Государство и право в России в годы ВОВ

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2012 в 11:03, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: Исследовать проблемы изменений в функционировании государственных органов власти в России в период Великой Отечественной Войны 1941 – 1945 годов. На основе широкого круга источников.
Задачи:
Собрать и систематизировать литературно – критические материалы по заявленной теме.
Исследовать литературно – критические материалы, архивы, отзывы по данной теме.
Оформить результаты в виде курсовой работы

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1 Власть и народ………………………………………………………..4-11
§ 1 Органы государственной власти и управления…………………………...4-5
§ 2 Государственный Комитет Обороны……………………………………...6-7
§ 3 Ключевая фигура – Вождь………………………………………………..8-10
§4 Крестьяне……………………………………………………………………...11
Глава 2 Изменения в праве…………………………………………………..12-25
§ 1 Гражданское право……………………………………………………….12-13
§ 2 Семейное право…………………………………………………………..14-17
§ 3 Трудовое право…………………………………………………………...18-19
§ 4 Уголовное право………………………………………………………….20-21
§ 5 Органы юстиции и суда………………………………………………….22-23
§ 6 Депортации народов……………………………………………………..24-25
Глава 3 Цена победы……………………………………………………........26-30
§ 1 Историческая значимость………………………………………………..26-27
§ 2 Причины непомерных потерь…………………………………………...28-30
Заключение……………………………………………………………………....31
Список использованной литературы…

Работа содержит 1 файл

Курсач.docx

— 59.62 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

§ 4 Крестьяне

Русские крестьяне издавна  период весенних работ обозначили словом «страда» - от глагола «страдать». Страдная пора была временем колоссального напряжения физических и нервно-психических  сил крестьян, требовала полной отдачи. Лишь зимой мужики позволяли себе расслабиться, «полежать на печи». Долгие 1418 дней войны слились для крестьян в одну большую страду, в которой  не было времени передохнуть ни летом, ни зимой.

И еще одно важное отличие  «военной страды». Раньше, особенно тогда, когда вели полунатуральное «самоедское» хозяйство, им достаточно было худо-бедно  прокормить себя и свою семью. Ненасытный молох войны требовал от крестьян не только человеческих жертв, но и  огромного количества продовольствия: хлеба, мяса, масла, сахара, разнообразного сырья. В годы войны на довольствии  находилось 9-11 млн. солдат и офицеров Красной Армии, а на государственном  продовольственном обеспечении  – до 80,6 млн. гражданского населения.

В мае 1939 г. принято постановление  ЦК ВКП (б) и СНК СССР, имевшее целью  привлечь к выполнению «минимума» все  трудоспособное население колхозов. Постановлением тех же органов в  феврале 1942 г. обязательный минимум  увеличен почти в 1,5 раза. Впервые  этот минимум распространялся на подростков 12-16 лет. Председателя правлений  колхозов и бригадиры,

которые не предавали суду нарушителей этого постановления, сами несли судебную ответственность. Органы прокуратуры взяли это  постановление под особый контроль.

 

 

 

Глава 2 Изменения в праве

§ 1 Гражданское право

Сначала следует отметить, что советское законодательство считалось действовавшим не только на территорию, находящеюся под защитой  советских войск, но и на область, временно оккупированную врагом. Поэтому  гражданско-правовые сделки, совершенные  территории за время её оккупации, если они противоречили закону или  не соответствовали интересам советского государства, признавались недействительными. Советское гражданское право  не претерпело существенных изменений.

Расширялись права государства  в отношении некоторых объектов права личной собственности. Так, граждане были обязаны временно сдать радиоприемники, применялись реквизиции некоторого имущества, например, лодок в местах переправ и т.д. Граждане освобожденных  территорий обязаны были сдавать  органам государства трофейное  имущество, а также брошенное  имущество, собственники которого не известны, все присвоенное во время оккупации  имущество, как государства, так  и граждан. Постановление СНК  и ЦК ВКП(б) от 21 августа 1943 г. обязало совнаркомы, облисполкомы и обкомы восточных областей и республик возвратить колхозам освобожденных районов скот, который в свое время был эвакуирован на восток .

Преобразования в обязательном праве стремились на сужения применения гражданско-правовых договоров и  расширения применения административно  правовых, плановых задач. Это касалось, прежде всего, военной продукции, поставок нефти, угля, металла и т.д. Война  не являлась основанием для неисполнения обязательств. Естественно, в военных  условиях особое внимание уделялось  договору жилищного найма. Управление имуществом осуществлялось в соответствии с требованием хозяйственного расчета. Много было сделано для защиты прав и законных интересов советских  граждан. Законодательство военного времени  в особом порядке защищало жилищные права военнослужащих и их семей. Указанием Пленума Верховного Суда СССР от 23 июня 1941 г. были приостановлены все дела по искам о выселении  из жилых помещений военнослужащих и членов их семей. Постановлением СНК  СССР от 5 августа 1941 г. за военнослужащими  сохранялась их жилая площадь, которая  освобождалась от квартирной платы, а плата за площадь, занимаемую членами  семей военнослужащих, взималась  на льготных условиях. Особый жилищно-правовой статус имели лица, эвакуированные на Восток. Постановлением СНК СССР от 16 февраля 1942

г. эвакуированные рабочие  и служащие получали жилплощадь на новом месте жительства, а их квартиры поступали в распоряжение исполкомов местных Советов и предоставлялись  в первую очередь рабочим и  служащим оборонных предприятий, остававшихся в данном городе.  В соответствии с постановлением Пленума Верховного Суда СССР от 12 ноября 1942 г. граждане, возвращавшиеся из эвакуации, могли в судебном порядке  требовать освобождения своей жилплощади при соблюдении ими трёх условий:

- их эвакуация была  в свое время документально  оформлена;

- квартирная плата вносилась своевременно;

- лица, поселившиеся на  их площади, получили ее хотя  и в установленном порядке,  но не ввиду разрушения того  дома, где они жили;

В тех условиях соблюдение этих правил было делом непростым. В  связи с войной, когда много  людей погибло, был значительно  расширен круг наследников. Кроме детей, супруга и иждивенцев, как это  было ранее, Указ Президиума Верховного Совета СССР от 14 марта 1945 г. предоставил  право наследования трудоспособным родителям, братьям и сестрам. Каждый гражданин мог по завещанию оставить все свое имущество или часть  его одному или нескольким лицам  из числа упомянутых в Указе, а также государственным органам или общественным организациям.  Однако завещатель не мог лишить своих несовершеннолетних детей и других нетрудоспособных наследников доли, которая причиталась бы им при наследовании по закону. При отсутствии лиц, указанных в законе, имущество можно было завещать любому лицу.

 

 

 

 

 

 

§ 2 Семейное право

Серьёзное снижение числа  населения СССР, из-за людских жертв, которых требовала война, потребовало  издания ряда законодательных актов, направленных на дальнейшее укрепление института брака, повышение рождаемости  и поощрение многодетных семей, решение вопроса об одиноких матерях  и облегчение устройства детей-сирот.

Меры, предусматривающие  дополнительную охрану интересов матери и ребенка и направленные на увеличение народонаселения Советского Союза,

начались уже в самом  начале войны. С 1 октября 1941 г. вводился налог на холостяков, одиноких и  бездетных граждан. Для беременных женщин выдавались дополнительные пайки. 1 сентября 1942 г. СНК СССР принял постановления, установившие новый порядок выдачи пособий по беременности и родам женщинам - служащим вольнонаемного состава войсковых частей и учреждений, а также пособий по беременности и родам женщинам - военнослужащим рядового и младшего начальствующего состава, уволенным из Красной Армии, Военно-Морского Флота и войск НКВД СССР. Улучшилась организация ясельного обслуживания.

Условия военного времени  привели к необходимости проведения мероприятий по борьбе с детской  беспризорностью и безнадзорностью. 23 января 1942 г. был издан первый общесоюзный  акт, содержавший правила о патронате. Им предусматривалось направление  детей, оставшихся без родителей, в  приемники-распределители, а оттуда в детские учреждения или на патронирование в семьи трудящихся. На каждого патронируемого выплачивалось пособие в сумме 50 руб. в месяц . Обеспечение одеждой проводилось за государственный счет. Вопросам патронирования, опеки и усыновления посвящалась специальная Инструкция Наркомздрава и Наркомюста РСФСР от 8 апреля 1943 г., в которой указывалось, что основной задачей опекуна является забота о содержании подопечного, воспитание его в духе коммунистической морали.

Многочисленные случаи приема советскими гражданами в свои семьи  осиротевших детей были проявлением  высокого патриотизма и гуманизма. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 8 сентября 1943 г. разрешалось  записывать малолетних детей в актах  гражданского состояния не как усыновляемых, а как собственных детей с  присвоением ребенку фамилии  и отчества усыновителя.

Значительную роль в укреплении советской семьи, ее материального  благосостояния и правовой устойчивости сыграл Указ Президиума Верховного Совета СССР от 8 июля 1944 г. «Об увеличении государственной  помощи беременным женщинам, многодетным  и одиноким матерям, усилении охраны материнства и детства, об установлении почетного звания «Мать-героиня» и  учреждении ордена «Материнская слава» и медали «Медаль материнства». Медалью награждались матери, родившие и воспитавшие, пять и шесть детей, а семь и более - орденом, десять – почетным званием «Мать-героиня». Указ установил выплату

государственного пособия  многодетным матерям с рождений не седьмого, а третьего ребенка. Денежные суммы единовременного и ежемесячного пособия возрастали при рождении каждого последующего ребенка. Изданное в развитие Указа Положение СНК  СССР от 18 августа 1944 г. устанавливало, что при определении государственного пособия по многодетности учитываются  все дети - как проживающие совместно  с матерью, так и отдельно от нее. Государство приняло на себя расходы по содержанию детей одиноких матерей, выдавая им денежные пособия, принимая их на безвозмездное воспитание в детские дома. Мать имела право взять обратно своего ребенка из детского учреждения. За время нахождения ребенка детском учреждении государственное пособие на ребенка не выплачивалось.

Кроме поощрения многодетных  матерей Указ увеличил отпуска по беременности и родам с 63 до 77 календарных  дней с, правом присоединять свой очередной  отпуск, освобождал беременных женщин от сверхурочных работ, а женщин, имеющих  грудных детей, - от ночных работ, снизил наполовину плату для низкооплачиваемых  родителей, имеющих трех и более  детей, за помещение детей в детские  ясли и сады, утвердил план расширения сети детских воспитательных учреждений.

Наряду с этим, Указ внес серьезные, а по некоторым вопросам коренные изменения в законодательство о семье и браке. Исходя из целей  дальнейшего укрепления советской  семьи как основной ячейки коммунистического  воспитания подрастающего поколения, Указ установил, что только зарегистрированный брак порождает права и обязанности  супругов. Лица, фактически состоявшие в брачных отношениях до издания  указа от 8 июля 1944 г., могли оформить свои отношения путем регистрации  брака с указанием срока фактической  совместной жизни. Поскольку в условиях военного времени фактические брачные  отношения не всегда могли быть зарегистрированы вследствие смерти или безвестной пропажи  на фронте одного из супругов. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 10 ноября 1944 г. предусматривалась возможность оформления брачных отношений в судебном порядке. Установление факта регистрации брака через суд практиковалось и в случае брачного свидетельства. При этом право обращения в суд для установления факта состояния в брачных отношениях не ограничивалось каким-либо сроком. Отменялось существовавшее ранее право обращения матери в суд с иском об установлении отцовства и о взыскании алиментов на содержание ребенка, родившегося от лица, с

которым она не состояла в зарегистрированном браке. Устанавливалось также, что при регистрации в органах записи, актов гражданского состояния рождения ребенка от матери, не состоявшей в зарегистрированном браке, он записывался по фамилии матери с присвоением ему отчества по указанию матери.

Усложнился процесс развода: он производился не путем регистрации  в органах Загса, а производился в судебном порядке. Для возбуждения  судебного производства необходимо было обязательное соблюдение ряда условий, в частности подача в народный суд заявления о желании расторгнуть  брак с указанием мотивов развода (при подаче заявления взыскивалось 100 руб.); вызов в суд другого  супруга для ознакомления его  с заявлением и установления свидетелей, подлежащих вызову на судебное заседание; публикация в местной газете объявления о возбуждении дела о разводе (за счет супруга, подавшего заявление). Процесс о расторжении брака  проходил две стадии судебного разбирательства. Сначала народный суд принимал меры к примирению супругов. В случае не достижения примирения истец мог  подать заявление в вышестоящий  суд - областной, краевой, окружной, городской  и Верховный суд союзной или  автономной республики. Этот суд выносил  решение по делу, затрагивая одновременно вопросы положения детей, раздела  имущества, оплаты развода (сумма сборов с разводящихся значительно увеличивалась  — от 500 до 2000 руб.). Упрощенный порядок  развода (без предварительного рассмотрения в народном суде) допускался лишь в  случае безвестного отсутствия или  пропажи без вести на фронте, осуждения  к длительному сроку лишения  свободы (не менее трех лет), хронической  душевной болезни супруга . Однако и эти обстоятельства не являлись абсолютными поводами для прекращения брака. Обоснованность требования развода каждый раз определялась судом.

Массовая гибель людей  потребовала расширения круга наследников  по закону. Указ от 14 марта 1945 года потребовал расширения, установил очередь наследования по закону, имел название «О наследниках  по закону и по завещанию». Ввел новые  категории наследников по закону: нетрудоспособных родителей, а также  братьев и сестер наследодателя.

Были установлены следующие  очереди: 1) дети, супруг, лица, нетрудоспособные, находящиеся на иждивении наследовали  в первую очередь; 2) трудоспособные родители; 3) братья и сестры.

Наследство должно делиться между наследниками соответствующей  очереди на равные доли. Каждый гражданин  мог завещать свое имущество одному или нескольким лицам, а также  государственным и общественным органам.

При отсутствии наследников  по закону имущество могло быть завещано другому лицу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

§ 3 Трудовое право

Для обеспечения безостановочной  работы предприятий, замены работников, ушедших в вооруженные силы, для  проведения оборонных, строительных работ, заготовок топлива, восстановления транспорта, охраны военных объектов, борьбы со стихийными бедствиями, эпидемиями и т.д. вводились чрезвычайные меры регулирования трудовых отношений. Указ Президиума Верховного Совета СССР от 22 июня 1941 г. «О военном положении» предоставил право военным властям  привлекать граждан к трудовой повинности для выполнения ряда вышеперечисленных  работ. Указом от 26 июня 1941 года «О режиме рабочего времени рабочих и служащих в военное время» директорам предприятий промышленности, транспорта, сельского хозяйства было дано право устанавливать с разрешения СНК СССР как для всех рабочих и служащих предприятий, так и для отдельных цехов, участков и групп, рабочих и служащих (кроме беременных женщин, начиная с шестого месяца беременности, а также женщин, кормящих грудью, - в течение шести месяцев кормления) обязательные сверхурочные работы продолжительностью от 1 до 3 ч в день. Лица, не достигшие 16 лет, могли быть привлечены к обязательным сверхурочным работам продолжительностью не более 2 ч в день. Оплата сверхурочных работ производилась в полуторном размере. Во всех государственных, кооперативных и общественных предприятиях и учреждениях отменялись очередные и дополнительные отпуска, за исключением отпусков работника до 16 лет, в случае болезни, по беременности и родам. Они были заменены денежной компенсацией, которая переводилась в сберегательные кассы в качестве замороженных на время войны вкладов рабочих и служащих.

Информация о работе Государство и право в России в годы ВОВ