Государство и право стран Древнего Востока

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2011 в 22:33, реферат

Описание работы

Понятие Восток в исторической науке используется не столько как географическое, сколько как историко-культурное, цивилизационное. Здесь впервые в истории развития человеческого общества сложились те социальные и политические институты, государство, право, мировые религии, которые и породили со времени возникновения ан-
тичных государств (Древней Греции и Рима) в I тысячелетии до н . э. дихотомию Восток - Запад.

Работа содержит 1 файл

Государство и право древнего мира.doc

— 130.00 Кб (Скачать)

как полноправного  члена гражданской общины, является не столько рабство, сколько внутренняя слабость самого полисного устройства государства. Это устройство, связанное с заранее данными территориальными и  политическими параметрами, не имело простора для политического маневра и для дальнейшей поступательной эволюции.          

   К I в.  до н.э.  исчерпала себя и  полисная система в Риме,  когда  особенно  стало очевидным, что республика-город не может справиться с восстаниями рабов и не в

состоянии обеспечить внутреннее гражданское единство. В этих условиях сохранение республиканской системы, рассчитанной на управление государством-городом, становится анахронизмом.  На смену республике,  превратившейся к I в. до н.э. в мировую державу, приходит империя. Влияние полисной системы за долгую историю  Римской  республики стало столь велико, что в течение первых веков (принципат) императоры,  стремящиеся создать  централизованную бюрократическую  монархию,  еще  долго не могли освободиться от республиканских полисных институтов.        

   Укрепление  власти поздних римских императоров и принятие христианства подводят окончательную черту под полисными порядками.  Что же касается самой поздней Римс-

кой  империи,  то она окончательно порывает с республиканско-полисной демократией и все  больше  приобретает, особенно  в восточной своей части,  черты средневековой

государственности.                                    

2. Право  в государствах античного мира

   Право  как один из факторов,  скрепляющих  гражданское общество  и элементы его культуры,  не сразу достигло в эпоху античности зрелости  и  совершенства.  На  ранних

этапах своего развития оно по уровню юридической  техники и степени  разработанности  основных институтов имело немало сходства с правовыми системами стран Востока. Развитие права в античных  Греции и Риме осуществлялось в рамках отдельных

полисов,  и  уровень развития демократических  институтов в отдельных городах-государствах находил свое отражение и в праве.                                            

   Утверждение  полисной системы имело результатом  активизацию  правотворческой   деятельности и ее постепенное освобождение от религиозно-мифологической оболочки.  На смену  неписаным  обычаям,  толкование  которых нередко произвольно осуществлялось светской или греческой аристократией,  приходит закон, имеющий светский характер и выраженный обычно в письменной форме.  Право в античном

мире,  таким  образом, предстает в своем чистом виде как авторитетный и обязательный регулятор  полисной  жизни, лишенный какой-либо мистической или религиозной силы. 

   Признание  законодательства,  а  не обычая  в качестве основной формы правотворчества (Греция), или же его утверждение  в  качестве  одного  из важнейших источников

права (Рим) сопровождалось кодификацией  сложившихся  в более архаичную эпоху правовых обычаев. Такова древнейшая,  согласно греческой традиции,  кодификация  права, проведенная Залевком в Локрах (Италия), а также кодификация Харонда в  Катане  (Сицилия).  Подобные  сборники составлялись и в других греческих городах-государствах, в том числе и в Афинах в конце VII в.  до н.э.  (Законы Драконта).                                            

   Начало  новой  демократической  конституции в Афинах, предусматривающей разработанную процедуру принятия  законов народным собранием, было заложено реформами Солона и Клисфена в VI в.  до н.э. В Риме традиционные правовые  обычаи  подверглись  обработке и были записаны в Законах XII таблиц. В этих законах также предусматривалось правило, согласно которому законом считается решение народного собрания.                               

   Как отмечал  Солон,  жизнь общества должна  регулироваться правом и законами, принятыми при всеобщем согласии. В греческих городах-государствах у граждан с детских  лет  воспитывалось  уважение и даже почтение как к законам, так и к установленным в них полисным порядкам. Сократ,  утверждавший,  что  полисные законы восходят к разумному началу,  пропагандировал  соблюдение  законов всеми афинянами.                                      

   В Афинах,  где  утвердилась  демократическая  система законодательства, где право в глазах граждан ассоциировалось  с разумом и со справедливостью,  сложилось своеобразное правовое  государство,  благами  которого  не могли,  однако,  пользоваться рабы и иностранцы.  Еще в большей степени культ права и законопочитание сложились

в  римском  обществе.  Безусловное следование республиканским законам было для  римлян не  только  юридической обязанностью, но и делом чести. Ту же связанность Римского республиканского государства собственными законами и правом в целом                                      

отразил выдающийся римский юрист Цицерон, который  рассматривал  государство не только как выражение общих интересов всех его членов, но и как соединение многих лю-

дей,  "связанных  между собой согласием в вопросах права".  Таким образом,  идея правового государства  берет свое начало и в республиканском Риме.                 

   Не случайно,  что именно в римском обществе, где законы рассматривались издавна как священные,  была выработана  наиболее  совершенная  в условиях древнего мира

правовая система, имеющая целостный и всеобъемлющий характер. Римское право впервые в истории выступило в качестве системного, тщательно разработанного, собственно правового образования. Классическое римское право – это вершина в истории права античности и  древнего  мира  в целом. Оно представляет собой одно из величайших достижений античной культуры,  влияние которого на последующее  развитие  европейского  права и цивилизации трудно переоценить.  Оно приобрело в известной мере вневременной, внеисторический характер.                        

   Римское  право лишь со значительными  оговорками можно рассматривать как рабовладельческое.  На первый  взгляд оно  может  казаться таким,  поскольку сформировалось и достигло своего апогея в обществе,  в  основе  которого лежало  наиболее развитое во всем античном мире классическое рабство. Но очевидно, что не рабство предопределило основное содержание римского права,  его филигранную юридическую технику.  Римское право в том  виде,  в каком  оно приобрело мировое значение (это прежде всего частное право, закрепляющее интересы индивида, частного

собственника),  представляет  собой порождение рыночных отношений и торгового оборота.                        

   На ранних  этапах истории Римского государства,  когда в  обществе сохранялись многие элементы патриархального быта, а товарно-денежные отношения не получили еще раз-

вития,  римское  право отличалось традиционализмом, формализмом и сложными обрядами,  тормозившими экономический оборот. Постепенный процесс превращения  Рима из города-республики в гигантскую по  тем  временам  империю имел своим результатом не только рост рабства, но и товарного производства, а в конечном счете создание самого  сложного за всю историю древнего мира рыночного хозяйства,  настоятельно требовавшего адекватной правовой регламентации.                                        

   Сила  частной собственности и построенного на ней товарного оборота ломала устаревшие и стеснительные  правовые формы.  На их месте создавалось новое и совершенное в технико-юридическом  отношении  право,  способное урегулировать тончайшие рыночные отношения,  удовлетворить другие потребности развитого гражданского  общества. Именно в таком виде римское право стало универсальной правовой системой, применимой в разных исторических условиях вне зависимости от типа общества,  если только в его основе лежит частная собственность и рыночное хозяйство.  Вместе с римским правом в историю цивилизации вошла и римская юриспруденция,  представляющая огромную культурную ценность. На базе римской юриспруденции зародилась юридическая  профессия, а соответственно с нее берет начало и специальное правовое образование. 
 

       
  1. Хрестоматия по истории государства и права  зарубежных стран / Под ред. З.М. Черниловского. М.,1984.
  2. Хрестоматия по всеобщей истории государства и права / Под ред. К.И. Батыра и Е.В. Полуэктовой. М.,1996. Часть I.
  3. Графский В.Г.Всеобщая история права и государства. М., 2000.
  4. История государства и права зарубежных стран / Под ред. О.А. Жидкова и Н.А. Крашенинниковой. М., 2002. Часть I.
  5. Черниловский З.М. Всеобщая история государства и права. М.,2001.

Информация о работе Государство и право стран Древнего Востока