Государственный строй и общественно-политическое устройство Римской республики периода рассвета

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 09:42, курсовая работа

Описание работы

В данной работе затрагивается интересный, многогранный и без сомнения важный вопрос – причины прекращения Римской республики и перехода от аристократической с монархической форме правления. Предпринята попытка изложить и проанализировать, что же привело к централизации и узурпации власти, перехода ее в руки императоров, какие обстоятельства не допускали более существования республики.

Работа содержит 1 файл

древний рим.docx

— 54.97 Кб (Скачать)

    Заговор Катилины. Катилина, один из соратников Суллы, вознамерившись занять пост консула решил прибегнуть к заговору. Он объявил всем римским гражданам что в случае обретения им должности консула, он произведёт отмену всех долгов. Это получило широчайший отклик в среде римских должников, мелких землевладельцев, городских квартирантов. Однако собранное Катилиной войско было без особых проблем разбито легионами под управлением Цицерона.

    События 63 года до н.э. отразили серьёзный политический кризис Римской республики. Произошло  размежевание интересов городского и сельского плебса. Горожане относились негативно к требованиям земли  на средства республики. Сельский же плебс  разочаровался в возможности  получения земли через республиканские  органы, сенат, форумы. Гораздо вероятней  было ожидать земли от победоносных военачальников, в награду за сражения. Подобная девальвация роли республики в глазах народа имела, естественно, и серьёзнейшие последствия. Именно войска становились главным оружием  социально-политической борьбы различных  общественных группировок.  

Коалиция  Помпея, Цезаря и  Красса. Первый триумвират. После разгрома заговора Катилины в Риме и Италии как популяры, так и сенатская знать с тревогой ожидали возвращения восточной армии Помпея. Опасались, что победоносный военачальник вместе с верными ему легионами насильственно захватит власть в государстве. Однако Помпей в соответствии с конституцией войско распустил, на что немедленно отреагировал сенат, начав всячески дискриминировать и ограничивать Помпея от политической жизни. В частности сенатом была заблокирована дорога к должности консула 62 года до н.э., отменен ряд указаний Помпея на востоке. Реакция Помпея была резкой. Он договорился с двумя  наиболее известными политическими деятелями времени – Крассом и Юлием Цезарем. Это негласное соглашение о совместной борьбе с сенатской олигархией, заключенное в 60 г. до н. э., и получило а истории название первого триумвирата. Создание такой антисенатской коалиции предопределило ее большую роль в государственных делах Рима в течение всего 'следующего десятилетия. Первым успехом коалиции было избрание Юлия Цезаря консулом на 59 г. до н. э. Во время своего консульства Цезарь провел ряд законов, которые удовлетворили сторонников Помпея и Красса. Были приняты аграрные законы о разделе Кампанских земель, что частично удовлетворило ветеранов Помпея. Все распоряжения Помпея на Востоке были утверждены. В интересах всадников был проведен закон о снижении откупной суммы налога с провинции Азия на одну треть.

    Проведение  этих мероприятий проходило в  жестокой, временами вооруженной  борьбе. Форум и улицы Рима превращались в место настоящих схваток  сторонников и противников триумвиров. В результате ожесточенной политической борьбы был фактически отстранен  от должности второй консул оптимат  Цибул. На вмешательство отдельных  трибунов, накладывавших «вето» на законы Юлия Цезаря, не обращали внимания. Консульство Цезаря превратилось, по существу, в единоличное правление. В своих собственных интересах  Цезарь добился назначения после  консульства наместником.

          Цезарь пользовался  поддержкой городского плебса и считался популяром. Законы Цезаря 59 г. до и. э. выражали интересы широких кругов населения. К тому же Цезарь проводил свои законы через народное собрание, минуя сенат. Перед отъездом из Рима в провинции  Цезарь предпринял меры для того, чтобы  сохранить свое влияние в Риме.

    Клодий. Будучи трибуном, Клодий не упускал из виду интересов Цезаря, которому был лично обязан. Однако его активная политическая деятельность, резкая позиция по отношению к оптиматам, законы проводимые им в интересах плебса создали ему большую популярность среди горожан, что позволяло ему проводить и собственную политику. Клодий нанес удар по лидерам оптиматов, Цицерону и Кантону Младшему.

    В условиях установившейся непрочности  триумвирата к середине 50-х годов, Клодий усилившийся как никогда  позволил себе выступать против самого Помпея, который видел в этом влияние  Цезаря. Понимая что это на руку оптиматам, Цезарь пытается укрепить триумвират и в 56 г. до н.э. ими было заключено  соглашение, по которому Красс и  Помпей получали консульство на следующий  год, после чего становились наместниками Рима в Сирии и Испании соответственно, а Цезарь продлевал свое наместничество в Галлии на пять лет. Это соглашение было одобрено народным собранием, а  затем и римским сенатом, что  означало фактическую ликвидацию авторитета республиканских учреждений. 
 
 
 
 

Падение республиканского строя.

    Уже установление власти триумвирата было очевидной предтечей окончательного утверждения несостоятельности  республики. Дальнейшие события, запутанная и ожесточенная политическая борьба римских политических группировок, движений Клодия и Милона, триумвирата  в целом, в каждого из его участников в отдельности, борьба оторванная от реальных государственных нужд и  вопросов национального значения ясно выявила наличие потребности  в сильной и централизованной власти.

    Внутренняя  политическая жизнь Рима второй половины 50-х годов до н.э. характеризовалась  ожесточенной борьбой с участием оптиматов, принявшего невиданные масштабы движения Клодия, противостоянием сената, осознавшего необходимость сильной  власти и Помпея, подходившего на роль лидера оптимально, с Цезарем, издавна  связанным с популярами. Даже Цицерон, лидер сторонников сенатской  Республики высказывает мысль о  необходимости появления государственного деятеля, наделенного неограниченными  полномочиями, который бы в трудную  мог управлять государством эффективно и справедливо. И в дальнейшем главным вопросом в спорах политических оппонентов является вопрос, кто же им будет.

    После гибели Красса в походе против парфинян, и вспыхнувшего в Галлии пожара восстаний, на котором был занят Цезарь, Помпей оказывается в Риме единоличным  правителем, получив должность консула  без коллегии, а фактически диктатора  в 52 г. до н.э. Воспользовавшись конфликтом Клодия и Милона, приведшим к гибели первого, Помпей распускает их отряды. При Помпее увеличиваются объемы хлебных раздач, падают цены на зерно. В целом за свою деятельность Помпея приводит к росту его популярности. При нем в Риме устанавливается  относительное спокойствие. Попытки  Цезаря путем многочисленных подкупов и заговоров изменить положение  дел, на этом этапе успехом не увенчиваются. Помпей, имея за собой сенат, мощную армию в Испании и благодушно настроенный городской плебс, чувствует  себя достаточно уверенно. Устранение Цезаря с политической арены привело  бы к установлению единоличной власти Помпея. Это понимали и сенат и Цезарь. И если сенат предполагал вслед за устранением одного претендента  расправиться и со вторым, то для Цезаря вопрос стоял твердо: или уходить совсем, или же начать вооруженную борьбу с Помпеем и сенатом.

         Гражданская война. За Цезарем стояла довольно многочисленная, хотя и разнородная политическая группировка, которая отражала интересы различных слоев римского гражданства — муниципальных собственников, части всадничества и даже некоторых кругов сенатской аристократии, заинтересованных в реформировании устаревшего государственного устройства. Располагал он и поддержкой большинства провинциальной аристократии, принявшей римское господство, но заинтересованной в получении римского гражданства и полноправном участии в управлении хотя бы на уровне провинций. И, конечно, мощной силой поддержки Цезаря была его многочисленная (до 12 легионов) и закаленная в боях армия, заинтересованная напрямую в победе Цезаря и получении обещанных щедрых наград, земельных участков и почетных назначений.

    После некоторых колебаний и тщательного  анализа сложившейся военно-политической обстановки Цезарь принял решение начать военные действия против сената и  Помпея. На первый взгляд, военно-политическое положение Цезаря было непрочным. Ему противостояла мощная коалиция талантливого полководца Помпея с его армией и правящего сената, т. е. существующего правительства, располагавшего не только всем авторитетом законного органа управления, но и огромной государственной казной. Однако с военной точки зрения, силы Цезаря были более значительными, чем у Помпея и сената. В масштабнейшей и кровопролитной гражданской войне, которая проходила с переменным успехом и чуть не привела к тотальному уничтожению войска Цезаря и его самого, поражение все же потерпел Помпей. Причиной тому был незаурядный талант Цезаря как военачальника, тактика и стратега, эффективно использовавший фактор внезапности, ложные маневры и методы дезинформации. Бежавший в Египет Помпей был убит местным царем. Победа Цезаря была полной. Девятимесячное пребывание в Египте, сражения с остатками помпеянцев, внутренние проблемы, требования плебса о смягчении долговой системы и прочее уже не могли изменить главного.

     Неограниченные  полномочия вечного диктатора были дополнены и соответствующими внешними атрибутами. Цезарь получил право  постоянно носить пурпурного цвета  плащ триумфатора и лавровый венок  на голове, сидеть на специальном кресле из слоновой кости с золотыми украшениями, носить особые сапоги красного цвета, в которых, по преданию, ходили древние  альбанские цари. Были сделаны шаги в сторону обожествления нового главы государства. Не говоря о том, что он был верховным жрецом и  как народный трибун был sacrosantus, т. е. находился под особым покровительством богов, Цезарь усиленно развивал идею о том, что богиня Венера является родоначальницей рода Юлиев, а сам он ее прямой потомок. Как культурный и просвещенный человек, Цезарь прекрасно понимал условность всех этих пышных титулов. Но, охотно их принимая и подчеркивая, он тем самым хотел внедрить идею монархии в римское республиканское общество, приучить его к новой политической реальности и имперской идеологии.

     Реформы Цезаря. Неограниченные полномочия вечного диктатора были дополнены и соответствующими внешними атрибутами. Цезарь получил право постоянно носить пурпурного цвета плащ триумфатора и лавровый венок на голове, сидеть на специальном кресле из слоновой кости с золотыми украшениями, носить особые сапоги красного цвета, в которых, по преданию, ходили древние альбанские цари. Были сделаны шаги в сторону обожествления нового главы государства. Не говоря о том, что он был верховным жрецом и как народный трибун был sacrosantus, т. е. находился под особым покровительством богов, Цезарь усиленно развивал идею о том, что богиня Венера является родоначальницей рода Юлиев, а сам он ее прямой потомок. Как культурный и просвещенный человек, Цезарь прекрасно понимал условность всех этих пышных титулов. Но, охотно их принимая и подчеркивая, он тем самым хотел внедрить идею монархии в римское республиканское общество, приучить его к новой политической реальности и имперской идеологии.

     Укрепив свое положение как неограниченного  главы государства, Цезарь приступил  к укреплению расшатанных во время  гражданской   войны   государственных  структур, решению имеющихся острых социальных проблем. Так, Цезарь реорганизовал  сенат — верховный орган Римской  республики, в котором было много  его противников. Наиболее непримиримые из них погибли в войнах, были удалены из сената, многие были прощены  Цезарем и изъявили готовность поддерживать новый режим. Но Цезарь включил в  сенат очень многих своих безусловных  сторонников, расширив состав сената до 900 человек (при Сулле он был увеличен с 300 до 600 человек). Из органа враждебного  Цезарю реформированный сенат стал опорой новой власти.

     Народные  собрания и до гражданской войны  обычно поддерживали Цезаря, а теперь, когда он получил пожизненные  права народного трибуна, право  рекомендации кандидатов на должности, когда в составе народных собраний стали преобладать его ветераны и подкупленный подачками городской  плебс, этот орган Римской республики стал еще одной опорой диктатора.

     Цезарь  принял меры к укреплению административного  аппарата своего режима и реформировал систему выборных магистратур. Он увеличил численность магистратур, теперь вместо восьми преторов избирались 16, вместо 4 эдилов — 6, число квесторов возросло до 40. Использование права рекомендаций позволило Цезарю сформировать преданный  и подчиненный ему как главе  государства исполнительный аппарат. Но Цезарь пошел дальше, он часто  прибегал к прямому назначению (без  выборов) своих друзей, сенаторов и даже своих отпущенников для исполнения некоторых государственных дел, называя их префектами, легатами, прокураторами. Особенно много таких порученцев Цезаря, своего рода первых чиновников, направлялось в провинции прежде всего для управления государственным имуществом, сборов налогов, различных финансовых дел. Управление огромной Римской державой требовало консолидации центрального административного аппарата, и Цезарь стремился решить эту сложную проблему, во всяком случае, начать ее решать. Несколько стабилизировав верхние эшелоны власти, новый властелин, предпринял ряд мер по укреплению и провинциального, и местного звеньев управления. Был ужесточен контроль над деятельностью провинциальных наместников, направленный против их коррупции и злоупотребления властью. В некоторые провинции кроме официальных наместников в ранге проконсула или претора посылались особые доверенные лица Цезаря в звании легатов и прокураторов, особенно для надзора за финансовыми делами и сборов налогов, которые составляли своеобразный противовес власти всемогущих наместников. Один из острых вопросов, вызывающий недовольство провинциалов,— откупная система налогов, на которой грели руки римские публиканы, был частично решен передачей права сбора прямых налогов местным властям, что не могло не облегчить положение провинций. Римским же откупщикам была оставлена привилегия сбора лишь косвенных налогов, и тем самым был найден временный компромисс интересов как провинциалов, так и могущественных римских публиканов.

Информация о работе Государственный строй и общественно-политическое устройство Римской республики периода рассвета