Государственный строй и общественно-политическое устройство Римской республики периода рассвета

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 09:42, курсовая работа

Описание работы

В данной работе затрагивается интересный, многогранный и без сомнения важный вопрос – причины прекращения Римской республики и перехода от аристократической с монархической форме правления. Предпринята попытка изложить и проанализировать, что же привело к централизации и узурпации власти, перехода ее в руки императоров, какие обстоятельства не допускали более существования республики.

Работа содержит 1 файл

древний рим.docx

— 54.97 Кб (Скачать)

Введение

      Римская цивилизация – один из величайших государственных памятников человечества. Рим стал исключительным явлением античного мира, оказал сравнимое мало с чем влияние на ход мировой истории, на развитие европейской государственности, культуры, подарил нам  образцы государственного строя, общественно-политического устройства, ставшие основой основ развития европейских государств в средние века. По сей день европейское сообщество придерживается доктрины сохранения преемственности, своего происхождения от Римской империи. По сей день нами используются государственные институты подобные римским, используется терминология и основные традиции работы органов гос управления. А роль римского права в современной юриспруденции и праве наших дней переоценить сложно.

     Тысячелетнюю  историю Древнего Рима делят на три  периода:

  • царский (середина VIII в. до н.э. – 509 г. до н.э.);
  • период республики (509 – 27 гг. до н.э.);
  • империя (27 г. до н.э. – 476 г. н.э.).

Каждому из периодов соответствовал государственный  строй, возможный для того общественно-политического, экономического, военного уровня развития рабовладельческого государства, тому историческому этапу и ситуации.

      В данной работе затрагивается интересный, многогранный и без сомнения важный вопрос – причины прекращения Римской республики и перехода от аристократической с монархической форме правления. Предпринята попытка изложить и проанализировать, что же привело к централизации и узурпации власти, перехода ее в руки императоров, какие обстоятельства не допускали более существования республики. 
 
 
 
 

Государственный строй и общественно-политическое устройство Римской  республики периода  рассвета.

     Вся история Римской республики ознаменована борьбой двух свободных сословий, привилегированных патрициев и  ущемлённых в правах плебеев. Основные республиканские органы государства  и явились тем оружием патрициев, которым они противостояли плебсу, а позже и ареной этих политических сражений. Рим в этот период вел  планомерное завоевание прилежащих земель, все более и более увеличивая свою территорию, но масштабы этих войн были далеки от масштабов завоеваний поздней республики и цезарей. На этом этапе были заложены основы Римского права. Рим управлялся как город-полис, обладая развитой для этого государственной  системой с Сенатом во главе, институтом магистратов и системой народных собраний – комиций.

     Реформа Сервия Туллия была важной уступкой плебеям, но она не уравняла их с патрициями, особенно в том, что касалось наделения  землей, и этот вопрос становился все  более актуальным по мере завоевания Италии, в результате которого приобретались  новые земли. Кроме того, была необходима реформа, которая отменила бы долговое рабство за несвоевременную уплату долга, которое, как и неучастие  в дележе завоеванных земель, более  других ущемляло интересы плебеев.

     Но  чтобы добиться решения этих вопросов в свою пользу, плебеи нуждались  в политических правах. В результате длительной борьбы в течение двух последующих столетий плебеи добились удовлетворения всех своих требований, в том числе: 1) учреждения особой плебейской магистратуры, так называемого  народного трибуната, призванного  защищать плебеев от произвола патрициев; 2) доступа к общественной земле  наравне с патрициями: 3) защиты от произвола патрицианских судей (введением  кодекса законов, известных как  Законы XII таблиц): 4) разрешения браков между патрициями и плебеями; 5) права занимать сначала некоторые, а затем и все главные государственные должности, включая военные.. С 287 г. до н. э. решения плебейских сходок (собраний) стали иметь ту же силу, что и решения центуриатных комиций (собраний), т. е. теперь они являлись обязательными для всех без исключения римских граждан и всех государственных учреждений Рима. К тому же эти решения не подлежали ни утверждению сената, ни его ревизии.

     Конечно, уважение древности происхождения, знатности исчезло не сразу, и  патрицианские семьи сохранили  несомненное преимущества при замещении  — хотя и по выборам — всех главных должностей в государстве. Таким образом, завершился процесс  формирования рабовладельческой государственности  — пережитки родоплеменных отношений  ушли в прошлое. Утвердилась аристократическая  рабовладельческая республика.

     Главным органом государственной власти был сенат. Первоначально он состоял  из 300 сенаторов. Назначали их особо  уполномоченные лица, избранные Народным собранием,— цензоры. Для большинства  сенаторов назначение было практически  пожизненным. Требовалось, чтобы сенатор  происходил из родовитой семьи, был  богат, занимал перед этим какой-нибудь важный пост.

     По  той роли, которую играл сенат, и по тому, из кого он состоял, Римскую  республику называют аристократической. И это соответствовало действительности.

     Переход к республике усилил влияние сената как единственного постоянного  органа власти, выражавшего волю патрициата. Созывал сенат один из магистратов, сообщавший собравшимся и причину  созыва, и предмет обсуждения. Речи и решения сенаторов заносились в особые книги. Первоначально сенат  имел право утверждать или отклонять  решения комиций (собраний). Но уже  c IV в. до н.э. сенат стал высказывать свое согласие или несогласие с законопроектом, вынесенным на утверждение комиций предварительно. Мнение сената было и в данном случае далеко не формальностью, ибо за ним стояли и магистраты, и соответствующие комиций (раньше всего первые 98 центурий). Но исполнительной властью сенат не обладал, и в этом отношении ему приходилось обращаться к помощи магистратур. К особенной компетенции сената относились прежде всего международные, финансовые (доходы и расходы) дела, вопросы культа, объявление и ведение войны и пр.

Вершина власти сената приходится на 300—135 гг. до н. э., когда без него не принималось  ни одной сколько-нибудь значительной меры в области внешней и внутренней политики. Падение роли сената началось в эпоху гражданских войн (II—I вв. до н. э.), когда государственные дела вершились сильными личностями (Марий, Сулла, Цезарь).

     Аристократическая по своей сущности Римская республика сохранила, однако, многие важные институты  народовластия, и прежде всего народные собрания (комиции). «Коллективных» органов  было несколько, и наиболее важными  являлись центуриатные н трибунатные  комиций.

     Центуриатные  комиций (собрания) были уполномочены с древнейших времен принимать или  отвергать законопроект, представленный каким-либо магистратом — консулом, претором, народным трибуном. Как уже  говорилось, голосовали по центуриям. Помимо законодательных функций, центуриатные комиции имели право избирать или отвергать кандидатуры предложенных им должностных лиц, решать вопросы  войны и мира, судить за особо  тяжкие преступления, угрожавшие смертной казнью причинителю, и т. д.

     Трибутные комиций обладали в принципе почти  той же компетенцией, что н центуриатные, избирали некоторых магистратов, решали вопросы о наложении штрафов  и т. д. Позднее они получили также  законодательную и судебную власть.

Но как  бы ни были значительны по своему весу эти собрания, они собирались нерегулярно  и по воле одного из магистратов  — консула, претора, народного трибуна, верховного жреца. Их постановления  чаще всего были предрешены магистратами.

     Диктатор. Существование этого магистрата как никакого другого предоставляло монархическому строю лазейку к овладеванию Римским государством. Должность диктатора, назначаемого одним из консулов по соглашению с сенатом, считалась единственно экстраординарной. Поводами для назначения диктатора могли быть любые кризисные ситуации на войне и внутри страны, требовавшие неотложных, непререкаемых и быстрых действий. Лицо, назначенное диктатором, обладало высшей гражданской, военной 'и судебной властью одновременно, диктатор имел законодательную власть, ему не страшны были никакие законные способы противодействия, включая вето плебейских трибунов. Все прочие магистраты продолжали функционировать, но под властью диктатора. По истечении шестимесячного срока своего правления диктатор был обязан сложить свои полномочия. Последняя из известных нам республиканских диктатур имела место в 220 г. до н. э.

     Прямо противоположными республиканской  диктатуре были «диктатуры», возникшие  с грубым нарушением республиканских  основных законов,— бессрочные диктатуры  Суллы, Цезаря и др. Именно они положили начало конца республики.

     Перечисляя  оплоты существования республики нельзя не коснуться армии, бывшей в течение  всех лет существования до эпохи  диктатур народным ополчением, и уже  по одному этому силой, стоявшей на пути к царской власти или олигархической форме правления.

     Когда с широкой завоевательной политикой  Рима сначала в самой Италии, а  затем и на всех землях, омываемых  Средиземным, морем, римская армия  сделалась постоянным инструментом политики, наемной силой, содержавшейся  за счет завоеванных народов, разрушилась  преграда на пути военных диктатур, а затем и к переходу к монархическому правлению.

     Так в чем же состоят принципиальные особенности Римской аристократической  республики лучших лет ее существования? Что мешало ее переходу к демократии афинского типа, монархии, олигархии?

     На  этот непростой вопрос можно ответить (оперируя современной терминологией) следующим образом: этому мешала в первую очередь система сдержек и противовесов в функционировании правящей магистратуры, а в более широком плане — устойчивое, разумное распределение власти между демократией и аристократией, пусть даже и при явном преобладании последней.

     Как мы видели по ходу изложения, система  сдержек и противовесов проходит через всю систему римской  формы правления: два собрания, одно из которых было поначалу чисто плебейским: коллегиальность магистратур с  правом интерцессии одного из магистратов  в дела другого, своего коллеги; невмешательство  одной магистратуры в дела другой (своего рода разделение властей); строго проведенная срочность всех без исключений магистратур и ответственность магистратов за злоупотребления; исключительные полномочия народных трибунов; наличие сената как назначаемого органа, обладающего высшим авторитетом, но лишенного исполнительной власти, и т. д. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Зарождение  и истоки кризиса  Римской республики.

    С увеличением завоеванных площадей, числа рабов, планомерным уничтожением границ между патрициями и плебеями, появлением крупных землевладельцев, имущественным расслоением населения. В ходе  борьбы патрициев и  плебеев сложилась новая сословная  структура римского общества: нобилитет, состоящий из сенаторского сословия и сословия всадников, и плебс - сельский и городской. Все они были римскими гражданами (в отличие от плебеев  времен борьбы с патрициями). К негражданам  относились сословия вольноотпущенников и рабов. При завоевании Италии в V—IV вв. до н.э. Рим стремился прежде всего к 
конфискации земель, так как рост населения требовал расширения земельных 
владений. Рабство приобретает "классический", античный характер. 
Значительная масса рабов эксплуатируется в государственных и крупных 
частных землевладельческих латифундиях с крайне тяжелыми условиями труда и существования и жестоким террористическим режимом. Естественный протест рабов выливается в ряд все более широких и мощных восстаний.
Параллельно с восстаниями рабов и вслед за ними вспыхивают гражданские и союзнические войны, вызванные борьбой за власть между группировками 
господствующего класса, противоречиями между ним и мелкими 
производителями и возросшей (до 300 000) массой люмпен-пролетариев, 
получавших незначительную материальную помощь государства. Рост числа 
люмпенов становится убедительным свидетельством общей деградации 
свободных.

    В период республики Рим превратился  в крупнейшую средиземноморскую  державу. В ходе непрерывных войн оформилась структура римского войска, которое носило характер народного  ополчения. Служба в нем считалась  не только обязанностью, но и честью. Начиная с IV в. до н.э. за воинскую службу государство начало платить. Развитие товарно-денежных отношений и расширенное использование труда рабов (их приток резко увеличился в связи с победоносными войнами) к началу II в. до н.э. привели к массовому обезземеливанию земледельцев-общинников, то есть сельского плебса. Нобили скупали и просто захватывали их земли, создавая крупные хозяйства, основными производителями в которых становились рабы. Лишенное земли население сосредотачивалось в городе и пополняло ряды городского плебса, состоящего из ремесленников, мелких торговцев, люмпен-пролетариата. Резкое сокращение сельского плебса – основы римской армии – привело к военной реформе: в армию стали принимать неимущих и добровольцев (реформа армии – конец II в. до н.э.). Армия  превратилась в профессиональную. Теперь ее легко мог использовать удачливый полководец для установления единоличной власти.

Информация о работе Государственный строй и общественно-политическое устройство Римской республики периода рассвета