Оязательственное право……………………………………... 15
§8. Анализ систематизации данного правового источника…. 16
Глава II. Отличительные черты данного правового
источника.
§1. Структура нормы отраслей права Законов Ману……….. .. 19
Заключение…………………………………………………… 21
Библиографический список…………………..……………. 23

Работа содержит 1 файл

Контрольная работа по ИГПЗС.docx

— 55.81 Кб (Скачать)

     Усыновлённый не имел права брать своё родовое имущество. Не имел право на наследство и сын, рождённый от шудрянки, но отец мог дать ему имущество по своему усмотрению.  А вот если шудра имел сына от рабыни, они имели право на наследство. 

     Наследство  дважды рождённым сыновьям делилось поровну, хотя старший получал добавочную часть, т.е.  присутствовало  правило майората.  Если сын отказывался от своей доли, потому что мог содержать себя самостоятельно, всё равно он получал часть из своей доли  наследства и отделялся.  Если у сына нет детей, его наследство получала мать, если матери нет, то наследство должно было перейти матери отца.

     Имущество женщины данное ей при бракосочетании принадлежит её родителям, если она  бездетна, и в некоторых случаях  её имущество принадлежало её мужу.

     Если  наследник отсутствует, то право  забирать имущество имел царь, но только кроме имущества брахмана. Не имели  право наследования инвалиды и изгои.  

                   1.4. Брачно- семейное право. 
 

     Существовало восемь форм бракосочетания для четырёх варн. Это- брахма (вручение дочери, наряжённой и наделенной драгоценностями, жениху, учёному и доброго поведения, выбранному отцом), дайва (когда девушку насильно уводят из дома отца по её согласию с женихом), арша (за невесту следует отдать быка и корову или две пары), праджапатья (произнесение определённых слов, вручение дочери жениху, оказание ему почестей), асура (когда жених, добровольно даёт добро родственникам и невесте, сколько может), гандхарва (добровольный союз девушки и жениха, по-желанию), ракшса (похищение кричащей и плачущей  девушки из дома, сопровождаемые убийствами, ранениями и разрушениями), пайшача (кто-либо тайком овладевает спящей, опьянённой или безумной. Это самая презренная форма).  Первые шесть предписаны для брахманов, последние четыре - кшатрия, для вайша и шудры те же четыре, кроме формы ракшасов. И сразу же говорится о том, что браки пайшача и асура не должны быть совершаемы. В третьей главе также отмечается, что женщина имеет свою собственность, и родственники не имеют право использовать  эту собственность. Благосостояние дома зависит от женщины. Но глава пятая, оповещает о том, что женщина не могла делать что-либо по своей воле, даже в собственном доме. В детстве ей полагается быть под властью отца, в молодости – мужа, после смерти мужа – сыновей. Вывод напрашивается сам, женщина могла иметь собственность (средства передвижения, одежда и т.д.), но самостоятельностью по Законам Ману обладать она не могла, хотя состояние дома, и благополучие семьи зависело от состояния красоты женщины, от её настроения.

     Многожёнство  не поощрялось, но муж мог взять  вторую жену, если первая была склонна  к пьянству, злобна или расточительна. Законным отцом ребенка считался муж матери независимо от того, кто им был фактически. Продажа жены и детей считалась возможной, но являлась грехом, однако даже проданная жена не освобождалась от мужа. В случае, если жена не рожала детей, муж мог взять новую жену через 8 лет, если рожала детей мертворожденными — через 10 лет, если рожала только девочек — через 11 лет. В случае грубости жены муж мог взять новую «немедленно»

     Глава пятая заключает некоторые религиозные  нормы, а также поведение жены , относительно мужа, после его смерти. Жёны, потерявшие мужей, не могли повторно выходить замуж, но в случае смерти бездетного мужа жена по требованию родственников должна была родить от его брата или другого близкого человека.

     Отношения мужа и жены регулируются также главой IX,  первая статья которой гласит: теперь я изложу вечные дхармы для мужа и жены . Эта глава регулирует не только отношения мужа и жены, но и их детей и семьи в целом. 

             1.5. Преступления и наказания по Законам Ману.                                
 

     Великими  грехами (махапатака) согласно Законам Ману являлись убийство брахмана, пьянство, кража, прелюбодеяние с женой гуру (учителя), а также сообщество с таким грешником. Следствием этих преступлений было наказание вплоть до лишения всей собственности и изгнания из страны. Однако такой великий грех, как сообщество с великим грешником не был отнесен к числу преступлений.

     От  наказания освобождался убийца, если он защищал себя при охране жертвенных даров и при защите женщин и  брахманов. При этом не имело значения, был ли убит гуру, ребёнок, престарелый  или даже брахман, весьма учёный в  Ведах. Также грехом не являлось «убийство убийцы».

     Наказание зависело от варны наказуемого. К примеру, за оскорбление словом или действием равного себе по положению или представителя низшей варны накладывался штраф, но то такое же преступление шудры в отношении «дваждырождённых» влекло за собой телесное наказание — отрезание языка, губ, рук, ноги, кастрацию.

     Прелюбодеяние относилось к тяжким преступлениям. Согласно Законам Ману людей, которые  домогались чужих жён, царь должен был  изгнать, «подвергать наказанию, внушающему трепет», к прелюбодеянию относились «услужливость, заигрывание, прикосновение  к украшениям и одеждам, а также совместное сидение на ложе». Все небрахманы, виновные в прелюбодеянии, подвергались смертной казни.Однако проституция жены с согласия мужа не наказывалась.Лишение чести девушки против её воли влекло за собой телесное наказание, отрезание пальцев в случае, если преступник был не равен по положению с потерпевшей. Равный по положению был обязан выплатить крупный штраф. Неверная жена должна была подвергнуться затравливанию собаками, а её сожитель — сожжению на раскалённом железном ложе.За преступное сожительство со свободной женщиной также накладывалось наказание в зависимости от варны мужчины.

     «Собирание  кореньев, плодов от деревьев, дров для  огня и травы для корма скота» не являлись преступлением. Похищение «родовитых людей, особенно женщин, так же как и лучших драгоценных камней» наказывалось смертной казнью, воровство коров — отсечением половины ноги.

                1.6. Суд и процесс по Законам Ману. 
 

     Суд  в  древней  Индии  состоял  из  царского  суда  и суда  брахманов. Состав  царского  суда: царь, 2  брахмана (знатоки  законов). Стоит  отметить,  что  судопроизводство  было  официальной  и  обязательной  ежедневной  функцией  царя. Если  по  каким-то  причинам  царь  не  мог  отправлять правосудие,  то  тогда  работал  суд  брахманов,  состоявший  из  3-х  членов: специалистов  по Ригведе (логике),  Агорведе (этимологии)  и Самоведе (ритуалу). Право брахманского суда  регулируется  12-ой  главой  законов Ману.

       Вообще  в  индийском  обществе  господствовала не имущественная,  а  интеллектуальная  дифференциация.  Брахманами  были самые  лучшие  знатоки Вед. Таким  образом,  если  приговор  выносился   хотя бы  одним  таким   знатоком, то это  решение было  уже  невозможно  отменить  даже  если  за  это высказалось бы  более 1 млн. чел.

       Судоговорение  было  неформальным,  расспрос  являлся  основным  методом  решения  судебных  вопросов. Четкого различия между  гражданским и уголовным процессом  нет. Судебные дела возбуждались  заинтересованными лицами. Процесс носил состязательный характер. Стороны должны были убедить суд в своей правоте, представив для этого соответствующие доказательства. Большое внимание уделяется свидетельским показаниям в суде. Свидетель должен был являться равным по социальному статусу той стороне в процессе, относительно которой он дает показания. Только в случае тяжких преступлений (воровство, насилие и пр.) свидетели не проверялись слишком тщательно на предмет надёжности. При отсутствии надлежащих свидетелей разрешалось принимать свидетельства ребенка, старика, ученика (в отношении учителя), родственника, раба и женщины. Дети, рабы, люди с дурной славой - не свидетели. Женщины могут свидетельствовать только против женщин; относительно “дваждырождённых” - только “дваждырождённые”. Если свидетели давали разные показания, то большинством голосов.

       По данному закону в Древней  Индии  существовало 18 поводов  для разбирательства.

     Первая  группа поводов (норм) судебного разбирательства  по Законам Ману касается договорных отношений — неуплата долга, заклад, продажа чужого, участие в торговом или ином объединении, неотдача данного; затем идут нормы, касающиеся неуплаты жалования, нарушения соглашения, отмены купли-продажи, спора хозяина с пастухом. Следующая группа носит иную направленность. От обязательственных отношений составитель переходит к конкретным деликтам-преступлениям. Это споры о границе (земельных участков), клевета и оскорбление действием, кража, убийство, насилие и прелюбодеяние. Все эти деяния, а также потрава скотом урожая, ранее других были закреплены в дхармашастрах, составив ядро древнеиндийского деликтного права. Они входили в понятие вреда, нанесенного личности человека (химса). Последующие поводы судебного разбирательства, ассоциативно связанные с предыдущими, касались нарушения норм брачно-семейного и наследственного права , а также азартных игр, приравниваемых к преступлениям. Таким образом, имеющая внутреннюю логику система изложения норм в шастрах в соответствии с 18 поводами судебного разбирательства значительно отличалась от современной отраслевой системы, ибо здесь нельзя разделить нормы гражданского и уголовного права и пр. 

                      1.7. Обязательственное право. 
 

       В законах регламентируются договоры: купли-продажи, займа, дарения,  перевозки и др., а также общие  положения о договоре:

     –договор  недействителен, если он заключен человеком  в невменяемом или нетрезвом  состоянии, страдающим от болезни, ребенком, стариком, а также не уполномоченным лицом (гл.8, ст.163). Недействительны договоры, заключенные рабами. Если этот договор  заключен в пользу хозяина раба, то от него не следовало отказываться

     –предусматривается  добровольное согласие сторон при заключении договора. Соглашение, заключенное  с помощью обмана или насилия  недействительно.

     –если должник не располагал имуществом,  необходимым для уплаты долга, то он обязан был отработать долг (гл.8, ст.177). У должника высшей варны было право “отдавать постепенно” (т.е. предоставлялась отсрочка).

     Виды  договоров:

     Договор займа. Весьма детально разработан. Свидетельствует о расцвете ростовщичества. Но сохраняются элементы самоуправства, расправа кредитора над должником, который имел фактически неограниченную власть над должником. Допускались: хитрость, принуждение путем захвата, сила. Санкция самоуправства кредитора со стороны государства нашла отражение в параграфе, предписывающем царю штрафовать должника, жалующегося на кредитора, добивающегося уплаты долга по произволу.

     Договор личного найма. Рабы и наемные работники упоминаются вместе и характеризуются одинаково в специальной главе артхашастр, касающейся рабов и работников. Наемный труд презирался; услужение характеризуется как собачий образ жизни.

     Условия личного найма были крайне тяжелы. Наемник, не выполнивший работу, подвергался  штрафу. Нормы оплаты работника были установлены (1/10 урожая), но он, как правило, отказывался от личной свободы, становясь  рабом за содержание.

     Договор купли-продажы. Существовал ряд ограничений на возможность заниматься торговлей представителям высших варн. Существовали ограничения на торговлю людьми, которая была наиб. предосудительной и влекла за собой изгнание из касты.  Договор купли-продажи был нестабилен и мог быть расторгнут в течение 10 дней после заключения сделки без всяких причин.   

         1.8. Анализ систематизации данного правового источника. 
 

     Законы  Ману , как и Законы Хаммурапи являются представителями архаичного права. Ему присущи такие черты : носителями правовых знаний являлись брахманы, они в свою очередь являлись священно – служителями; главным источником  явился правовой обычай5; законы не содержат общих принципов, абстрактных понятий, нет системы возложений, они являются описанием конкретных случаев, т.е. право является казуальным;  в законах Ману прослеживается определенная логика изложения материала, но нет еще выделения отдельных отраслей права, норму права нельзя отделить от религиозной и моральной нормы; юридически закрепляет неравенство перед законом; испытывает влияние религиозных норм, т.е. сокральность права; существовал способ выявления правоты огнём, водой и т.д. , .т.е. существовал божий суд-ордалии. Характерным отличием Законов Ману является отсутствие права талиона6.

     Типом систематизации данного  источника  является институционная система. Так как отсутствует общая часть, и из состава вещного права не выделяется наследственное право. Нормы носят общий характер, располагаются в каждом из разделов.

     Законы  Ману относятся к такому виду систематизации как консолидация.

     Консолидация (лат. consolidatio от consolido — укрепляю) — вид систематизации нормативных правовых актов, который заключается в устранении их множественности путём создания крупных однородных блоков в структуре законодательства. Консолидация — это своеобразный вид правообразования, особенность которого заключается в том, что новый укрупнённый акт не меняет содержание правового регулирования, не вносит изменений и новелл в действующее законодательство.7

     С течением времени в любой развитой правовой системе образуется значительное число нормативных правовых актов, имеющих один и тот же предмет  регулирования. Предписания таких  актов зачастую повторяются, а иногда содержат явные несогласованности  и противоречия (коллизии). В связи  с этим возникает потребность  ликвидации множественности нормативных  актов, их укрупнения, создания своеобразных "блоков" законодательства. Один из путей преодоления такой множественности  — консолидация законодательства. Это такая форма систематизации, в процессе которой значительное количество нормативных актов по одному и тому же вопросу объединяются в один более крупный акт. Такой акт утверждается правотворческим органом в качестве нового, самостоятельного источника права, а прежние разрозненные акты признаются утратившими силу. При этом объединению подлежат, как правило, предписания одинаковой юридической силы.

Информация о работе Характеристика законов Ману