Государственно-политический режим в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 21:34, курсовая работа

Описание работы

Задачами курсовой работы являются:
Исследование системы государственного и политического режима ;
Объективная оценка государственного и политического режима РФ;
Обозначение путей улучшения государственного и политического режима РФ.
При написании данной курсовой работы в основу изучения было положено Конституция РФ, нормативно-правовые акты, Федеральный Закон РФ, учебно - методические пособия, электронный ресурс.

Содержание

Введение…………………………………………………………………... 3
Глава 1. Государственно-политический режим, понятие и признаки.. 7
1.1. Понятие государственно-политического режима.…………………7
1.2. Виды государственно-политических режимов. . .………………....8
Глава 2. Форма правления в России государственное устройство и политический режим…11
2.1.Форма правления в Российском государстве………………………11
2.2.Форма государственного устройства Российской Федерации……12
2.3.Политический режим Российского государства……………………14
Заключение……………………………………………………………...…16
Список литературы………………………………………………………..22

Работа содержит 1 файл

Государственнополитический режим.docx

— 51.26 Кб (Скачать)

Демократический политический режим может предусматривать  прямое участие населения в решении  государственных вопросов (прямая, или непосредственная, демократия) или участие в принятии политических решений с помощью выборных представительных органов (парламентская, или представительная, демократия). Демократический политический режим означает гарантированность  провозглашенных прав и свобод, прочную  законность и правопорядок, существование  различных форм собственности и  плюрализм мнений. Демократический  политический режим невозможен без  многопартийности, без достаточно высокого социально-экономического уровня жизни  широких масс населения, без эффективного контроля над преступностью, особенно ее наиболее опасными организованными формами. Практика демократического развития государственности различных исторических эпох дает самые различные примеры демократических режимов.

Отличаются разнообразием  и антидемократические политические режимы, однако их содержательная сторона  во многом едина, она противоположна вышеперечисленным чертам режима демократии, а именно: господство одной политической партии или движения; одной, «официальной»  идеологии; одной формы собственности; сведение к минимуму или ликвидация каких бы то ни было политических прав и свобод; резкое расслоение населения  по сословным, кастовым, конфессиональным и другим признакам; низкий экономический уровень жизни основных слоев народа; акцент на карательные меры и принуждение, агрессивность во внешней политике[3.3.].

Между различными элементами формы государства существует известное  соответствие. Так, монархическая форма  правления феодального государства  периода абсолютизма тяготеет к  унитарной, централизованной форме  государственного устройства и автократическому политическому режиму. Республиканские  формы правления хорошо вписываются  в условия либерально-демократического политического режима, а при наличии  двух- или многонационального состава  населения могут определять федеративное государственное устройство.

 
                       

 

 

 

 

 

 

 

 

     Глава 2. Форма правления в России, государственное устройство и             политический режим.

                  2.1.  Форма правления в Российском государстве.

При подготовке новой Конституции  России отчетливо высветились многие проблемы теории и практики государственного строительства, в том числе о  форме правления. Суть дискуссий  сводилась к альтернативе: президентская  или парламентарная республика должна быть утверждена в нашей стране. Однако сторонники жесткой альтернативы не учитывали, что в современных  условиях градации, сложившиеся в XIX в., изменяются, происходит взаимопроникновение  элементов различных форм правления, возникают смешанные, «гибридные»  формы. Данные процессы отражают новые  тенденции современного политического  развития, чаще всего вызванные необходимостью повысить уровень управляемости  государства, придать большую самостоятельность  и стабильность органам исполнительной власти.

Форма правления, т.е. порядок  организации и взаимоотношений  высших органов государства, зависит  от многих факторов: соотношения социально-политических сил, уровня правовой и политической культуры и т. д.

Сложная обстановка перехода к рыночной экономике и острая социальная напряженность обусловили тот факт, что в Российской Федерации  в качестве формы правления установлена  президентская республика, но обладающая по сравнению с традиционными  президентскими республиками рядом  особенностей.

Во-первых, наряду с признаками президентской республики (это, в  частности, контроль Президента за деятельностью  Правительства) данная форма имеет (правда, незначительные) элементы парламентарной республики, состоящие в том, что  Государственная Дума может выразить недоверие Правительству (хотя решать его судьбу и в этом случае будет Президент).

Во-вторых, налицо дисбаланс  между законодательной и президентской  властью, существенный перевес последней, что в какой-то мере нарушает необходимое  равновесие и устойчивость государственной  власти в целом.

Наконец, в-третьих, уникальность России как федерации не может  не быть отраженной в механизме государственной  власти, особенно с учетом того, что  в ряде ее республик также существует институт президентства.

       

           2.2. Политический режим Российского государства

          Политическая обстановка в России  неустойчива, социальная напряженность  в обществе сохраняется. Иными  словами, условий для стабильного  политического режима в стране  пока нет. Коль скоро политическая  ситуация в стране изменчива,  подвижна, то и политический режим  может развиваться по одному  из нескольких вариантов.

       В последние  годы политическим ориентиром  реформаторов первой волны был  праволиберальный (буржуазно-демократический)  политический режим. Его социальной  опорой обычно служит обширный  средний класс, который в России  пока находится в зачаточном  состоянии, а потому шансов  у этого режима, похоже, немного.  Во всяком случае результаты парламентских выборов 1993 и 1995 гг. показали, что такие праволиберальные группировки, как «Демократический выбор России» и «Партия экономической свободы», не пользуются поддержкой широких слоев населения.

      Весьма  перспективен в нашей стране  социал-демократический вариант  политического режима скандинавского  образца. В политической сфере  для него характерны широкая политическая демократия, демократические и правовые методы осуществления власти, умеренные реформы и эволюционный путь развития общества. В социально-экономическом плане — это многоукладная экономика, первоочередное поощрение малого и среднего бизнеса, прогрессивное налогообложение, препятствующее резкому социальному расслоению, весьма привлекательные социальные программы, социально ориентированный рынок.

      Предпосылками  для перехода к социал-демократическому  режиму служат коллективно-общинные  традиции России, приверженность  широких народных масс идеалам  социальной справедливости, высокая  приспособленность экономики к  государственно-правовому регулированию.  Этот режим мог бы иметь  прочную социальную базу. Вместе  с тем социал-демократические  партии и движения в России  пока явно разрознены, у них  нет ясных и понятных народу  программ, объединяющих идей и  концепций, поэтому их возможности  пока слабо реализуются.

На основе взаимодействия социал-демократических и национально-патриотических движений могут возникнуть смешанные  политические режимы. Их социальной базой  могут стать не только широкие  слои населения, но и военнослужащие, предприниматели. Однако стремление национал-патриотов (в случае прихода их к власти) решать сложные проблемы простыми способами (например, попытки возродить административно-территориальное государственное устройство) может ускорить процесс отсоединения от России многих национально-государственных образований, что приведет к неизбежному ее распаду.

Не исключена в России и жесткая диктатура мафиозно-криминального капитала. Это, разумеется, один из самых наихудших вариантов.

Какой из названных вариантов  политических режимов станет реальностью  в Российском государстве, покажут  время и степень мудрости россиян.

           3.3.  Перспективы развития Российского государства

     Россия, надо  полагать, полностью исчерпала лимит  революционных потрясений, крутых  реформ, волюнтаристского экспериментаторства, бездумного заимствования чужеземного опыта. В опоре на собственные силы, богатые возможности, исторические, социально-культурные и национальные традиции, талантливый народ она может и должна твердо встать на испытанный мировым опытом путь преобразований, сочетающий необходимую стабильность, преемственность и динамизм. В социально-экономическом отношении это построение общества, которое бы органично синтезировало бесспорные преимущества социализма с эффективной рыночной экономикой, с социально ориентированным рынком. В социально-политическом плане сказанное означает курс на создание гражданского общества и демократического правового социального государства.

         Общество потому и называется  гражданским, что главным и  постоянно функционирующим его  элементом, живым его олицетворением  является подлинно свободный,  уверенный в себе и своих  правах, заботящийся о процветании  общества гражданин. Разумеется, гражданин не свободен от неукоснительного  выполнения лежащих на нем  обязанностей, от соблюдения и  исполнения правовых норм, действующих  законов. Жизнедеятельность гражданского  общества строится на нравственных  и правовых началах, а широкие  гражданские свободы органично  сочетаются с ответственностью  и дисциплиной.

      Исторический  опыт показывает, что без развитого  гражданского общества государственная  власть приобретает тоталитарный  характер. Благодаря же гражданскому обществу она получает мощный импульс демократизма, становится на службу человеку, на защиту его прав и свобод.

     Особенность  российской ситуации заключается  в том, что параллельно становлению  гражданского общества создаются  основы демократического правового  государства, которое объективно  заинтересовано в оказании поддержки  институтам гражданского общества, стремится активно помогать тем  из них, кто способен непосредственно  усиливать могущество и демократизм  государственной власти. Гармонизация  закономерных взаимоподдерживающих связей и отношений гражданского общества и правового государства — столбовая дорога мировой цивилизации, по которой рано или поздно все равно пойдет Россия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                 Заключение

 

Итак, режимы осуществления  государственной власти отличаются большим разнообразием. Их специфика определяется зависимостью как от элементов формы государства (абсолютная монархия и унитарная государственность тяготеют к более жестким, централизованным методам управления, а парламентская республика и федеративное построение государства — к введению альтернативных более демократических методов воздействия), так и от иных объективных и субъективных обстоятельств: национальные и исторические традиции, особенности культуры, религии и даже территориальные размеры государства и т.д.

На основании изученного материала подведем краткие итоги.

Итак, каждое государство  имеет свой политический режим. Политический режим означает совокупность приемов, методов, форм, способов осуществления политической государственной власти в обществе, характеризует степень политической свободы, правовое положение личности в обществе и определенный тип  политической системы, существующей в стране. Одна из достаточно простых, широко распространенных, классификаций политических режимов - деление  их на тоталитарные, авторитарные и демократические.

Демократический режим - характеризуется  высокой степенью политической свободы  человека, реальным осуществлением его  прав, позволяющим ему оказывать  влияние на государственное управление обществом. Политическая элита, как  правило, довольно узка, но она опирается  на широкую социальную базу.

Характерные черты демократического режима:

1) Суверенитет народа: именно  народ выбирает своих представителей  власти и может периодически  сменять их. Выборы должны быть  честными, соревновательными, регулярно  проводимыми. Под “соревновательными”  понимается наличие различных  групп или индивидуумов, свободных  выставлять свою кандидатуру. Выборы не будут соревновательными, если одни группы ( или индивидуумы) имеют возможность участвовать, а другие её лишены. Выборы считаются честными, если нет махинаций и есть специальные механизм честной игры. Выборы бывают нечестными, если бюрократическая машина принадлежит одной партии, даже если эта партия относится терпимо к другим партиям во время выборов. Используя монополию на средства массовой информации, стоящая у власти партия может влиять на общественное мнение до такой степени, что выборы нельзя уже назвать честными.

2) Периодическая выборность  основных органов государства.  Правительство рождается из выборов  и на определенный, ограниченный  срок. Для развития демократии  недостаточно регулярно проводить  выборы, необходимо, чтобы она опиралась  на выборное правительство. В  Латинской Америке, например, выборы  проводятся часто, но многие  латиноамериканские страны находятся  вне демократии, т.к. наиболее  распространенный способ смещения  президента - военный переворот,  а не выборы. Поэтому, необходимое  условие демократического государства  - лица, осуществляющие верховную  власть, избираются, причем избираются  на определенный, ограниченный срок, смена правительства должна происходить  в результате выборов, а не  по желанию некоего генерала.

3) Демократия защищает  права отдельных личностей и  меньшинства. Мнение большинства,  выраженное демократическим путем  на выборах, это лишь необходимое  условие демократии, однако, отнюдь  не недостаточное. Лишь сочетание  правления большинства и защита  прав меньшинства составляют  один из основных принципов  демократического государства. Если  же в отношении меньшинства  применяются дискриминационные  меры, режим становится недемократическим,  независимо от частоты и честности  выборов и смены законно избранного  правительства.

4) Равенство прав граждан  на участие в управлении государством: свобода создания политических  партий и других объединений  для выражения своей воли, свобода мнений, право на информацию и на участие в конкурентной борьбе за занятие руководящих должностей в государстве.

Информация о работе Государственно-политический режим в России