Государство и право в России в годы ВОВ

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2012 в 11:03, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: Исследовать проблемы изменений в функционировании государственных органов власти в России в период Великой Отечественной Войны 1941 – 1945 годов. На основе широкого круга источников.
Задачи:
Собрать и систематизировать литературно – критические материалы по заявленной теме.
Исследовать литературно – критические материалы, архивы, отзывы по данной теме.
Оформить результаты в виде курсовой работы

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1 Власть и народ………………………………………………………..4-11
§ 1 Органы государственной власти и управления…………………………...4-5
§ 2 Государственный Комитет Обороны……………………………………...6-7
§ 3 Ключевая фигура – Вождь………………………………………………..8-10
§4 Крестьяне……………………………………………………………………...11
Глава 2 Изменения в праве…………………………………………………..12-25
§ 1 Гражданское право……………………………………………………….12-13
§ 2 Семейное право…………………………………………………………..14-17
§ 3 Трудовое право…………………………………………………………...18-19
§ 4 Уголовное право………………………………………………………….20-21
§ 5 Органы юстиции и суда………………………………………………….22-23
§ 6 Депортации народов……………………………………………………..24-25
Глава 3 Цена победы……………………………………………………........26-30
§ 1 Историческая значимость………………………………………………..26-27
§ 2 Причины непомерных потерь…………………………………………...28-30
Заключение……………………………………………………………………....31
Список использованной литературы…

Работа содержит 1 файл

Курсач.docx

— 59.62 Кб (Скачать)

Для обеспечения рабочими руками важнейших, работавших на нужды  обороны, предприятий, строек военной  промышленности и других отраслей народного  хозяйства Указом Президиума Верховного Совета СССР от 13 февраля 1942 г. признавалась необходимой мобилизация трудоспособного  городского населения на период военного времени для работы на

производстве и строительстве. Мобилизации подлежали мужчины в возрасте от 16 до 55 лет, а женщины - от 16 до 45 лет, не работавшие в государственных учреждениях и предприятиях. От мобилизации освобождались: лица мужского и женского пола в возрасте от 16 до 18 лет, которые подлежали призыву в школы фабрично-заводского обучения, ремесленные и железнодорожные училища, согласно контингентам, устанавливаемым СНК СССР, а также женщины, имевшие грудных детей или детей в возрасте до 8 лет, в случае отсутствия других членов семьи, обеспечивавших уход за ними; учащиеся высших и средних учебных заведений. Для выполнения срочных неотложных работ допускалась трудовая повинность граждан сроком до 2 месяцев. Лица, уклонявшиеся от мобилизации, привлекались к уголовной ответственности - к принудительным работам по месту жительства на срок до 1 года. Для выполнения временных, неотложных работ постановлением СНК СССР от 10 августа 1942 г. предусматривалась возможность привлечения граждан к трудовой повинности (помимо стихийных бедствий, пожаров и т.д.) для оборонных работ, заготовки топлива и т.д. на срок до двух месяцев.

Государство предоставляло  льготы инвалидам Великой Отечественной  войны, которые по временной нетрудоспособности получали пособие в размере полного  заработка независимо от стажа работы. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 6 июня 1945 г. была учреждена медаль «За доблестный труд в Великой  Отечественной войне 1941-1945 гг.».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

§ 4 Уголовное право

В годы войны возникла проблема увеличение всех видов преступлений, борьба с которыми имела большое  значение для решения и основной задачи - разгрома врага. Действовали  довоенные нормы уголовного права, но появились и новые, вызванные  военной обстановкой. Так, распространение  ложных слухов, возбуждавших тревогу  среди населения, наказывалось лишением свободы на срок от 2 до 5 лет, если эти  действия по своему характеру не влекли по закону более тяжкие наказания. Указ Президиума Верховного Совета СССР от 15 ноября 1943 г. гласил, что за разглашение  государственной тайны или утрату документов, содержавших государственную  тайну, виновные должностные лица наказывались лишением свободы до 10 лет, а частные  лица - до 3 лет. Был издан ряд 

нормативных актов по усилению наказания за хищение социалистической собственности. Уголовная ответственность  стала применяться за действия, ранее  наказуемые в административном порядке, в это время усиливалась и  уголовная ответственность за нарушение  трудовой дисциплины. Широко применялась  отсрочка исполнения приговоров с отправкой  осужденных на фронт. Отличившиеся в боях, освобождались от наказания, и с них снималась судимость. По Указу Верховного Совета СССР от 30 декабря 1944 г. была объявлена амнистия в отношении лиц, осужденных по Указу от 26 декабря 1941 г. за нарушение трудовой дисциплины.

Появляется общая тенденция  к расширению гипотез многих статей Уголовного Кодекса (о спекуляциях, хищениях и др.). Для уголовного права  характерно более использование  принципа аналогии и возмездия как  одной из целей наказания.

В 1943 г. 2 мая была введена  уголовная ответственность воинских начальников за незаконное награждение. Утрата знамени воинских частей приводила  к расформированию этой части, а  виновные подлежали суду военного трибунала. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 19 апреля 1943г. вводились новые  виды наказаний в советское уголовное  право - смертная казнь через повешение  и ссылка на каторжные работы на срок от 15 до 20 лет в отношении  преступлений, совершенных немецко-фашистскими  захватчиками и их пособниками. В  это время было проведено ряд  процессов над немецко-фашистскими  преступниками. Чрезвычайная комиссия по расследованию немецко-фашистских злодеяний собирала материалы об этих преступлениях и подготавливала следственные данные для процессов, проводившихся в СССР, а также для Международного военного трибунала.

Советское государство правовым регулированием добивалась скорейшей  победы над врагом. Изменения в  праве были направлены на помощь и  поддержку военнослужащих и их семей, решение проблема беспризорности, материальное стимулирование рождаемости и воспитания детей как своих, так и усыновлённых, укрепление брачных отношений, обеспечение  продовольствием и сырьём советского народа, фронта, промышленности, решение  проблемы повышения преступности и  т.д. Гражданским свободе и праву  пришлось иступить интересам государства  в победе над врагом, законы, принятые военными начальниками, не подвергались обсуждения и 

выполнялись беспрекословно. Такие меры частичного решения свободы  можно оправдать сложными обстоятельствами военного времени.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

§ 5 Органы юстиции и суда

В годы Великой Отечественной  войны органами правосудия были Военные  трибуналы и общие суды (Верховный  суд СССР) краевые, народные, областные  суды, Верховные суды автономных республик. Деятельность военных трибуналов осуществлялась в соответствии с «Положением  о военных трибуналах в местностях, объявленных на военном положении, и в районах действий».

На основании ст.57 закона о судоустройстве СССР, союзных и  автономных республик действуют  военные трибуналы:

а) при военных округах, фронтах, военных флотилиях;

б) при армиях, при корпусах, военных флотилиях.

Линейные суды железнодорожного, водного транспорта, реорганизуется в военных трибуналы.

Подсудность дел военным  трибуналам осуществлялась по персональному  признаку. ВТ дивизии - до командира роты и приравненных к нему по должностному положению лиц. ВТ корпуса до командира батальона включительно, ВТ армии до помощника командира полка. Военным трибуналам предоставлялось право рассматривать дела по истечении 24 часов после вручения обвинительного заключения. Военные трибуналы рассматривают уголовные дела в составе 3 постоянных членов. Общие суды рассматривали дела, не отнесенные к компетенции военных трибуналов.

Приговоры военного трибунала  кассационному обжалованию не подлежали  и могли быть изменены или отменены в порядке надзора. Военным Советам  округов, фронтов и армий было предоставлено право приостанавливать исполнение приговора о высшей мере наказания с одновременным исполнением приговора, сообщением по телеграфу Председателю Военной Коллегии Верховного Суда СССР о дальнейшем направлении дела.

Военная прокуратура во главе  с главным военным прокурором объединяла и направляла деятельность военных прокуратур. Главный военный  прокурор был непосредственно подчинен Прокурору СССР.

Великая Отечественная война  закончилась победой Советского Союза над фашистской Германией. Представительные органы претерпели ряд  изменений. Повышен был возрастной ценз для избирания депутатов  в Верховный Совет СССР - 23 года, в Верховные Советы СССР - 21 год .

После войны были упразднены чрезвычайные и другие органы военного времени. Наркоматы стали именоваться  министерствами. В феврале 1947 года было образовано 36 общесоюзных министерств  и 22 союзно-республиканских. Для избрания в судебные органы был установлен возрастной ценз для судей и народных заседателей - 23 года. Указ от 15 июня 1948 года установлена ответственность  судей перед дисциплинарными  коллегиями. Эти коллегии образовывались при судах СССР. 19 марта 1948 года принят закон о присвоении Прокурору  СССР наименования Генеральный. 5 октября 1946 года принято постановление о  развитии юридического образования  в СССР.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

§ 6 Депортации народов

Во время перестройки  одна из сильных идеологических кампаний была связана с проведенными накануне и во время войны депортациями (переселением) поляков, немцев, крымских татар, чеченцев и ряда других народов  Кавказа. Было введено правовое понятие  «репрессированные народы». Главное  обвинение Советского государства  касалось не степени обоснованности этих репрессий, а их несовместимости  с принципами правового государства.

Депортации по этническому  признаку - не советское изобретение. В 1915-1916 гг. было проведено принудительное выселение немцев из прифронтовой полосы и даже из Приазовья. В том же 1915 г. по приказу верховного Главнокомандующего российской армией было выселено свыше 100 тыс. человек из Прибалтики на Алтай. В 1941 г. власти США даже не депортировали, а заключили в концлагерь на западном побережье и принудили к тяжелым  работам в рудниках граждан японского  происхождения - хотя никакой угрозы японского вторжения в США  не было. Однако, по сути депортация в СССР отличалась.

Отложим сравнительно простую  проблему - превентивное выселение  из районов с военным положением «потенциально опасных» элементов. Такими были депортации немцев (950 тыс. человек, из них 450 тыс. из АССР немцев Поволжья), «польских осадников» из Западной Белоруссии и Украины (134 тыс. польских переселенцев после 1921 г., которые выполняли полицейские функции против местного населения) и др. После начала войны поляки были освобождены из спецпоселений и из них были сформированы две польские армии.

Более сложный вопрос - депортация как наказание. Современное право  не признает коллективного наказания. Депортация была наказанием народа на солидарной основе (на принципе круговой поруки) за вину части мужчин. Применяя такое наказание, государство отказывалось от выяснения индивидуальной вины и  преследования отдельных личностей. Это - вид наказания, свойственный традиционному  обществу.

Необычность этого наказания  видна уже из того, что при депортации не ликвидировались партийные и  комсомольские организации. Так, среди  чеченцев было более 1тыс. членов ВКП(б) и около 900 комсомольцев, сотни офицеров Красной Армии.

При депортациях происходили  эксцессы, жестокости и преступления. В прессе говорилось о массовой гибели крымских татар при транспортировке, хотя на деле именно для них она  прошла сравнительно благополучно: из 151 720 человек, депортированных в  мае 1944 г., органами НКВД Узбекистана  по актам было принято 151 529 человек (умер в пути 191 человек). Но речь не об эксцессах, а о сути. Этот тип наказания, тяжелый для всех, был спасением  для большой части мужчин, а  значит для этноса. Если бы чеченцев судили индивидуально по законам  военного времени, это было бы этноцидом - утрата такой части молодых мужчин подорвала бы демографический потенциал народа. Благодаря архаическому наказанию численность чеченцев и ингушей с 1944 по 1959 г. выросла на 14,2% (примерно так же, как у народов Кавказа, не подвергнувшихся депортации).

После 1945 г. на спецпоселения поступило 148 тыс. «власовцев». По случаю победы их освободили от уголовной ответственности за измену Родине, ограничившись ссылкой. В 1951-52 гг. из их числа было освобождено 93,5

тыс. человек. Большинство  литовцев, латышей и эстонцев, служивших  в немецкой армии рядовыми и младшими командирами, были отпущены по домам  до конца 1945 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3 Цена победы

§ 1 Историческая значимость

Почему цена  победы  СССР  оказалась  столь неимоверно великой? Отечественной и зарубежной историографии наряду с научным прослеживаются  апологетический и нигилистический подходы к решению этого вопроса. Первому свойственны умолчание, преуменьшение негативного в сталинском  руководстве войной,  попытки объяснить явные просчеты и провалы некими внешними обстоятельствами.

Так,  ответственность  за громадные  жертвы  среди  мирного  населения и другой ущерб целиком  возлагают на оккупантов.  Конечно, агрессор с его человеконенавистническими  намерениями и человекоубойной промышленностью на самом деле повинен во всем,  но лишь, в конечном  счете.  Ведь  правомерно поставить прямые вопросы:  а кто пустил его в наш дом, как оказался он в глубине чужой земли,  кто позволил ему истребить миллионы беззащитных людей,  захватить или уничтожить громадные ценности? Война шла в основном на нашей территории. По некоторым областям ее железный  каток прошелся  несколько раз.  Необходимо также исследовать, всегда ли приказы Сталина о «выжженной земле» были оправданны. Так, ряд специалистов сомневается в целесообразности тотального разрушения партизанами железных дорог в тылу врага перед наступлением  советских войск.

    В немарксистской  литературе можно встретить иной  подход: противопоставление  «беспощадного   использования  людских масс  советским руководством,  бережливому  введению в бой  людей   с  использованием больших  материальных средств англо-американским».  Эта схема объясняет лишь часть  известных фактов. Нельзя отрицать  прямую связь между  огромными   потерями Красной Армии (потери  вооруженных сил США и Англии  соответственно 405 тысяч и 375 тысяч)  и уровнем  сталинского руководства.  Нужно учитывать, однако, и крайне  несправедливое распределение военных  усилий внутри антифашистской  коалиции. В то время как СССР  сковывал главную мощь общего  противника,  США и Англия накапливали  оптимально необходимые силы  и средства,  свободно выбирая  время, образ и места действий, К тому же СССР сразу попал  в чрезвычайно тяжелую ситуацию: он вступил в войну, не имея  ни одного союзника.  Во всем  этом не обошлось,  конечно,  без грубых просчетов во внешнеполитической  деятельности Сталина и его  окружения.

Информация о работе Государство и право в России в годы ВОВ