Гражданство детей РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 13:59, дипломная работа

Описание работы

В Конституции Российской Федерации закреплены такие институты, как основы конституционного строя, федеративное устройство государства, система государственной власти и система местного самоуправления, не маловажное место занимает институт, нормы которого закрепляют основы правового статуса личности. Конституция Российской Федерации гласит что: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства»1. Основы правового статуса человека и гражданина отражают, прежде всего, взаимоотношения государства и личности, и это включает в себя принадлежность к гражданству и регулирование отношений по поводу него. Гражданство является тем необходимым условием, которое является обязательным для того, чтобы человек получил те или иные права, свободы и мог исполнять обязанности, признаваемые за гражданином, кроме того, от государства гражданин так же имеет право требовать создания благоприятных условий для жизни, защиту и покровительство гражданам Российской Федерации, находящимися за её пределами. Гражданство - это устойчивая правовая связь человека с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанная на их признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека, то есть гражданином государства является не то лицо, которое проживает на его территории, а то лицо, которое имеет определенные особые связи с государством, которые и составляют содержание гражданства. Так, например, гражданин пользуется защитой государства, может участвовать в управлении делами государства и обязуется исполнять его законы.

Содержание

Введение 5
1 Конституционно-правовые основы статуса ребенка в Российской Федерации 7
2 Международно-правовое регулирование прав ребенка 20
3 Правовое регулирование гражданства детей по российскому законодательству 28
4 Практика и правовое регулирование вопросов гражданства детей в странах СНГ и зарубежных странах 52
Заключение 78
Список использованной литературы и источников 81

Работа содержит 1 файл

готовый диплом.doc

— 444.50 Кб (Скачать)

     Во 2 главе Конституции «Права и свободы человека и гражданина» понятия «ребенок» и «дети» употребляются только в трех статьях: в ст. 38, которая закрепляет обязанность государства и родителей заботиться о детях; в ст. 39, содержащей нормы о социальной защите детей; в ст. 43, устанавливающей право на образование6. В остальных нормах ребенок подразумевается в качестве субъекта правоотношений и включается в термины «гражданин», «каждый»7. Следовательно, несовершеннолетний обладает всеми правами и свободами, присущими любому гражданину России.

     Как уже было сказано, конституционно-правовой статус ребенка основывается на обладании  лицом не только правами, но и обязанностями.

     Важнейшей обязанностью гражданина является соблюдение Конституции РФ и законов. Данная обязанность зафиксирована в ст. 15 Основного Закона. Помимо этого ст. 44 устанавливает, что каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры; ст. 57 закрепляет обязанность платить законно установленные налоги и сборы; ст. 58 гласит, что каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам8.

     Юридические гарантии как элемент правового  статуса представляют собой все  правовые средства, обеспечивающие реализацию прав и свобод человека и гражданина9. В первую очередь к ним относится конституционное закрепление принципа гарантии прав, который получает детальное обоснование в действующих отраслях российского права.

     Если  же говорить конкретно о детях  их правах, то следует говорить о том, что сегодня правотворческая работа по усовершенствованию законодательства в области защиты прав и интересов детей продолжается. Однако положение детей в России остается сложным: расширяются масштабы социального сиротства, по-прежнему в изоляции от общества остаются дети-инвалиды, растет количество правонарушений среди несовершеннолетних, увеличивается число нездоровых детей и подверженность их социально опасным заболеваниям, учащаются случаи проявления насилия и крайней жестокости в отношении к детям в семье и обществе. Кроме того, наши дни остро сопряжены с новым страшным риском для детей – терроризмом. Все это требует большой работы как со стороны законодателей, так и со стороны соответствующих органов.

     В Конвенции ООН о правах ребенка 1989 года закреплены четыре общих принципа. Принцип недискриминации (ст. 2) обязывает государства-участников Конвенции обеспечивать, чтобы все дети, находящиеся в пределах их юрисдикции, могли осуществлять свои права10. Эта норма применяется к каждому ребенку «независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального, этнического или социального происхождения, имущественного положения, состояния здоровья и рождения ребенка, его родителей или законных опекунов или каких-либо иных обстоятельств».

     Второй  принцип - наилучшее обеспечение интересов ребенка (ст. 3). При принятии всеми без исключения государственными властями решений, затрагивающих детей, должно уделяться первоочередное внимание наилучшему обеспечению интересов ребенка.

     Третий  основополагающий принцип Конвенции  провозглашает защиту права ребенка на жизнь, выживание и развитие (ст. 6). Это право должно обеспечиваться «в максимально возможной степени». Целью указанной нормы является не только поддержание физического здоровья, но и обеспечение психического, эмоционального, умственного, социального и культурного развития.

     Четвертый принцип касается взглядов ребенка (ст. 12). Согласно Конвенции, детям должно быть предоставлено право свободно выражать свои взгляды по всем затрагивающим их вопросам, и этим взглядам необходимо уделять должное внимание «в соответствии с возрастом и зрелостью ребенка». Этот принцип предполагает наличие у детей права на заслушание и серьезный учет их взглядов, в том числе в ходе любого затрагивающего их интересы судебного или административного разбирательства.

     Все положения Конвенции ООН о  правах ребенка  сводятся к четырем  требованиям, обеспечивающим права  детей. Это выживание, развитие, защита и обеспечение участия в жизни общества.

     Ф.М. Рудинский отмечает, что понятие  прав ребенка включает:

     - неотъемлемые свойства и возможности  детей, обусловливающие меру их  свободы;

     - возможности использования ребенком  наиболее существенных благ, защиты  его жизненных интересов;

     - пределы осуществления государственной власти, способ свободного развития личностью ее способностей и талантов;

     - формы защиты человека от глобальных  угроз его существованию11.

     В то же время права ребенка представляют собой субъективные права - гарантированную  государством меру возможного поведения личности. Юридическая характеристика всех субъективных прав состоит еще и в том, что они связаны с функционированием правовых норм и не могут существовать вне правовых отношений12.

     Как ребенку, так и его правам присущи  определенные особенности, которые сводятся к следующему:

     1. Права имеют естественный характер  и возникают в результате самого  факта рождения человека, они  неотчуждаемы, неотъемлемы - являются  непосредственно действующими и  признаются высшей социальной  ценностью; их содержание детерминируется условиями социально-экономического, политического и культурного развития общества;

     2. Права детей опосредуют отношения  личности с государством и  международным сообществом;

     3. Такие правомочия выступают необходимой  частью права, определенной формой выражения его главного содержания;

     4.  Они складываются объективно  и не зависят от государственного  признания;

     5. Права ребенка зафиксированы  в нормах не только внутригосударственного (конституционного, административного,  гражданского и др.), но и международного публичного права;

     6.  Механизм защиты прав ребенка  охватывает средства не только  внутригосударственной, но и международной  защиты.

     Развитие  и содержание понятия прав ребенка  неразрывно связано с развитием  категории прав человека.

     Так, к первому поколению прав личности относятся политические и гражданские  права: на жизнь, свободу мысли, совести  и религии, равенство перед законом  и т.д. Они сформулированы в процессе буржуазных революций в Европе и  Америке и получили закрепление в основополагающих политико-правовых документах, например Декларации прав Вирджинии 1776 г., французской Декларации прав человека и гражданина 1789 г. Эти права отражают так называемую негативную свободу - обязанность государства воздерживаться от вмешательства в сферу личной свободы: «...для того, чтобы исторически вырабатываемая общественная культура не утратила своей жизненности, чтобы она не замерла в неподвижном застое, необходимо, чтобы цивилизация включала в себя и право, обособляющее и оберегающее индивидуальное»13. Права первого поколения характеризуются международными и национальными правовыми актами как неотчуждаемые и не подлежащие ограничению. Причем некоторые специалисты склонны рассматривать эти правомочия в качестве собственно «прав человека», полагая, что иные права являются всего лишь

«социальными  притязаниями», направленными на «перераспределение национального дохода в пользу социально  слабых»14.

     Второе  поколение прав человека сформировалось в XIX столетии в ходе борьбы за улучшение  экономического положения людей. Его связывают с провозглашением государствами социальных и экономических прав: на труд, отдых, образование, социальное обеспечение, охрану здоровья и т.д. Теория «негативной свободы» была существенным образом пересмотрена. Социально-экономические права получили отражение в соответствующих документах ООН и отдельно взятых стран. В основе изменений лежало позитивное понимание свободы как реальной возможности осуществления своей воли наравне с другими людьми. Обладание свободой предполагает не просто отсутствие принуждения со стороны других людей, но и наличие определенных возможностей, в частности материальных ресурсов, в противном случае человек зачастую не может воспользоваться своим правом15.

     При этом высказано мнение, что такие  права являются коллективными. Потому, к примеру, право на здоровую окружающую среду является правом индивида, а  осуществление права народов  на развитие и самоопределение зависит  от общности. Влияние на подобный подход к правам человека оказали национально-освободительные движения, сформулировавшие право солидарности, включающее правомочия народов на развитие, мир, независимость, самоопределение, достойную жизнь, здоровую окружающую среду. Основные из этих прав закреплены в Уставе ООН, Всеобщей декларации прав человека, Декларации о предоставлении независимости колониальным странам и народам, Международных пактах о гражданских и

политических, об экономических, социальных и культурных правах, в других международно-правовых документах16.

     Четвертое поколение прав человека начало формироваться  в 90-е годы XX в. Эти правомочия призваны защищать человека от угроз, связанных  с экспериментами в сфере генетики человека, открытиями в области биологии17. Иногда их называют правами человечества на мир, ядерную безопасность, космос, экологическими, на информацию. Речь в них идет о выживании человечества как биологического вида. Светский гуманизм становится одной из вех в нравственном развитии общества18.

     Из  этого следует, что развитие прав человека служит основанием классификации  и конституционных прав ребенка.

     Если  говорить о теории российского конституционного права, то можно выделить 3 основные группы прав ребенка:

  1. Личные права и свободы: на жизнь, охрану достоинства, свободу и личную неприкосновенность, неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, неприкосновенность жилища и др. Соблюдение таких прав несовершеннолетнего имеет большое значение для их государственно-правовой защищенности.
  2. Политические права и свободы, включающие право на свободу мысли и слова, совести, на объединение с другими, проведение собраний, митингов и демонстраций.
  3. Экономические, социальные и культурные права: право частной собственности, свобода предпринимательства, право на труд, отдых, социальное обеспечение в случаях болезни и инвалидности, жилище, охрану здоровья и медицинскую помощь, благоприятную окружающую среду, свободу творчества, участия в культурной жизни и доступ к культурным ценностям19.

     Существуют  и другие классификации прав ребенка, помимо прав которые закрепляет конституция  и теория права, можно говорить и  о правах, которые закреплены в  гражданском и семейном праве, здесь  речь идет о деление прав ребенка на имущественные и личные неимущественные.

     Важно заметить, что такое деление прав имеет практическую значимость, поскольку  для их осуществления, охраны и защиты требуются различные механизмы. Так, например, имущественные права  ребенка могут осуществляться, как правило, через его представителя. Исключение составляют имущественные субъективные права в области семейных отношений, которые непередаваемы в силу личных связей их обладателей, и потому здесь отсутствуют отношения правопреемства.

     Личные  неимущественные права реализуются только непосредственно и не могут передаваться другим лицам. В зависимости от того, какое субъективное право нарушено (имущественное или неимущественное), применяются разные способы защиты.

     На  основании Конвенция ООН о  правах ребенка можно поделить права на пять групп по аналогии с традиционной классификацией прав человека:

     - гражданские (личные) права. В числе прочих к ним относятся: право на сохранение своей индивидуальности, право на личную жизнь, неприкосновенность жилища, тайну корреспонденции, на защиту от незаконного посягательства на честь и репутацию, право на поддержание связей со своими родителями в случае разлучения с ними, а кроме того, право на защиту от всех форм физического или психологического насилия, оскорбления и злоупотребления, грубого обращения или эксплуатации, незаконного употребления наркотических и психотропных веществ, от пыток и жестокости, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения, недопущение лишения свободы незаконным или произвольным образом, право не быть призванным на военную службу до достижения 15-летнего возраста.

     - политические права. Конвенция ООН о правах ребенка, утверждает права ребенка на свободу выражения собственных взглядов и своего мнения, мысли, совести и религии, свободу ассоциаций и свободу мирных собраний, доступа к информации и на знание своих прав, изложенных в Конвенции.

     - экономические права. В соответствии с Конвенцией ООН о правах ребенка, ребенок имеет право на защиту от экономической эксплуатации и выполнения любой работы, которая может принести ему вред.

     - социальные права. Это права ребенка на образование, обеспечение доступности информации и материалов в области образования и профессиональной подготовки, а также право на образование, обеспечивающее развитие и воспитание ребенка в соответствии с принципами, провозглашенными в Уставе ООН, право на охрану здоровья и  социальное обеспечение. Сюда же можно также отнести право ребенка, который временно или постоянно лишен своего семейного окружения или в его собственных интересах не может оставаться в таком окружении, на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, нравственного и социального развития. Такой ребенок имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством.

Информация о работе Гражданство детей РФ