Гражданство детей РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 13:59, дипломная работа

Описание работы

В Конституции Российской Федерации закреплены такие институты, как основы конституционного строя, федеративное устройство государства, система государственной власти и система местного самоуправления, не маловажное место занимает институт, нормы которого закрепляют основы правового статуса личности. Конституция Российской Федерации гласит что: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства»1. Основы правового статуса человека и гражданина отражают, прежде всего, взаимоотношения государства и личности, и это включает в себя принадлежность к гражданству и регулирование отношений по поводу него. Гражданство является тем необходимым условием, которое является обязательным для того, чтобы человек получил те или иные права, свободы и мог исполнять обязанности, признаваемые за гражданином, кроме того, от государства гражданин так же имеет право требовать создания благоприятных условий для жизни, защиту и покровительство гражданам Российской Федерации, находящимися за её пределами. Гражданство - это устойчивая правовая связь человека с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанная на их признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека, то есть гражданином государства является не то лицо, которое проживает на его территории, а то лицо, которое имеет определенные особые связи с государством, которые и составляют содержание гражданства. Так, например, гражданин пользуется защитой государства, может участвовать в управлении делами государства и обязуется исполнять его законы.

Содержание

Введение 5
1 Конституционно-правовые основы статуса ребенка в Российской Федерации 7
2 Международно-правовое регулирование прав ребенка 20
3 Правовое регулирование гражданства детей по российскому законодательству 28
4 Практика и правовое регулирование вопросов гражданства детей в странах СНГ и зарубежных странах 52
Заключение 78
Список использованной литературы и источников 81

Работа содержит 1 файл

готовый диплом.doc

— 444.50 Кб (Скачать)

     - культурные права. Согласно Конвенции ООН о правах ребенка, ребенок имеет право на отдых и досуг, игры и развлечения, соответственные его возрасту. Кроме того, государства-участники Конвенции должны уважать и поощрять право ребенка на всестороннее участие в культурной и творческой жизни.

     Данная  проблема соблюдения, охраны и защиты прав детей весьма актуальна для  российского общества. К сожалению, отрицательные последствия социально-экономических  преобразований, коренной ломки сложившихся  устоев общественной жизни объективно привели к падению жизненного уровня большинства россиян, возникновению социальной нестабильности, ломке системы прежних ценностных ориентаций, от чего в наибольшей степени пострадали слабо защищенные слои населения, среди которых оказались и дети.

     И так как наше государство является демократическим и должно служить человеку и гражданину любого возраста, обеспечивать его права и свободы, следовательно, данное направление государственной политики  должно совершенствоваться и развиваться. Между тем в результате проведенного нами исследования, оказалось, что в реальном решении проблемы отсутствует  истинно гуманный, рациональный и взвешенный подход, свидетельствующий о действительной полноценной заботе и охране жизни, здоровья, неприкосновенности, иных прав ребенка в нашей стране.

     В результате проверок Генеральной прокуратуры  России, выявляются грубейшие нарушения законодательства об охране жизни и здоровья детей. Так в Генеральной прокуратуре в 2009 году состоялся круглый стол «Защита и поддержка прав детей – приоритетная задача государства и гражданского общества»20.

     На  совещании поднимались вопросы, связанные с жестоким обращением с несовершеннолетними, обеспечением детей-сирот, а также детей, оставшихся без попечения родителей, жильем. Речь также шла о проблемах детей, принятых в приемные семьи, передаваемых под опеку и на патронатное воспитание. Обсуждались вопросы преступности среди несовершеннолетних. Поднимались проблемы детей, воспитывающихся в интернациональных семьях.

     Наиболее  серьезную озабоченность вызывает сохранение достаточно высокого уровня социального сиротства, которое свидетельствует о недостатках в работе с семьями и детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации. Проводимые прокурорами проверки исполнения законодательства, направленного на предупреждение безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, свидетельствуют об оставлении без внимания органами и учреждениями системы профилактики многих фактов семейного неблагополучия, жестокого обращения с детьми, необходимости оказания им помощи.

     Органы  здравоохранения не информируют  органы внутренних дел, органы опеки  и попечительства, комиссии по делам  несовершеннолетних и защите их прав о выявлении детей, проживающих  в семьях, где родители употребляют  наркотики и алкоголь. Установлены  случаи сокрытия врачами фактов обнаружения у детей телесных повреждений и следов побоев.

     Образовательные учреждения зачастую формально ведут  учет детей, не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия в школах. В результате такого попустительства дети находятся в обстановке, представляющей угрозу их жизни и здоровью.

     Была  поднята проблема розыска детей, самовольно покинувших семьи. В 2008 г. число  таких детей составило свыше 29,5 тыс. Родителями в отношении детей  совершено около 6 тыс. преступлений, соединенных с жестоким обращением. В связи с этим прокурорами в 2008 г. – первом полугодии 2009 г. в суды предъявлено более 24 тыс. исков о лишении (ограничении) родительских прав21.

     Серьезную озабоченность, по словам первого заместителя Генерального прокурора РФ, вызывают также многочисленные нарушения при устройстве детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи. Сложившаяся в последние годы позитивная, на первый взгляд, динамика семейного устройства сопровождается ростом случаев возвращения детей в сиротские учреждения. Поспешно передавая детей опекунам, приемным родителям, патронатным воспитателям, органы опеки и попечительства не всегда получают полную и достоверную информацию о гражданах, принимающих детей: не обследуют их жилищно-бытовые условия, не истребуют справки о состоянии здоровья, характеристики. Опекунами порой назначаются лица, злоупотребляющие спиртными напитками, не имеющие навыков обращения с детьми. Это зачастую приводит к тому, что несовершеннолетние начинают в раннем возрасте употреблять алкоголь, наркотики и психотропные вещества. В 2008 г. в органы внутренних дел было доставлено свыше 299 тыс. таких детей.

     Еще одной проблемой является доступ детей к информации, пропагандирующей преступления, насилие, жестокость, порнографию. В первом полугодии 2009 г. количество выявленных преступлений, связанных с оборотом детской порнографии, составило 159, что несоизмеримо с реальными масштабами существующей проблемы.

     Затронута проблема внутрисемейных отношений, которая  на сегодняшний день приобрела особую актуальность. Так, за период 2008 г. – 2009 г. в суды поступило свыше 27 тыс. заявлений по спорам, связанным с воспитанием детей. Обращения такого же характера рассматриваются и органами прокуратуры, органами опеки и попечительства.

     Участники круглого стола пришли к выводу, что для улучшения положения  детей в России целесообразно  разработать и принять комплекс мер, направленных на повышение эффективности  предупреждения, выявления и расследования  фактов жестокого обращения с  детьми, их сексуальной и иной коммерческой эксплуатации, других преступлений, в том числе совершаемых с использованием информационных технологий, активизацию деятельности в этой сфере всех субъектов системы профилактики правонарушений и безнадзорности детей, а также создание механизма правовой защиты прав несовершеннолетних посредством совершенствования законодательства22.

  1. Международно-правовое регулирование прав ребенка
 

     Международное право регулирует вопросы гражданства  как важнейшей проблемы, касающейся положения населения. Совокупность норм международного права, регулирующих эти отношения, образует международно-правовой институт гражданства. Международный и внутринациональные институты гражданства не изолированы друг от друга, а активно взаимодействуют между собой, поскольку имеют ряд общих норм. Граница между ними непостоянна и в целом имеет тенденцию к расширению в сторону сферы международно-правового регулирования отношений гражданства.

     Международно-правовой институт гражданства находит свое выражение в ряде заключенных международных соглашениях, как прямо, так и косвенно регулирующих отношения гражданства23.

     В отношении несовершеннолетних детей  тоже принят ряд документов, которые  регулируют права ребенка и как  одно из их прав – право на гражданство.

         Так после Второй мировой войны международное общество  приняло несколько правовых документов, определяющих статус жителей населения младше 18  лет и намечающих обязательства государства и общества перед детьми.

         В  1959  г.  ООН  приняла   Декларацию  прав  ребенка,  которая  оказала значительное влияние на политику и дела  правительств  и  отдельных  лиц  во всех частях мира.

      20 ноября 1989 года Генеральная   Ассамблея  ООН  единогласно   принимает Конвенцию о правах  ребенка24.

     Человечество  постепенно  осознает  проблему   обеспечения достойного существования детей как проблему глобальную.

         Разумеется, в разных государствах  и социальных условиях положение  детей неодинаково. В экономически  развитых  странах  на  первый  план  выдвигаются вопросы о  полноценном развитии ребенка  как члена общества, о его взаимоотношениях с миром взрослых, о создании  условий для самореализации детей.

         Очевидно, что многие негативные  явления, связанные с положением  ребенка в обществе, порождены  экономическими причинами, для их решения  недостаточно доброй воли законодателя и четкого исполнения правовых предписаний.  Однако, как свидетельствует мировой  опыт  реальное  и  стабильное  улучшение  жизни детей возможно только на основе четких и недвусмысленных норм.

     Основополагающим международным актом, определяющим права ребенка, которым должны следовать страны, входящие в ООН, считается Конвенция о правах ребенка, принятая 20 ноября 1989 г. на 44-й сессии Генеральной ассамблеи ООН и утверждающая международные принципы, направленные на укрепление правового статуса несовершеннолетних25. Для Российской Федерации положения данной Конвенции обязательны в силу ее ратификации постановлением Верховного Совета СССР от 13.06.1990 № 1559-1.

     В преамбуле Конвенции говорится, что «необходимость в такой защите ребенка была предусмотрена в Женевской декларации прав ребенка 1924 года и Декларации прав ребенка, принятой Генеральной Ассамблеей 20 ноября 1959 года и признана во Всеобщей декларации прав человека, в Международном пакте о гражданских и политических правах, в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах».

     Согласно Конвенции о правах ребенка пункту 1 статьи 32, «государства-участники признают право ребенка на защиту от экономической эксплуатации и от выполнения любой работы, которая может представлять опасность для его здоровья или служить препятствием в получении им образования, либо наносить ущерб его здоровью и физическому, умственному, духовному, моральному и социальному развитию»26.

             В условиях развития межгосударственных отношений, экономических  связей и  коммуникационных   систем   создаются   более   эффективные   возможности совершенствования не  только  норм  международного  права,  но  и  успешного осуществления внутригосударственных  правовых  реформ.  Права  человека  как общепризнанный   международный    правовой    стандарт    в    определенных, благоприятных для них условиях могут  становится  в  государстве  формально-юридическим источником правовой  нормы,  не  только  провозглашаемой,  но  и реализуемой на практике27.

         Не  случайно,  что  внутригосударственные   отношения  в  области   прав человека    стали    непосредственным    объектом     международно-правового регулирования.  Это регулирование особенно заметно  не только в ООН,  но  и   в рамках Совета Европы, Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ).

         Развитие    современных     международных     отношений     убедительно свидетельствует о  том, что внутригосударственные  отношения  в  области   прав человека   стали   объектом   международно-правового   регулирования.    Это регулирование, как отмечалось,  особенно  в рамках  Совета  Европы  и ОБСЕ охватывает многие новые аспекты этих отношений, и государства берут на  себя конкретные юридические обязательства по обеспечению основных прав  и  свобод человека,  что  способствует   обеспечению   стабильности   и   устойчивости правопорядка28.

         Вопрос  об  отдельном  рассмотрении  прав  детей  возник   сравнительно  недавно. Только в результате  демократических движений за реформы в XIX  веке государства взяли на себя ответственность за  защиту  ребенка от  произвола родителей. Еще до образования ООН, права детей рассматривались, в основном, в качестве  мер,  которые необходимо  было  принять в отношении рабства, детского труда, торговли детьми и проституции несовершеннолетних.

         В связи с этим Лига Наций  в 1924 году приняла Женевскую  декларацию прав ребенка. Дети, их благополучие и права, всегда  находились в центре  внимания  ООН с момента ее создания  в 1945 году, одним из  первых  актов Генеральной Ассамблеи было образование Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ),  который в данное время является главным механизмом международной помощи детям29.

         В приятой ООН в 1948 году Всеобщей  Декларации прав человека отмечается, что дети должны быть объектом особой помощи30.

         Время  и  продолжающиеся  ухудшение  положения  детей,  потребовали  от мирового  сообщества  принятия  нового  документа,  в  котором   не   просто  декларировались права детей,  как это имело место в Декларации, а  на  основе юридических норм фиксировались меры защиты этих прав.

         За тридцать лет после  принятия  ООН  Декларации  прав  ребенка   многие представления изменились, сложились новые понятия,  и   концепция  прав  детей приобрела  более широкий характер. Потребность в  придании  правам  детей более высокого  юридического  статуса  с  особой  силой  проявилась  в  ходе подготовки к Международному году ребенка, который  отмечался  1979  году.  В этом же году Комиссия ООН по правам ребенка приступила  к созданию  проекта Конвенции. Инициатором этого начинания была Польша, а председателем рабочей группы, которая длительное время готовила проект Конституции,  был польский профессор Адом Лопатка31.

Информация о работе Гражданство детей РФ